Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
12-11-2008 19:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Тьма не накрыла громадный город... Ультраортодоксальный кандидат Меир Поруш потерпел поражение на муниципальных выборах в Иерусалиме

Хотя муниципальные выборы состоялись 11 ноября почти в двухстах населенных пунктах Израиля, большинство взглядов было приковано к избирательным баталиям в священной столице - Иерусалиме. И не только потому, что этот город – столица, просто нынешние выборы в Святом Граде были не просто политической баталией, но и, в значительной степени, противостоянием двух миров. Поскольку главными кандидатами в израильские лужковы оказались светский бизнесмен Нир Баркат и бывший заместитель министра, строитель, раввин-ультраортодокc Меир Поруш.

Как мы уже писали, мэр-ультраортодокс в Иерусалиме уже был – Ури Луполянский, убедительно выигравший прошлые выборы у того же Барката. Однако перед тем, как пересесть в кресло мэра, Луполянский многие годы проработал в муниципалитете, несколько лет фактически был и.о. главы города (номинальный мэр Эхуд Ольмерт, впоследствии ставший премьером, был слишком занят большой политикой, чтобы серьезно вникать в городские проблемы), и заслужил репутацию крепкого хозяйственника, умеющего учитывать интересы всех горожан, в том числе и светских. С Порушем же была "совсем другая история" - за долгую политическую жизнь он приобрел однозначную репутацию "секторального политика", представляющего исключительно свою общину.

Не все знают, что во время предвыборной кампании Поруш столкнулся с серьезными проблемами в собственном лагере. Ведущие раввины далеко не сразу дали согласие поддержать именно его кандидатуру. Кое с кем из них Порушу так и не удалось договориться - например, с Гурскими хасидами – одной из самых многочисленных и влиятельных ультроортодоксальных группировок (по словам наблюдателей, часть этих хасидов даже проголосовала за Барката). Более того, в последний момент дорогу Порушу едва не перебежал Арье Дери – легендарный израильский политик, возглавлявший в прошлом партию ШАС, однако ушедший из большой политики после отсидки по обвинению в коррупции. Как только А. Дери заявил, что желает бороться за место городского головы, большинство раввинов тут же заявило, что именно он является идеальным кандидатом от религиозного лагеря. Однако в последний момент на помощь Порушу пришел светский суд, постановивший, что бывший взяточник все еще не может занимать никаких выборных должностей.

Среди противников Поруша оказались также ультраортодоксы-радикалы, в принципе отрицающие легитимность сионистского государства. Накануне голосования в религиозных кварталах появились плакаты, призывающие бойкотировать "богопротивные сионистские выборы". А непосредственно 10 ноября радикалы даже устроили беспорядки, дабы не дать благочестивым гражданам исполнить свой гражданский долг.

Тем не менее, накануне выборов Поруш был твердо уверен в успехе. Ибо, как показывала практика, религиозный электорат традиционно голосует дисциплинированно и массово, тогда как светская публика, напротив, не слишком интересуется муниципальными баталиями.

Впрочем, в штабе Поруша понимали, что силами одних единоверцев победить будет сложно, и попытались привлечь хотя бы часть светских избирателей. По городу были развешены плакаты, с которых нерелигиозные бизнесмены и адвокаты внушали гражданам, что лучшего мэра, чем Поруш, им не найти. Специально для светских избирателей, а ультраортодоксы почти не пользуются Интернетом, был создан предвыборный сайт http://porush.co.il/Default.aspx. Кроме того, пиарщики бывшего замминистра рассудили, что лицо длиннобородого раввина в кипе может оттолкнуть нерелигиозных избирателей. Поэтому на всех плакатах ультра-ортодоксального кандидата изображали в виде эдакого мультяшного санта-клауса.

Не обошлось и без черного пиара. Накануне выборов улицы города покрылись плакатами, утверждающими, что Баркат поддерживал в свое время программу размежевания, а сегодня якобы готов передать полгорода арабам. Для пущей наглядности на плакатах была изображена Стена Плача, расколотая надвое и объятая пламенем.

Однако все эти усилия оказались тщетными. Нир Баркат одержал уверенную победу, получив 52 % голосов и опередив своего конкурента почти на 9 %. Ибо светские иерусалимцы, вопреки своему обыкновению, на этот раз массово и дружно устремились к избирательным урнам, чтобы поддержать своего кандидата. А точнее – чтобы не допустить победы его соперника-ортодокса.

Что же так испугало светских иерусалимцев? Ответ на этот вопрос довольно четко озвучила известная израильская блоггерша, обычно далекая от политики, однако в день выборов опубликовавшая призыв голосовать за Барката: "Я бы этого не писала, но плакаты, в каком виде нам можно появляться на улице ИХ города, уже висят и в нашем районе. А история со школами коснулась и меня. Я не считаю, что религиозные школы это плохо. Наоборот. Я просто считаю, что у меня должен быть выбор. И я видела в этом году, как муниципалитет пытался закрыть нашу школу. С формулировкой "мало детей в районе", только вот до записи пол района вдруг перестало относиться к нашей школе. То есть 30 лет относилось, а тут как отрезало. Повезло нам с директором. Через неделю все стало, как раньше. И, кстати, нерелигиозных детей в этом году в нашем районе стало больше, чем в прошлом. Хотя муниципалитет не был готов принять эту точку зрения".

И действительно, традиционные ультраортодоксальные кварталы давно уже не могут удовлетворить квартирные потребности растущей общины. Поэтому ультраортодоксы массово переселяются в соседние светские кварталы, постепенно вытесняя их прежних жителей, не испытывающих восторга от новых соседей с иными ценностями и иным жизненным укладом, к тому же не отличающимся терпимостью и готовностью к компромиссам.

Как видно из приведенной записи, даже при "толерантном" Луполянском ультраортодоксальные муниципальные власти нередко способствовали исходу светского населения со спорных территорий - в частности, через закрытие или "укрупнение" нерелигиозных школ (подобные жалобы мне доводилось слышать и от других иерусалимцев). И мало кто сомневался, что при Поруше, если бы он победил, подобные тенденции лишь усилились.

Еще один вопрос, волновавший иерусалимцев – распределение городского бюджета, а также выделение участков под жилищную застройку. Мало кто сомневался, что при Поруше ультраортодоксы получат львиную долю, особенно в земельном вопросе, поскольку еще со времен работы в минстрое Поруш наладил прочные деловые связи с ультраортодоксальными подрядчиками.

Еще одна проблема – работа, которой в Иерусалиме почти нет, особенно для людей с образованием. Так что сотни "белых воротничков" вынуждены работать в Тель-Авиве и окрестностях, ежедневно тратя на дорогу по несколько часов (из-за пробок и отсутствия нормальной железной дороги). Разумеется, на муниципальном уровне эта проблема не решается. Однако все понимали, что Поруш, чьи избиратели в хай-теке почти не работают, этим вопросом не будет заниматься вовсе.

Однако, в первую очередь, иерусалимцы голосовали не за программу, а за образ. Нир Баркат стал для них символом открытого светского общества, в котором религиозные и нерелигиозные смогут жить бок о бок, не указывая друг другу, кому как жить и во что верить. Поруш же, напротив, олицетворял ультраортодоксальное "гетто", в котором нет места для "не-своих". И этот образ оказался достаточно непривлекательным и пугающим, чтобы заставить политически инертных горожан все-таки встать и дойти до избирательной урны.

Евгений Левин,
для "Портала–Credo.Ru",
Иерусалим.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]