Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
13-01-2014 12:07
 
Сергей Бычков. ОСОБАЯ МИССИЯ. Почему безосновательна конспирологическая теория Николая Митрохина об «истинных целях» действий Кураева?

Переживаемый сегодня Русской Православной Церковью Московского патриархата период весьма напоминает, с одной стороны, зиму 1905 года, с другой – весну 1917 года. Оба периода характерны тем, что получили впоследствии название "церковной революции" (правда, не только церковной).

После расстрела 9 января царскими войсками мирной демонстрации рабочих, шедших к Зимнему дворцу вместе с женами и детьми под руководством священника Православной Церкви Георгия Гапона, началась Первая русская революция. Она привела к важным церковным реформам. Император Николай II весной 1905 года даже пообещал, что Поместный Собор будет созван в ближайшее время.

Весной 1917 года, после отречения от престола Николая II, началась церковная революция снизу. По стране прокатилась волна епархиальных съездов, на которых смещали непопулярных епископов. На их место были избраны – в Москве епископ Литовский Тихон (Белавин), а в Петрограде – епископ Вениамин (Казанский).

Оба процесса были вызваны стагнацией церковной жизни и желанием православных христиан Российской Империи вернуться к первохристианским временам. Первое же послереволюционное заседание Святейшего Синода весной 1917 года одобрило решения епархиальных съездов. Правда, задним числом.

Сегодня же не столько закрепощенное новым Уставом РПЦ МП духовенство, сколько активные миряне требуют радикальных перемен церковной жизни. Создание митрополий, многократное увеличение епископата не решило основной проблемы – стагнации и активной стадии гниения среди значительной части епископата. Отправной точкой современной церковной революции стали сексуальные приставания инспектора Казанской духовной семинарии игумена Кирилла к семинаристам. Существование Интернета и обращение семинаристов к протодиакону Андрею Кураеву буквально взорвали не только православную общественность, но коснулись даже практически уничтоженных в России независимых СМИ. В ЖЖ протодиакона Кураева начали появляться рассказы юношей, пострадавших от сексуальных приставаний "голубых" епископов и священников. Самое поразительное – в ЖЖ появилось письмо супруги одного из российских священников, матери нескольких детей. Это письмо – вопль оскорбленной женщины, дочери и супруги священника, которой приходится прятать своих сыновей всякий раз, когда на приход приезжает служить епископ.

Поскольку вспыхнула очередная церковная революция – понадобился поп Гапон. На эту роль (напомним, что в 1905 году почти в каждой рабочей или крестьянской семье под иконами висел портрет Гапона) сегодня претендуют несколько человек. Один из претендентов (правда, ему еще далеко до популярности Кураева) – религиовед Николай Митрохин. Для него РПЦ МП что-то вроде лягушки, которую можно подвергнуть вивисекции и тем самым выявить ее основные жизненные функции. Это занятие приносит Митрохину солидный доход. Хотелось бы напомнить ему глубокие слова одного из выдающихся историков Русской Церкви архиепископа Филарета (Гумилевскиого): "Историк Церкви преимущественно должен быть верен правде, а для сего он должен быть искренним христианином. Пересматривая источники, он должен смотреть на их сведения не по своему вкусу, не по духу своего времени, но так, как требуют обстоятельства того времени, как требует правда истории и Евангелия... Без христианского благочестия историк Церкви — иностранец в Христовой Церкви: многое не поймет он в событиях Церкви, многое испортит превратным толкованием или вовсе оставит без внимания".

Иностранец Митрохин, порывшись в мусорной корзине и послушав пару разговоров околоцерковных людей, пришел к выводу, что протодиакон Кураев затеял в РПЦ МП некий дворцовый переворот. Что такой переворот в РПЦ МП вообще возможен. Тем самым Митрохин совершил великое научное открытие – оказывается, в РПЦ МП, в среде епископата существуют два противоборствующих лагеря. Один, "голубой", по терминологии религиоведа – "питерский", которому противостоят выходцы из Троице-Сергиевой лавры, борясь за патриарший престол. Если брать крайние полюса – опального епископа Диомида (Дзюбана), бывшего насельника Троице-Сергиевой лавры, и скандально известного епископа Выборгского и Приозерского Игнатия (Пунина), которому ныне вверен Синодальный отдел по делам молодежи, - вроде бы как схема Митрохина верна. И почему так уверенно он говорит о том, что митрополит Варсонофий, нынешний управляющий делами РПЦ МП, не принадлежит к "голубым" питерским? Недавний скандал с иеромонахом Илией (Семиным), насмерть сбившим по пьяной лавочке двух человек, свидетельствует об обратном. А иеромонах Илия был близким порученцем митрополита Варосонофия и состоял в штате управления делами патриархии.

В конспирологических утверждениях Митрохина еще одна неувязка. Устав РПЦ МП гласит, что патриарх занимает свой престол пожизенно. Еще ни один из предшественников нынешнего патриарха не сидел столь прочно на своем престоле. Сегодня в России Православие в умах чиновников заняло место коммунистической идеологии. Это подтверждается и Казанским скандалом. По жалобе семинаристов в Казань прибыла высокая церковная комиссия под руководством первого заместителя председателя Учебного комитета патриархии протоиерея Максима Козлова. Комиссия пришла к выводу, что все, изложенное в жалобе семинаристов, на самом деле имело место. В результате проверки игумен Кирилл был смещен со своей должности и был вынужден покинуть пределы епархии. Казалось бы – к расследованию скандала должна была бы подключиться прокуратура и полиция. Против игумена Кирилла должно быть возбуждено уголовное дело, поскольку семинарист, к которому он приставал, был несовершеннолетним. Однако правоохранительные органы предпочли не заметить скандала и уголовно наказуемого деяния.

Более того, ни комиссия, ни прокуратура не занялись рассмотрением деятельности ректора семинарии – митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). Это выглядит весьма странным, поскольку именно он как ректор несет прямую ответственность за своего назначенца. Тем более это не первый сексуальный скандал, связанный с его именем. В 1998 году он получил удар ножом от уголовника, которого радушно пригласил погостить в своей резиденции. Тогда только благодаря усилиям врачей епископ Анастасий выжил. Мне приходилось в начале 2000 годов писать о священнике-гомосексуалисте, настоятеле храма Петра и Павла в Альметьевске. Стало быть, игумен-гомосексуалист в Казанской семинарии – это далеко не единичный случай. Думаю, что даже коммунистам-богоборцам в голову бы не пришло назначить "голубого" епископа в мусульманскую Республику… Тем не менее, епископ Анастасий четверть века успешно подрывает основы Православия в Татарстане. Так сказать, особая миссия!

Важно, что жалоба семинаристов вызвала поток писем от духовенства, в которых подтверждается, что гомосексуализм в среде епископата РПЦ МП в последние годы стал самой больной проблемой. Поток писем, лишь продолжающий нарастать, вызвал определенную тревогу у глав Синодальных отделов. Начальник ОВЦО МП вслед за актером Охлобыстиным стал громко кричать: "Держи вора!" А главный информатор РПЦ МП беспомощно пролепетал: "Когда Вас на улице грабят, Вы идете в полицию, а не пишете в блоге. Потом человека ищут и, поймав, приводят в суд, который решает, он ограбил или нет. Все остальное - разговоры и нарушение презумпции невиновности. Нужна жесткая правовая процедура - все остальное очень опасно. Даже в праве есть понятие "судебной ошибки". Блоговые ошибки - сплошь и рядом. Стольких людей облили грязью, что диву даешься". Похоже, что, подобно Митрохину, в ряды руководства РПЦ МП затесался еще один иностранец. Причем совершенно лишенный каких-либо знаний в правовой области. Комиссия протоиерея Козлова провела следствие и четко обозначила вину игумена Кирилла. Где же мгновенные действияЦерковного суда? Или главный информатор считает, что комиссия Козлова допустила ошибку? Почему же вместо гомосексуалиста в рясе наказан протодиакон Кураев? Кстати, несколько профессоров Московской духовной академии на Ученом совете открыто выступили против, доказывая, что исключение протодиакона из корпорации не только бросит тень на МДА, но может привести к непредсказуемым последствиям. Но протоиерей Козлов, призвав отказаться от голосования, по сути, принудил Ученый совет МДА принять это мутное решение. Его аргументация была крайне странной: "Зачем голосовать? Ведь мы же семья!"

В заключение хотелось бы напомнить не только главному информатору РПЦ МП об авторитете или, вернее, об отсутствии какого-либо авторитета у Церковного суда РПЦ МП. В памяти свеж конфликт между Псковским митрополитом Евсевием (Саввиным), кстати, бывшим наместником Троице-Сергиевой лавры, и священником-исповедником Павлом Адельгеймом. Митрополит Евсевий (кто он по терминологии Митрохина – питерский или лаврский?) умудрился отнять у отца Павла два храма. Один их них был восстановлен, а другой построен отцом-исповедником. Отец Павел открыто выступал против закрепощения духовенства и критиковал нескончаемые поправки в Устав РПЦ МП, которые келейно принимались на Архиерейских соборах, без широкого их обсуждения. Конфликт между священником-исповедником и митрополитом Евсевием рассматривался Церковным судом под председательством митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. Согласно решению, вынесенному Церковным судом, митрополит и священник должны были встретиться и в мирной обстановке обсудить возникшие проблемы. Когда отец Павел пришел в канцелярию митрополита, чтобы узнать, когда он сможет встретиться с правящим архиереем, то секретарь передал ему ответ митрополита Евсевия: "Да пошел он …!!"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]