Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
25-03-2005 10:36
 
"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Сетевой опиум для народа. Встреча религиозных деятелей с властями не оправдала надежд государства. Священники не знают способов укротить Рунет

Бесконтрольность русскоязычного интернета, который именуют "Рунет", давно беспокоит чиновников путинской генерации. С одной стороны, число пользователей Рунета продолжает расти едва ли не в геометрической прогрессии. С другой, содержание его информационно-аналитических ресурсов слишком уж откровенно контрастирует с теми штампами, которые внедряет в сознание российских масс официальная телепропаганда. Короче говоря, Рунет попросту делает тщетными титанические усилия власти по созданию "позитивного имиджа" самой себя и вообще подрывает доверие к официальной пропаганде. Что из этого следует? А то, что информационную "черную дыру", постоянно "отравляющую" сознание миллионов россиян, причем самых "продвинутых", надо как-то прикрыть. Но как?

Неприличный вопрос

Не первый год власть ищет приличный ответ на этот неприличный с точки зрения демократии вопрос. Сначала околокремлевские политологи разрабатывали разного рода доктрины и концепции "духовно-информационной безопасности" страны. Затем стали звучать заявления об "оказании населению услуги по защите от негативных информационных воздействий". Наконец к решению "государственной задачи" решили подключить один из самых авторитетных общественных институтов - традиционные религиозные конфессии. Их представителей созвал на днях на конференцию "Религия и Церковь в информационном обществе" в московский "Президент-отель" министр информации Леонид Рейман.

Но, похоже, задача "без шума и пыли" поставить Рунет под контроль власти в принципе неисполнима. И религиозные конфессии практически отказались помогать Кремлю в решении этой деликатной и скандальной задачи.

Открывал мероприятие, естественно, министр. Его речь была построена по классической схеме: "Информатизация - это хорошо, но...". Среди основных "но" были названы: уход миллионов людей из реальной жизни в виртуальное пространство, разрушение традиционных коммуникаций между людьми, угроза душевному здоровью детей. Собственно, под лозунгом "Защитим наших детей!" и предложил министр религиозным лидерам объединить свои усилия с властью в благородном деле регулирования Рунета. "Необходимо духовное, религиозное освоение интернет-пространства", - призвал Леонид Рейман. Министр, правда, не указал ни одного конкретного способа такого "освоения", так что этот призыв приходится понимать в контексте основного мессаджа его речи: пора покончить с безграничным разгулом свободы в интернете, в том числе и посредством духовной цензуры.

"Вечные вопросы" на языке родных осин

Но религиозные деятели то ли не поняли министра, то ли оказались более трезвыми в своем отношении к виртуальной реальности. Первым министру ответствовал видный представитель самой традиционной российской конфессии - зампред Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин. Он сразу развеял иллюзии относительно недостаточности "религиозного освоения" Рунета: в русской сети удельный вес информации о религии гораздо больше, чем в традиционных СМИ, сообщил протоиерей. Естественно, качество этой информации его не устраивает, потому что она носит в основном фольклорно-бытовой характер, уводя читателей от "коренных вопросов" о смысле жизни. Бурное "религиозное освоение" интернета о. Всеволод связывает исключительно с экономическими факторами: открыть свое издание в сети на порядок дешевле, чем выпускать на бумаге. Вот все кому не лень и занимаются "религиозной пропагандой" в Рунете. Далее зампред ОВЦС МП перешел к абстрактным материям, формулируя высокие задачи, но ничего не говоря о механизмах их исполнения. Он призвал, в частности, закрепить за верующими право "говорить о вечной жизни и спасении", даровать обществу "положительный нравственный идеал", сформулировать "самостоятельный глобальный проект" России, дать людям мотивацию "жить и работать". Вероятно, все это и составляет совокупный ответ Церкви на вопрос министра Реймана, как нам реорганизовать Рунет. После пастырского слова зампреда ОВЦС МП огорченный министр покинул зал, и форум продолжился без него.

Вверх тормашками

Впрочем, после ухода министра и началось все самое интересное. Безусловными "гвоздями программы" стали перекрестные выпады представителя Духовного управления мусульман Европейской части России шейха Фарида Асаддулина и знаменитейшего диакона, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева ("МН" N 8, 2005 г.). Не называя имен, но используя вполне прозрачные намеки, шейх "наехал" на диакона с обвинениями в разжигании исламофобии через публикации призывов объявить "священную войну" христиан против мусульман. Между прочим, диакон Кураев - ведущая фигура религиозного Рунета. Форум, который носит его имя, неизменно занимает первые строчки в рейтингах религиозных интернет-ресурсов. Последователи "топ-диакона" объединены во множество сообществ и групп, живущих исключительно в виртуальном пространстве. И то, о чем говорил шейх, в отличие от того, о чем говорил министр, действительно заставляет задуматься о "рамках дозволенного" в интернете.

Так повелось, что рунетный интерактив, то есть возможность не только читать, но и писать на всеобщее обозрение все, что ты думаешь по поводу прочитанного, приобрел довольно брутальные формы. Около половины всех интерактивных сообщений, даже на самых приличных сайтах, кишит нецензурной лексикой и всевозможными личными оскорблениями. Когда эта брутальная стилистика проецируется на религиозные ресурсы, получаются чудовищные гибриды: запросто и безнаказанно оскорбляются чужие религиозные чувства, а проповедь своей веры непременно сопровождается размахиванием виртуальными кулаками в сторону "врагов". Некоторые интернет-издания пытаются ставить фильтры на "запрещенную лексику", но изобретено множество способов эти фильтры обходить.

Однако и эта проблема не трогает респектабельных представителей "самой традиционной" конфессии России. Тот же о. Андрей Кураев, приняв правила интерактивной игры, стал использовать их в интересах церковной проповеди. Он глубоко убежден, что такая проповедь возможна на любом языке, в том числе на брутальном наречии рунетного интерактива.

В своем слове ученый диакон вообще перевернул вверх тормашками тему конференции ("Религия и Церковь в информационном обществе"). По мнению о. Андрея, свидетельство Церкви о самой себе никак не корреспондирует с "информационным обществом". Разницу между информацией и свидетельством Церкви диакон выразил в виде афоризма: "Мы читаем утренние молитвы совсем не для того, для чего мы читаем утренние газеты". Получается, что Церковь, с точки зрения о. Андрея Кураева, в общем-то и не заинтересована в расширении своего "информационного пространства", и то, что происходит в интернете, ее мало волнует. Она "не от мира сего", а интернет, хоть он и виртуальный, "от мира", причем еще в большей степени, чем традиционные СМИ. На этом можно было бы и поставить точку, круг замкнулся: на конференцию позвали не тех участников - религия существует совсем в другом пространстве, нежели интернет.

О границах дозволенного

Но нет, все не так просто! Вера потому и вера, что она способна преодолевать те парадоксы, с которыми не может примириться рассудок. С одной стороны, Церковь не особо заинтересована в распространении информации как таковой, но с другой, она стремится рассказывать о себе на разных языках, разной аудитории - в том числе и на языке информации той аудитории, которая интересуется новостями. Настоящей Церкви, в отличие от "ведомства господствующего исповедания", должна быть неприемлема роль служанки власти в деле убаюкивания народной совести. А ведь, по сути дела, именно к этой роли пытались призвать ее высокие организаторы конференции в "Президент-отеле".

Досье МН

Религиозный Рунет, по разным данным, насчитывает от 3 до 6 тысяч сайтов. По сведениям, обнародованным на последних Международных Рождественских чтениях (январь 2005 года), православных сайтов в России насчитывается около 1600. Достаточно активны в Рунете мусульмане, протестанты и последователи новых религиозных движений.

Первые строчки в рейтингах религиозных ресурсов "Яндекс" и "Рамблер" занимают сайты "Православие. Ру" (информационно-аналитическое издание московского Сретенского монастыря на Лубянке, курируемое архимандритом Тихоном [Шевкуновым]) и "Ислам. Ру" (независимый исламский информационный канал, финансируемый предпринимателями из Дагестана). Весьма популярны "Форум Андрея Кураева" и несколько протестантских форумов. Из официальных сайтов религиозных конфессий наиболее рейтинговым является сайт РПЦ, а из светских интернет-изданий о религии - "Портал-Credo.Ru" и "Мир религий".

В поисковой машине "Яндекс" по состоянию на 22 марта 2005 г. зарегистрировано 1152 русских религиозных ресурса, число посещений которых достигает 400 000 в сутки. Это чуть менее 1% от общего количества заходов на русскоязычные ресурсы интернета.

Александр Солдатов
"Московские Новости"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]