Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
15-06-2011 12:31
 
Димитриос Ромботис. ПАТРИАРХ ЗАКРЫВАЕТ ГЛАЗА. Во Вселенском патриархате тоже происходят "голубые скандалы" на фоне передела церковного имущества и финансов

Как бы хотелось, чтобы Вселенский Патриарх Варфоломей проявил такое же сочувствие к жертвам насилия со стороны священников (я не говорю уже о тех, кто должен терпеть некоторые невыносимые воскресные проповеди), какое он демонстрирует по отношению к вымирающим гигантским черепахам и другим вопросам окружающей среды. Можно понять его особый интерес к животным: он сам является главой церковного стада; но, несмотря на то, что люди — это тоже животные, мы все время склоняемся к тому, чтобы верить, что каким-то образом мы важнее!

Два месяца назад в Астории, Нью-Йорк, греческая община столкнулась с беспрецедентным скандалом, который, вместо того, чтобы разрешить, неумело замяли. В нем участвовали два епископа из старостильного монастыря св. Ирины Хрисоваланту, который находится под прямым управлением Патриарха, соответственно, он и несет за него ответственность. Эти два иерарха, митрополит Паисий и епископ Викентий, прибыли в США, будучи монахами непризнанной официальным православием юрисдикции старостильников, а после того, как они разорвали отношения со старостильным приходом св. Маркеллы в Астории, иерархи открыли поблизости к храму собственный магазин и, благодаря их активной работе и глупости верующих, их бизнес процветал.

Продавая "благословенные яблоки" женщинам, которые хотели забеременеть, совершая "ультратрадиционные" службы и произнося пылкие проповеди, состоящие из смеси идеологии, антисемитизма и ультанационализма, иерархам удалось стать силой, с которой приходилось считаться. Однажды они чуть не подали в суд на могущественного в то время Архиепископа Иакова (управлявший приходами Константинопольского патриархата в США), когда он обвинил их в мошенничестве с плачущими иконами. Однако через некоторое время они поняли, что известность нельзя купить только за деньги (это происходило задолго до экономического кризиса, иначе все было бы по-другому), поэтому они обратились к епископу Константинопольского патриархата Спиридону и договорились о переходе в "каноническую" православную Церковь. Там они и оказались под прямым началом Патриарха, для чего в Америке была создана параллельная архиепархия, в соответствии с политикой Варфоломея в отношении Американской Православной Церкви.

Пока два епископа не присоединились к официальной Церкви, таинства, которые они совершали, не признавались ею действительными. Тому, как быстро Варфоломей вновь сделал их иерархами с помощью процедуры, которая постоянно "оскорбляет" многочисленных бизнесменов, можно позавидовать! Патриаршим декретом, который подействовал магически, таинства, которые эти епископы осуществляли, не будучи в "канонической" Церкви, стали считаться действенными.

Несколько месяцев назад правая рука Паисия епископ Викентий обратился к журналистам, обвинив своего сослужителя в сексуальных домогательствах к его брату! Викентий заявил, что он впервые узнал об этом после стольких лет! Перед этим одна монахиня дала интервью, в котором обвинила Паисия в сексуальных отношениях с ее дочерью. Но, более того, была опубликована и получила широкую огласку информация о том, что Паисий поддерживал сексуальные отношения с другой монахиней, с тех пор, как ей исполнилось 13 лет. Затем мужчина в возрасте около 40 лет обвинил митрополита в том, что он стал объектом его сексуальных домогательств, будучи ребенком. Прихожанин монастыря Паисия пришел ко мне и дал двухчасовое интервью, рассказав, как он принимал участие в оргиях с участием Паисия, монахини и других женщин. Он даже дал мне номер телефона Паисия в Афинах, и я позвонил ему. Его преосвященство посоветовал мне поговорить с его адвокатами и заявил, что все это заговор Викентия, нацеленный на то, чтобы сместить Паисия и занять его место. После этого я позвонил и Викентию, который также находился тогда в Афинах, и он тоже воздержался от любых комментариев, в соответствии с инструкцией из патриархии не общаться с прессой, пока специальная комиссия изучает дело.

К тому времени Патриарх послал в Асторию своих представителей — группу монахов, возглавляемых митрополитом Никитой, — чтобы посмотреть, что же там на самом деле происходит. Они пригласили всех желающих прийти и рассказать, что им известно о Паисии и Викентии. Однако в интервью со мной Никита признал, что неизвестные фотографировали людей, входящих в здание архиепархии, стремясь запугать свидетелей и заставить их не давать показаний против иерархов.

В результате делегация подала Патриарху отчет (который не был опубликован), после чего Варфоломей временно запретил обоих епископов в священнослужении. Затем он приказал им покинуть США (хотя я думаю, что Викентий, как американский гражданин, все еще находится там) и поручил им окормлять отдаленный остров в Эгейском море.

Это типично для так называемого церковного правосудия: никаких четких заявлений о виновности или невиновности, все пребывает в состоянии неопределенности, так что никого нельзя ни в чем обвинить, и никто ни за что не отвечает. Однако, как известно из реальной жизни, нельзя быть "немножко беременной" или "наполовину геем" — ты или ими являешься, или нет. В настоящий момент мы точно не знаем, виновен ли Паисий в том, в чем его обвиняют, и при этом недостаточно доказана роль Викентия как сообщника Паисия.

Я уверен, что Патриарх знал правду, благодаря своей широкой сети информаторов, но он понимал, что лучше опираться на этих иерархов, чем полностью положиться на архиепархию. Причем бизнес иерархов шел хорошо, деньги текли в том числе и в патриархию, здания поддерживались и расширялись — зачем создавать сложности? Как любой другой бизнесмен на своем месте, он мог оценивать прибыль, а так как она была хорошей, у него не было причин для беспокойства.

Однако, по своей наивности, мы стремимся верить, что Церковь отличается от любого другого вида бизнеса, или она вообще не должна быть бизнесом. Факты говорят о противоположном: главное мастерство любого приходского священника заключается не в его духовности, не в его способности помочь людям в решении важных экзистенциальных вопросов. Искусство добывания денег — вот то, что ценится и пользуется религиозным спросом. Даже если священник или епископ имеет какие-то неприемлемые "слабости", мы можем закрывать на них глаза, пока приносят деньги и приход расширяется. Да, эта культура имеет в нашем обществе глубокие корни, потому что даже если речь идет о Церкви, о самом святом, внешний вид, показное благолепие всегда значат больше, чем другие вещи. Словно нувориши, мы хотим великолепия и демонстрации богатства, как подтверждения, что мы добились многого в этой жизни, что мы можем гордо выставлять напоказ богатство наших Церквей римским католикам, протестантам и, не в меньшей степени, евреям! Мы можем гордо заявить, с помощью наших церковных зданий, что мы, наконец, утвердились в этом мире! Но разве это то, чего мы хотели, идя в Церковь, и чем мы должны стать?

В любом случае, возвращаясь к тому, с чего я начал, после всего произошедшего и, несмотря на обращение с этим делом Вселенского патриархата, мы могли бы ожидать, что Патриарх, по крайней мере, направит письмо своей пастве, с выражением отцовского беспокойства, где выразит озабоченность обвинениями и возможностью того, что людям сделали больно — что были разрушены жизни людей. И хотя официально ничего не было доказано, он мог бы найти некоторое место внутри своего огромного святейшества, допустив, что хотя бы малая толика из всех этих обвинений является правдой, и вдобавок проявить сочувствие к самим предъявившим обвинения жертвам, потому что доверие многих верующих к иерархии пошатнулось из-за их свидетельств. Варфоломей мог бы даже совершить неофициальный визит в США, чтобы показать: он беспокоится о людях, а не только о церковном имуществе.

Это не первый случай, когда люди осознали, насколько далек может быть Вселенский Патриарх от своей паствы в США. Возможно, это Константинополь и гипнотизирующий Босфор ослабляют чувствительность и бдительность. В чем бы ни была причина, видимо, необходимость автокефалии (независимости) для Церкви в Америке не подлежит сомнению. Дистанцированность от Патриарха, соединяясь с неспособностью архиепархии (под управлением Патриарха) делать что бы то ни было, показывают, что автокефалия является единственным оставшимся реалистичным способом вывести Церковь из многогранного тупика, в котором она оказалась больше десяти лет назад. И для самого Патриарха было бы лучше инициировать такое развитие событий, чем за кулисами произносить имена возможных новых архиепископов, зондируя реакцию на них. Церковь в США достаточно созрела, и для Матери-Церкви наступило время ее отпустить, пока события не стали развиваться дальше и не привели к более драматическим последствиям. В конце концов, любое рождение на земле происходит с болью.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]