Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
28-02-2017 22:19
 
Арье Ольман. ОТНОШЕНИЕ К НЕЕВРЕЯМ В СОВРЕМЕННЫХ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЙСКИХ ГАЛАХЕ И ФИЛОСОФИИ. Часть первая

Автор - профессор Академии языка иврит, Иерусалим.

Это статья – не очередной исторический очерк. Вкратце скажу лишь, что в библейские, талмудические и средневековые времена отношение к неевреям у евреев варьировалось от плохого до очень плохого: как в области права, так и в области философии. И это неудивительно: таково же было отношение к представителям других религий и народов у других религий и народов. Далее нужно сказать, что в современной еврейской философии существуют авторитетные направления, проповедующие положительное отношение к неевреям – приведём в пример р. Юваля Шерло в Израиле или р. Аѓарона Соловейчика в США.

Дадим сначала ссылку подборку источников с древних времён до наших дней, касающихся общего отношения к неевреям, так как она не очень известна читателям. Эта подборка была сделана в великолепной книге «Мировоззрение талмудистов», т. III, гл. I, С.-Петербург, 1876 (перепечатана в 1994 г., выложена в интернет здесь). Мы рекомендуем читателю сначала прочитать эту подборку. После этого мы можем перейти к рассмотрению гораздо более важных для евреев источников – а именно ѓалахических, законодательных.
Согласно базовым нормам иудаизма, философские взгляды в определённых (довольно широких) пределах – это личное дело человека, здесь нет ни аксиом, ни догматов. А вот практическое выполнение заповедей обязано соответствовать раввинистическим нормам, и только в этом случае еврей может считаться ортодоксальным.

Часть 1. Подход Менахема ѓа-Меири

Существенное изменение талмудических правил исторически было вызвано двумя факторами:

а) распространение ислама. Мусульмане явно не подпадали под определение идолопоклонников, хотя о «семи заповедях сынов Ноя» не слыхали. Маймонид говорит об этом в конце «Законов о царях и войнах» в кодексе «Мишне Тора».

б) рассеяние евреев в христианском мире. Мишна запрещает торговать с идолопоклонниками за три дня до их праздников и в течение трёх дней после их праздников, а у христиан праздник каждую неделю. Торговля становится невозможной! А если бизнес страдает – нужно изменить ѓалаху… Поэтому Раши ограничивает торговлю только Рождеством и Пасхой, а Тосафот, проверив и подумав, говорят, что христиане – вообще не идолопоклонники. И наконец, Менахем ѓа-Меири (Прованс, XIII в.) делает своё знаменитое нововведение: «А в наше время никто не придерживается этих ограничительных правил, даже в дни их праздников – ни гаон, ни рав, ни мудрец, ни ученик, ни благочестивый, ни прикидывающийся благочестивым (?????)» (Бейт ѓа-бхира к Авода зара, 2а).
Геральд Блидстейн (Gerald J. Blidstein. Menahem Meiri's Attitude Toward Gentiles - Apologetics or Worldview? Binah 3 (119-133), 1994) и Моше Ѓальберталь (Moshe Halbertal, “Ones Possessed of Religion”: Religious Tolerance in The Teachings of The Me’iri”  The Edah Journal, Volume 1:1, 2000) исследовали подход Меири и его философские обоснования. По их мнению, Меири опирается на подход еврейских философов-аристотелианцев (Шмуэль ибн Тибон, Моше ибн Тибон, Яаков Анатоли), которые разделяли «приверженцев этической религии (??)» и «исследователей, или мудрецов» - другими словами, верящих в Творца мира, давшего людям мораль, в отличие от исследующих теологические вопросы с чисто деистической точки зрения. Только «приверженцы этической религии» могут создать справедливое общество (см. мнение их учителя Маймонида в «Наставнике колеблющихся», 3:51). А если создавшие справедливое общество достойны уважения, значит, приверженцы любой этической религии достойны равенства и справедливого отношения. Из этого также следует, что не нужно подробно изучать справедливость каждого конкретного государства: так как у его жителей есть потенциал создания справедливого общества, этого достаточно.

Основное различие Меири и Маймонида состоит в том, что Маймонид не стремился к равенству людей всех наций и религий на практике, а Меири пошёл дальше и стремился к нему. Более того, Меири не желает вникать в подробности этической религии каждой нации, для него достаточно, что она этическая и монотеистическая.

Меири применяет свой подход в нескольких областях:

1.    Сущностное равенство в отношении Бога к евреям и неевреям

«В данном отрывке говорится о вере, и когда говорили «не подчиняется Израиль астрологии», именем Израиль называли всякого, у кого существуют религиозные этические законы (?????? ????? ???)» (Бейт ѓа-бхира к Шабат, 156а).

2.    Отношение к культу, праздникам и местам культа

Во многих местах Меири снимает с неевреев, которых он знает, клеймо «служащих идолам» (отношение к которым очень недоброжелательное) и все ограничения, связанные с этим (Бейт ѓа-бхира к Авода зара, 2а, 15б, 20б, 26а). Более того, те же ограничения снимаются и с еврея, перешедшего в такую веру (!): «Перешедший в идолопоклонство приравнивается к тому, у кого нет этической религии. Но перешедший в этическую религию считается приверженцем этой этической религии, и так учили меня мои учителя» (Бейт ѓа-бхира к Ѓорайот, 11а).

3.    Полное равенство евреев и неевреев в имущественной сфере

«Все народы, у которых существуют религиозные этические законы и которые каким-либо образом верят в Бога – хотя их вера и далека от нашей – не относятся к талмудическим «гоям» и «акум», но они полностью подобны евреям в отношении возвращения потери, в отношении ошибки при подсчёте и в отношении прочих [имущественных] дел, никакой разницы» (Бейт ѓа-бхира к Бава кама, 113б).

«А запрет сдавать и продавать нееврею дом касается только страны Израиля и только идолопоклонников былых времён, у которых в домах были идолы и они им приносили жертвы и воскуряли курения. В диаспоре же и в наше время сдавать и продавать дома неевреям разрешается» (Бейт ѓа-бхира к Авода зара, 20б). См. также Бейт ѓа-бхира к Бава батра, 45а, Гитин, 62а).

4.    Равенство в отношении правила «Спасение жизни отодвигает субботу»

«В отношении спасения жизни не смотрят на большинство. А именно: если есть двор, в котором находятся евреи и идолопоклонники, ради спасения которых мы не обязаны нарушать субботу, ибо нет у них никакой этической религии…» (Бейт ѓа-бхира к Йома, 84б). Из этого следует, хотя и не сказано прямо, что если во дворе находятся люди, у которых есть «этическая религия», в отношении обязанности нарушить субботу ради их спасения нет различия между ними и евреями.

5.    Преподавание Торы

«Нееврея, изучающего Тору, уважают… в особенности если его намерение – познать всю цельность нашего учения, ведь возможно, что когда он познает всю его цельность, он захочет к нам присоединиться. И тем более если этот человек исполняет её главные заповеди во имя их самих – и не только в том, что касается известных «семи заповедей сынов Ноя»» (Бейт ѓа-бхира к Санѓедрин, 59а).
Теперь перейдём к трудностям, которые возникают при применении подхода Меири.

Во-первых: что он скажет об индуистах? Об атеистах? О пастафарианцах, мораль которых может быть сколь угодно высока? Если внимательно прочитать Бейт ¬ѓа-бхира к Бава кама, 37б, можно сделать вывод, что Меири делит людей на три категории: а) не имеющих этической религии, б) исполняющих «семь законов сынов Ноя», в) имеющих этическую религию. Так как атеисты, вообще говоря, подпадают под определение «выполняющих семь законов сынов Ноя» (об этом в другом месте), отношение Меири к ним будет доброжелательным. Но в отношении индуистов и ламаистов всё не так просто.

Во-вторых, Менахем ѓа-Меири авторитетен, но он один в своем роде. Для того, чтобы опираться в важном вопросе ѓалахи на мнение одиночки, нужно иметь некую смелость.

В-третьих, объёмистое сочинение Меири долгое время оставалось практически неизвестным широким кругам еврейских мудрецов, и его мнения не вошли в ведущие кодексы законов. А то, что не вошло в ведушие кодексы законов (например, в «Шулхан арух»), для многих и многих евреев как бы не существует.

Другие подходы к проблеме мы собираемся обсудить в следующих статьях этой серии.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]