Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
14-11-2012 08:12
 
«ОБЕЩАНИЯ.РУ»: Чтобы чаще Господь замечал? Откуда такое устремление к роскоши, к показательному престижу?

Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий обратил внимание на "выдающихся" служителей Господних и пригрозил их, в границах своей епархии, приструнить. Не заплатанный подрясничек, как у преподобного Сергия Радонежского, а шикарный лимузин - принадлежность современного священнослужителя. Откуда же такое устремление к роскоши, к показательному престижу?.. Сегодня ли оно родилось в так называемой свободной церкви, или таилось всегда, придушенное государственной десницей? Ну, разумеется, мирской соблазн захватил не всех… а только, как выразился владыка, тех, кто обладает "талантами успешно работать со щедрыми людьми". Трудно разобраться, на что и кому жертвуют щедрые люди. На церковь? На благотворительность? Господу Богу? Или конкретно его представителю на личные нужды – с надеждой, что тот будет непрестанно молиться за их благополучие. Среди этих жертвователей не только успешные бизнесмены, но и криминальные воротилы. Молитва священника может подействовать благотворно на такого дарителя. И тот мог бы превратиться в невинного агнца. Возможно, священник именно так и молится за жертвователя. Жаль только, что он делает это небескорыстно… И сам, таким образом, становится его подельником…

Знал я одного сельского батюшку из Брянских лесов. Обременённому большим семейством, ему нужно было как-то выкручиваться. На помощь пришли местные… предприниматели. И он так преуспел с их помощью, что не только храм выстроил среди глухих урочищ, но и покрыл купола чистым золотом, как в песне у Высоцкого, "чтобы чаще Господь замечал". А Господь замечает не оболочку, а Святой дух, который в новой обители, как говорится, и не ночевал. Храм на болотине с золотыми куполами пустовал, деревни-то давно вымерли, братки тоже отступились: кого посадили, кого разменяли в разборках… А священник, при обретённых связях, спланировал в Москву, в храм при одном из центральных городских кладбищ. А храм при кладбище опять же - золотое дно.

Он, между прочим, из той армии молодых священников, которые в начале девяностых проходили краткий семинарский курс (буквально несколько месяцев, а то и недель) и заступали на приходы, где зачастую и храма-то не было. Храм или строили заново или поднимали из руин. Далеко не у всех было призвание к священству… Находились и такие, что не прослушивали и курса, и даже не имели среднего законченного образования. Под Москвой, например, на базе одного монастыря, были организованы практические занятия для будущих священников: натаскать в службе, чтобы знали её последовательность, не перепутали главных молитв. Натаскать - без понимания глубины и символики Богослужения. Что-то вроде двадцатипятитысячников, посланных партией в конце 20-х в деревню для организации колхозов. Они тоже оснащались политграмотой, инструкциями и в процессе "преобразования" деревни наломали немало дров.

В начале перестройки священноначалие, освободившееся от коммунистических пут, считало, что главное, застолбить место. Свято место, вроде бы, пусто не бывает… А случилось, как в евангельской притче. Бес вернулся в родные места, увидев, что они отстроены заново, красиво убраны, выметены и...  пусты, не заняты Святым духом. И вселился туда со своими сородичами. И стало, сказано в Евангелии, ещё хуже, чем было в начале.

Но не только невежественные и корыстные священники стали рушить авторитет церкви, который в перестроечное время был достаточно высок. Обнаружились разрушители и в пастырской среде. Слава Богу, прессе тогда уже не затыкали рот. Например, новопоставленный в Молдавии епископ Пётр Мустяцэ, по информации СМИ, купил себе должность за… 400 тысяч евро. О чём поведал на заседании Священного Синода, когда его лишали епископской кафедры. Откуда у молодого священника такие деньги? От пожертвователей?..

Советская власть, устрашающе поработавшая на религиозном поприще, как ни на каком другом, оставила и здесь после себя тлетворное наследство. И оно пробивается, как сорная трава на вытоптанном поле.

Владыка Варсонофий хватился вовремя. И, правда, священники разбушевались на своих иномарках и в трезвом и в пьяном состоянии. И калечат людей, и давят до смерти. Кликните в интернете "Пьяный священник за рулём", или "Священник сбил пешехода" и вы ужаснётесь количеству несчастных случаев. Один из последних – 17 августа этого года, на Кутузовском проспекте. Иеромонах Илья (Павел Сёмин), на своём Мерседесе сбил насмерть двоих и искалечил третьего. Следствие еще (с августа!) не закончилось, пока суд только лишил правонарушителя водительских прав на 1,5 года.

Лишить водительских прав, возложить дополнительные послушания на любителей "дорогих и быстрых автомобилей", пересадить на отечественные тачки, повысить приходские взносы и наложить прочие прещенья, о которых говорит владыка, - тем самым можно, наверное, охладить пыл любителей быстрой езды и постыдной роскоши. Но, правду говоря, иномарка не в пример прочнее и безопасней нашей машины. А у священника в сельской местности, в той же Мордовии, много треб, много разъездов по нашим, прямо скажем, убойным дорогам.

Одними только запретами и штрафами положения не поправишь. Ведь оно свидетельствует о нравственном бескультурии, поразившем и клерикальные круги. Вспомним притчу о сеятеле. Всего лишь малая часть зёрен упала в добрую почву и дала всходы. А добрая почва, это - не только представители церкви, но и мы, простые смертные, не умеющие порой отличить правой руки от левой. Так что ещё пахать и пахать…

Александр Зорин,
"
ОБЕЩАНИЯ.РУ", 13 ноября 2012 г


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]