Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
21-05-2004 15:10
 
Валерий Емельянов. ЦЕРКВИ МУНА - 50. Юбилейные размышления без пристрастия

В начале мая на новостной ленте "Портала-Credo.Ru" была опубликована информация о том, что небезызвестная Церковь, или Движение Объединения, возглавляемая корейским проповедником Сан Мен Муном, отметила пятидесятилетие со дня основания. После чего автор заметки получил сообщение, что юбилей был вовсе не серебряный, как было сказано в заметке, а золотой – полвека. Что ж признаем – ошибка вышла. Но раз уж юбилей золотой, то это наверное тот самый повод, когда следует порассуждать о юбиляре без эмоций – положительных и отрицательных, подумать о том, кем (или чем) он является. По нашему, разумеется, личному суждению.

Имя преподобного Муна в советской пропаганде 70-80-х подавалось исключительно в негативном контексте. Затем, в 1989-92 годах, на волне крушения коммунизма, пришло время некоего восторженного пиетета. Начиная с 1993 года в адрес мунитов вновь поднимается критическая волна. Она порой приобретает самые парадоксальные формы. Например, в статье, опубликованной в одном из уважаемых российских еженедельников в середине 90-х, пришлось прочитать, что Мун – засланный в Корею агент сталинского НКВД казахской национальности, цель которого состояла в том, чтобы создать столь же тоталитарную систему, как и коммунистическая, только с обратным идеологическим знаком – религиозным. Воистину, нет предела журналистскому творчеству на почве религии.

Здесь мы попробуем лишь рассказать, что известно о личности Муна, учении Церкви Объединения, деятельности ее в мире и в России, исходя из личных наблюдений, имеющихся источников – как исходящих от Церкви Объединения, так и внешних по отношению к ней. Надеемся, что изложение не будет ни хвалебно-юбилейным, ни огульно-ругательным.

Итак, Сан Мен Мун родился в 1920 году в крестьянской семье на территории нынешней Корейской народно-демократической республики (КНДР). Его семья сначала исповедовала конфуцианскую веру, а затем перешла в протестантизм пресвитерианского толка. Именно в этой последней традиции и произошло формирование взглядов будущего основателя Церкви Объединения.

Надо сказать, что корейское христианство, появившееся в стране более 200 лет назад, очень быстро восприняло некоторые особенности сугубо национальной корейской духовной культуры. Среди них – может быть, несколько гипертрофированные на взгляд западного христианина эсхатологические и мессианские ожидания, культ предков и семьи. Это наложило отпечаток на формирование взглядов преподобного Муна.

В середине 30-х, как утверждает церковная традиция, ему было видение об особом мессианском предназначении. Далее, последовали японская оккупация, война, общение с активно распространившимися в тогдашней Корее эсхатологическими христианскими сектами, арест и помещение в концлагерь в Северной Корее, затем переезд в Южную, столь же противоречивый путь (и репрессии), основание 1 мая 1954 года в Сеуле "Церкви Объединения", её распространение – прежде всего в США, а затем и во многих других странах мира.

Впрочем, об этом уже много и подробно написано – плохого и хорошего. Мы же вернемся к вопросам, возникшим в самом начале. Почему о Муне и его Объединении говорилось исключительно плохо в советские времена? Просто потому, что он был последовательным, воинствующим и активно действующим в различных частях земного шара антикоммунистом. Именно поэтому же он был востребован, но уже в положительном контексте, на волне демократических реформистских настроений и открытости в 1989-1993 годах.

То, что произошло в России после 1993 года в религиозной и духовной сферах, вылилось к такое показательное явление как процесс над "Аум Синрике", ставший, по сути, знаковым событием в том смысле, что с него началось формирование атмосферы неприязни вокруг всех "импортированных" в то время в Россию новых религиозных движений.

Не избежали этого и последователи Муна, прошедшие через несколько судебных процессов, но так или иначе зарегистрированные по закону 1997 года (и впоследствии перерегистрированные) как Ассоциация христианских Церквей Объединения. При этом, по словам представителей этой Церкви, во многих справочниках, в том числе и выпущенных Минюстом, она почему-то фигурирует как Ассоциация Церквей Объединения Муна.

Тем не менее, и Церковь, и инициированные ею социальные проекты, существуют в России и поныне. Другое дело, что они уже далеко не в фокусе общественного интереса, подобно тому, как это было в 90-е годы...

А что же представляет собой учение Церкви Объединения, именуемое "Божественный принцип"? Кстати, книга с этим названием, используемая последователями Муна, вовсе не является авторским произведением преподобного. Идеи, высказанные Муном в его проповедях, переложили на язык теологии, философии и истории его последователи, имеющие академическую подготовку. Что, кстати, никогда и не скрывалось.

Основная предпосылка вероучения последователей Муна: Бог един, как гармоничное начало мужского и женского. Он сотворил вселенную с конечной целью сотворить человека, чтобы испытать радость от общения с ним, подобно той, что испытывает родитель в отношении с ребенком.

Бог дал человеку благословения плодиться и размножаться, создать семью и владычествовать над миром. Однако впоследствии произошло отпадение человека от Бога вследствие грехопадения. Причиной этого грехопадения явились, в первую очередь, сексуальные злоупотребления наших прародителей. Вот почему вся дальнейшая история человечества – это история восстановления его первоначальных отношений с Богом через создание идеальной семьи, в условиях которой не будет места прелюбодеянию и свободному сексу.

Иисус не смог выполнить эту миссию, так как не был женат. Но эту задачу решит Мессия-господь Второго пришествия, каковым является сам Мун и его "истинная семья", которые раздадут благословенье всему крещеному и не только миру...

Уже этот беглый обзор дает ответ на вопрос, почему к "Ассоциации Святого духа за объединение Всемирного христианства" (так официально именовалась Церковь Муна) негативно относятся не только коммунисты, но и христиане. Несмотря на то, что в ее ритуальной практике и прослеживаются традиции протестантизма, муниты отрицают такие основополагающие принципы традиционного кафолическо-ортодоксального христианства как Троицу в смысле Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Они не признают богочеловечество Иисуса, считая Его лишь пророком в ряду других, а Его миссию и жертву – как окончательную точку истории спасения.

Мунизм - это скорее что-то близкое к общеавраамическому монотеизму, но с большой долей элементов конфуцианства, даосизма, корейского культа предков. Это и попытка описать Бога в человеческих категориях, представление о всеобщей дихотомии мира (ин-янь, плюс-минус, тычинка-пестик, самка-самец, мужчина-женщина), наконец культ семьи и старших, почитание и общение с духами предков и иных людей, ушедших в мир иной. Впрочем, и сам Мун не настаивает на том, что его организация является Церковью. Несколько лет назад он фактически закрыл "Ассоциацию – Церковь", создав на ее месте Федерацию семей за мир во всем мире, поскольку теперь цель нового мессии –благословить всех людей Земли, вне зависимости от их религиозной традиции.

Но с ошеломляющей активностью последователи Муна начали в 2000 году еще один проект – провозгласили создание "страны вселенского мира и единства", по-корейски "Чоныльгук". Причем речь идет о фактическом создании настоящей страны – субъекта международного права, - в которой воплотятся черты Царства Божьего на земле.

В какой конкретно форме возникнет страна – об этом пока и сами муниты не знают. Еще одна красноречивая инициатива мунитов – создание в Корее так называемой "Партии cемьи", которая принципиально не участвует в выборах и политической деятельности, а занимается нравственно-этическим просвещением политиков. В чем последователям Муна не откажешь, так это в бурной активности и умении неожиданно, диаметрально и парадоксально менять направления деятельности!

А теперь коснемся двух, но очень расхожих представлений о "Церкви Муна". Первое – что в ней занимаются "промыванием мозгов", и второе - что "Движение Объединения" представляет собой исключительно коммерческую структуру.

Что касается первого, то автору этих строк пришлось принять участие в начале 90-х годов в некоторых открытых семинарах "Церкви Объединения", а также близко общаться с теми, кто был ее членом и прошел полный курс религиозного обучения. Да, все говорит о достаточно активном обучении идеям, изложенным в книге "Принцип", весьма трудной для понимания нашим российским менталитетом. Приходится много работать, читая и заучивая трудные положения учения и мало отдыхать. Но при этом все отмечали, что никаких недозволенных приемов типа насилия или применения психотропных средств не было.

Такое "промывание мозгов" может быть вполне сравнимо с практикой некоторых монашеских и полумонашеских орденов, например, в католичестве, где существует принцип непрестанных молитв, постоянного чтения Писания и медитаций над ним, а также строгое и беспрекословное подчинение наставнику или наставникам.

О бизнесе. Последователи Муна никогда не скрывали и не скрывают того, что они занимаются бизнесом. И это для них очень важное занятие, ибо они ведут по всему миру широкомасштабную деятельность, которую принято называть бесприбыльной, некоммерческой: проводят конференции, праздники, издают многочисленные газеты, журналы и книги, занимаются благотворительностью, особенно в странах третьего мира – все это требует средств, и немалых.

Однако не совсем верно, что весь бизнес принадлежит исключительно Муну и его семье, либо Церкви Объединения как юридическому лицу. Собственно Церковь занимается так называемым "фандрайзингом" – сбором добровольных пожертвований или торговлей мелочевкой. Однако часто сбор средств перерастает в бизнес, причем не всегда самый малый. Кроме того, многие приходят в Церковь со своим бизнесом.

Через десятину и личные добровольные пожертвования они и формируют финансовый базис движения Объединения. Он, конечно, не маленький, но и преувеличивать его объем, как это делалось в советской (и не только) пропагандистской и "антисектантской" литературе не стоит. По данным американского института Рика Росса, большинство бизнес-структур, так или иначе ассоциирующихся с движением преподобного Муна, находятся в США, затем идет Япония, Корея, ФРГ, Франция, несколько африканских и латиноамериканских стран. В основном, это мелкие и средние предприятия, занимающиеся рыболовством и рыбопереработкой, национальные корейские и японские ресторанчики, консалтинговые, и экспортно-импортные фирмы, дизайн-бюро.

Но есть и кое-что покрупнее – например, станкостроительная фирма в ФРГ, французская ювелирная фирма "Кристиан Барнар" с производством в Гонконге, автосборочные предприятия в Китае, холдинг "Меконг" во Вьетнаме, третий по величине банк Уругвая "Банко де Кредито". По некоторым сведениям, последователи Муна ведут дела и в наглухо закрытой Северной Корее, где они осуществляют менеджмент отеля "Потоган".

Так или иначе, с такой экономической базой вполне можно подумать о перспективах. Вот мысли от "первого лица":

– Мы не можем сейчас окончательно сказать, каким путем пойдет дальше наше движение в мире, – говорит председатель Совета "Ассоциации христианских Церквей Объединения в России" Константин Крылов. – Надо сказать, что и в наших рядах нет единства мнений. Одни считают, что на смену всем религиям придет Движение Объединения. Другие – что благословение и руководство доктора Муна объемлет всех людей, вне зависимости от их религиозной принадлежности, специфику которого они могут и должны сохранять, и потому Церковь Объединения должна трансформироваться в нечто иное. Есть мнение, что недалеко время, когда религии в том виде, какими мы их знаем, исчезнут вообще.
Что касается России, то надо учитывать, что наше движение в значительной мере является носителем корейской культурной традиции. В России мы существуем в окружении иной духовности, иной культуры, иной ментальности, наконец. И это создает определенные проблемы. На первом этапе, в начале 90-х, к нам приходило множество людей. Но сейчас мы сознательно не стремимся к количественному росту (всего по России членов Церкви не более 1000 человек), но наша задача стать в культурном, исповедном и социальном плане русской, российской Церковью.

Ну а от себя добавим, что, конечно, Церковь Муна не христианская, и не Церковь в традиционном понимании. Ее будущую значимость и перспективы в мире и в России можно охарактеризовать как неопределенные. Ведь краеугольным камнем авторитета Церкви является личная харизма, где-то даже суперхаризма, самого Сан Мен Муна, которому уже 84 года. Унаследует ли эту черту тот из его детей, кто в конечном итоге унаследует лидерство в Церкви-движении – очень большой вопрос. Но, так или иначе, она останется достаточно ярким и красочным штрихом в современной религиозной палитре.

Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]