Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
10-10-2005 15:50
 
ДОКУМЕНТ: Обращение прихожан Русской Православной Старообрядческой Церкви к местоблюстителю престола Митрополита Московского и всея Руси архиепископу Иоанну и Собору РПСЦ

Преосвященнейшии  Владыки,  честные отцы, все участники Освященного Собора!

На протяжении последних двух лет  истинная Церковь дважды осиротела от главного кормчего. Мы, христиане, как члены единого тела обеспокоенысостоянием, которое создалось в связи с этим, и  не можем быть равнодушныотносительно будущего нашей Церкви; относительно того, кто будет видимымкормчим (предстоятелем) земной Церкви.

Мы, христиане Кишиневской Епархии вследствие Освященного Собора 2004г. (октябрь) лишились своего архипастыря и духовного отца, - епископа Зосимы, тем самым  получили реальную возможность почувствовать на себе что это такое, как  грустно и неуютно лишиться наставника. Мы эту разлуку постоянно ощущаем.

Мы его знаем и воспринимаем как ревностного, грамотного и опытного архипастыря, сумевшего поднять вопросы восприятия православного учения на более высокий качественный уровень, посвятившего себе всецело служению Христовой Церкви. Мы постоянно желаем иметь такого архипастыря у себя, его скорейшего возвращения на свой престол, но в связи с создавшимся положением, когда Церковь постигла участь сиротства, нам не безразлично, кто станет управлять  Церковным кораблем в это неспокойное, туманное время.

В лице епископа Зосимы мы видим достойного кандидата, способного возглавить Церковь. Порядок избрания предстоятеля Церкви прописан в гражданском церковном
 уставе. Из Священного писания известен факт  избрания апостола Матфея в число 12 апостолов, вместо отпадшего Июды - предателя, методом жребия. Такой способ избрания предстоятелей Церкви практиковался в дальнейшем на протяжении всей истории христианства. Поскольку Собор есть высшая инстанция правления Церковью, то смиренно просим представить на рассуждение Освященного Собора, какой способ применить для избрания предстоятеля. Применив способ "жребия" для избрания предстоятеля мы тем самым целиком вверим свою волю, воле Божией.

Для более подробного  знакомства с епископом Зосимой, прилагаем его биографические данные к нашему прошению.

Простите нас Христа ради - христиане Кишиневской Епархии, духовные чада епископа Зосимы:

Краткие биографические сведения и трудовая деятельность епископа Зосимы

На рубеже 17го -  18го веков (около 1700г) появились первые поселения старообрядцев в северной зоне междуречья Днестра и Прута, на территории Османской Империи, сегодня территория Молдавского государства. Среди этих поселений упоминается с. Серково (современное название Сырково) Оргеевского уезда, позже, в советский период Резинского р-на. Пересеченная местность, на которой расположено селение не
 впечатляет, но оно располагает и пленяет богатством природы и некоторым уютом, среди холмов, лесов, долин и водных ручейков. Перед взором открывается бесконечный океан застывших волн, уходящих к горизонту холмов. Ближе к горизонту, на их вершинах кое-где дымятся облака, зацепившиеся за густую щетину лесов. Лазурь ясных небес, на которых несутся отрывки облаков, отражаются в зеркале водной гаммы небольшого озера на восточной окраине селения.

В чистом и прозрачном, несколько влажном воздухе, в жаркую погоду напоенным запахом дубовых, ясеневых, акациевых и других лиственниц испарениями,  отдаёт  многократным  эхом  всякий звук в театре холмов и долин. Богатство природы этих мест останавливает внимание путника,видавшего виды. Тучный чернозём покрывается высокой сочной растительностью, испещренной различными красками цветов.

Плавное течение речки, рассекающей село в продольном направлении, собирает воды ручейков, успокаивающих своим журчанием  и берущих свое начало, откуда-то с верху, из чащи густых зарослей. Трудно найти место, которое могло - бы  соединять столько благоприятных условий для отшельнической жизни. Такие места присмотрелись нашим предкам для проживания...

Поселившиеся  здесь старообрядцы были грамотными людьми, понимающими и знающими основные догматы веры и церковные обряды. Закаленные гонениями, притеснениями, и наученные жизненной мудрости в своих скитаниях, они энергично приступили к обустройству своего быта, приспосабливаясь к жизни в новых условиях. Своим трудолюбием доброжелательностью, староверы привлекали внимание местного населения, и последнее стало охотно селиться в Серкове. Исторические источники донесли до нас сведения о том, что в селении Серково существовал мужской монастырь. Один из насельников этого монастыря был инок Алимпий, который вместе с иноком Павлом "отправились в восточные страны для отыскания епископа".

В этих намоленных и политых потом местах и благоволил Богродиться будущему святителю.

Еремеев Зотик Иоасафович родился в  1947 году в потомственной, многочисленной старообрядческой семье в селении Серково (сегодня Сырково) Резинского района, Молдавской ССР. Обладая природным острым умом и трудолюбием, с пяти лет научился Церковной грамоте - чтению, а затем и Церковному знаменному пению. Воспитывался в строгости, в трудностях, в ревности к Богу. Любил Церковную службу, стояние на молитве в домашних условиях. После окончания неполной средней школы, заканчивал профтехучилище с одновременным окончанием курса средней школы. Несколько лет работы, далее снова учеба в гражданском учебном заведении, затем в
 Московской духовной семинарии  Процесс обучения  проводился параллельно с
 трудовой деятельностью.

По окончании духовной семинарии выпускник Зотик был направлен на работу в Кишиневскую Епархию, где был устроен в качестве помощника секретаря и по совместительству должен был участвовать в духовном хоре кафедрального собора г. Кишинева. Будущий епископ Зосима принял эти предложения с целью последующего совершенствования знаний в духовной академии.

Нужно отметить, что ему много раз предлагалось принять священный сан в никонианской Церкви как грамотного и отличного выпускника духовной семинарии, однако он всякий раз отказывался, твердо зная цель своего временного пребывания в этой Церкви.

Особенно нужно отметить, что временное пребывание в никонианской Церкви будущему владыке не прошло без плодно. Во первых, он воочию увидел еретичность новообрядческой церкви в её учении и практической деятельности и глубже утвердился в истинно православно - старообрядческой Церкви. И эту истину он открывал, где видел плодотворную почву.

Так, благодаря знанию молдавского языка он многим молдаванам, сегодня прихожанам Кишинева и др. Общин помог обрести истинную веру, которые в последствии стали ревностными христианами Православно - Старообрядческой Церкви. Таким образом, на нем  исполнились слова св. апостола Иакова "Братия! если кто из вас уклонится от истины и обратит его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасёт душу от смерти и покроет множество грехов". Ияков, гл.5 (19,20).

В последствии в  новообрядческой  Церкви узнали о фактической деятельности работника Кишиневской Епархии Зотика и он был вынужден уволится  и расстаться с желанием о поступлении  в духовную академию. Далее приводим с сокращениями статью о епископе Зосиме, оего трудовой деятельности,  научного сотрудника института межэтнических отношений при Академии наук Республики Молдавия, господина Александра Магола, профессионалная деятельность которого непосредственно связана с исследованием религиозных и  межэтнических отношений в Республике.

С епископом Зосимой я почти не знаком, но мне хорошо известна его деятельность по возобновлению духовной жизни старообрядческих приходов Кишиневской епархии. Его Преосвященство также хорошо известен в Государственной службе по делам культов при Правительстве Республики Молдова, в  других  государственных  учреждениях  и  даже  среди представителей других христианских конфессий, как образованный, трудолюбивый, энергичный и ревностный восстановитель порядка в церковной общине верующих липован Молдовы, почти полностью дезорганизованной и ослабленной в советский период.

Видимо уместно будет здесь сказать и о традиционном своеволии некоторых верующих, которые долгие годы находясь без священнического и епископского окормления, далеко от центра, не зная основ веры и церковных правил,
 сегодня с трудом подаются воцерковлению. И поэтому сегодня наблюдаем совершенно неестественное явление, когда некоторые из мирян, восстали
 против своего епископа.

В тяжелые годы гонений на религию в Советском Союзе,  будучи еще мирянином,  епископ Зосима закончил Московскую Духовную Семинарию, работал в церковном управлении Кишиневской и Молдавской Епархии Московской Патриархии, и после возведения в сан дьякона и священника служил в старообрядческих приходах России.

Став управляющим Кишиневской Православно-Старообрядческой епархией около одиннадцати лет тому назад, епископ Зосима всецело и активно  включился в подвижническую деятельность,  направленную на восстановление древнего православного благочестия и соблюдения церковных  правил и преданий в старообрядческих общинах Молдовы. Свою деятельность он подчинил одной теме, вмещающей все аспекты жизнедеятельности, включающие накопленный соборный вековой опыт многих поколений.

Его Преосвященство начал  свою  деятельность с установления в храмах Епархии дисциплины и однообразия в церковном пении и чтении, для чего им были изданы книги: Обедница, Обиход, Ирмосы,  Праздничная  певчая, Трезвоны, Служба Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина", Служба на Святую Пятидесятницу, Правила благочестивого поведения  в доме Божием (Кишинев, 2001 год), с 2000-го года издает Церковный календарь епархии и др. Хочу особо отметить  тот факт, что эти издания читают не только старообрядцы  но и верующие других Православных Церквей, на которых они оказывают благотворное влияние.

Параллельно с этой деятельностью им велась работа по ремонту, восстановлению и новому строительству. Благодаря его неустанному попечению и поддержке, в приходах Кишиневской епархии сделано много дел. Практически все храмы были оснащены необходимой утварью. В приходе города Оргеев произведен ремонт крыши храма, заменены купола и кресты. В приходе города Теленешты осуществлен полный ремонт здания церкви, произведены земляные работы по отводу грунтовых вод.  В селе Покровка построено каменное ограждение, заменены купола и кресты храма. В селе Егоровка начато строительство новой церкви, на что Епархия выделила огромные средства.

Я не являюсь старообрядцем, но как православный христианин и как исследователь церковной старины неоднократно посещал Кишиневский старообрядческий храм и видел там много положительных изменений. После землетрясения 1987 г. произведен капитальный ремонт храма. Позже произведено расширение храма, построено два притвора,  заменены купола  и  кресты,  которые сейчас золотом сияют на солнце.

На сегодняшний день почти закончено строительство здания Духовного  Центра, в котором будет размещена воскресная школа, библиотека, трапезная, административные помещения, архиерейские покои, и др. Здесь же было организованно обучение крюковому пению, что сегодня очень редкое явление. С 2000 г. начато централизованное производство свечей из чистого воска, которые распространяются по всем приходам епархии.

В 1989 году, будучи в городе Кагуле  по служебным делам, посетил заброшенный, полуразрушенный и оскверненный старообрядческий храм этого города. Встретившись с некоторыми верующими, узнал, что община здесь очень маленькая и у них нет средств на восстановление храма. Вернувшись в Кишинев, я обратился к тогдашнему епископу Тимону с предложением сбора средств по всему бывшему Союзу посредством опубликования в церковной и  светской прессе воззвания о помощи на восстановление, когда-то прекрасной архитектуры храма в г. Кагуле. Но не смотря на это,  ремонт, восстановление иконостаса, написание  20 новых  икон  и  полное освящение  храма  стало  возможным  только  с  1993  по 2004  гг.,  в период  управления  епархией  епископом  Зосимой. Огромным достижением  в духовной  и  церковной жизни молдавских  липован  является  восстановление  знаменитого  в  свое
 время монастыря в  селе Кунича.  Сегодня  он  является единственным  в  Республике Молдова,  да  и во  всей бывшей Бесарабии, действующим старообрядческим монастырем в  котором совершается  полная ежедневная служба . Думаю что  нет  особой необходимости  объяснять  какое большое значение для  духовной жизни, для  сохранения  и  распространения  веры имеют монастыри, особенно сегодня,  когда  Православие в Молдове, да  и  в  России подвергается нападкам  со  стороны многочисленных неопротестантских сект нахлынувших  с  Запада,  когда растлевающий  дух мира поражает многие умы  и  души.

Особое отношение к подрастающему поколению то  есть к будущему Церкви, со  стороны епископа Зосимы,  проявляется в том что  в  летний  период,  когда многие  дети  в  больших городах остаются  без  присмотра  и находятся под тлетворным влиянием улицы,  при  монастыре было  организовано  их  обучение церковному чтению  и  пению, приобщение  их  к  духовным  ценностям и традициям
 предков.  Здесь  же  постоянно повышают свои  знания устава  и церковного  пения приходские уставщики. Монастырь с. Кунича является также единственным пристанищем для вдовствующих и оставшихся  без  семьи  православных христианок.
Эти  и  другие, важные и  большие  достижения  в  духовном строительстве, реализованные очень малыми средствами  т. к. в Кишиневской епархии  всего лишь  6  или  7  приходов осуществляют взносы на содержание епархии.

Насколько мне известно, его Преосвященство является единственным иерархом Московской Митрополии, имеющим законченное специальное богословское образование.

О высокой компетенции епископа Зосимы можно судить и по тому, что он немало времени уделяет приходящим извне Церкви Христовой, для увещания и разъяснения истин христианской веры, а также верующим и священникам другой Православной Церкви Республики Молдова. Неоднократно его посещали преподаватели и священнослужители Кишиневской Духовной Академии, которые обращались к нему за помощью в вопросах литургической практики и церковно-славянского языка. На протяжении многих лет он готовил к изданию Церковный календарь Московской Митрополии.

В 1995 году из-за некоторых политических изменений в нашей Республике  Кишиневская Православно-Старообрядческая епархия прошла очень сложный процесс перерегистрации всех местных общин и епархиального управления. Особо считаю необходимым отметить, что епископ Зосима уроженец известного в Молдове села Сырково, в котором находились большая липованская община и знаменитый в свое время старообрядческий монастырь, "Откуда (выражаясь словами летописца) есть, пошла" возрожденная Белокриницкая иерархия. Так как инициатор и организатор этого возрождения монах Алимпий подвизался именно в Сырковском монастыре.

Я неоднократно посещал с. Сырково, и мне известна многочисленная старообрядческая семья в которой вырос епископ Зосима. Он был воспитан в суровых условиях и строгих нравах и не способный по другому строить свою жизнь, кроме как в стремлении исполнять правила и каноны Церкви, следуя
 добрым преданиям и традициям. В тяжелые годы атеистических гонений, когда
 подавляющее большинство церквей в  Молдове было закрыто или разрушены, старообрядческая церковь в с. Сырково никогда не закрывалась. По верующим липованам в косоворотках, подпоясанных пояском, с укладистыми бородами, идущими утром на службу, молдоване с. Сырково узнавали время церковных праздников.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]