Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
25-01-2006 14:39
 
Советник председателя правительства Республики Хакасия по делам религии НИКОЛАЙ ВОЛКОВ: "В Хакасии нет разделения на "наших" и "ненаших" лютеран, так как протестантизм вообще является традиционной религией в России"

"Портал-Credo.Ru": 20 января приход св. Луки Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви (СЕЛЦ) подал заявление в городскую прокуратуру по поводу публикации в областной газете "Хакасия" № 238 от 16 декабря 2005 года интервью с Вами. Как Вы считаете, почему лютеране обвиняют Вас в разжигании межрелигиозной розни?

Николай Волков: Я думаю, что все высказывания о том, что я обвинял эту церковь в работе на США и разложении молодёжи, это домыслы лютеран из Сибирского объединения. На практике религиозная политика в республике проводится в рамках правового поля. Я считаю, что лютеранство - это традиционная религия в России. Община св. Луки зарегистрирована на законных основаниях. То, что я обвинял их в нехороших делах, пусть останется на совести Павла Заякина. Я действительно говорил о том, что у нас действует несколько параллельных лютеранских структур - лютеране немецкой традиции, вокруг которых группируется основная часть верующих, и верующие Сибирской Лютеранской Церкви. Мне приписывают слова о том, что немецкая традиция "наша", но я всех лютеран считаю обыкновенными верующими, гражданами России.

Кроме того, я не говорил о том, что Заякин - агент империализма. Однако о финансовой стороне их деятельности я рассуждал. У них небольшая церковь - около 20 человек, а в Абакане они приобретают уже третье помещение, организуют скаутское движение, видеоклуб и т.д. Они получают материальную помощь и с Запада, и из центральной их церкви в Новосибирске. Лютеране Сибирского объединения сами признают, что они все учились либо в США, либо в Эстонии.

В интервью газете "Хакасия", конечно, много неточностей. На деле американское объединение "Миссури-Синод" через Евангелическо-Лютеранскую Церковь Эстонии финансирует деятельность Сибирской ЕЛЦ. Сами лютеране из прихода св. Луки этого не отрицают.

- Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-либо проблемы во взаимоотношенияхрелигиозных организаций и власти в Хакасии? Лидеры СЕЛЦ утверждают, что Вы давно предвзято относитесь к их существованию в республике.

- Никто не зажимает лютеран в Хакасии. Об этом больше заявляют правозащитники. Так же было в случае с харизматической церковью "Прославление" в Абакане. На деле никто никого не притеснял. В республике даже у Свидетелей Иеговы два зала Царств и ещё они строят зал Конгрессов. Более того, все религиозные организации имеют возможность строить культовые здания.

Не существует на практике деления на "наших" и "ненаших". Я, например, никогда не употребляю таких понятий, как "тоталитарные и деструктивные секты". Таких терминов нет в российском законодательстве. Есть зарегистрированные общины и незарегистрированные группы, которые также имеют право заниматься миссией. Хакасия - стабильный регион, где никогда не было межконфессиональных противоречий.

- Каково вообще Ваше отношение к протестантизму, ведь в интервью газете "Хакасия" Вы говорили о том, что протестанты исповедуют культ богатства и постоянного обогащения?

- Я считаю, что протестантизм - это самое значительное и распространённое во всём мире направление христианства после православия и католицизма. Протестантизм является традиционной религией во многих странах мира, в том числе и в России. У русских есть определенные религиозные особенности, но нельзя говорить, кто лучше или кто хуже. В Хакасии, к примеру, по статистике, из всех религиозных организаций 50 % относятся к Абаканской епархии РПЦ МП, а 40 % - к числу евангельских церквей. Остальные - это католики, мусульмане, иудеи, старообрядцы и представители традиционной религии хакасского народа - шаманизма. В городе Абакане - 30 % всех религиозных объединений - это приходы РПЦ МП, 50 % - это протестанты, а 20 % - все остальные. Сколько верующих в РПЦ МП, я не могу сказать, а протестантов в Хакасии, по моим подсчётам, 2-3 %. Православных же нельзя подсчитать - когда за святой водой на Крещение приходят, то все православными становятся.

- Должна ли газета "Хакасия" опубликовать опровержение Вашего интервью, как того просит община св. Луки СЕЛЦ?

- Когда со мной связался главный редактор газеты "Хакасия", то я сказал ему, что вполне можно дать место в газете для материала лютеран. Однако редактор газеты сослался на то, что Павел Заякин упоминал в своём письме в редакцию о позиции ФСБ. По этой причине газета отправила запрос в ФСБ. Когда ответ из ФСБ придёт, то материал лютеран будет опубликован.

Вообще же Павел Заякин и Сибирская ЕЛЦ в целом старательно пиарят себя, приписывают мне какие-то домыслы и паранойю. Так что ещё неизвестно, кто кого должен обвинять в нанесении оскорблений. Другое дело, что у нас все могут верить так, как они хотят. Я всегда и представителям Абаканской епархии РПЦ МП говорю о том, что Церковь у нас отделена от государства. Православных часто заносит, и они хотят ввести "Закон Божий" или "Основы православной культуры" в школах, но такие вещи принципиально недопустимы. У нас не должно быть государственной религиозной идеологии. Мы всё-таки дорожим межрелигиозным миром и создаём режим наибольшего благоприятствования для религиозных групп в республике Хакасия.

Беседовал Роман Лункин,
"Портал-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]