Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
30-08-2016 14:00
 
"ГОРОД 812": Кто заработает на внедрении в школах Закона Божьего. Поставщики серебряной утвари или уголков православия в комплектах, считает преподаватель РГПУ им. Герцена Михаил Поспелов

Еще до назначения новым министром образования специалиста по православию Ольги Васильевой, в Минобразования появилась инициатива по введению в школах с 1-го по 11 класс предмета «Основы православной культуры». Несмотря на то что позже инициаторы от «обязательности» предмета открестились, эксперты уверены: его скоро будут учить во всех школах страны.

Когда это произойдет и  кому  это выгодно? – «Городу 812» рассказал кандидат педагогических наук, преподаватель РГПУ им. Герцена  Михаил ПОСПЕЛОВ.

Предыстория у нынешнего скандала  долгая. Еще в 2002 году Министерство образования опубликовало письмо «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»». Документ предусматривает введение в школьную программу этого предмета с изучением его один-два часа в неделю. Сегодня православие  (или другую религию по выбору, или этику) проходят только в 4–5 классах. В письме Минобрнауки подробно расписано, когда и как дети с 1-го по 11 класс  будут изучать Боговоплощение,  православный календарь, благодать, грехи и прочие православные основы. Документ вызвал оторопь у учителей и критику в обществе. Видимо, поэтому его засекретили, но под сукно убирать не стали.

С тех пор с удивительной регулярностью программу «Основ православной культуры» (ОПК)  вновь  и вновь вытаскивают на свет божий. В предпоследний раз, в 2014-м, Минобрнауки предложило сделать этот предмет обязательным со 2-го по 10 класс, но из-за критики инициатива снова  не прошла.

В 2015-м  уже патриарх Кирилл публично напомнил министерству, что документ, мол, давно лежит, и нужно поскорее его внедрять. В августе 2016-го с инициативой сделать ОПК обязательным во всех классах выступила Российская академия образования.  Но тема снова вызвала много критики, и  инициаторы вновь как бы отступили. Очевидно, что это еще не конец истории. По мнению Михаила Поспелова, православие окончательно  вступит в школы года через три и принесет с собой много дорогих – во всех смыслах – вещей.

Щуки против раков и лебедей

–  Станут «Основы православной культуры» обязательным предметом?
– Думаю, станут. Не зря же столь регулярно этот вопрос поднимается на протяжении многих лет. Это означает, что у него есть мощное лобби. Но нужно понимать, что предмет имеет больше отношения к образованию, чем к православию. И чтобы его внедрить, придется договариваться с большим количеством людей. Образование – такая область, где сегодня пересекается множество интересов. Прежде всего потому что оно имеет растущее финансирование, и  эта тенденция в ближайшее время будет только укрепляться.

– Если финансирование растет, почему учителя так мало получают?
– Низкая зарплата учителей – это миф. Во многих регионах она соответствует средней по России, а кое-где даже превосходит ее.

– Идею продвигает Церковь или какая-то другая сила?
– Скорее всего, какая-то группа ученых, ассоциированных с Церковью. Вообще,  продавить любую новую идею в образовании  довольно сложно. В системе есть разные силы и группировки, которые проталкивают свои модели дальнейшего развития образовательной системы. Обычно выделяют три команды, которые можно условно назвать «лебеди, раки и щуки». Раки – те, кто мечтает вернуться к советской системе или похожей на нее. Щуки хотят максимально приблизить образование к рынку, сделать его похожим на то, что, например, существует в Соединенных Штатах. Лебеди говорят, что нужно строить что-то совершенно новое, соответствующее быстро меняющемуся миру. Самостоятельно протолкнуть свои идеи ни те, ни другие, ни третьи не могут. Как только кто-то из них начинает побеждать, остальные объединяются против и идею губят. Таким образом, наше образование никуда не движется. Воз и ныне там – всё точно по Крылову.

– Кто эти силы?
– Среди тех, кто пытается оказывать влияние на образование, Академия наук, Министерство образования и науки, а также ректоры крупных педагогических вузов и региональные образовательные элиты. Есть еще Российская академия образования, но это, скорее, площадка, где конкурируют разные точки зрения и нет консенсуса. Поэтому в качестве организованной силы она выступает редко.

Серебряная утварь против нанотехнологий

– Так когда «Основы православной культуры» появятся в школьной программе?
– По моей оценке, ориентировочно года через три. Думаю, что сразу в качестве обязательного предмета, а не факультативного. И очевидно, что придет он вместе с каким-нибудь дорогостоящим оборудованием. Ну, может, серебряной  утварью, уголками православия в комплектах.

– Зачем серебряная утварь?
– А зачем вообще в школах появляются новые образовательные проекты? Чтобы была возможность заработать у всех причастных к этим проектам. Ну хотя бы на откатах.  Несколько лет назад, если помните, классы оснащали дорогими интерактивными досками. Сегодня они стоят без дела. Теперь идет новая волна – робототехника. Организованным порядком закупаются робототехнические наборы, которые так же уже лежат в школах без дела. Именно поэтому, на мой взгляд, православную культуру вряд ли будут внедрять, пока до конца не освоят финансирование по робототехнике. А затем нужно будет придумать, почему для преподавания православия нужно закупать дорогое оборудование. Дальше запускается процесс: руководители на местах должны увидеть личный финансовый интерес в проекте, договориться с поставщиками... Без этого в нашем образовании, к сожалению, ничего не внедришь. Ну так оно сегодня устроено. В противном случае, наша образовательная периферия, обладающая мощной инертностью, запорет любую  инициативу сверху. Просто прожует и выплюнет.

Например, некоторое время назад в школах хотели ввести дополнительный предмет – основы нанотехнологий. Идея не прошла только по одной причине: авторы предложили  организовать его изучение через Интернет в компьютерных классах, без поставок дополнительного оборудования. «На местах» не увидели в этом никаких финансовых перспектив для себя, и предложение не прошло.

–  От каких предметов отберут часы в пользу ОПК? Ведь увеличивать существующую школьную нагрузку нельзя.
– Видимо, от математики. О ненужности этого предмета в тех объемах, в которых он преподается сегодня, я слышу довольно часто.

– Примерная программа «по православию» была опубликована еще в 2002 году. Потом ее доработали, но засекретили – в открытый доступ документ больше не поступил. Почему?
– Вероятно, это означает, что идет некая торговля вокруг документа. Например, должен ли иметь религиозное образование преподаватель ОПК?  Или  будут ли доводиться до умений определенные православные ритуалы (креститься, молиться и т.п.)?  Сколько, по сути, там будет закона божьего, а сколько – разговоров об этике?  Конечно, та «примерная программа», что мы видели,  выглядит пока смешно и совершенно для преподавания в школе не подходит. Можно назвать ее концепцией, идеей. Но никак не программой, которую можно реализовывать прямо сейчас.

– Но там же и написано, что программа – лишь примерная…
– Слово «примерный» в образовании имеет несколько другой смысл, означающий не приблизительность, а именно «пример». То есть образец для подражания. Еще лет пятнадцать назад словосочетание «примерная программа» означало, что программа должна выполняться в точности, как написано,  до последней запятой.  Сейчас это правило работает не так жестко, но все равно работает.

Министры против образования

– Допустим, новый предмет введут, а народ будет против. Есть же представители других религий, и вообще – атеисты. 
– Согласно опросам ВЦИОМ и «Левада-центра», с каждым годом все больше россиян положительно реагируют на православие. Церковь все чаще находит сторонников среди управленцев всех уровней. Я, кстати, одобряю появление в школах курса ОПК. В условиях полного идеологического вакуума он может быть полезен – как обучение нормам жизни в православном обществе и даже как способ адаптации приезжих к жизни в нашем обществе.

– Почему же тогда столько негатива вызывает эта тема?
– Образование вообще «болевая точка». Его часто используют для разной политической риторики. Как только предлагается что-то сделать с образованием, моментально находятся политические силы, которые поднимают крик в духе: «Вы только посмотрите, что они хотят сделать с нашими детьми». Этим приемом часто пользуются в преддверии  выборов и вообще в периоды обострения всякой политической активности.

– Новый министр образования Ольга Васильева – специалист по истории РПЦ, т.е. будет неизбежный уклон нашего образования в религию?
– Думаю, не стоит обращать внимания на подобные признания. В России, по-моему, теперь уже не важно, кто находится на этом посту, так как предыдущие два-три министра никакого отношения к образованию, по большому счету, не имели. Их просто использовали как расходный материал. Например, когда нужно немножко успокоить общественное мнение перед выборами или в кризис, у нас меняют министра образования.

– Но Ольга Васильева – бывшая учительница, то есть имеет прямое отношение к образованию.
– Боюсь, этого недостаточно, чтобы быть министром. Наверное, это очень популярная тема, когда бывшая учительница возглавляет министерство. Но хочется напомнить, что у нас Министерство не только образования, но и науки.

– Что нового тогда ждет школы в новом учебном году?
– Перемен не так много. Например, учителей заставили составлять на весь год КИМы – контрольно-измерительные материалы (тесты, контрольные работы и т.п.) по своим предметам. Это означает, что придется дополнительно писать очень много бумажек, что, конечно, сильно злит педагогов. Потенциально это способно понизить качество образовательного процесса, потому что лишает его гибкости. Раньше учитель мог дать контрольную конкретно по тому материалу, который удалось реализовать. А теперь ему придется давать задания из КИМов, даже если школьники решать их не научились.

Папоцезаризм помогает в учебе

Согласно Письму Минобразования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»»,  школьники должны усвоить следующие понятия (публикуется в сокращении).

– Единобожие.
– Ангелы и падшие духи.
– Благодать.
– Боговоплощение.
– «Тысячелетнее Царство Христа»; хилиазм.
– Всеобщее Воскресение и Страшный Суд.
– Грехопадение Прародителей.
– Сиф, допотопные патриархи.
– Авраамический религиозный комплекс.
– Папоцезаризм.
– Прозелитизм.
– Основные исторические редакции книг Ветхого Завета – Септуагинта, Пешито, Вульгата, Масоретский текст, его недостатки.
– Книги для церковного пения. 
– Шестоднев Василия Великого.
– Сборник «Добротолюбие». 
– Современная православная литература.
– Молебны.
– Освящение христианского дома и всякого дела в православной культуре.
– Чудотворные иконы, мироточивые иконы.
– Страсть, стадии ее развития.
– Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях.
– Православное понимание свободы воли.
– Иисус Христос как нравственный идеал.
– Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви.
– Пост и молитва как средства борьбы с грехом.
– Православное зодчество Киевской Руси.
– Современная культура церковного пения.
– Русский Домострой.
– Православные основы русской цивилизации.
– Русская религиозно-философская мысль, ее место в русской православной культуре.

Примеры контрольных заданий

– Перечислите основные типы православной молитвы.
– Что обозначает цветовая символика облачений православных священнослужителей?
– Укажите характерные особенности 2-3-х иконографических типов Богородичных икон (Оранта, Одигитрия, Умиление).
– Раскройте взаимосвязь понятий: прелесть – гордость – раскол.
– Подчеркните слова, которые относятся к нравственной культуре православия: притвор, прилог, благотворительность, апологет, апостол, скиния.
– Обоснуйте утверждение: «Знание православной культуры помогает в изучении других учебных предметов в школе: русского языка и литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания».

Елена Роткевич,

"ГОРОД 812", 29 августа 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]