Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-09-2015 20:11
 
Николай Карпицкий. ДОНБАСС: ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН. Часть третья - УПЦ МП во время конфликта

Предыдущие части - ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Противники Украины под видом православия привнесли на Донбасс идеологию «русского мира» в ее самой агрессивной трактовке. Православие как религия подменялась политической идеологией, которую сепаратисты понимали как «Православную веру Московского Патриархата», закрепив это понимание в конституции ДНР, принятой 14 мая 2014 года. В её преамбуле говорится, что Верховный совет принимает Конституцию, «исповедуя Православную веру (Веру Христианскую Православную Кафолическую Восточного Исповедания) Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и признавая ее основой основ Русского Мира». Тем самым сепаратисты противопоставили под видом православия особое вероучение, являющееся "основой русского мира", не только всему христианству, но и всем православным Церквам, не принадлежащим Московскому патриархату. Девятая глава конституции ДНР закрепляет это вероучение в качестве господствующего:

«2. В Донецкой Народной Республике первенствующая и господствующей верой является Православная вера (Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания), исповедуемая Русской Православной Церковью (Московский Патриархат).

3. Исторический опыт и роль Православия и Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) признаются и уважаются, в том числе, как системообразующие столпы Русского Мира».

Этой статьёй сепаратисты также противопоставили себя большей части верующих Донбасса, поскольку особенностью Донбасса является значительное конфессиональное разнообразие. На конец 2014 года в Донецкой области (включая и оккупированные территории) зарегистрировано 1 795 религиозных организаций, из которых – 1 723 религиозные общины. Православные религиозные организации составляют около 49 %, из них 42,9 % – религиозные организации Московского патриархата. Протестанты всех направлений имеют более 700 организаций – 40,9 % от общей численности, из них более 12 % харизматические церкви и более 10 % баптисты. Также в области зарегистрировано 38 мусульманских, 19 иудейских, 14 буддийских и 8 вайшнавских религиозных организаций. Кроме того, некоторые церкви на оккупированных территориях вынуждены были приостановить свою деятельность из-за насилия со стороны сепаратистов. В этих условиях насаждение доминирующей религиозной идеологии неизбежно должно было привести к религиозному конфликту.

31 мая 2014 г. митрополит Донецкий и Мариупольский УПЦ МП Иларион сделал архипастырское обращение о прекращении смуты на Донбассе, в котором заявил: «К сожалению, все стороны нынешнего противостояния считают свои действия правильными, но для верующих людей ценностным ориентиром является одна Истина – Господь наш Иисус Христос, Который сказал, что превыше всего – любовь Бога к человеку, а человека – к ближнему. Поэтому Церковь не имеет права поддерживать и не поддерживает кого-либо в этой смуте и братоубийственной войне. Не будет Божьего благословения на тех, кто нарушает заповедь "Не убий!", совершая Каинов грех» [1].

Дипломатическая формулировка запрета благословлять воюющие стороны вызвала недовольство сторонников «русского мира», которых нейтралитет Донецкой епархии УПЦ МП абсолютно не устраивал. Многочисленные фотографии, на которых православные священники благословляют "повстанцев" и освящают их боевые знамена, свидетельствуют, что многими священниками данное архипастырское обращение было проигнорировано [2].

4 июля 2014 на "YouTube" было опубликовано видео «"Ополченцы" стреляют с территории церкви в Славянске». Видео засвидетельствовало стрельбу самоходной артиллерийской установки «Нона» с территории захваченной евангельской пятидесятнической церкви «Добрая весть» в Славянске, сопровождаемое молитвами и пением двух православных священников [3]. Стоит отметить, что пока «Нона» стреляла с территории церкви «Добрая весть», украинские военные ответный огонь не открывали, что говорит о наличии в украинской армии специального приказа, защищающего церкви. В других случаях ответный огонь велся. В частности, ответным огнем был разрушен детский приют церкви «Добрая весть», когда данная «Нона» открыла огонь с его территории по украинским военным. Прихожанам церкви едва удалось успеть вывезти детей, однако имущество приюта спасти не удалось [4].

16 апреля 2014 года архиепископ Святогорский Арсений (Яковенко), наместник Свято-Успенской Святогорской лавры, обратился по поводу необоснованных слухов о присутствии российских диверсантов в лавре и категорически заявил: «Среди такого количества людей, имеющих доступ во все храмы и корпуса Лавры, просто невозможно кого-то где-то скрывать» [5]. В это время лавру охраняли пророссийски настроенные казаки. Есть вероятность, что в монашескую среду могли быть внедрены агенты под прикрытием. Эти подозрения высказал волонтер и прихожанин церкви «Добрая весть» Геннадий Лысенко, рассказав о нескольких инцидентах за год до начала войны, когда некоторые насельники лавры, одетые как монахи, требовали от посетителей удалять фотографии, если они случайно попадали в кадр, а один «монах» даже едва не ударил местного жителя. Так вели себя далеко не все, а только те, кто отличался военной выправкой.

Также Геннадий Лысенко рассказал, что в усадьбе «Вилла Марии», превращенной в культурный центр УПЦ МП, разместились пришедшие в Славянск боевики. По его словам, православный священник о. Виталий организовал размещение военных в «Вилле Марии» и вел "пастырскую работу" с ними [6]. По свидетельству научного сотрудника Славянского краеведческого музея Валерия Ступко, 12 апреля 2014 года вооруженные люди в масках вышли из «Виллы Марии» по направлению горотдела милиции, которое они захватили [7].

Эту информацию также подтвердила Неля Штепа, мэр г. Славянска: «Пять дней назад вот эти вооруженные повстанцы собрались за городом Артемовском в двух КамАЗах, после этого, по согласованию с нашим православным батюшкой отцом Виталием, они разместились у него в православном центре... Мне позвонили жители и сообщили, что около 150 полностью вооруженных человек вышли из этого православного центра и к ним присоединились 300 человек, которых пригласил отец Виталий – это бывшие афганцы и военные, которые примкнули к этим повстанцам. Этим 300 людям повстанцы дали полные полномочия и они сегодня, что хотят, то и делают в городе» [8]. На следующий день, 13 апреля, благочинный Александро-Невского округа г. Славянска УПЦ МП Николай Фоменко открыто поддержал сепаратистов, заявив на встрече с ними, что церковь "не будет стоять в стороне" [9].

Позиция клириков УПЦ МП в отношении к воюющим сторонам далеко не однородна, многие считают, что необходимо занимать нейтралитет, всячески помогая бедствующему населению. В частности, пресс-секретарь УПЦ МП о. Георгий Коваленко на пресс-конференции в мае 2014 года поддержал украинские власти и осудил сепаратистов. Он отметил, что прихожане церкви есть среди военных, участвующих в АТО, их командиров и местного населения. «Необходимо уважать власть, потому что у нее есть меч, чтобы защищать добро от зла. Если человек незаконно берет в руки оружие, если человек фактически захватывает заложников и целые регионы – это зло», – заявил о. Георгий Коваленко, напомнив, что УПЦ МП еще в 2007 году осудила «политическое православие» – явление, когда церковь пытаются использовать для решения каких-либо геополитических задач [10].

Православные храмы УПЦ МП, так же как и другие церкви Украины, активно участвуют в сборе гуманитарной помощи для населения в зоне АТО, оказывают помощь нуждающимся в прифронтовой зоне.

Хотя в тылу в отношении к УПЦ МП никаких притеснений не наблюдается ни с украинской стороны, ни со стороны сепаратистов, в прифронтовой зоне храмы УПЦ МП становятся жертвами как случайных, так и провокационных обстрелов. Кроме того, 18 декабря 2014 г. митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион обратился к президенту Петру Порошенко с призывом взять под личный контроль расследование мародерства в скиту Свято-Иверского женского монастыря в п. Пески. По словам митрополита, ограбление скита совершили люди в военной форме, которые официально представились бойцами украинской Национальной гвардии [11]. Инцидент также произошёл в прифронтовой зоне.

Нельзя упрощенно утверждать, что поддержка сепаратизма или единства Украины определяется конфессиональной принадлежностью. Люди с разными убеждениями присутствуют в разных церквах и в разных конфессиях. Предрассудок об исключительной роли московского православия в агрессии против Украины разрушил своим примером начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский, активно включившийся в информационную войну с Украиной, о чем свидетельствует его выступление 25 ноября 2014 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» [12]. На его примере мы видим, что не конфессиональная принадлежность, а степень зависимости от государства является главным фактором формирования деструктивной позиции внутри церкви.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Архипастырское обращение митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона о прекращении смуты в Донбассе // Донбасс православный. от 31.05.2014. URL: http://donetsk.church.ua/2014/05/31/arkhipastyrskoe-obrashhenie-mitropolita-doneckogo-i-mariupolskogo-ilariona-o-prekrashhenii-smuty-v-donbasse/

[2] В Славянской епархии УПЦ освящают знамена боевиков и жалуются на украинскую армию // Релігія в Україні от 01.07.2014. URL: http://www.religion.in.ua/news/ukrainian_news/26228-v-slavyanskoj-eparxii-upc-osvyashhayut-znamena-boevikov-i-zhaluyutsya-na-ukrainskuyu-armiyu.html

[3] URL: http://youtube.com/watch?v=U8NwsmUsw2Q

[4] Из устного интервью А. Решетника, волонтера и прихожанина церкви «Добрая весть», данного автору статьи 04.04.2015.

[5] Архиепископ Святогорский Арсений обратился по поводу необоснованных слухов о Святогорской Лавре // Донбасс православный. от 16.04.2014. URL: http://donetsk.church.ua/2014/04/16/arkhiepiskop-svyatogorskijj-arsenijj-obratilsya-po-povodu-neobosnovannykh-slukhov-o-svyatogorskojj-lavre/

[6] Из устного интервью автору статьи 19.04.2015.

[7] Higginssept Andrew. Evidence Grows of Russian Orthodox Clergy’s Aiding Ukraine Rebels // The New York Times, 06.09.2014. URL: http://www.nytimes.com/2014/09/07/world/europe/evidence-grows-of-russian-orthodox-clergys-aiding-ukraine-rebels.html?_r=2

[8] Боевики, захватившие горотдел милиции в Славянске, укрывались в православном центре - мэр // Остров, от 15.04.2014. URL: http://www.ostro.org/general/society/news/442700/

[9] Мальцев В. Священников увлекла «русская весна» // Независимая газета, от 16.04.2014. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2014-04-16/2_spring.html

[10] Украинская Православная Церковь Московского Патриархата осудила сепаратистов // Портал Baznica.Info от 29.04.2014. URL: http://baznica.info/article/ukrainskaya-pravoslavnaya-cerkov-moskovskogo-patri/

[11] Обращение митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона к президенту Украины в связи с актом мародерства в действующем монастырском ските // Донбасс православный. от 18.12.2014. URL: http://donetsk.church.ua/2014/12/18/obrashhenie-mitropolita-doneckogo-i-mariupolskogo-ilariona-k-prezidentu-ukrainy-v-svyazi-s-aktom-maroderstva-v-dejjstvuyushhem-monastyrskom-skite/

[12] Епископ Сергей Ряховский: «На Украине притесняют священнослужителей разных конфессий, и требуется объективная оценка всех подобных преступлений» // Сайт «Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)» от 28.11.2014. URL: http://cef.ru/news/roshve/?id=8676

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]