Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
03-03-2017 19:14
 
Арье Ольман. ОТНОШЕНИЕ К НЕЕВРЕЯМ В СОВРЕМЕННЫХ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЙСКИХ ГАЛАХЕ И ФИЛОСОФИИ. Часть вторая

Начало – ЗДЕСЬ…

Автор - профессор Академии языка иврит, Иерусалим.

"Сыны Ноаха (Ноя)" и их семь заповедей

Эта тема достаточно известна и хорошо разработана, по-русски с ней можно ознакомиться в нескольких местах (например, на этом сайте www.bneinoach.ru  или в двух книгах р. Йоэля Шварца, одна из которых находится в интернете здесь, а другая доступна для скачивания здесь. Много других русскоязычных источников, как философских, так и ѓалахических, приведены здесь

Вкратце можно сказать, что согласно мнению, высказанному в Талмуде и поддержанному Маймонидом и многими другими авторитетами, представителям других народов, сознательно соблюдающим «семь законов сынов Ноя» в силу их божественного происхождения, уготовано место в Грядущем мире наряду с евреями, соблюдающими 613 заповедей. В раввинистической литературе к таким неевреям применяется термин «праведники народов мира». Некоторым это решение подходит. Однако и здесь не без проблем.

1. Ни один относящийся к ноахидам закон не кодифицирован однозначно. По всем семи заповедям существует разнобой мнений, одинаково авторитетных. И некому вынести однозначное решение: нет такой полномочной инстанции и никто не берёт на себя ответственность за её создание или за то, чтобы выступить вместо неё.

2. Некоторые из заповедей ноахидов в их традиционной ѓалахической разработке находятся в резком противоречии с принятыми в современных культурах (западная, буддийская и др.) принципами справедливости, правосудия и гуманизма. Так, Талмуд говорит, что ноахид может быть подвергнут смертной казни за кражу любого размера, причём по показаниям одного свидетеля, причём этот же свидетель может быть и судьёй. Другими словами: меня назначили/выбрали судьёй, я увидел, как кто-то украл грушу с дерева, поймал его, тут же на месте засудил и казнил. "Я и суд, я и следствие, - Цап-Царап ей ответствует, - присужу тебя к смерти я, тут тебе и капут" (с). Даже у ИГ более формализованное правосудие. И зачем после этого человеку идти в «сыны Ноаха»?

3. Две из семи заповедей - религиозные: не поклоняться идолам и не богохульствовать. Опять-таки, система не подходит для политеистов и непонятно, подходит ли для атеистов.

***

А теперь приведём еврейские источники, решающие некоторые из этих проблем весьма интересно.

Принято считать, что ноахид считается таковым, если он принял на себя соблюдение семи заповедей в силу их источника в еврейской ѓалахе. Однако не все с этим согласны. Р. Нахум Рабинович говорит, что хотя есть правило, по которому гер-тошава (Гер-тошав – это нееврей, принявший семь заповедей сынов Ноаха в стране Израиля, и поэтому евреи обязаны ему помогать и поддерживать его) принимает еврейский суд, если гер-тошав принял семь заповедей сынов Ноаха сам по себе, без еврейского суда - он гер-тошав (Яд пшута, Законы идолопоклонства, 10:6; респонсы Мелумдей милхама, 43 (в отношении лечения нееврея, раненого в субботу), респонсы Сиах Нахум, 93).

Ещё до него весьма авторитетный Маѓарац Хайот (Хайес) в XIX в. (Тиферет Исраэль – книга против Дамасского кровавого навета, стр. 459) писал: «Христиане и измаильтяне – не идолопоклонники, и они тщательно выполняют семь заповедей… а ведь всякий, кто выполняет семь заповедей потому, что так заповедал Моше в Торе – гер-тошав». Правда, в «Кунтрес ахарон» после полемики с р. А. Йенером, главой бейт-дина Кракова, р. Хайес снял с христиан и мусульман определение «гер тошав», но статус ноахидов он с них не снял. (Статья р. Фикслера в Тхумин 33). А ведь р. Хайес не мог не знать, что мусульмане не имеют представления о «семи заповедях ноахидов», и что они выполняют повеления не Моше, а Мухаммада! Из этого следует, что по мнению р. Хайеса, выполнение заповедей, которые мы определяем как семь ноахидских, в силу того, что их далёкий исток находится в Торе Моше (невзирая на то, что данная религия отличается от религии Моше – главное, чтобы не отрицала её) – это ноахидство. И интереснее всего, что подробности выполнения этих ноахидских законов р. Хайес оставляет на усмотрение самих ноахидов, не требуя вмешательства еврейских раввинов! Так что «Цап-Царап», о котором мы говорили выше, вовсе не обязан быть единственным образцом ноахидского судьи. Так полагает и р.Нецив из знаменитой Воложинской ешивы (комментарий «Ѓаамек шеела» к Шеильтот, пар. 2, п.3): «сыны Ноаха» имеют права устанавливать у себя такую юридическую систему, какую захотят.

Рав А.И. Кук, основатель религиозного сионизма, также полагал (респонсы Мишпетей коѓен, 61), что если некая нация в целом выполняет законы, соответствующие семи заповедям сынов Ноаха, её членам не нужен никакой отдельный приём в гер-тошавы. Так же считал р. И.А.ѓалеви Ѓерцог, первый главный раввин государства Израиль (статья «Права меньшинств в свете ѓалахи», Тхумин 2:169): по его мнению, христиане и мусульмане имеют полное религиозное право жить в еврейском Израиле.

Р. Меир Дан Плоцки писал в книге «Хемдат Исраэль» (кунтрес «Нер Мицва) следующее: из текста кодекса Маймонида (Законы царей, 10:1) и комментария «Лехем Мишне» вытекает, что есть разница между «ноахидом» и гер-тошавом, так как последний должен принять семь заповедей в присутствии еврейского суда. (А ноахид, значит, не должен!) И р. Плоцки утверждает: «Если неевреи ведут себя так, как заповедал Бог Адаму и его потомкам, и выполняют семь заповедей, которые на них возложены – они гер-тошавы, и не нужно их заново принимать, и это очевидно». И тем более они ноахиды (Р. Йеѓуда Гершуни в статье «Меньшинства и их статус в Израиле в свете ѓалахи», Тхумин 2:140).

Ещё источник. В Талмуде (Кидушин 33а) рассказывается, что знаменитый мудрец Абайе вставал в знак уважения перед старцами-неевреями. В средневековой «Сефер Йереим», 333, утверждается, что Абайе вставал перед ними потому, что те исполняли семь заповедей. Но ведь никто во времена Абайе никого семи заповедям не учил и никому из персов - соседей Абайе они не были известны! А.Э. Шиф в комментарии «Тоафот Реэм» к этому месту (п. 2) делает вывод, что р. Элиэзер Шмуэль из Меца, автор «Йереим» и один из авторитетных мудрецов ѓалахи, полагает, что для того, чтобы считаться «праведником народов мира», человек может принять семь заповедей даже «путём логического размышления» (в отличие от Маймонида, который объявлял таковых лишь «мудрецами народов мира») (из статьи р. Ѓерцога, см. выше).

Таким образом, по этим мнениям и христиане, и мусульмане – ноахиды без всяких дополнительных усилий с нашей стороны, и «праведники народов мира», если выполняют свои ноахидские законы.

Более того: Р. Ѓерцог (в цитируемой статье) на основании Авода зара 18а (описание казни р. Ханины бен Терадиона) говорит, что люди, спасавшие евреев в годы нацизма, вне всякого сомнения приобрели удел в Грядущем мире, и без всякого принятия семи заповедей являются «праведниками народов мира». По мнению р. Эѓуда Шварца из военного раввината (личная беседа автора) к таковым же относятся по той же причине и неевреи, служащие в израильской армии.

И ещё. Первой заповедью ноахида является запрет идолопоклонства, а второй – запрет богохульства. А предписывающей заповеди верить в единого Бога для ноахидов вообще не существует! (р.Ури Шерки)

Если принимать эти подходы и далеко идущие из них выводы, то мы можем подвести под определение «ноахидов» не только буддистов, но и даже атеистов и агностиков – в общем, всю нерелигиозную культуру современности, принимающую этические рамки (не богохульствовать, не убивать, не грабить, не прелюбодействовать, не относиться жестоко к животным, устанавливать правосудие) – оставляя подробности на усмотрение каждой культуры. Даже религиозный, казалось бы, запрет богохульствовать может быть переформулирован на языке толерантности и плюрализма к чужим верованиям.

Итак, по мнению:

- «Сефер Йереим» в понимании р. Шифа,

- р. Хайеса,

- р. Плоцки,

- р. Ѓерцога,

- р. Кука

- и р. Шерки,

подавляющее большинство людей, среди которых живут евреи, – это ноахиды со всеми вытекающими последствиями, и если это хорошие люди (по законам их страны и правилам их культуры) – они праведники народов мира.

Но и этот подход устраивает далеко не всех, поскольку авторитетные кодексы Средних веков его не упоминают. Другие подходы к проблеме мы собираемся рассмотреть в следующих статьях.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]