Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
21-02-2007 16:04
 
"КМ.RU": Обсуждение Социальной концепции РПЦ свернуто. Что это значит для Церкви объяснил лидер московского отделения "Союза православных граждан" Кирилл Фролов

"Светская" Россия как-то не очень обратила внимание на тот факт, что в ходе процесса объединения Русской православной церкви и Русской зарубежной церкви (Акт о воссоединении должен быть подписан в мае этого года) РПЦ отреклась от "сергианства". Оформлена эта позиция была еще в прошлом году в одном из документов заседания комиссии Московского Патриархата и Русской зарубежной церкви, в котором было официально признано, что "Декларация митрополита Сергия о лояльности советской власти не соответствует нормам церковно-государственных отношений".

Что это значит для Русской церкви? За комментариями корреспондент KM.RU обратился к лидеру московского отделения Союза православных граждан Кириллу Фролову:

— В течение последних лет, исходя из учения Церкви о церковно-государственных отношениях, РПЦ искала оценку своим взаимоотношениям с властью в 20-м веке. И, наконец, оценила компромиссы с властью, на которые она была вынуждена тогда пойти.

В 2006 году РПЦ впервые официально признала тот факт, что "Декларация митрополита Сергия о лояльности советской власти не соответствует нормам церковно-государственных отношений". "Сергианство", таким образом, было осуждено.

Впрочем, не стоит забывать, что сам термин "сергианство" — условный. И никто не утверждает, что митрополит Сергий сознательно предавал Церковь. На самом деле, Церковь никогда не призывала к безусловному подчинению любой власти. Это — миф.

Исходя из учения о Церкви, не всякой власти следует подчиняться. И когда Священное писание говорит о почитании кесаря, то речь не идет о том, что Церковь должна быть лояльна всякому беззаконному правителю.

Русская церковь сама изжила в себе "сергианство", и произошло это, отметим, в ходе диалога с Русской зарубежной церковью. Так что Зарубежная церковь правильно ставила этот вопрос. И Русская церковь Московского Патриархата в итоге согласилась с Русской зарубежной церковью. Так что процесс воссоединения РПЦ с Зарубежной церковью и процесс осознания роли Церкви в 20-м веке оказались очень тесно взаимосвязаны.

— Как вы оцениваете работу над формулированием Социальной концепции Русской церкви?

К сожалению, обсуждение Социальной концепции РПЦ сейчас свернуто. Этот документ не знают даже сами верующие. Почему это произошло? Потому что антицерковное лобби, как только увидело этот документ, поняло, что он поможет РПЦ выйти из гетто, поскольку призывает верующих отстаивать интересы православия в политике, в экономике, в школе — везде.

И в итоге против Социальной концепции Церкви была развязана настоящая война на поражение. В частности, рупором этой борьбы стал портал "Кредо.ру". Там публиковались политические доносы на тему того, что обсуждавшийся нами выше пункт о нелояльности Церкви власти нацелен якобы на то, чтобы РПЦ захватила власть, что Церковь тем самым ведет подкоп под государство. Смехотворность этих измышлений очевидна. РПЦ ведь не считает нынешнюю власть большевистской. Наоборот, именно этот пункт стал прорывным в диалоге с Русской зарубежной церковью, которая поддержала именно нынешнее государство.

Тем не менее, эти враги Церкви сделали свое черное дело. Лично я слышал от многих высокопоставленных российских чиновников администрации президента России, что они обеспокоены пунктом о нелояльности Церкви власти. Но ведь к ним, к нынешней власти этот тезис не имеет никакого отношения. Другое дело, что этот пункт имеет прямое отношение, например, к власти Ющенко на Украине. И там этот пункт, эту норму Социальной концепции Церкви пора уже применить.

А вот в России, к сожалению, в результате происков врагов Церкви обсуждение такого выдающегося документа, как Социальная концепция Церкви, было свернуто.

"KM.RU"

21 февраля 2007 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]