Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
16-09-2008 14:29
 
Валерий Емельянов. ПРОСТО НЕАДЕКВАТНОСТЬ. Размышления об оценке религиозными деятелями кавказского конфликта и его последствий

Разразившийся в ночь с 7 на 8 августа грузино-осетинский конфликт по-настоящему потряс российское общество, причем потрясение в умах, рефлексия на конфликт были куда значительнее, чем реальное значение этого конфликта для положения в России и в мире. Россиянам, увы, снова не удалось избежать волны социальной шизофрении и истерии, мало способствующей реальному анализу ситуации и разрешению проблем, но прочно укрепляющей в умах большинства обывателей страх и нервозность перед различными коллизиями, точнее – их медиаобразами. И особенно тревожно, что в эту истерию с места в карьер включились многие представители религиозных организаций - тех, которые принято обозначать как традиционные.

По поводу очередного призыва к исламо-православному джихаду со стороны главы ЦДУМ, шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина говорить нечего. Этот деятель и уровень его адекватности известны широко. Кстати, в данной ситуации своим призывом этот муфтий, известный экуменизмом и религиозным "универсализмом", по сути встал на одну доску со всемирным виртуальным ваххабитом Бен Ладеном. Впрочем, Талгат, в патриотично-"джихадистском" запале этого, наверное, даже не заметил.

Но серьезно озадачили реплики представителей РПЦ МП и, прежде всего, такого ответственного как о. Всеволод Чаплин. Автор этих строк уже давно и с интересом следит за многочисленными выступлениями отца Всеволода и его публицистическим творчеством. На посторонний взгляд человека нецерковного и неправославного, излагаемое им в публицистике можно определить как некое "этико-политическое православие" (только не в шумно-вульгарном варианте "православных граждан", а в деликатно-дипломатичном формате ОВЦС), своего рода "православное конфуцианство". Очень мало о горнем, о Боге, вечности, любви, зато много о поведении, прежде всего политическом, наконец, о самой политике. Хотя и о вечных материях о. Всеволод может говорить хорошо и просто, чему свидетельство его недавно вышедшая в издательстве "Дар" книга катехизических очерков для молодежи "Бог,человек, церковь", где очень понятно для несведующего ума изложена такая простая и одновременно великая и основополагающая истина о том, что Бог есть Святая Троица в отношениях безмерной любви между Ипостасями.

Вот только заглушается этот лейтмотив величайшей Божественной Любви, как только зампред ОВЦС МП начинает высказываться по политическим вопросам. В эфире православного телеканала "Союз" о. Всеволод, воздав хвалу русскому оружию, разразился следующими сентенциями: "Несмотря на все разговоры о приверженности международному праву, уважению выбора людей, эти (западные) страны всегда действовали только в своих интересах, применяя в одних случаях одни принципы, а в других прямо противоположные… Несмотря на все разговоры о приверженности международному праву, уважению выбора людей, эти (западные) страны всегда действовали только в своих интересах, применяя в одних случаях одни принципы, а в других - прямо противоположные… России необходимо отстаивать свой свободный политический выбор и не бояться говорить Западу: вы живете так, как считаете нужным, мы будем жить так, как мы считаем нужным… Россия должна строить свою политическую систему, свое общество, устанавливать в нем законы и правила так, как это естественно и органично для нашего народа, его судьбы, менталитета, для его исторических путей".

На этом можно закрыть цитатник зампреда ОВЦС МП и немного поразмышлять. Правомерно о. протоиерей поблагодарил русское (точнее можно было сказать - российское) оружие, а также осетинскую милицию за то, что не удалось заварить на российско-грузинских рубежах неуправляемую и кровавую кашу, в которой могли сгинуть многие тысячи ни в чем не повинных людей. Но вот дальнейшие пассажи о. Всеволода заставляют вспомнить гоголевское: "Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?"

Непонятно, почему авторитетный клирик (и не только он, но и многие представители православно-патриотов рангом пониже) решили сделать на основе локальной полицейско-миротворческой операции такие глобальные выводы и заявления. Ведь все происшедшее вполне укладывается в концепцию многополярного мира, которую активно поддерживает и Россия. Такой мир по определению запрограммирован на конкуренцию и в нем периодически возникают локальные конфликты, в том числе вооруженные, наиболее эффективным регулятором которых может быть демонстрация мощи и влияния (не обязательно военного) великих держав, а также их умения договариваться. Поэтому происшедшее - драматическое, но, увы, естественное явление для формирующегося миропорядка. А Церковь устами своих представителей, кажется, активно ударилась в православно-патриотическую риторику времен Русско-турецкой войны 1877-78 гг., а также Первой Мировой. Вряд ли это адекватно нашему времени - эпохе, за которой стоит не столько "православие-самодержавие-народность", сколько опыт жизни в десятилетия советского времени.

Если обратиться к истории, то можно увидеть, что в войнах конца XIX – начала ХХ веков, которые вела Россия, шумной клерикальной пропаганде отводилась роль стимулирования общественных настроений в поддержку этих войн. Ведь они велись ради целей (часто идеологических), чуждых большинству российского общества, театр военных действий вообще находился либо за пределами Российской империи, либо на ее отдаленных рубежах (это касается и Первой Мировой войны). Единственно подлинно народной войной можно обозначить Великую отечественную, когда речь шла о сохранении жизни, достоинства, национального и культурного бытия русского и других народов тогдашнего СССР. Автор этих строк не коммунист, но почему-то он не может избавится от странной мысли: может быть, СССР и победил нацизм в той войне, потому что Церковь ее идеологически не обслуживала (голос Церкви просто не был слышен), а коммунистические идеи в то время находились на высшей точки своей пассионарности? Так или иначе, но нынешним клерикальным ораторам следует подумать о том, не стоит ли реально за их горячими сентенциями вот это, есенинское:

Война до конца, до победы!
И ту же сермяжную рать
Прохвосты и дармоеды
Сгоняли на фронт умирать…

А теперь вернемся к делам современным. Обвиняя Запад в двойных стандартах, тот же о. Всеволод призывает отстаивать свободный и самобытный политический выбор и строить политическую систему своего общества, "устанавливать в нем законы и правила так, как органично для нашего народа". Не пора ли ясно и четко расшифровать, что ныне понимается под политической самобытностью, специфическими ценностями нашего народа, как они соотносятся, либо не соотносятся с ценностями Запада и других стран и народов, кто определяет и формулирует эти ценности. Пока что очевидно другое: ­если Запад (точнее - только США) использует двойные стандарты прагматически в качестве инструмента для проведения своей политики, то, послушав клерикалов, начинаешь осознавать, что матушка-Россия бессознательно мечется между этими двойными стандартами, от крайности либерализма в крайность изоляционизма и Бог весть куда еще, а профессиональные церковники и "православная общественность" наиболее активно льют воду на эту мельницу.

Нелишне в этой связи вспомнить, что в недавно сформулированных российским президентом Медведевым "пяти принципах внешней политики" говорится о примате международного права и защите интересов России в дружественных ей регионах, что очень понятно, в отличие от чаплинских сентенций, требующих расшифровки.

В целом от участия РПЦ МП в пропагандистском обеспечении нынешнего конфликта остается ощущение, что Московская патриархия в лице своих ответственных представителей активно лезет в политику, причем в политику внешнюю, занимаясь, тем самым, совершенно не своим делом. А мнения, высказываемые ее представителями, это, называя вещи своими именами, не более чем какой-то странный и архаичный миф из славянофильской утопий и суждений "времен очаковских и покорения Крыма", а то и гораздо более ранних.

И это ни хорошо, ни плохо, ни даже опасно. Это просто неадекватно.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]