Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
28-12-2007 15:57
 
Настоятель берлинского прихода "Хризостомовского" Синода ИПЦ Греции схиархимандрит ТЕОДОР: "В России нынче думают о будущем лишь своей юрисдикции, позабыв, что надо думать о Церкви, о "соединении Церквей"

Портал-Credo.Ru: Недавно произошло событие, которого несколько столетий уже не было в истории Российской Церкви: греки рукоположили епископов для России. Точнее, греческие старостильники: "Каллиникитский" Синод ИПЦ Греции рукоположил в Россию епископа Олимпийского Нектария (Яшунского), а "киприанитский" "Синод противостоящих" совместно с епископом РПЦЗ Агафангелом Одесским рукоположил двух епископов: в Россию и в Америку. Как Вы оцениваете эти события?

Схиархимандрит Теодор: То, что греческие епископы пришли в Россию, в этом нет какой-то новой проблемы. Так было и при установлении христианства на Руси - в Церкви нет национальностей. Скандальность нынешней ситуации в том, что два неканонических Синода пытаются достичь господства в России.

У этих Синодов нет благодатной силы, которую они бы могли передать верующему народу России, в силу неканоничности этих Синодов. Мы считаем единственным каноничным Синодом греческих старостильников Синод Архиепископа Хризостома II, в котором объединена наибольшая по числу часть верующих старостильников.

У РоссийскойЦеркви много внутрицерковных проблем, которые должны быть решены только изнутри. Церковь за рубежом может оказать только помощь, но никаких собственных епископов не может отправлять на каноническую территорию Российской Церкви.

И для решения этих проблем необходимо возрождение института монашества в России, аскетическая монашеская жизнь. Пост и молитва помогают решать внутренние церковные проблемы. Епископы должны не строить большие церковные дворцы, Церковь – это верующие люди, поэтому нужно катехизировать людей, чтобы они знали, во что они веруют и что такое Церковь.

В России нынче ориентируются на юрисдикции, думают о будущем лишь своей юрисдикции, позабыв, что надо думать о Церкви, о "соединении Церквей".

- Епископ Олимпийский в своем интервью сразу после избрания бросил упрек в сторону Хризостомовского Синода: "Хризостомовский Синод не рукоположил ни одного негреческого епископа"...

- Это утверждение псевдоепископа Нектария есть ложь. В Америке оба епископа американские граждане.

- Но они греки по национальности?

- Их предки были греками, это правда, но их общины англо- и грекоязычные, а большая часть епархии – грекоязычные переселенцы, поэтому было необходимо выбрать в епископы говорящего по-гречески. Но по национальности они – американцы.

Если где-то возникнет необходимость в поставлении епископа в силу большого числа народа Божия, говорящего по-русски, или по-немецки, то, конечно, поставят епископа, владеющего этими языками. Но для этого должны быть паства и священство в большом количестве.

- Епископ Нектарий уточняет: "Хотя мы все знаем, например, о больших успехах его [Хризостомовского Синода] сербской миссии, возглавляемой уже много лет неустанным тружеником, иеромонахом Акакием"...

- В Сербии три монастыря с очень небольшим количеством насельников и три маленькие общины. У них нет никакой острой нужды в епископе. Если и будет епископ Сербский, то, скорее, он будет Среднеевропейским, для всех общин Средней Европы. Пока что паства слишком малочисленна.

- В России сложилось мнение, будто среди греческих монахов и священников курение – обыденное явление, а также что греческие монахи потребляют мясо...

- Это также ложь. Монастырский устав запрещает монахам есть мясо и курить. Ничего такого я за последние 25 лет не видел в Греции ни у старостильников, ни у новостильников.

- А справедливы ли представления о том, будто греческие священники принимают исповедь, сидя в кресле, когда исповедуемый на коленях стоит перед ним?

- Манера исповеди у греков похожа на русскую церковную традицию. Когда священник или исповедуемый стары и больны, они, конечно, сидят во время исповеди, а в остальное время исповедь принимается точно так же, как в России доныне.

- Являетесь ли Вы сторонником максимально часто причащения мирян? Эта тема вызывает сейчас много дискуссий в России.

- Св. Василий Великий пишет в своем письме Кесарию в 372 году: "Хорошо и полезно ежедневное причастие Святой Плоти и Крови Христа, ведь Он сам подчеркнул: "Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную". Если есть к тому возможность, то мы должны каждый день служить Литургию. Плоть и Кровь Господа нашего на Божественной Литургии есть небесная пища и духовное питание, но недостойное участие в причастии и равнодушная отсраненность - одинаково тяжкие грехи, за которые придется держать ответ на Суде.

- Глава РПЦ МП одобрил выдвижение рядом российских партий кандидатуры Д.А. Медведева на пост президента России. Что Вы об этом думаете?

- Может быть, Медведев и станет для России хорошим президентом, но архиереи не должны делать политические высказывания за или против. Церковь должна быть родиной для людей всех политических течений.

Трагедия Русской Церкви в том, что еще со времен Петра Первого высшее церковное руководство было в подчинении у государства. Церковь и государство должны быть разделены, архиереи должны вмешиваться в дела государства лишь тогда, когда оно посягает на человеческое достоинство.

Беседовала Нуне Барсегян,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]