Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
17-05-2004 14:23
 
Роман Лункин. СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ: «ЧИСТЫЙ ИСЛАМ» НАБИРАЕТ ХОД. Руководители республики фактически поддержали «ваххабитский» переворот в руководстве Духовного управления мусульман?

12 мая в республике Северная Осетия-Алания появился новый глава Духовного управления мусульман – Руслан Валгасов. Он стал преемником муфтия Дзанхот-хаджи Хекилаева, который по возрасту и состоянию здоровья уже не мог эффективно управлять мусульманскими общинами в республике. Однако Хекилаев остался почетным муфтием мусульман Северной Осетии пожизненно. Более того, по словам Хекилаева, он намерен пристально следить за работой нового главы ДУМ и своего бывшего заместителя – Руслана Валгасова, а также контролировать проводимую им политику. Обеспокоенность Хекилаева вызывает усиление в республике того исламского течения, которое противопоставляет себя традиционному российскому исламу и защищает принципы "чистого ислама", свободного от народных обычаев и благочестивых традиций.

Столкновение представителей двух противоборствующих сторон произошло во время третьего съезда мусульман республики Северная Осетия, который прошел 25 апреля 2004 г. Тогда еще занимавший пост муфтия ДУМ Дзанхот Хекилаев заявил в интервью автору, что считает этот съезд "ваххабитским" собранием, на котором фактическим был совершен переворот. Имамы 14 мусульманских общин выступили с резкой критикой руководства ДУМ и лично муфтия Хекилаева. В отчете председателя ревизионной комиссии ДУМ Артура Карабукаева говорилось о том, что перед общиной стоят острые финансовые проблемы - в частности, у нее нет даже своих счетов в банке. Из-за финансовых проблем в республике до сих пор отсутствует медресе, а мечеть во Владикавказе давно не подвергалась капитальному ремонту. Имамы откровенно говорили о том, что в ДУМ отсутствует налаженная административная система, а поэтому мусульманские общины часто предоставлены сами себе. В результате бурного обсуждения материальных и политических проблем ДУМ было принято решение о смене руководства и переизбрании Хекилаева. Уже тогда наиболее вероятным кандидатом на пост главы Духовного управления считался Руслан Валгасов (Портал-Credo.Ru, 30 апреля 2004 г.).

После того, как было принято принципиальное решение о смене руководителя ДУМ, между сторонниками Хекилаева и его противниками развернулась острая идеологическая борьба. Во время третьего съезда традиционалисты – соратники Хекилаева – были вынуждены уступить более активному молодежному крылу ДУМ. Так, состав совета Духовного управления мусульман был переизбран и большинство в нем (около 90 процентов) составили противники линии Хекилаева. А ведь именно члены этого совета (21 человек) должны были в скором времени избрать нового лидера ДУМ.

Спустя несколько дней после третьего съезда ДУМ Дзанхот Хекилаев заявил в интервью автору о том, что Духовное управление, по его мнению, находится во власти "ваххабитской идеологии", а его самого "ваххабиты загнали в угол". В процессе жесткой конфронтации, как отметил Хекилаев, ведущую роль в совете ДУМ заняли имамы "ваххабитского направления". Об опасности распространения идеологии "чистого ислама" Хекилаев, по его словам, постоянно писал лично президенту Северной Осетии Александру Дзасохову, в прокуратуру и различным правительственным чиновникам. Несмотря на то, что президент республики и правоохранительные органы не приняли никаких мер к усмирению ваххабитов, Хекилаев уверен в том, что власти поддерживают его в качестве главы ДУМ, которое он создавал и возглавлял с начала 90-х гг.

Однако и при поддержке республиканских властей сторонники Хекилаева не смогли сразу договориться о новой кандидатуре главы ДУМ. По крайней мере, во время первого заседания совета ДУМ 5 мая имамы не пришли к единому мнению. Фактическая беспомощность руководства ДУМ во главе с Хекилаевым перед лицом молодежных общин, сторонников "чистого ислама", а также просто недовольных бездействием Хекилаева, свидетельствует о значительном влиянии оппозиционеров в ДУМ. Как отмечает Дзанхот Хекилаев, "ваххабиты" еще до проведения съезда - 23 апреля - предприняли попытку захвата соборной мечети во Владикавказе. Какое-то время в мечети царило двоевластие – свои служения там проводили как молодежная группа оппонентов Хекилаева, так и подчиненный ммуфтию имам Владикавказской мечети Аркадий Цеов. В начале мая соборная мечеть стала разменной картой во время дискуссий, проходивших на совете ДУМ. После избрания новым лидером Духовного управления преемника Хекилаева Руслана Валгасова власть в мечети окончательно перешла в руки противников Хекилаева и критиков традиционного ислама. Подобное разрешение проблемы трудно считаться равноправным и удовлетворяющим интересам и тех, и других.

Раскол, произошедший в ДУМ Северной Осетии после третьего съезда, позволил приверженцам "чистого ислама" занять ведущее место в осетинском исламе. Одним из лидеров и идеологов этого направления в республике является Сулейман Мамиев, ставший имамом Владикавказской мечети в ходе майских событий в Духовном управлении. Именно его муфтий Дзанхот Хекилаев называет самым "ярым ваххабитом". В интервью автору Мамиев подчеркнул, что он является имамом соборной мечети, но не подчиняется руководству ДУМ. За Мамиевым стоит Исламский культурный центр, созданный им в 2003 году (председателем центра является Ермак Тигаев), основной костяк которого составляет энергичная мусульманская молодежь. Центр занимается активной культурной и общественной работой, которой не может похвалиться официальное ДУМ. Члены Исламского центра проповедуют в селах, где существуют мусульманские приходы, преподают историю ислама для всех желающих – занятии, по словам Мамиева, проводятся вне здания мечети для того, чтобы не смущать приходящих на курсы немусульман. Как заявляет Мамиев, центр старается пока обходиться собственными силами в преподавании ислама – только один из учителей является иностранцем, студентом Дамасского исламского университета. В основном, учителями осетинской мусульманской молодежи являются уроженцы Северной Осетии, прошедшие обучение в Саудовской Аравии и Египте. Кроме того, осетинский центр постоянно обменивается опытом с аналогичным Исламским центром, который находится в Нальчике, в Кабардино-Балкарии, и также противопоставляет себя традиционалистскому Духовному управлению КБР.

Сулейман Мамиев открыто заявляет о своей вероучительной позиции. Он выступает за ортодоксальный ислам - "салафию", то есть "чистый ислам" – поклонение Богу, согласно Корану, очищенное от всяких местных обычаев. В рамках "чистого ислама" шариат считается идеальной нормой жизни для мусульманина в полном объеме. Кроме того, не признается первенство осетинских народных традиций – адата – перед мусульманским законом. К примеру, в исламе не должно быть культа мулл, имамов, суфиев, которые становятся своего рода мусульманским священством. С точки зрения Мамиева, религию нельзя превращать в коммерцию и за определенные обряды, совершаемые по Корану, брать с прихожан деньги. При этом, по словам Мамиева, исламская ортодоксия совсем не мешает мусульманам вести общественную работу и пользоваться достижениями научно-технического прогресса. Социальная активность, по мнению членов Исламского центра, должна выражаться, прежде всего, в просветительской работе среди людей и в активной проповеди. В связи с этим Мамиев отвергает обвинения в религиозном экстремизме. По его мнению, "ваххабитом" для представителей ДУМ становится каждый лидер, оппозиционно настроенный по отношению к руководству. По словам Мамиева, ярлык "ваххабита" сразу подразумевает под собой обвинения в терроризме и сепаратизме, а не принадлежность к определенному богословскому течению.

Утверждение сторонников Исламского центра в соборной мечети Владикавказа в апреле-мае этого года стало свидетельством усиления идеологии "чистого ислама" на новом уровне. Еще в начале 90-х гг. надежды на возрождение ислама в республике связывались с организацией Исламского культурного центра и медресе во Владикавказе. В созданное тогда медресе приезжали преподаватели из ближневосточных стран, а осетины ездили учиться в Саудовскую Аравию и другие исламские государства. Однако и центр, и медресе впоследствии были поставлены под контроль властей, а затем закрыты в 2000 году. В то же время центром критики политики руководства ДУМ Северной Осетии стала соборная мечеть Владикавказа и ее имам – Сулейман Мамиев. Вокруг Мамиева собиралась группа исламской молодежи, в основном, новообращенных (около 200 чел.), которые резко осуждали политику Дзанхота Хекилаева за бездействие и излишнюю лояльность властям. Эта молодежная группа была изгнана из мечети в 2002 году для того, чтобы вернуться туда снова.

Оппозиция ДУМ Северной Осетии, возникшая в республике в 90-е гг., укрепила свое положение во многом по причине пассивной политики муфтия Хекилаева, его неспособности организовать и контролировать исламские учебные заведения, создать эффективное управление общинами. В результате и среди традиционалистов, и среди сторонников "чистого ислама" появились недовольные деятельностью лидера Духовного управления. В этой ситуации осетинские власти формально поддержали точку зрения старого руководства ДУМ, но, стараясь избежать открытого конфликта и сохранить статус кво, не стали подвергать противников Дзанхот-хаджи Хекилаева из Исламского центра репрессиям. Теперь бурно развивающееся молодежное течение, ниспровергающее традиции предков, обретет второе дыхание.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]