Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
04-03-2004 16:24
 
Ректор Одесской духовной семинарии УПЦ МП архимандрит Евлогий (Гутченко). РАСКОЛ – КРОВОТОЧАЩАЯ РАНА РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ. К проблеме наших взаимоотношений со старообрядцами. Часть II

РАСКОЛ – КРОВОТОЧАЩАЯ РАНА РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
(К проблеме наших взаимоотношений со старообрядцами.)

Доклад к канонической комиссии при Священном Синоде
Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

Часть II

Архимандрит Евлогий (Гутченко),
ректор Одесской Духовной Семинарии

В настоящее время в Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) семь епископов. Первоиерархом с 1986 г. был Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев), который умер 31 декабря 2003 г.. 9 февраля 2004 г. новым Митрополитом Московским и всея Руси избран Андриан (Четвергов). Церковное управление находится на Рогожском кладбище в Москве. Двенадцать епархий расположены на территории России, Украины и других стран ближнего зарубежья. Основная масса верующих проживает в Молдове, в Черновицкой, Винницкой и Одесской областях Украины. В Украине духовной жизнью старообрядцев руководит епископ Киевский и всея Украины Савватий (Козко). Значительная часть русских старообрядцев проживает на территории Румынии и составляет автокефальную Румынскую Старообрядческую Церковь, объединяющую 80 общин (пять епархий). Первоиерархом старообрядцев в Румынии является Митрополит Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Леонтий. Церковное управление находится в румынском городе Брэила. Румынские старообрядцы находятся в молитвенно-евхаристическом общении с РПСЦ, созываются совместные церковные Соборы.

Более трех веков минуло с тех пор, как в нашей Церкви возник старообрядческий раскол, а последствия этого печального явления продолжают сказываться до настоящего времени. Много усилий с обеих сторон было потрачено в прошлом на то, чтобы доказать неправоту другой стороны. Раскол разделил русский народ. "Русская земля раскололась надвое – разорвалось надвое Русское народное сердце, надвое расщепилось, как вековое дерево, Русская народная мысль, и самая Русская жизнь с этих несчастных годов потекла по двум теченьям, одно другому враждебным, одно другое "отрицающим" [20].

Трезвомыслящие церковные люди обеих сторон понимали всю пагубность и никчемность взаимных раздоров и глубоко скорбели о разделении. Предпринимались попытки на определенных условиях достичь единства. Наиболее успешным было так называемое единоверие, под которым подразумевалось единство старообрядцев с новообрядческой Церковью при полном сохранении всех старых обрядов. Однако это не решило проблему. Большинство старообрядцев не принимали единоверие. Да и сами единоверцы смущались своим положением, ведь Соборы 1656 и 1667 г.г. наложили клятвы на старые обряды. К сожалению, и некоторые иерархи Русской Православной Церкви считали единоверие "расколом" или "полурасколом" и отказывались служить в единоверческих храмах. Единоверцы просили Святейший Синод снять клятвы на священную древность, но им отвечали, что клятвы наложены праведно. Старообрядцы просили единения с Церковью при старых обрядах, но им оставили обряды лишь на время, "на том надеянии", что со временем они оставят старый обряд и примут исправленный.

Накануне Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. Святейшим Синодом было разрешено созвать I Всероссийский единоверческий съезд. Основным на съезде был вопрос создания единоверческого епископата. Положительно он был разрешен на Поместном Соборе 1917-18 гг., когда были введены должности викарных единоверческих епископов в большинстве епархий.

Единоверцы считали себя промежуточным, связующим звеном между новообрядцами и старообрядцами. Они взяли на себя труды по достижению согласия. Важную роль в этих трудах сыграл священномученик епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) [21] .

Священномученик епископ Андрей считал, что старообрядцы в экклезиологическом понимании раскольниками не были (за исключением крайних сект), но являлись правоверными христианами, хранившими от повреждения русские древлеправославные обряды и благочестие, которые изначально были восприняты Русью от Византии.

По мнению владыки Андрея, старообрядцы были беззаконно отторгнуты от общения теми, кому был выгоден раскол в Русской Церкви, поэтому древлеправославные христиане вынуждены были вести самостоятельную церковную жизнь и управляться собственной иерархией. Священномученик писал, что "до этого древлеправославные христиане и т.н. "никониане" были единомышленны только в святых догматах Церкви, но Петербургское правительство искусственно разъединило их в молитвах и обрядах. На этом мало-помалу утвердилось и разъединение в церковной администрации (управлении)" [22].

Классический пример в церковной истории – раскол в Антиохийской Церкви в IV веке на евстафиан и мелетиан. Евстафиане – последователи святителя Евстафия, поддерживались Римом и Александрией, и отказывались принять избрание святителя Мелетия и его преемников, поддерживаемых Константинополем, но подозреваемых в сочувствии к арианству. Раскол длился 38 лет – с 360 по 398 гг., и закончился безусловным примирением двух сторон.

Подобный пример – Константинопольский раскол арсенитов с 1262 по 1312 гг. Арсениты являлись последователями Константинопольского Патриарха Арсения, незаконно низложенного императором Мануилом VIII Палеологом. Впоследствии арсениты были приняты в общение без всяких условий.

Как и некоторые другие иерархи того времени, епископ Андрей не признавал справедливыми проклятия, ошибочно наложенные на старый русский обряд Собором 1666-67 гг. и ревностно трудился над вопросом объединения всех русских православных христиан в единую Церковь. Незадолго до октябрьской революции Владыка Андрей вместе с епископом Иосифом (Петровых) встретились с представителями Белокриницкой иерархии и передали послание единоверческого съезда с предложением о воссоединении. Ответ старообрядцев был отрицательный. Они считали новообрядческую Церковь зараженной множеством тяжких церковно-канонических недугов. Их также смущали клятвы, наложенные на русскую древность, хотя сама возможность чаемого единения не отрицалась. "По нашему мнению, – пишут старообрядцы, отвечая на обращение единоверческого съезда, – соединение Церквей может состояться только тогда, когда обе Церкви, старообрядческая и новообрядческая, не будут ни в чем разниться. Посему, прежде чем приглашать к единению, необходимо, чтобы последователи реформ Никона при участии восточных Патриархов соборно отвергли и осудили безрассудные клятвы и злохуления, произнесенные на святоотеческие предания и обычаи и на православных христиан, содержащих оные... Должны всецело восстановить каноничность своей Церкви... Без всего этого, при настоящем антиканоническом положении и расстройстве Церкви господствующей, когда попираются священные каноны, презираются святоотеческие предания и древлецерковные обычаи, не исполняется богослужебный чин – даже по ее книгам и уставам – служба совершается с пропусками, какими-то отрывками, антицерковным (концертным) пением, нет в Церкви единообразия и благочиния – говорить о единении нас с вами и с господствующей Церковью нам кажется преждевременным и бесполезным. Но, тем не менее, мы не перестанем усердно молить Господа "о мире всего мира и о совокуплении всех во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь", чтобы если и не в наши дни, то хотя бы в дни нашего ближайшего потомства по милости Божией воссияло солнце правды и истины, мира и любви среди верных сынов Руси Святой" [23].

Священномучеником епископом Андреем было также опубликовано в московских газетах письмо к старообрядческим епископам Белокриницкой иерархии. Называя их "возлюбленными братьями о Христе" и "братьями-святителями", он предлагает способ объединения, согласно которому старообрядческие иерархи должны идти великим крестным ходом в Московский Кремль, а навстречу им из Кремля со святыми древними образами должны идти собором новообрядческие иерархи. Встретившись на Красной площади, все участники обоих крестных ходов падают ниц и взаимно испрашивают прощения друг у друга. После взаимного братского лобзания старообрядческий Первосвятитель совершает Божественную Литургию в Архангельском Соборе в сослужении двух архиереев господствующей Церкви, а Первосвятитель новообрядческий с двумя епископами старообрядческими литургисает в Успенском соборе. Таким образом, считал Владыка Андрей, упразднится раскол в Русской земле.

Интересен также тот факт, что, находясь в 1932 г. в сане архиепископа в ссылке, Владыка Андрей вошел в безусловное молитвенное общение с главой Белокриницкой иерархии архиепископом Мелетием (Картушиным), считая одновременно себя и Уфимским архиереем Патриаршей Церкви. Здесь следует отметить, что в данном случае Владыка действовал самостоятельно, без благословения высшей церковной власти, которой, по его мнению, тогда просто не существовало. Архиепископ Андрей отдавал все свои деяния на суд будущего свободного Собора Русской Церкви. Свое вхождение в молитвенное общение со старообрядцами он считал идейным концом раскола. В одном из своих писем Владыка писал: "Я хочу быть таким же старообрядцем, как святители Петр, Алексий, Иона, Филипп или Патриарх Гермоген. Все они были старообрядцами, но не были раскольниками" [24].

Вопрос о старых обрядах был рассмотрен VI отделом Предсоборного Присутствия 3 мая 1906 г., который вынес следующее постановление:

"I) Имея ввиду пользу Святой Церкви, успокоение двуперстно молящихся и облегчение встречаемых миссионерами затруднений в разъяснении произнесенной Антиохийским Патриархом Макарием и Собором русских иерархов в 1656 году клятвы на двуперстно молящихся – ходатайствовать перед Всероссийским Собором об отмене означенной клятвы, как положенной по "недоброму разумению" (ср. VI Вселенского Собора, прав. 12)...

2) Ходатайствовать перед Собором и о том, чтобы от лица Всероссийской Церкви было провозглашено, что порицательные на "старые" обряды выражения, полемическими писателями прежнего времени допущенные, явились как следствие духа времени, страстной борьбы противников, возмутительных нападок на обряд, Православной Церковью содержимый, излишней ревности православных полемистов и, наконец, тоже неправильного разумения смысла и значения обрядов, отмененных Собором.

В настоящее время, при более ясном понимании значений обрядовых разностей вообще, Церковь ничего зазорного и еретического в этих обрядах не видит, ничего порицательного в отношении их не принимает, научая тому и чад своих. Прежние же порицательные выражения совершенно отменяет и вменяет яко не бывшие". [25]

Поместный Собор 1917-18 гг. должен был вынести постановление о старом обряде и по свидетельству участников отменить клятвы и разрешить прием старообрядческих епископов в сущем сане, но из-за революционных событий не успел этого сделать.

В 1929 г. вопрос о древнерусских обрядах обсуждался на заседании Патриаршего Священного Синода под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Нижегородского Сергия, на котором было принято Синодальное определение:

"I) Отзыв о дорогих для старообрядцев богослужебных книгах об обрядах, данный от лица Святой Российской Церкви в книге "Увещание", в "Изъяснении" Святейшего Синода и в определении архипастырей Синода, бывшего в Богоспасаемом граде Казани в лето от Рождества Христова 1885 – разделяем и подтверждаем.

2) В частности, богослужебные книги, напечатанные при первых пяти Российских Патриархах, признаем православными; святохранимые многими православными, единоверными и старообрядцами церковные обряды, по их внутреннему знаменованию и в общении со Святой Церковью, – спасительными. Двоеперстие, слагаемое во образ Пресвятой Троицы и двух естеств в Господе нашем Иисусе Христе – обрядом в Церкви прежнего времени несомненно употреблявшимся...

3) Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, и в особенности до двуперстия, где бы оные не встречались и кем бы не изрекались, – отвергаем и яко не бывшие вменяем.

4) Клятвенные запреты, изреченные Антиохийским Патриархом Макарием и вслед за ним подтвержденные Сербским Митрополитом Гавриилом, митрополитом Никейским Григорием и Молдавским Гедеоном в феврале 1656 года и пастырями Российской Церкви на Соборе 23 апреля 1656 года, а равно и клятвенные определения Собора 1666-1667 гг., как послужившие камнем преткновения для многих ревнителей благочестия и поведшие к расколу нашей Святой Церкви, – мы, руководствуясь примером самого же Собора 1666-1667 гг., отменившего клятвенные постановления Собора Стоглавого, по данной нам от Всесвятого и Животворящего Духа власти вязать и решить, разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем" [26].

Поместный Собор РПЦ 1971 г. принял следующее Деяние "Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их:

"I. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они не изрекались.

3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделимой Христианской Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения...

Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную" [27].

Деяния Поместного Собора 1971 г. в отношении старого обряда подтвердил Поместный Собор РПЦ 1988 г. в специальном обращении к старообрядцам, в котором старообрядцы именуются "единокровными и единоверными братьями и сестрами, хотя и не находящимися в молитвенном общении с Московским Патриархатом" [28].

Постановление о равночестности старого обряда было принято и на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) 1974 г. В составе епископата Зарубежной Церкви есть старообрядческий епископ Ирийский Даниил, викарий Первоиерарха. В 2000 г. Архиерейский Собор РПЦЗ обратился к старообрядцам с посланием, в котором испрашивалось прощение за гонения. "Мы глубоко сожалеем, – говорится в послании, – о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам старого обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви только за любовь старообрядцев к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его... Мы хотим воспользоваться и ныне данным случаем, дабы испросить у них прощения за тех, кто презрительно относился к их благочестивым отцам. Этим мы хотели последовать примеру святого императора Феодосия Младшего, перенесшего святые мощи святителя Иоанна Златоуста в царственный град из дальней ссылки, куда родители его немилостиво отправили святителя. Применяя его слова, мы взываем к преследованным: "Простите братья и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения"... Мы сознаем горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем свое глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану" [29].

Осознание ошибочности клятвенных соборных постановлений на старые обряды и гонений на старообрядцев является только первым шагом к будущему единству. Необходимы дальнейшие усилия. Наша синодальная каноническая комиссия может сделать достаточно много в этом благом деле. Тем более, что большая часть старообрядцев Белокриницкой иерархии проживает в Украине.

В первую очередь, необходимым кажется начать конструктивный диалог о путях преодоления пагубного разделения и дальнейшего будущего воссоединения верующих двух обрядов в единой Церкви. Надо сделать все для того, чтобы уврачевать раскол. Путь к этому лежит через смиренное покаяние и молитву, отказ от взаимных претензий и бессмысленных упреков. Необходимо не на словах, а на деле проявить обоюдное стремление к единству нашей Святой Церкви.


20. Мордовцев Л. Д. Великий раскол. М., 1905. Цит. по: Булгаков С. В. История государства Российского. М., 1994. С. 231

21. Священномученик епископ Андрей канонизирован РПЦЗ.

22. Глазков К. В. Указ. соч. С.53.

23. Слово Церкви. 1917. № 36. Цит. по: Мельников Ф.Е. К Указ. соч. С.518-519.

24. Глазков К. В. Указ. соч. С. 55.

25. Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия Т. II. СПб. 1906. С. 284-285. Цит. по: Никодим, митр. Об отмене клятв на старые обряды //ЖМП. 1971. № 7. С. 71.

26. Цит. по: Никодим, митр., Указ. соч. С. 72.

27. Деяние освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их // ЖМП 1971. № 6. С. 6-7.

28. Обращение Поместного Собора Русской Православной Церкви ко всем держащимся старых обрядов православноверующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом // ЖМП. 1988. №8. С. 14.

29. Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей старообрядцам // Собор. 2001. № 1 (13). С. 8-9.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]