Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
21-03-2017 20:41
 
Арье Ольман. ОТНОШЕНИЕ К НЕЕВРЕЯМ В СОВРЕМЕННЫХ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЙСКИХ ГАЛАХЕ И ФИЛОСОФИИ. Часть третья

Начало – ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Образ Божий

Сначала надо оговориться: меня здесь интересует не подход отдельных еврейских философов ко всем людям вообще как к носителям образа Божия (об этом есть большие хорошие подборки источников), а ѓалахические, практические выводы, которые можно извлечь из этого подхода. Приведём только один источник: высказывание Бен Азая ««Вот родословная человека: по образу Божию сотворил Он его» (Берешит, 5:1) - это величайший принцип Торы» (Иерусалимский Талмуд, Недарим, 9:4). Бен Азай хочет сказать, что величайшим принципом Торы является принципиальное равенство всех людей. Все люди – потомки Адама, каждый человек творится по образу Божию, несть эллина и несть иудея.

В ѓалахическом контексте «образ Божий» используется в последнее время в отношении неевреев для обоснования:

- запрета жестоких опытов на животных: человеку не подобает быть жестоким (р.Майзлис, Тхумин 14:371);

- выделении спермы для проверки (говоря о поколении потопа, с опорой на Арох ѓа-шулхан, 1, обязанности человека в мире) – то есть о любом человеке (Циц Элиэзер 9:51, Рефуа у-мишпаха 1);

- правил тюремного заключения в юридической системе Израиля (Асе леха рав 3:57) - включая неевреев;

- запрета неуважительно относиться к могилам неевреев (Леѓорот натан, 14:68);

- разрешения молиться за упокой души нееврея (Ва-яшов ѓа-ям, 3:38);

- установления момента смерти (р.Барух Рабинович, Асия 1:190);

- права на частную жизнь (Библиотека еврейского права под редакцией Нахума Раковера, «Цинат ѓа-прат», заключение 10 главы), с добавлением: «То, что народы мира открыли недавно, евреи знали уже давно: суд и закон защищают не только имущество человека, но и его духовную жизнь». Видимо, здесь происходит распространение еврейского правила на любого человека, не только на еврея;

- правил работы еврейской полиции (Натив, Тхумин 1:380, с опорой на р.А.И.Кука: «Следует ненавидеть дурного человека со стороны его недостатков, но со стороны образа Божьего, что в нём, следует почитать и любить его» (Мицват Реая, Аѓава, 9)). Здесь Давид Натив явно говорит о человеке любой нации: у полиции бывают всяческие клиенты;

- обсуждения методов работы ШаБаКа (а он на тот момент работал только против неевреев) (р.Итамар Варгафтиг, Тхумин 20:145);

- обязанности вставать перед стариком в автобусе (Асе леха рав, 7:45-47);

- обсуждения вопроса, отодвигает ли уважение к людям запреты Торы. Приводятся еврейские примеры, но нет акцента именно на евреев (При Ицхак 1:53);

- предотвращения проституции (Б.Дасберг, Тхумин 3:381) с опорой на слова р.Акивы из Мишны Авот: «Любим человек, сотворённый по образу Божию» (Авот, 3:14). Причём слова того же р.Акивы в продолжении мишны «любим Израиль… и т.д.» приводятся дальше для усиления этого утверждения в отношении евреев! Следовательно, образ Божий Дасберг относит ко всем людям;

- обязанность уважительно хоронить трупы вражеских солдат, с опорой на комментарий Сфорно к стиху «не дай трупу его висеть на дереве» (Дварим), говорящий о любом человеке (р.Н.Ортнер, Тхумин 4:100);

- обязанность хевры-кадиши хоронить неевреев, с опорой на того же р.Акиву и с акцентом на то, что это сказано о любом человеке (р.Э.Бакши-Дорон, Тхумин 17:126);

- обязанность каждого человека заботиться о похоронах любого трупа (р.Игаль Ариэль, с опорой на Кесеф мишне, Законы траура 12:1, где говорится о «всех живущих» - Тхумин 20:178), а также респонсы Хаим бе-яд, 98,99;

- запрете человеку позорить себя (Й.Маркус, Тхумин 26:124), там речь идёт о любом человеке. На эту статью опирается р.И.Варгафтиг, обсуждая телевизионные «программы злословия». Мишне ѓалахот, 14:171, однако, видимо приводит эти слова в контексте отношения к евреям;

- запрет «музея трупов», который ездил по миру и заезжал в Хайфу, с опорой на р.А.И.Кука (Даат коѓен, 199) (р.Ронес, Тхумин 30:441). Трупы там были явно нееврейские;

- обсуждения вскрытия трупов, без упоминания, еврейские они или нет (р.И.Левин, Бе-цомет хевра у-медина 3:432, см. также Ктав софер, Йоре деа 174 и Циц Элиэзер, 4:14);

- обсуждения возможного появления клонов человека, лишённых свободной воли (р.И.Шилат, Асия 10:148) – явно о любом человеке;

- обязанность любого человека спасать чужую жизнь, с указанием правильной цитаты «Всякий, кто спас одну душу [«из Израиля» – это поздняя вставка!], как будто спас целый мир» (Мишна, Санѓедрин, 4:5) и с подчёркиванием, что речь идёт о всяком человеке (Энциклопедия ѓилхатит рефуит, «Пикуах нефеш»);

- обязанности уважать любого человека как такового (Энциклопедия ѓилхатит рефуит, «Торат ѓа-мусар ѓа-йеѓуди»; Библиотека еврейского права, «Квод ѓа-бриот», введение к 1 части, с цитированием р.Й.Д.Соловейчика; Асе леха рав 6:20, там подчёркивается основная обязанность уважать каждого человека и особо – еврея, «названного сыном Всевышнего»; Леѓорот натан, предисловие к части 10);

- теоретического вопроса о человеческих жертвоприношениях в контексте потомков Ноаха (Йеѓуда яале (Асад), 2, Эвен ѓа-эзер, Хошен мишпат, 349);

- обсуждения благословения «не сделавший меня неевреем»: говорится, что первые из семи благословений на свадьбе относятся ко всему роду человеческому (Маген Шауль, 4; Мишне ѓалахот 14:71);

- запрета самоубийства для неевреев и убийства их (Тшувот ве-ѓанѓагот, 3:356 и 365);

- категорического запрета проводить учебные вскрытия тел неевреев, поскольку это тела людей, созданных по образу Божию, одарённых разумом и властвующих над всем творением (Мишпетей Узиэль, 1, Йоре деа, 28 и 32; см, однако, Тшувот ве-ѓанѓагот, 3:369, где говорится, что хотя и есть такое основание, но если сами неевреи такое разрешают, мы не будем мешать);

- запрета причинять страдания любому человеку (Бе-цель хохма, 4:125, с опорой на рабену Йону, «Сефер ѓа-ир’а», 366, стр. 19; на это же ссылается Мишне ѓалахот 4:339 и Атерет паз 1:3, Хошен мишпат, милуим, 7).

Таким образом, «образ Божий» - весьма продуктивное основание для выработки эгалитарного подхода в рамках ѓалахи. Но и здесь не без проблемы. Как можно видеть, подавляющее большинство вопросов, решающихся через «образ Божий», относятся к проблемам жизни и смерти. А как мы будем решать проблемы, возникающие в повседневном быту? Или если вопрос отношения к неевреям сталкивается с необходимостью соблюдения еврейских ритуальных законов? Эту тему мы намереваемся рассмотреть в следующей части.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]