Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
14-12-2003 14:39
 
Алексей Лампси. МИРОВОЕ ЗЛО ПОБЕДИЛО СВЯТУЮ РУСЬ. На выборах в Государственную Думу попытка использовать «религиозный ресурс Святой Руси» потерпела сокрушительное поражение

Во время прошедшей избирательной кампании избирателям в очередной раз было предложено несколько вариантов партий, программа которых была основана на апелляции к той или иной религии. Более того, на этот раз таких партий было больше, чем когда-либо до этого. Целых пять партий в той или иной степени взывали к религиозным чувствам россиян.

На голоса мусульман претендовала партия "Истинные патриоты России", созданная на основе Исламской партии России. На сайте этой партии можно найти такие слова: "Ислам не только и не столько религия, обязывающая исполнять только ритуалы и обряды! Ислам – это прежде всего ИДЕОЛОГИЯ…". Эту идеологию глава партии Магомед Раджабов и его соратники называли "единственно правильной", а также "идеологией третьего пути".

Желающих получить голоса прихожан РПЦ МП нашлось побольше. Прежде всего, это партия "За Русь святую" Сергея Попова, который предлагал избирателю некое подобие шариата, призывая обосновать все правовые нормы заповедями Божиими. Очень четко заявила свои претензии на голоса православных "Народная партия" Геннадия Райкова. Третьим в списке этой партии значился ни кто-нибудь, а старший референт Патриарха Московского и всея Руси Алексия, кандидат богословия Николай Державин. Также, хотя и в меньшей степени, пытались использовать "православный фактор" Народно-республиканская партия, главный лозунг которой был "Православие, патриотизм, народность", и партия "Русь".

Чем же запомнились "религиозные блоки" во время предвыборной кампании?

Николай Державин представлял "Народную партию" в теледебатах только один раз, и предпочел говорить общие слова о нравственности (судя по всему, православных избирателей должен был притягивать сам статус кандидата и его приближенность к Патриарху), а партия "Русь" главной темой сделала все же научно-технический прогресс. Представители Народно-республиканской партии на "религиозном фронте" выглядели уже совсем беспомощно.

Основная риторика, обращенная к верующим, проистекала все же от "истинных патриотов" и "Руси святой".

Незатратность роликов блока "За Русь святую" поразила бывалых политических экспертов. На фоне заставок, цитирующих ту или иную заповедь, заунывный голос зачитывал эту заповедь с комментариями. Ролики "истинных патриотов" были поживее. Забавно жестикулируя, Магомед Раджабов очень экспрессивно говорил, что настало время "объединяться вокруг единственной правильной идеологии".

Каждое выступление Сергея Попова начиналось со сбивчивого цитирования одной из десяти заповедей. Так же начинались и его ответы на любые вопросы. Даже ответ на вопрос: "Как вы собираетесь строить взаимоотношения России и Северной Кореи?". Оказалось, что следуя заповеди "возлюби ближнего своего". Даже удивительно, как никому не пришло в голову спросить Сергея Попова: какой заповедью нужно руководствоваться при строительстве самолета СУ-27.

Еще запомнились диалоги Сергея Попова с лидером Концептуальной партии "Единение" Константином Петровым. Здесь, как говорится, нашла коса на камень. "Единение" на самом деле представляло широкой публике свою Концепцию общественной безопасности "Мертвая вода". Сия концепция широко известна в узких кругах религо- и сектоведов. Последователи Концепции занесены Московской патриархией в список тоталитарных и опасных для психического здоровья сект. Слепой жребий, словно специально, довольно часто сводил в дебатах сектантов и православных ортодоксов. Если в первый раз Сергей Попов не разобрался в том, что скрывается за вывеской "Единение", то уже на следующих дебатах порадовал зрителей заявлением, что "на экраны вылезло мировое зло". Впоследствии, чуть успокоившись, он стал ограничивался термином "сатанисты".

Магомед Раджабов отличился оригинальным делением политических сил на "Партию Аллаха" и "Партию Шайтана", а также совершенно фантастическим утверждением, что в его партии состоит миллион семьсот тысяч человек.

Увы, но это крайне далеко от реальности, что показали итоги выборов 7 декабря. Ни один блок, взывавший к религиозным чувствам граждан, услышан не был, и пятипроцентного барьера не преодолел. За исламскую партию проголосовало в 15 раз меньше человек, чем в ней якобы состоит (120 тысяч). Желающих жить по законам "православного шариата" оказалось чуть больше (292 тысячи человек). Проценты такого же порядка получили и другие "религиозные блоки". Наиболее удачно выступила "Народная партия", получив 1,18 % (692 тысячи голосов). Даже если бы все эти партии и блоки шли на выборы вместе, попасть в Думу было бы для них невыполнимой задачей. В сумме они получили всего 2,27 % от общего количества проголосовавших.

Меж тем, та самая "Концептуальная партия "Единение", которую Попов называл "мировым злом", набрала в 2,5 раза больше голосов, чем блок "За Русь святую", и в 6 раз больше, чем "истинные патриоты". В пересчете на количество избирателей за него проголосовало около 700 тысяч. Более того, без учета "Народной партии", "Единение" получило больше голосов, чем все вышеперечисленные блоки вместе взятые, - 699 тысяч голосов против 637 тысяч. А один на один оно переиграло и Народную партию, которая получила 692 тысячи голосов.

Итоги, скажем прямо, для желающих совместить религию и политику – неутешительные. А если не учитывать результаты "Руси" и "Народной партии", которые все же не делали религию основой своей программы, то и вовсе катастрофичны.

То, что в России нет ни 85 % православных, ни 27 миллионов мусульман, давно уже ясно. Однако, даже не завышенные, а реальные цифры прихожан церквей и мечетей, в принципе, позволяли амбициозным политикам надеяться преодолеть пятипроцентный барьер, разыгрывая религиозную карту. Почему же этого не произошло? Ведь и "истинные патриоты" и "Русь святая" старательно, как по учебнику, исполняли все ритуальные танцы, предписанные для подобных объединений.

Партии, созданные на религиозной основе, могут добиться успеха либо в крайне религиозном обществе, либо в случае, если религия, к которой они обращаются, каким-либо образом ущемлена, и ее приверженцы видят путь решения своих проблем в политике.

Степень религиозности России находится на европейском уровне, то есть невысока. А основные религиозные организации чувствуют себя вполне вольготно и ни коим образом не ущемлены в своих правах. Думается, гораздо больше голосов могла бы собрать партия, рискнувшая в таких условиях побороться за голоса протестантов, интересы которых действительно бывают ущемлены.

Скорее всего, голоса верующих пропорционально распределились между партиями-победительницами. Быть может, с некоторым перекосом в сторону "Единой России". На протяжении избирательной кампании было зафиксировано несколько высказываний глав епархий, прямо призывающих голосовать за эту партию. РПЦ МП довольно хорошо встроена в политическую систему России, и связи ее с властью весьма крепки. Похоже, что только прямой запрет на участие духовных лиц в политической жизни удерживает иерархов от того, чтобы пополнить ряды "Единой России".

Подведем итоги. Большинство верующих граждан России никак не связывает свою религиозную идентификацию с идентификацией политической. А значит следует признать, что и ислам, и христианство - именно религии, а отнюдь не идеологии. По крайней мере, в России. Не исключено, что и на следующих выборах кто-то снова попытается разыгрывать религиозный фактор. Как известно, не все учатся на чужих ошибках. 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]