![]() |
Версия для печати Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru 04-09-2003 16:04 |
|
Андрей Езеров. НОВЫЙ ПАНТЕОН. К вопросу о почитании святых по материалам выступлений о. Димитрия Дудко |
||
Любопытно, что о. Димитрий Дудко включился в кампанию по расширению "государственных святцев". Необходимо сразу оговориться, что "государственные святцы" в данном случае не есть издевка или даже ирония, а, скорее, "технический", рабочий термин. Чтобы сразу было понятно, о чём (о ком) речь. Речь в последнем выступлении известного в прошлом религиозного диссидента, клирика Московской епархии РПЦ МП о. Димитрия Дудко, опубликованном в окормляемой им газете "Завтра", идёт о возможности и желательности почитания в качестве святых царя Иоанна Грозного, старца Распутина, а также А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и проч. классиков великой русской литературы. Кроме того, о. Димитрий не может удержаться от молитвы "благоверному Иосифу" (Сталину, надо думать). Эта публикация может показаться курьезом, но хотелось бы отнестись к ней более беспристрастно и взвешенно. Хочу сразу оговориться: для меня святые о. Димитрия Дудко вовсе не могут быть святыми (хотя бы уже в силу того, что честь имею принадлежать к древлеправославным христианам-старообрядцам)…
Почему старообрядцы могут уважать Иоанна Грозного? – Стоглав, начало печатания тех самых книг, за "исправление" и уничтожение коих так решительно поначалу ратовал Никон, – это понятно. Но почему о. Димитрий и прочие "бличители раскола" так активно выступают за канонизацию фактически "отца раскола", отца Стоглава, - совершенно необъяснимо и непонятно. Очевидно, психопатический характер Государя искупает в их глазах эти и другие "недостатки". На первый взгляд, он изведя множество Рюриковичей, как бы невольно приоткрыл путь к власти Романовым, но учитывая наличие князей Шуйских (кстати, давших затем царя), кн. Оболенских и сотен других Рюриковичей, явно "недобитых", а порой и возвеличенных Государем, понимаешь, что и это не так. К тому же, первые Романовы Грозного царя очень чтили (Алексей Михайлович даже попросил "за него прощение" у мощей св. Филиппа митрополита). Любовь к Распутину более понятна и объяснима, казалось бы. Хотя и здесь не всё ясно: например, Распутин очень ценил и уважал "Витю" (графа Витте) и даже спорил по его поводу с царицей (что в остальных случаях было нехарактерным - как правило, их оценки совпадали). Возможно, ему импонировало германофильство "Вити", но некоторые намекали и на другие, для нас, увы, не вполне ясные причины. Как правило, поклонники Распутина в то же время весьма скептически настроены к Витте. Пожалуй, это единственный вопрос, в котором они категорически отказываются считаться с мнением старца. Даже неожиданно и необыкновено лёгкий мир с Японией, заключённый благодаря усилиям Витте (что вынуждена была признать даже царская чета), не искупает в их глазах некоей неясной гипотетической вины сего деятеля. На старца такое отношение каким-то образом всё же не бросает тени. "Жена цезаря вне подозрений". ...Известная канонизация адмирала Ф. Ушакова породила понятие "государственные святцы". Именно в этом ключе, очевидно, и нужно рассматривать предложение о канонизации классиков русской литературы. Только совершенно непонятно, почему среди "богоугодных классиков" не был назван ещё и столь ценимый нашими ультра и почвенниками С. Есенин. Я бы ещё добавил и Н. Клюева… Впрочем, не буду "вторгаться в чужую епархию". Очевидно, соответственную часть выступления о. Димитрия призвана иллюстрировать картинка, изображающая святителя с нимбом, типа св. Григория Богослова, оказавшегося митр. Филаретом (Дроздовым), и Вергилия с лавровым венцом, оказавшегося при ближайшем рассмотрении А.С. Пушкиным. Картина выполнена в "иконописном стиле", но мы воздержимся от комментария на эту тему. Судя по всему, не только для адмирала Ушакова, но и для генералиссимуса Суворова, не только для А. Пушкина, но и для М. Булгакова, может найтись место в "государственных святцах". Во всяком случае, этим уже не удивить... Что сказать о Сталине? Представители разных христианских конфессий: РПЦ МП, РПЦЗ в Китае, ДПЦ, приемлющих белокриницкое священство, и даже униатский митрополит Андрей (гр. Шептицкий) не стеснялись превозносить "победоносного вождя и Отца Отечества", коего сравнивали порой даже со св. Константином Великим. Таким образом, если считать о. Димитрия продолжателем той традиции, то его почитание Сталина можно понять. Справедливости ради заметим, что в 40-х гг. "по преданию" сам Сталин осадил грузинского католикоса в ответ на его раболепство. Немного удивляет, что о. Димитрий Дудко не предложил канонизироывать Юрия Гагарина... Этот процесс "огосударствления святцев", когда любой прославленный русский человек может почитаться в качестве святого, представляется мне в принципе необратимым… Пантеон… |
|
|
© Портал-Credo.Ru,
2002-2021.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru
обязательна. Пишите нам: [email protected] |