Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
30-10-2002 14:45
 
Священник Димитрий Каплун. СОКРУШАЯ ИДОЛОВ… Христианский взгляд на перспективу новых религиозных конфликтов

На территории бывшей Российской Империи вновь уничтожают храмы, как и в начале Советской эпохи. В Грузии "в рамках борьбы с расколом" уничтожили православный храм так называемой "бостонской юрисдикции", в Белоруссии разгромили церковь белорусских автокефалистов-самостийников, в Набережных Челнах мусульмане разрушили часовню Московской Патриархии. И думается, что это только начало.

Наступивший век грозит нам религиозными конфликтами. После века двадцатого, века безверия и атеизма наступает век возвращения религиозных ценностей, век возвращения веры. Это можно только приветствовать. Однако, особенность падшей человеческой природы такова, что даже благое дело возвращения религии на должное место в иерархии общественных ценностей наша всеобщая склонность ко греху способна извратить и обратить в повод к новым конфликтам иунижению инаковерующих.

Вообще, человеческому сознанию на пути обретения веры свойственно заходить в некий безвыходный тупик, совершать трагическую подмену понятий на пути почитания Божества – вместо обретения и познанияЖивого Бога находить мертвую и жесткую систему абстрактных высоких религиозных ценностей, которые вместо острого чувства переживания собственной греховности и несовершенства поселяют в душе человека горделивое сознание собственной узкой правотыи превосходства над всеми иными, кто не причастен к его системе "правоверия".

Такой тип – тип гордого, высокомерного религиозного фанатика – известен миру давно. Именно с обличением этого типа ложной религиозности выступил Сам воплотившийся Бог, Господь наш Иисус Христос во дни своей земной жизни. Никто – ни блудницы, ни прелюбодеи, ни разбойники – не услышал из уст Самой Живой Правды столь горьких и укоризненных слов, которые были сказаны в адрес современных Христу гордых религиозных фанатиков – фарисеев и саддукеев."Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской" (Матфея 16:6) – эти слова Господа, обращенные к ученикам, строго напоминают нам о том, что религиозная нетерпимость и чувство собственного превосходства и избранничества крайне неугодны Богу."Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" – повторяет в Евангелии Христос слова пророка Осии, что, по сути, означает искание Богом в человеке деятельного добра больше, чем любого соблюдения формальных правил религиозного канона.

К сожалению, многие христиане не слышат этих евангельских заповедей, ставят служение букве закона или интересам своей религиозной корпорации выше интересов своего ближнего, нуждающегося в помощи. Заповедь "Возлюби ближнего, как самого себя" оказывается больше пустым звуком для холодного сердца, нежели заповедь о количестве поклонов или постных дней и любого другого "принесения десятины с мяты, аниса и тмина". Мы более склонны оцеживать комаров нашего религиозного обряда, нежели сосредоточиться на исполнении простых и внятных заповедей о любви к врагам, о прощении обидчиков, о правдивости, о целомудрии, о почитании родителей.

Но кто мой ближний? – воскликнут, быть может, некоторые православные, подобно богатому юноше из евангельской истории. – Неужели я должен любить и прощать врагов моего Отечества – всяких"жидов, чеченцев, баптистов, пиндосов" (список врагов каждый может по своему желанию продолжить), которые несут вред моей стране, моей семье, угрожают так или иначе моему существованию?

Что тут ответить?

Хочется повторить известную евангельскую притчу о ближнем так, чтобы она прозвучала особенно остро для современного уха, наполненную тем же неожиданным смыслом, как она звучала для ветхозаветных патриотов, израильских фарисеев.

Вот как прозвучала бы эта притча в применении к сегодняшнему дню:

"Некоторый человек ехал из Москвы в Сергиев Посад и попался мытищенским бандитам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один архиерей из Лавры ехал тою дорогою и, увидев его, проехал мимо. Также и православный священник, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Некий же баптист, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на свой автомобиль, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул двадцать долларов, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же." (От Луки 10:30-38)

Конечно, врагов Отечества, которые нападают на нас с оружием в руках, можно и нужно уничтожать. Это долг и обязанность всякого государства и его граждан, и Господь нас за это не осудит. Но вот с теми "врагами", мирными гражданами, которые живут рядом с нами в одном обществе и являются носителями иной религиозно-культурной системы ценностей, нужно учиться жить по-христиански.

По-христиански – это как? – спросит иной. – Точно так же, как предлагает нам либеральная система ценностей, в соответствии с американским вариантом "политкорректности"? Установить полное торжество толерантности к содомитам, сатанистам и прочим нравственным инопланетянам?

Нет, – ответим, – христианское отношение к врагам – это не беззубое и теплохладное примирение со злом. Христиане должны быть чужды терпимости ко злу, но преисполнены терпением по отношению к злым людям. "Возлюби грешника и возненавидь грех" – вот ясный и точный принцип Христианства, который должен быть положен в основу государственной политики – в том случае, если мы хотим блага нашей стране и ее гражданам.

Правильный Принцип Христианской терпимости состоит не в том, чтобы сокрушать идолов на улицах наших городов, а в том, чтобы сокрушать идолов в умах наших соотечественников – идолов злобы, похоти, блуда, корысти.

Православие не сможет стать в России господствующей религией (а именно этого должен желать каждый русскийпатриот), если будет опираться только на силу государственного принуждения, финансовые рычаги и прочие методы внешнего контроля над обществом. Более того, в перспективе это унизит облик ПравославнойЦеркви перед всем остальным миром. Потому что мы, более чем кто-либо должны помнить, что "Не в силе Бог, а в правде" – и добиваться успеха нашей проповеди мы должны, изменяя наш внутренний нравственный облик, показывая через себя и свою жизнь торжество Христовой Истины, показывая миру свет и правду Христианства, а не пользуясь динамитом для подрыва мечетей, синагог или раскольнических храмов.

Если мы этого не поймем, то напрасны будут все наши усилия по созиданию единой Родины и крепкого государства; и миссия России – в том, чтобы возвестить всему миру последнюю проповедь покаяния – окажется неосуществленной и несбыточной мечтой.

Предложу напоследок еще одну историю из Евангелия, переложенную на современный лад (измененные слова выделены курсивом), показывающую – что было бы – если Христос жилв наше время?Мне кажется, она теперь очень злободневно прозвучит:

"Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Москву; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение чеченское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Москву. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение." (От Луки 9:51-56)

Свящ. Димитрий Каплун
24 октября 2002 г.Преп. Льва Оптинского


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]