Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-08-2003 11:18
 
Павел Иванов. ПОЛИТКОРРЕКТ-
НОСТЬ ПРОТИВ КРЕСТА.
Ревность по Богу и верность Христу - неотъемлемые качества христианина

Судебная тяжба против шести алтарников длилась полгода и закончилась меньше, чем за два часа решением о незаконности возбуждения уголовного дела. Но долгожданная победа оставила горький привкус у обеих сторон – означает ли "недостаточность улик", что их просто не нашли и ревнители чистоты Православия все же виновны? Или, возможно, государственная система пошла на поводу у Церкви? Так или иначе, пока православный мир возносит благодарственные молитвы, правозащитники готовятся обжаловать решение суда.

Но задуматься стоит совсем не об этом. На самом деле, вызывают недоумение последние полгода непрекращающиеся - то затихающие, то вновь разгорающиеся (по мере приближения к суду) - споры о том, являются ли хулиганскими (а потому и преступными) действия алтарников в отношении выставки "Осторожно: религия!", ее устроителей и творческих лиц или нет. И почему, пусть даже праведно возмущенные, но цивилизованные граждане государства Российского, не стали действовать по законам данного государства.

То есть, не писали жалобы в многочисленные инстанции, не выступали с обличительными или разъяснительными речами. Почему, если, как они считают, были оскорблены, ущемлены и поруганы их религиозные чувства, не подали в суд, не писали "критические статьи о качестве работ". Даже не устраивали митингов и пикетов, а просто взяли и сразу пошли громить неприметную выставку в никому неизвестном тихоньком месте, где обычное число посетителей – до 10 человек в день. И все это в свободном правовом государстве, где возможен любой творческий поиск художника, а за любое преступление будешь отвечать по закону.

На самом деле, ответ до одури прост. Он был дан около двух тысяч лет назад, и с тех пор его повторили тысячи и тысячи тех, кого Апостольская Церковь прославила как мучеников, а их жизненный путь и бесчисленные примеры описаны в святоотеческой литературе. Мы как-то в одночасье забыли, что наше христианское самосознание воспитано наэтих примерах (неслучайно излюбленным православным чтением считается агиографическая литература) неотречения от имени, слова и дела Христова.

Сколько раз слезы умиления выступали на глазах, когда мы читали о бескомпромиссности и самоотречении, небоязни и непредательстве. Сколько жизнеописаний от первых мучеников-христиан до новомученических прочитано детям. С тем, чтобы они, учась на примерах, осознали, что такое в действительности предательство веры, Церкви и Христа. А когда дошло до конкретного примера проявления стойкости духа – мы недоуменно жмем плечами – что удумали, государственное добро портить, дамешать художникам самовыражаться.

Ведь никто не призывал алтарников не подчиняться церковным канонам, не требовал от них сознательного отречения от Христа. Однако, благодаря исторической памяти о житиях исповедников, в Православной Церкви есть точное понимание того, что значит отречение от веры и что приравнивается к предательству. В большинстве описанных в агиогарфической литературе житий первомучеников, гонители не принуждали христиан хулить Христа, отрекаться от него или признавать себя язычниками. Они требовали лишь принесения жертвы "отеческим богам". Иногда предлагалось совершить хотя бы формальное, даже без отречения от имени Божиего, хотя бы тайное жертвоприношение на капище.

После чего христианин снова становился патриотом, гражданином, полноправным членом общества (что во времена Римской империи являлось необходимым условием для выживания). Тем не менее, Апостольская Церковь приравнивает исполнение акта внешне гражданского повиновения государственному законодательству именно к отречению. Также и мученики, пострадавшие от магометан, обычно не принуждались к отречению от Христа (тем более, что мусульмане почитают Иисуса как одного из пророков). От них требовалось лишь исповедать Магомета истинным пророком.

Что же стало с нами сегодня, что мы решили отказаться от предания и учения, завещанного святоотеческой литературой? Или ради спокойного, безболезненного существования, мы теперь вправе отменить многовековое исповедание Церкви?

И даже не спорным является еще один факт, прямо вытекающий из произошедшего. Это замечательное утверждение, что "идея выставки и смысл работ были в том, что надо быть осторожным по отношению к религиозным институтам". Почему же единственным "институтом" оказалось Православие, а поруганной и оплеванной православная символика? Только в нашем государстве основных конфессий – четыре. И если понятно, что буддисты, благодаря их попытке достичь безразличия к внешнему фактору, никого не интересуют, то по какой причине "обойденными" вниманием оказались евреи и мусульмане?

Впрочем, мы еще можем похвастаться наличием большого количества разного толка сект, католиков, протестантов и атеистов (по большому счету тоже являющихся людьми, исповедующими определенную религию). И если устроители выставки настолько политкорректны и принципиальны, то почему же в одной из "правозащитных" экспозиций сахаровсокго музея, есть несколько лагерных фотографий католических священников и пасторов-протестантов, и также политкорректно обойдены десятки тысяч православных пострадавших за веру – от епископов до простых мирян.

И последнее. "Мы готовы обжаловать решение Замоскворецкого суда признавшего невиновными погромщиков выставки "Осторожно, религия!", - утверждает директор Фонда имени Сахарова Юрий Самодуров. Вот уж в этом-то никто не сомневается.

Премечание:

Из жития святого мученика Або Тбилисского (786) "Когда в Тбилиси воссел новый эмир, вновь донесли на него. Христиане, узнав, что новый эмир собирается наказать блаженного Або, предупредили его и посоветовали спрятаться, но Або с радостью сказал: "Я готов ради Христа принять не только мучения, но и смерть!"

Слуги эмира арестовали блаженного Або и представили судье, который потребовал от святого попрать имя Христа и возвратиться в лоно родной мусульманской веры. Разными посулами и уговорами он всячески старался склонить Або в свою сторону, но святой был непоколебим. По приказу разгневанного эмира, блаженного заковали в кандалы и заключили в темницу. Злоключения, которые претерпел Або во имя Христа, ещё большей любовью и верой преисполнили его сердце, и он с большим усердием молился и проповедовал среди заключенных христианскую веру. Он попросил друзей-христиан продать его дорогостоящую одежду и на вырученные деньги купить свечи, ладан и пожертвовать городским церквам".

Девять отроков-мучеников (VI в.) У истоков реки Мтквари располагалось село Кола. Здесь бок о бок жили христиане и язычники. Большинство жителей были идолопоклонниками. Целыми днями дети язычников и христиан играли вместе. Когда колокольный звон оповещал о начале службы, дети христиан отправлялись в Церковь. За ними всегда увязывались девять отроков-язычников - Гурам, Адарнас, Бакар, Ваче, Бардзим, Дачи, Джуаншер, Рамаз и Парсман, но у церковных врат их всегда останавливали.

Однако, дети столь настойчиво упрашивали разрешить им войти в церковь, что однажды христиане сказали им - если вы так хотите приобщиться к христианам и ходить к нам в церковь, то примите веру Господа нашего Иисуса Христа, креститесь и причаститесь Тайн Христовых и тогда будете с нами.

Отроки с радостью обещали христианам креститься. Христиане сообщили священнику о желании отроков. Не испугавшись ожидаемого гнева язычников, священник в суровую зимнюю ночь повел детей на реку для крещения. Он окунул детей в ледяную воду и крестил их. Во время крещения случилось чудо, - вода потеплела и отроки увидели святых ангелов. Дети, получив от ангелов твердость духа, не захотели возвращаться к язычникам-родителям и остались с христианами.

Родители, узнав о крещении своих детей, силой вывели их из Церкви и с проклятиями, криками и побоями повели домой.

Дети стойко перенесли все оскорбления, унижения и мучения. В течение семи суток, голодные и холодные, они твердили одно и то же - мы христиане и не отвергнемся Господа нашего Иисуса Христа.

Разгневанные упрямством детей язычники решили побить их камнями. У истока реки, там, где отроки приняли крещение, всем селом вырыли огромную яму и кинули туда детей. Неверные родители первыми взяли камни в руки, за ними последовали и другие и вскоре яма была заполнена камнями.

Это случилось в VI веке в Южной Грузии, в историческом Тао.

Святой мученик Парамон

Святой Парамон пострадал в правление императора Декия (249–251). В Вифинийской области правитель и преследователь христиан Аквилин собрал мучеников, принуждая их принести жертву богу Посейдону.

Случилось проходить мимо них святому Парамону. Он громко крикнул: "О, как много праведников нечестивый правитель убивает за то, что они не кланяются бездушным и немым идолам!". Сказав это, Парамон пошел своей дорогой. Аквилин приказал догнать его и убить. Святого догнали, вырвали у него язык и закололи копьями. В тот же час святые мученики были убиты перед капищем Посейдона. Это произошло в 250 г. н. э.

Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид, Еварест Критские (III в).

Десятеро христиан из разных селений на Крите, погибшие во время гонения Декия. Первые трое были арестованы в столице, Гортине. Позднейшее житие утверждает, что их заставляли принести жертву Юпитеру, поскольку был его праздник, столь же важный для тогдашних критян, как Рождество для нынешних. Отречься от веры христиане отказались, заявив, что скорее "умрут тысячу раз". В 458 г. епископы Крита писали императору Льву I о том, что на их острове не было никогда еретиков благодаря заступничеству этих мучеников. В деревне Агио дека ("Десять святых") показывают десять углублений, чудесным образом появившихся якобы там, где мученики встали на колени, чтобы их обезглавили.

11 июня 1900 г. День жестокого истребления немногочисленных христиан далекого Китая. День ужаса, пламени и кошмара, когда мятежные "боксеры" обрушили гнев свой на головы всех семисот Православных и яростно истребили малочисленное "стадо Христово".

Быть может, во многом могли они упрекнуть чужеземцев с их "миссиями", далеко не всегда чуждых мирским устремлениям и амбициям. Но небольшая Китайская Православная Церковь, во внешних своих проявлениях была простой и скромной, считавшей единственным свои долгом и послушанием проповедь и возвещение Царства Божия, а совсем не "религиозную поддержку" политических замыслов.

Среди миллионов буддистов, конфуциан и даосов, присутствие православных сравнимо было с каплею в океане. И, тем не менее, капля эта особенно раздражала "боксеров". И были сожжены почти все храмы. Миссионерский центр в Пекине, бесценная его библиотека, его типография, все это было объято пламенем. Одной из их первых жертв стал благочинный отец Митрофан Ци. "Ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада" (Мф., 26:31). Девятилетний сын его, неискушенный соблазнами Иоанн, мучим был вместе с отцом. Его безжалостно зарубили.

-- Отрекаешься ты от своей веры во Христа?
-- Нет.
-- Ты поклоняешься Будде?
-- Господь воспретил.

Они изрубили его в куски. Когда он умирал, многие осознали свою вину и пытались проявить к нему человеколюбие. Они спрашивали его, сильно ли он страдает, а невинно убиенное дитя прошептало с ангельской улыбкой:

- Не тяжело принимать мучения за Иисуса!

И он закрыл свои светлые очи на дикой земле, чтобы открыть их в Царствии Небесном, где все другие дети, убитые за Иисуса, Кирьяк и Ипатий, Клавдий, Павел и Дионисий ждали его словно братья.

Настал черед катехизатора Павла Вана запечатлеть своей преданностью и мученичеством за Иисуса то, чему многие годы учил он молодежь в церкви. Не издав ни малейшего стона, с молитвою на устах, он оставался глух к истязаниям и предал свою святую душу в руки Господа. Лия Вен, учительница миссионерской школы, была истязаема долго и бесчеловечно. Ее изуродовали и изрубили, но приняла смерть она храбро, с чистой душой взывая к Господу. И многие приняли мученическую кончину с ними. Юные и старики. Простые и состоятельные. Образованные и неграмотные. Жители сел и жители городов. Служащие и рабочие. Около четырехсот человек, любящих Иисуса, проявили себя мучениками и исповедниками, оросив своей невинной кровью землю Китая, освятив ее своей высшей жертвой. Древний народ Китая принес свою первую жертву Господу.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]