Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
27-12-2005 15:06
 
Игумен Ростислав (Колупаев). ГРУЗИЯ И ПЕРВЫЙ РИМ. Место во вселенском христианском единстве

Контакты и связи Грузии и Апостольского Престола идут из глубины веков. В начале VII в. католикос Кирион I обращался к святителю Григорию I Великому за советом в связи с актуальностью богословских споров относительно монофизитства. Римский понтифик поддержал позицию грузинского первоиерарха. Известно, что в IX столетии царь св. Иларион предпринял путешествие в Рим, где прожил два года. Великий раскол, вызванный разрывом отношений между Римом и Константинополем не отразился на позиции Грузии, но не привел автоматически к схизме и прекращению межцерковных контактов с Апостольской столицей. Преподобный Григорий Мтацминдели, святогорский монах, настоятель афонского Иверона в присутствии императора Константина X Дуки (1059-1067) [1], вернувшись из Грузии, оказавшейся в зависимости от Сельджукского султаната, защищал перед греческим духовенством веру Римской Церкви[2].

К XIII в. наблюдается интенсификация контактов между Грузией и Римом. Папа Гонорий III пригласил грузинского царя Георгия (1213-1223) участвовать в освобождении Святой Земли. В 1220 г. грузины послали крестоносцам письмо о своей готовности[3]. В это же время римско-католические миссионеры начали действовать в Грузинском царстве, где им удалось создать небольшую латинскую общину. В 1230 г. в Тифлисе возник первый монастырь. История сохранила свидетельства переписки между Святейшим Отцом Папой Григорием IX и царицей Русуданой (1223-1247), а также ее сыном царевичем Давидом. Письма относятся к 1233 г., когда Рим просил оказать покровительство миссионерам на Кавказе, грузинские же монархи обращались за помощью в войне с сарацинами.

В 1240 г. Папа извещал о том, что активное противостояние его войск происходило в Испании, Италии и Сирии как раз против тех же самых сарацин, которые угрожали христианской Грузии. Русудана приняла посланных Папой семь миссионеров-монахов, благодаря трудам которых вскоре проповедь дала ощутимые результаты. В 1328 г. Папа Иоанн XXII учредил епископство в Тбилиси[4], и в следующем году на кафедру прибыл первый архиерей[5]. Епархия просуществовала по 1507 г.. Всего за это время в Грузии было 12 католических епископов[6].

С 1626 г. миссионеры начали особую работу с православными грузинами. В XVI-XVIII Грузия особо остро ощущала на себе агрессивную конкурентную борьбу между Ираном и Турцией за геополитическое господство в Кавказском регионе. Апостольский Престол не оставил своим вниманием эти события Так Папа Александр VII направил в 1661 г. туда восьмерых монахов-капуцинов. Братья были встречены с любезностью, грузинский царь Шахнаваз подарил для создания иноческой обители в Тбилиси большой дом. Капуцины вскоре построили две церкви – в Тифлисе и Гори, а их община возросла до пятнадцати насельников.

Небольшая группа армян-католиков существовала в Грузии с XVIII в. Поскольку русские цари запрещали католикам использовать византийскую литургию, а Рим не способствовал ее распространению среди грузин, организованной грузинской католической Церкви так и не возникло.

В 1801-1803 гг. часть грузинских территорий на востоке и западе страны вошла в состав Российской империи. Князь Цицианов, назначенный главноуправляющим от лица российского правительства, в 1805 г. выделил капуцинам 6 000 рублей на строительство новой церкви и монастыря, взамен сгоревших в пожаре. До 1812 г. каноническая власть над католиками Грузии принадлежала супериору Францеско Падуанскому, в 1814 г. в административное управление вступил супериор Филипп Поранейский.

С 1819 г. началось переселение немецких колонистов, среди которых также были католики, в Грузию. Всего верующие католики имели возможность молиться в четырех храмах – в Гори, Кутаиси, Тифлисе и Сололаках (с 1824 г.)[7].

В это же время иезуиты, работавшие в Астрахани, направили своих собратьев для работы в Закавказье. В 1845 г. русское правительство запретило работу католических миссионеров, однако царь Николай I согласился на создание латинской епархии в Тирасполе, под юрисдикцией которой находились католики, проживавшие на юге Российской империи, включая Грузию. 3 июля 1848 г. Папа Пий IV своей буллой подтвердил включение провинции Грузии в состав церковного окормления[8]. Согласно статистике от 1864 г., католиками были 6 000 грузин[9]. В 1865 г. Кавказские и Закавказские визитаторства состояли из 17 приходов[10]. Из документов римско-католической духовной семинарии в Саратове известно, что до 1882 г. ее окончили два выпускника грузинского происхождения. До 1883 г. в Кутаиси служил священник, доктор философии, канонического права и богословия И. Антонов, получивший блестящее образование в Риме[11].

В Стамбуле, бывшем византийском Константинополе – втором Риме, издавна существовала византо-католическая грузинская община (в настоящее время без священника). В 1861 г. в общине возникло два монашеских ордена (мужской и женский) во имя Непорочного зачатия Божией Матери, которые сейчас практически исчезли.

Прекращение церковной зависимости от Российской Православной Церкви и восстановление автокефалии Грузинской Церкви после 1917 г. позволило также и католикам надеяться на открытость в вопросах апостолата. Известно, что Общество Иисуса планировало работу в Закавказье. "В 1920 г. генеральный настоятель иезуитов послал в Грузию миссию в составе Жана-Батиста Янссенса, Луи Бэлля и Станислава Тышкевича, которые из-за военных действий надолго остановились в Константинополе, оккупированном странами Антанты"[12]. Одним из сотрудников этой миссии стал русский католический священник византийского обряда о. Александр Сипягин, уроженец Тифлиса, известный также, как исследователь растительного мира Кавказа[13].

В 1920-х годах в Грузии насчитывалось около 40 000 католиков, 32 000 из которых латиняне, а остальные использовали армянский обряд.

В годы СССР из 60 католических храмов открытой оставалась лишь церковь свв. апп. Петра и Павла в столице республики. Практически все духовенство подверглось репрессиям. "Среди соловецких узников было два грузинских католических священника: апостольский администратор для католиков в Грузии архимандрит Шио Батманишвили (1885-1937) и священник Константин Сапарашвили (1887-1973). Месхетия, область на юге Грузии, заселенная преимущественно католиками (грузинами и армянами), была отделена от остальной страны в качестве т. н. "приграничной зоны", и для поездки туда требовался особый пропуск. Католическое духовенство, таким образом, полностью лишалось возможности хотя бы изредка посещать свою паству. Такое положение сохранялось до последних лет существования СССР"[14].

Армяно-католический священник Степан Эроян (род. 1897), служивший в Тифлисе, был арестован в 1930 г., его расстреляли 3 ноября 1937 г. под Хабаровском[15]. "В 1928 году должна была состояться епископская хиротония монс. Акопа Бакаратьяна, Апостольского Администратора в Тбилиси, хотя этого и не произошло. О. Акоп Бакаратьян был арестован в Тбилиси в 1930 г., отправлен в тюрьму в Москву, затем - в Соловецкий лагерь. Скончался в феврале 1936 года на севере России"[16].

Имеются сведения, что представители знаменитой грузинской семьи Баргатиони, будучи в эмиграции в Испании, воссоединились с Вселенской Церковью. Князь И. Багратион в 1947 г. был инициатором открытия православного храма в Мадриде, официальное разрешение правительства последовало в 1949 г.. Священником в этом храме служил известный грузинский церковный деятель о. Рафаил Иваницкий Ингило. Далее, кн. Г. Багратион, возглавлявший церковный комитет, настоял на переход в ведение Вселенского Патриархата. Юрисдикционный конфликт в приходе привел к тому, что, как писал историк русской диаспоры П. Ковалевский: "часть семьи князей Багратионов перешла в унию"[17]. Таким образом, эмигрантские условия, освободив от давления со стороны Московского режимного православия и имперского давления третьего Рима, позволили появиться опыту католического служения в византийском обряде, по инициативе грузинской аристократии[18].

После того как Грузия восстановила независимость в 1991 г. и Католическая Церковь смогла действовать свободно, в стране стали развиваться церковные структуры, призванные нормализовать пастырскую опеку своих верных. В 1993 г. в Грузию направлен Апостольский Нунций, с 1997 г. нормализован вопрос с отдельным апостольским администратором. Открыты ранее бездействовавшие храмы, построен новый храм близ Кутаиси, строятся новые церкви в Батуми и других местах. В Тбилиси трудятся сестры-монахини из Конгрегации миссионерок Божественной любви[19]. Вернулась к нормальной церковной жизни многочисленная армянская католическая община. В Грузии на армяно-католических приходах служат священники-салезианцы о. Анатолий Иванюк и Андрей Яниский. По состоянию на 2003 г. на юге страны, недалеко от города Ахалцихе – древнего центра католицизма в Грузии – сложилась следующая ситуация:
В селе Арали, с населением около 650 семей, имеются три храма. Один из них основан в 1860 г., следующий храм был построен во время коммунизма на развалинах древнего XIII в., третий храм был построен в 1999 г. и освящен во время всегрузинского дня молодежи.

В селе Уде с населением около 1800 семей, большая часть из которых католики, маленькая церковь была построена в 90-х годах прошлого столетия; а большой храм, построенный в конце XIX в., с 1989 г. используется для богослужебных нужд Грузинской Православной Церковью.

В Бенаре католики являются меньшинством и насчитывают около 40 семей из 78 проживающих здесь; св. месса служится в помещении гаража[20].

В 1999 г. по приглашению президента страны и Католикоса-патриарха Грузинской Православной Церкви Илии II состоялся визит в Тбилиси Его Святейшества Папы Иоанна Павла II.

Источники:

Annuario Pontificio. – Citta del Vaticano, 2005.

Голованов С., свящ. Очерк истории католического апостолата. Htm

Из докладов на съезде русских католиков во время паломничества в Рим, ноябрь 1950г. - //Русский католический вестник. - Брюссель, 1951, № 1.

Илия, еп. Шемокмедский. Св. Григорий Мтацминдели (Святогорец). – //Журнал Московской Патриархии. – М., 1966, № 6.

Ковалевский П. Неурядицы в православном приходе Мадрида. – //Русская Мысль. - Париж, 30.11.1949.

Колупаев Р., Юдин А.В. Судьба русского католического священника из Тираспольской епархии: Протоиерей Александр Сипягин. - http://vselenskiy.narod.ru

Литургический календарь. – М.: Издательство францисканцев.

Лицинбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение. – Саратов: Поволжская Академия государственной службы, 2001. - с. 26-27.

Мартен А., свящ. Грузия. - //Католическая энциклопедия. Т. 1. – М.: Издательство францисканцев, 2002.

Очерк истории армяно-католиков России. – Интернет сайт Армяно-католической общины в Москве.

Тамарашвили М. История распространения католической религии в Грузии (Historie du Catholicisme en Georgie avec les documents justificatifs du XIII au XX siecle). – Тифлис, 1902.

http://aksvlad.narod.ru/RUSSIAN.htm

http://members.xoom.it/_XOOM/categoria/categoria/
categoria/index.htlm


[1] См.: Илия, еп. Шемокмедский. Св. Григорий Мтацминдели (Святогорец). – //Журнал Московской Патриархии. – М., 1966, № 6. – с. 52.

[2] См.: Мартен А., свящ. Грузия. - //Католическая энциклопедия. Т. 1. – М.: Издательство францисканцев, 2002. – с. 1487.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] См.: Лицинбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение. – Саратов: Поволжская Академия государственной службы, 2001. - с. 26-27.

[6] Епископами в Тифлисе были: И. Флорентийский с 1329 г., Б. Колетти с 1349 г., Бертирам с 1356 г., А. Милервитанский с 1370 г., И. Санктемикаельский с 1425 г, А. Эндфель с 1493 г. – См.: Тамарашвили М. История распространения католической религии в Грузии (Historie du Catholicisme en Georgie avec les documents justificatifs du XIII au XX siecle). – Тифлис, 1902.

[7] См.: Лицинбергер О. Ук. соч. – с. 72-73.

[8] Там же. – с. 102.

[9] Там же. – с. 129.

[10] Там же. – с. 109.

[11] Там же. – с. 123-124.

[12] Голованов С., свящ. Очерк истории католического апостолата. htm

[13] Колупаев Р., Юдин А.В. Судьба русского католического священника из Тираспольской епархии: Протоиерей Александр Сипягин. - http://vselenskiy.narod.ru

[14] Мартен А. Ук. соч. – с. 1491.

[15] См.: Литургический календарь. – М.: Издательство францисканцев.

[16] Очерк истории армяно-католиков России. – Интернет сайт Армяно-католической общины в Москве.

[17] Ковалевский П. Неурядицы в православном приходе Мадрида. – //Русская Мысль. - Париж, 30.11.1949.

[18]Из докладов на съезде русских католиков во время паломничества в Рим, ноябрь 1950г. - //Русский католический вестник. - Брюссель, 1951, № 1.

[19] См.: Мартен А. Ук. соч.

[20] См.: http://aksvlad.narod.ru/RUSSIAN.htm

 

© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]