Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
01-04-2016 21:48
 
Развилка для ИПЦ: торжество киприанизма или "новобостонский раскол"? Процессы, происходящие в РИПЦ, как микромодель макропроблемы Истинного Православия. Часть первая

Что случилось?

В одной из самых крупных истинно-православных российских Церквей - фактически раскол. Одна церковная идеология непримиримо столкнулась с другой. Столкновение это неизбежно - идеологии ведь не просто разные, но взаимоисключающие. Примирить их можно только в собственных фантазиях.

Синод РИПЦ на своем возрожденном официальном сайте опубликовал "Ответ Синода РИПЦ на круг вопросов, затронутых в обращениях клириков Омско-Сибирской епархии и им сочувствующих". Вопросов у духовенства и паствы РИПЦ накопилось много - соответственно и Ответ Синода оказался после долгого безгласия большим и многоплановым.

Документ спровоцировал неожиданно бурную, если не сказать, буйную реакцию. Стал провокацией. Провокацией не столько в общепринятом значении - сознательного подстрекательства, ведущего к выгодным для подстрекателя последствиям, сколько в специальном, медицинском - действия вакцины, обостряющей и обнаруживающей имеющуюся болезнь. В данном случае сильно запущенную.

В ответ на Ответ опубликована дюжина документов оппозиции. Они копились годами: отсылались в свое время по назначению - в Синод РИПЦ, но хранились там под синодальным спудом. Появилось немало и новых документов – в качестве реакции на провокацию Синода.

 

В чем причина?

В чем же причина разрыва? Причин на самом деле много. Но большинство из них сами по себе не ведут, с канонической точки зрения, к церковному расколу. В чем же главная - та, которая, по сути, и есть обнаружившийся раскол?

Дело, на наш взгляд, не в тональности Ответа Синода, которая могла бы быть и не столь страстной - выявляющей личные пристрастия и антипатии писавших (или писавшего) этот текст. Дело и не во внутренних “разборках” партий влияния - назовем их условно "Мелехов vs Емпулев". И не в канонических нарушениях епископата РИПЦ (точнее сказать, сдвига по фазе, если иметь в виду "самокрещение Гермогена"). И не в параличе управления. И не в накопившихся обидах духовенства и паствы, долго молчащих, а теперь взорвавшихся и начавших публично обвинять Синод и его главу во лжи, двоедушии («и нашим, и вашим»), в скрытности, вплоть до засекречивания протоколов синодальных мудрецов - от глаз духовенста и паствы... И не в противостоянии в связи с актуальной политической повесткой - "русский мир" vs "независимая Украина"...

Все эти опциональные проблемы, безусловно, послужили дополнительными раздражителями. По человеческому рассуждению - каждая из них может восприниматься как определившая раскол. Но по рассуждению церковному - базовая и итоговая причина в противоборстве двух вероисповеданий, двух вер. Именно в этом смысле Ответ Синода РИПЦ и стал провокацией. Он вскрыл, что в по-видимому единой церковной организации поначалу относительно "мирно сосуществовали", а теперь неожиданно (впрочем, ожидаемо) столкнулись лоб в лоб две разных до взаимоисключения веры. Назовем эти веры языком РИПЦевских - официальных и оппозиционных - документов: "традиционная РПЦЗ" и "новобостонский раскол".

 

В чем разность?

Нет ни желания, ни необходимости разбирать по пунктам и анализировать документы, излагающие веру двух расколовшихся частей РИПЦ. Попробую сформулировать только самую суть этих вероисповеданий. Прибегая к помощи образов и метафор. И не без утрирования. Но, тем не менее, точно.

Суть веры "новобостонского раскола" в следующем.

Во-первых, это "строгая" экклисиология, отрицающая присутствие Церкви Христовой в церквах официального «мирового православия» (WO). Уверенность в их полном отпадении. В частности, оценка РПЦ МП как нецерковного (в догматическом и каноническом смысле), безблагодатного сообщества. В котором никаких подлинных таинств нет и не может быть.

Во-вторых, критический пересмотр "чистоты православия" в исторической "традиционной РПЦЗ". Указание на серьезные - догматические и канонические - проблемы, присутствовавшие в ней с момента зарождения и до окончательного краха в 2000 году. 2000 год случился не внезапно - будто бы "чистая голубица" вдруг почернела и скоропостижно умерла. Нет. Канонический разброд и шатания разрушали РПЦЗ постепенно. Не насморк, а раковые метастазы - диагноз последних 13 лет ее существования. Внешне предсмертная агония выглядит нередко как чрезвычайная физическая активность. Отсюда призыв к ревизии всего церковно-исторического наследия РПЦЗ. (А логика требует копать глубже - не избежать и ревизии дореволюционной Церкви. И насколько далеко зайдут раскопки, страшно и подумать.) Отсюда и признание "бостонского исхода" из РПЦЗ - не расколом, а канонически оправданным отделением от еретичествующей организации.

 

Идеология "традиционной РПЦЗ" в антитезе "новобостонскому расколу"

Во-первых, это экклисиология широко известного "широкого пути" (или «царского пути»), многократно озвученная главой РПЦЗ(А) Митрополитом Агафангелом (Пашковским). Оценка РПЦ МП (и, соответственно, всего WO) как больной части живой Церкви, а не отпавшего сообщества мертвых. Признание в РПЦ МП действительных таинств. Но действующих - на иерархов-еретиков в осуждение, а на верующий народ во спасение. Это и убеждение, что окончательно решить участь РПЦ МП (и всего WO) может только полномочный собор, который когда-то, когда Богу угодно будет подвести последнюю черту, да обязательно соберется.

Во-вторых, это убеждение, что РПЦЗ от своего создания и до последнего вздоха в 2007 г. (для РИПЦ – в 2001-м) хранила верность неповрежденному православию, преемствуя в этом дореволюционной Церкви, столь же чистой и непорочной. Руководство РПЦЗ неизменно вело корабль единственно возможным "царским путем". Один святитель сменял другого, но курс оставался неизменным. Несмотря даже ни на практиковавшиеся сослужения с представителями экуменических Церквей, которые (сослужения и прочий "флирт"), если и нехороши, то терпимы. Несмотря на признание таинств в WO и других инославных сообществах - ведь и великий Филарет (Дроздов) таинства еретиков признавал подлинными. И блаженной памяти последний Митрополит безупречной РПЦЗ Виталий (Устинов), сколько бы на него ни клеветали, никаких отступлений не допустил: в 1987 г. не было никакого перетолкования анафемы 1983 г., а было ее аутентичное истолкование. А вступление в общение с «Синодом противостоящих» Митрополита Киприана (Куцумбаса) в 1994 г. было не падением, а лишним подтверждением верности избранного РПЦЗ пути. Ведь экклисиология Киприана - это и есть православная святоотеческая экклисиология. - Блаженный Августин с тем же митрополитом Филаретом (Дроздовым) и Феофаном Затворником, сопоставлявшим православие, католицизм и протестантизм с легким - в первом случае здоровым, во втором - сгнившем на треть, в третьем - на две трети, но все равно живым, не дадут соврать. А так называемая "ересь киприанизма" - миф, выдумка матфеитствующих зилотов-бостонцев, которых и сам о. Серафим (Роуз) в свое время обличал за ревность не по разуму и ригоризм. Они и им подобные и выдумали, а теперь тиражируют миф о "ереси киприанизма". Понадобилось же им это, дескать, и для прикрытия своих "моральных грехов", и для оправдания своего раскола, по причине этих "грехов" случившегося. Таким образом, традиция исторической РПЦЗ вплоть до рокового 2001 г. - это и есть традиция Церкви, неповрежденное Предание, явленное и в апостасийном ХХ веке.

В роковом 2001-м "чистая голубица" была повержена вражеской стрелой. Но, умирая, успела вывести птенца-преемника в виде РИПЦ. Птенец быстро подрос, укрепился и полетел, не уклоняясь ни одесную, ни ошую с завещанного РПЦЗ курса. Но тут вдруг новая вражеская стрела - "новобостонский раскол" Синода во главе с самим Архиепископом Тихоном (Пасечником). Анаксиос!

Осталось дать оценки "традиционной зарубежности" и "новобостонскому расколу" и сделать выводы. Но чтобы не утомлять читателя множеством букв, это уже в следующей серии.

Алексей Зайцев

для "Портала-Credo.Ru"

(Продолжение следует)

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]