Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Преп. Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. Поучения 81-88


ПОУЧЕНИЕ 81-Е.

О том, чтобы стяжать правое житие и удаляться порочных людей.

По рождестве Богородицы.

Отцы мои, братия и чада! Вот мы, как видите, переходим от славы в славу и от праздника к празднику; ибо вчера праздновали Рождество Пресвятой Богородицы и Богоматери, а теперь переходим к Воздвижению Честного и Животворящего Креста. И блажен тот, кто празднует, жительствуя свято; ибо жительствующий свято ежедневно празднует, потому что освящается, просвещается, очищается, возрождается, делается Богоносным и поистине обожается. О честнейшая братия! Я не имею достойного слова поучения или назидания; однако имею сильное желание, и сердце мое горит о вашем спасении и чтобы всюду обретать вам путь к вашему спасению. Итак, прошу и умоляю вас, — сами подвизайтесь, сами наставляйтесь, сами собою стремитесь к добру, благоугождайте Богу, и возводите мысленные ваши очи, чтобы увидеть вам вечные блага, и ради их претерпевать все. Принимайте же, и терпя претерпевайте, и переносите скорби, тесноту, насилия, нужды, досаждения, злословие, повиновение, труды, поты, и все, чтобы ни случилось с вами; только бы обрести нам то, чего желаем, и получить то, ради чего мы вышли из мира. О как блаженно, братия мои, проводить жизнь правую, постоянную и тщательную! О какое благо жить с умилением, смирением и благоговением, приготовляться к смерти, к сретению и ответу пред страшным и единым Судиею всех Богом. Потому Арсений Великий и предлагал себе святейший и спасительный вопрос: Арсений! для чего ты вышел из мира? Будем и мы рассматривать и рассуждать, для чего мы вышли из мира, будем понуждать себя к этому, и украшать жизнь свою красотою добродетелей; ибо мы называемся храмами Божиими. Но аще кто Божий храм растлит, сказано, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17). Посему потщимся уневеститься Христу светлостию честнейшего девства.

Потому я и плачу и рыдаю о некоторых, что якоже не искусиша имети Бога вь разуме для своего спасения, сего ради предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная (Рим. 1, 28). Стыжусь сказать; что и вы разгордесте, и не паче плакасте, да измется от среды вас содеявый дело сие (1 Кор. 5, 2). От сего бывает в вас и небрежность и вы впадаете в те же пороки, ибо вы не удаляетесь их, как бы следовало. Не соблазняйтесь тем, что я вас обличаю; и не гневайтесь много на оного, даже скажу вам, что такого должно утешать, дабы от великой скорби не впал он в отчаяние; впрочем кроме сострадания, вы не должны иметь с ним общения, не должны вместе смеяться и пустословить на погибель свою, как об этом и Пророк говорит: аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси (Псал. 49, 18). И не разумеете, сие творя, а я грешный сгораю и терзаюсь сердцем моим; помощников же моих знаю, ибо всех не хочу обвинять. Но почему все вы не имеете любви и стремления к общему спасению и пользе? Горе мне, если я не стану обличать и возвещать заповеди Божия; но горе и вам, если вы не будете удаляться худо живущих. Кто я окаянный и нечистый, чтобы жить мне среди вас и иметь вас чадами? Однако сие случилось. Теперь же жду времени, и ищу способа, которого не знаю: не подаст ли мне его Господь, и сподобит бесстрастия к пользе вашего спасения. Ибо грехи мои, предъидя пред вами, обыкновенно запинают вас, моих последователей. В заключение слова, помолитесь чада мои, Господу, дабы Он по всесильному Своему человеколюбию спас и меня и вас; ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 82-Е [1].

По случаю сбора винограда.

О том, чтобы не возвращать терние и волчцы страстей, но приносить плоды добродетелей.

Братия и Отцы! Недоумеваю, что сказать, и что возвестить вам новейшее сверх того, что нам издавна и навсегда предано святыми; не имею чего-либо сказать вам, разве только опять тоже, и о том же будем говорить вам, дабы наставить вас на лучшее и великое. Итак, поговорим теперь нечто вкратце вашей любви, и, если угодно, начнем слово от настоящего времени. О чем же будет слово? В сей месяц обирают виноград. И те, которые обирают, радуются и благословляют ветви, исполненные плодов; а о тех, которые не имеют плодов, садовник печалится и скорбит. Но какая нужда говорить о плоде винограда? По времени это весьма прилично. Ибо и мы образно и приточно называемся виноградом Господним. Или не знаете песнь, которая поется при пострижении в иноческий образ [2]: Господи, Господи, призри с небеси и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя (Псал. 79, 15-16). И Господь сказал в Евангелии: Аз есмь лоза, вы же рождие: и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже доброго (Иоан. 15, 5). Пребудем же, братия, в добром нашем Владыке, насажденныя Им, как виноград, и принесем Ему плоды добродетелей, дабы получить от Него благословение. Не будем возращать терния и волчцы, — злые греховные страсти, чтобы не быть нам повинными и не подвергнуться изреченному приговору: всяко убо древо, не творящее плода добра, посекается, и в огнь вметается (Лук. 3, 9), и сгорает, т. е., умирает вечною смертию; вметается же в геенский огнь, дабы гореть бессмертно. В сей огнь входят творящие злое, отметающие и презирающие свои обеты, пребывающие в нечестии и неверии, и предающие плоть свою во тлю и погибель, как и Писание говорит: облацы безводни, от ветр переносими, древеса есенна, бесплодна, дважды умерша, искоренена: волны свирепыя моря, воспеняюще своя стыдения; звезды прелестныя, имже мрак тмы во веки блюдется (Иуд, ст. 12, 13). Посему и Апостол громогласно вопиет: бегайте блудодеяния; всяк бо грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть; а блудяй, во свое тело согрешает (1 Кор. 6, 18); ибо все уды его оскверняются, и он делается нечистым. Или не весте, яко телеса ваша храм живущего в вас Святаго Духа суть, Его же имате от Бога, и несте свои; куплени бо есте честною Его кровию (ст. 19). Как же мы не стыдимся неба и земли, будучи куплены честною кровию Христовою, и опять обращаясь вспять? Не стыдимся ли хоть самих себя, по наружности являться святыми, а внутри быть исполненными нечистот! Доколе храмлем на обе плесне (3 Цар. 18, 21)? До коих пор не будем держаться одного пути? Горе, сказано, ходящу на две стези (Сирах. 2, 12), т. е., порока и добродетели; ибо между ними нет общения. Ни один раб разумный не станет служить иногда своему господину, а иногда врагу своего господина. Посему всесовершенно предадим себя Богу, возлюбленные чада, и таким образом мы возможем провести жизнь по Богу. Не будем чувствами прилепляться к земле, подобно бессловесным животным, но будем душевными силами стремиться к небесному; обратим свои желания от тленного к нетленному, от преходящего к неразрушимому и вечному. И не допустим опять, чтобы отравил нас изобретатель злобы, диавол, наветами лукавых помыслов. Но лишь только он станет насеивать сладость плотской страсти, или греховное вожделение, или другое какое-либо зло, тотчас отгоняй льстивого беса. Как и чем? Молитвою и молением, слезами и воздыханиями и сокрушением сердца; такова бывает невидимая брань с диаволом, и таков сокровенный подвиг. Посему подражая упражняющимся в боях, будем теплым сердцем побеждать невидимых врагов наших, бесов. И как оные борцы хотя и получают удары, но в уповании наград не отступают от борьбы: так и мы, братия, хотя бы тьмочисленно были уязвляемы от борющего нас, не будем уступать, но и еще потерпим; пусть враги наши и еще борют нас, укрепляемых Божиею помощию. Ей, братия мои, умоляю вас, ибо о сем я подвизаюсь, простирая к вам скудное мое слово; и радуюсь о тех, которые успешно идут подвижническим путем, и воздыхаю о тех, которые претыкаются часто. Но, о дабы всем нам шествовать правыми стезями, — совершать добро и пребывать в псалмопении, в молитве, служении, послушании и смирении! Бог же мира да будет с вами, о Христе Господе нашем, Которому подобает слава и держава, с Отцем и Св. Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 542.

[2] Смотри чин пострижения в великий ангельский образ.

ПОУЧЕНИЕ 83-Е [1].

О тех, которые, прельстившись наслаждениями и удовольствиями телесными, опять восстают чрез покаяние.

Братия и Отцы! Ничто не возбраняет желающему спастись, и ничто не препятствует желающему покаяться, хотя бы кто пришел и во глубину зол. А что сказанное истинно, на это есть много примеров; и один из многих представляет Давид, начальник разбойников, о котором нам прочитано было в пяток. Ибо сказание открыло, каков он был прежде, что он убивал людей, и был обременен другими злодеяниями, и как потом, раскаявшись, и в монашеском чине, принесши Богу покаяние, сделался искусным иноком, да такой степени, что спасал и других, насилуемых и мучимых от диавола. Ибо Ангел сказал ему: Давид, Давид! Бог простил тебе грехи, и ты отселе будешь творить чудеса. Так велико и неизреченно было к нему Божие человеколюбие, что Бог не только простил ему столь великие и многие убийства, которые он совершил, но и соделал его чудотворцем. Хочешь ли видеть иного? Посмотри на Манассию, который заставил Евреев пятьдесят два года покланяться бездушным идолам; но и сей, покаявшись от сердца, не только спасся, но и воспел песнь Богу, которая в Церкви Божией поется и до сего дня. А прельстившихся плотскою страстию, и опять восставших так много, что и числа им нет! Из них и Пророк Давид, после прелюбодеяния и убийства, опять получивший дар пророчества; подобным образом и Мария Египетская, после ненасытной страсти, достигшая Ангельского жительства, и сподобившаяся пророческого дара. Итак, нет никакого препятствия для желающего покаяться, ибо лишь только он захочет покаяться, уже и обретает спасение. Таким образом и мы, братия, будем отселе и впредь прилагать усердие, веруя, что если Бог, как многомилостивый, спас падших в глубину зла, тем более спасет нас, день и ночь молящихся Ему. Посему, слыша об обращении грешника, пусть никто не говорит, что он и здесь насладился телесными удовольствиями, и там будет наслаждаться; но пуст говорит, что он не насладится ни здешних, ни тамошних благ. Ибо как будет наслаждаться побеждаемый грехами? Скажи мне, что за наслаждение для грешника предаваться блуду, чревобесию, сребролюбию, хищению и исполнять другие злые страсти? Не сгорает ли сердце у таковых? Во время беззаконных пожеланий не сожигается ли оно, как от пламени огненного, подобно тому, как одержимые горячкою сгорают от жажды? И если сказать истину, как она в действительности есть, то таковые и здесь осуждаются и порицаются, и в будущем веке подвергнутся вечному осуждению, как любившие пагубные наслаждения. О таких грешниках и блудниках должно стенать, плакать и сетовать, и не думать, что они наслаждаются благами. А кто живет добродетельно, тот всегда получает и то и другое; бесстрастием и чистотою он восприемлет наслаждение и радость неизреченную и несказанную; как и святые всегда радуются о Господе, предпочитая всему любовь Божию. Сим святым будем подражать и мы, радуясь, и еще сорадуясь друг другу. Приидите, потрудимся в деле спасения, т. е., в подвижничестве, в терпении, в повиновении, в отсечении воли, которое есть мученичество, и в прочих добродетелях и исправлениях; дабы, жительствуя в них, соделаться нам наследниками жизни вечной, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 629.

ПОУЧЕНИЕ 84-Е [1].

О том, что по-видимому представляет великую скорбь в общежительной жизни, в сущности же составляет великую радость, ради уповаемых благ уготованных нам на небесах.

Братия и Отцы! Что жизнь иноков тесная и прискорбная, это видно из слов, сказанных Христом: аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Матф. 16, 24). Впрочем и мирская жизнь весьма горестна и прискорбна, как и самые дела вопиют и говорят о сем. И кто может их в подробности исчислить, по многочисленности их? Поговорим хоть о тех, которые избежали войны. Что случилось с ними? Не все ли они лишились и потеряли имущества свои, и нагие спаслись от рук иноплеменников? Не подверглись ли некоторые из них биению и изгнанию, даже и великие сановники и властители? Некоторые лишенные своих санов, другие из страха укрывающиеся тут и там, после всего трепещут ожидающей их смерти; согрешили же они в том, что не устояли на брани и не решились умереть. Вот какого повиновения и усердия требуют цари от своих воинов, чтобы для службы царской, они не щадили ни тела, ни души. А у нас, братия, скорбь наша растворяется радостию Святого Духа, так что и видимо скорбное для нас имеет радость, ради упования благ, уготованных нам на небесах. И не стыдно ли нам, что они ради ничтожной славы и чести так много претерпевают, и даже слова не смеют сказать повелевающим; а мы и ради великих и небесных даров даже малой скорби не хотим понести долготерпеливо? А какого рода эта скорбь? Что не по нашей воле может быть или послушание и повеление, или пища и питие, или ряса и срачица, или обувь и сандалии, или место и род послушания, или иное что подобное смущает ум. Но хотя это и тяжко, однако не настолько, чтобы вам уклоняться от должного; яко недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). Ради этих благ, если бы и жгли нас каждый день, мы должны терпеть, а не делать пустых отговорок.

Говорю я это не для того, чтобы опечалить вас, но чтобы мы познали любовь, которою возлюбил нас Бог, и избрал от мира, дабы пребывать нам в сем священном небесном жительстве, Который даже и то, чего от нас ищет, ищет не для своей потребности, как вседовольный и неоскудевающий преблагий Господь, но единственно ради нас, дабы облагодетельствовать и спасти нас смиренных. Посему оставим, братия, всякое малодушие, и в терпении будем стяжавать души наши, пребудем выше всякого случающегося искушения и не будем пленяться ни одним помыслом, хотя бы и попущены были скорби в нашей жизни для искушения и испытания, дабы и нам говорить с Апостолом: во всем скорбяще, но не стужающе си: не чаями, но не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми, низлагаеми, но не погибающе; всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще (2 Кор. 4, 8 и след.), дабы соделаться нам наследниками царства небесного и жизни вечной, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 630.

ПОУЧЕНИЕ 85-Е [1].

О тесном и прискорбном пути и о добром пристанище вечной жизни.

Братия и Отцы! Всякий человек, идущий каким-либо неудобопроходным и долгим путем, терпит от трудности путешествия великие скорби; но в надежде на доброе пристанище переносит злострадание в пути, постоянно понуждая себя со всяким усердием, пока не достигнет оного места.

Что значит сия притча? То что и мы иноки идем в сей жизни путем, который тесен и прискорбен, в особенности же долог и исполнен страданий. И как это отрицать, когда мы во всю свою жизнь должны соблюдать девство и целомудрие, повиновение и строгое послушание, также очищать помыслы, низлагать всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленять всяк разум в послушание Христово (2 Кор. 10, 5), и все другое, что в монашеской жизни за сим последует. Но конец и этого пути весьма радостен. Что же это такое? Жизнь вечная, которую неложный Бог наш обещает дать терпящим Его ради.

Посему будем и мы, братия, переносить все скорбное в этой временной жизни, ради жизни вечной, с благодарением и постоянством, прославляя Бога в телесех и в душах наших. Но как прославлять Бога? На это представлю вам один пример. Тому два дня пришли посетить нас некоторые из мирян; и когда увидели, что мы все сидели вместе и в руках наших держали и очищали красный лук, а устами пели Давидовы псалмы, то прославили и благодарили Бога, и получили пользу, и таким образом исполнилось сказанное Господом: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Матф. 5, 16). Вот вы в этом деле прославили Бога и телом вашим и духом. Но и еще прославляйте Его всегда и во всякое время, и всяким образом, проводя богоугодную жизнь; ибо мы, люди, по большей части соревнованием возбуждаемся к добродетели; как и Божественное Писание говорит: не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие, зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут (Псал. 36, 12); но ревнуй доброе творящим. И в жизни сей временной желающие выучиться искусству идут учиться не к плохому художнику, но к хорошему и искусному, ревнуя сделаться таким же, как и он, будет ли то зодчий, или живописец; и вообще никто не пойдет к неопытным и неученым, но к искусным художникам. Если же мы в вещественном и тленном так поступаем, тем более в сей науке наук и искусстве искусств должны мы направлять жизнь свою по примеру мужей святых, а не грешных. Посему будем, братия, подражать тем, которые от юности и до старости сохраняли повиновение, не говорю - древним святым, но тем, которые просияли в нашем братстве. Будем подражать тем, которые простотою победили козни диавола; будем подражать тем, которые проводили добрую жизнь в беспрекословном послушании, и совершили пут подвижнический. Если хотите, будем подражать тому, который повелевает нам, говоря: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 11, 1). И еще говорит: бывайте убо подражатели Богу, яко же чада возлюбленная, и ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас, и предаде Себя за ны приношение и жертву Богу в воню благоухание (Ефес. 5, 1. 2). Ужели мы не перенесем и малой скорби с благодарением? Христос подвергался поношениям, как и Писание говорит: Поношения поносящихь Ти нападоша на мя (Псал. 68, 10); а мы неужели не потерпим и малого братнего оскорбления и презрения. Как же мы будем вместе со святыми, если не подражаем им и не следуем стопам их? Как будем царствовать со Христом, если не будем сообразны смерти Его, и не приобщимся пречистым страстям Его? Аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится (1 Петр. 4, 18)? Видите ли строгость нашей святой веры, что и праведник едва спасается? Как же будет праведником тот, кто нетерпелив, не переносит трудов подвижничества, помнит старой вражды и оскорбления, кто возжигается и воспаляется смущением и не имеет мира и любви к Богу? Кто имеет в себе эти страсти и следует им, тот по необходимости будет отлучен от общежительного союза, а отпадая от оного, по необходимости должен подвергнуться вечному осуждению. В безумии опять говорю то, что и прежде говорил: не был ли я послушником? Не имел ли игумена, эконома, духовного и плотского отца и братий по духу и по плоти? Между ними я пребывал, как в огне, привлекаемый туда и сюда, и борясь против двух противоположных жизней. Но избавиться сего не мог ничем иным, как только терпением и исповедью, и тем, что все грехи приписывал себе, что они мои; ибо ничто не может умирить смущенную душу, как терпение. А вы все такие же, как и были. Довольно сказанного. Вы искушаете меня, когда я вас поучаю, и пренебрегаете мною, как невеждою и незнающим того, чему вас поучаю; между тем как и малым детям ясно, что вы действуете по побуждению диавольскому [2] и не смиряетесь под крепкую руку Божию, где отрада, покой и жизнь без попечения. Вы думаете, что исповедуетесь, но делаете это неискренне; это не исповедь, а словопрение и взаимное обличение, как на мирском судилище, к погибели душ ваших, к унижению моего сана и ко вреду всех слышащих. Думаю, что сказанное мною вас опечалило; и вижу, что скорбите; но я потому и беседую, что болезную о вас; притом в день суда Божия и ответ должен отдавать за каждого из вас, И так как написано: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор. 6, 2), то отъимем, братия, лукавство от душ наших, научимся добро творить, будем чисты пред Богом, освятившим нас, прежде нежели придет день Господень страшный и грозный, в который и за праздное слово отдадим ответ; ибо смерть так близка к нам, как тень наша, дабы нам получить жизнь вечную, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 631.

[2] Это место исправлено по Латинскому переводу.

ПОУЧЕНИЕ 86-Е [1].

На Воздвижение Креста.

О том, что мы не должны предаваться страстям бесчестия и считать сладострастие истинною сладостию.

Братия и Отцы! Мы бываем в великой радости, когда настанет Владычний праздник, и весьма справедливо; ибо мы тогда просвещаемся, размышляя и рассматривая таинство его, как и теперь в Воздвижении Честного и Животворящего Креста. Неизмеримо радостно и несравнимо таинство его; ибо древо, идеже стоясте нозе (Псал. 131. 7) Господа нашего Иисуса Христа, на котором Он был распят и пролил животворящую кровь Свою, мы не только сподобились видеть, по и лобызать. Сколько иной трудится для приобретения погибающего золота? А мы в один час получили дарование, ибо вместе и лобызали крест, и стяжали просвещение, освещение и отпущение наших грехов. Так близка благодать! И кто с верою приходит, без труда получает дарование. Однако должно молиться, дабы сохранить нам эту благодать неотъемлемо [2]; ибо мы скоро опять теряем то, что подается нам без заслуг. Но мы, братия, будем блюсти дар с великою тщательностию; не будем осквернять освященных уст наших словами лживыми, скверными и праздными; не будем омрачать просвещенные наши очи блудными взорами, не будем осквернять просветившееся сердце наше греховными помыслами, и да не царствует, как говорит Апостол, грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его; ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху: но представляйте себе Богови, яко мертвых телу, живых же Богу, и уды ваша оружия правды Богови. Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию (Рим. 6. 12. 13. 14). Видишь ли, что в подзаконное время обладал грех, по благодать Евангелия, царствующая в правде, избавляет нас от всякого греха, как и Божественное Писание об этом говорит. Ибо мы крестились и освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего (1 Кор. 6. 11).

Умоляю вас, братия, будем благоговеть к дару очищения и хранить святыню. Зачем мы, получивши честь и славу от Христа Спасителя, низвергаем себя в бесчестие? Зачем мы успокаиваем тело и много о нем заботимся, особенно если оно здорово, когда должны оставить его во гробе? Зачем мы считаем сладостным сладострастие, которое поистине есть скорбь и болезнь смертная? Ибо сладострастие есть диавольская удица; сладострастие есть жжение неугасимого огня, и однако мы все, как пленные рабы стремимся к сему пламени, дабы гореть в нем. Слышал я, как один, порабощенный плотскою страстию говорил что лучше для него, если его повесят и предадут лютой смерти, нежели отстать ему от греха. Сладострастие подобно злому властителю, который повелевает рабу своему и говорит: иди, и идет, прииди, и приходит; делай это, и делает. Таким образом и еще хуже поступает грех с тем, кто порабощен им, ибо повелевает ему и говорит: скажи скверное слово, и говорит; делай злое и делает. Таковый подобен бывает Каину, стеня и трясыйся (Быт. 4. 12); если он плывет по морю, боится чтобы не утонуть; если проходит пустынное место, представляет в уме своем, что за ним гонятся разбойники; если загремит небо, думает, что гром ради его; блеснет молния, боится, чтобы она не сожгла его; он и видя не видит, и слыша не слышит, ибо грех растлил его чувства. Что хуже и горестнее такой жизни? Мне думается, что лучше бы было человеку тому быть предану диким зверям, нежели пагубным страстям; ибо звери съедают тело, а страсти погубляют и тело и душу.

Но не таков добродетельный, как свободный от греха, и не только от сладострастия, но и от всякой другой страсти. Он только радуется и веселится, царствует ради правды и не страшится, пребывает ли на земле или на море, ибо имеет Бога с собою, к Которому во время скорбей взывает, говоря: не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Псал. 22. 4); не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя (Псал. 3. 7); не убоюся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская (Псал. 45. 3). Видишь ли добрую и святую жизнь? Это блаженное житие. Будем крепко держаться его по милости Божией. В сем да прибудем, и потщимся стяжать оное, всего бояся за благоговение, будем иметь во всем послушание усвоим себе всякую чистоту, душевную и телесную, и будем иметь пред очами нашими близкую смерть. Вот недавно оставил нас и святый Отец наш духовный, Петр святейший Митрополит Никейский, которого блаженная была кончина; он умер в изгнании. О дабы нам сподобиться наследовать с ним царство небесное, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 543.

[2] Исправлено по Латинскому переводу.

ПОУЧЕНИЕ 87-Е [1].

В первую неделю по Воздвижении Креста.

Об исходе из сей жизни, и о упокоении в царстве небесном.

Братия и Отцы! Вот мы переходим и переносимся от одного лета к другому, от времени ко времени и от праздника к празднику, и никакой остановки не бывает в жизни сей временной. По необходимости нужно будет и нам отдать общий долг жизни сей, и войти в свой покой; вшедый бо в покой Его, и той почи от дел своих (Евр. 4. 10). Какой же это покой? Царство небесное, к которому понуждает нас Апостол, говоря: потщимся убо внити во оный покой, да не кто в туже притчу противления впадет (ст. 11). Что этим хочу сказать? То, что, как Бог обещал Евреям ввести их в землю обетованную, но они были непокорны, преслушны и огорчали Его, а потому и не сподобились войти в землю обетования; так и мы подвергнемся тому же, будучи непокорными, и не исполняя заповедей Божиих, и не внидем в царство небесное. И еще сказано: четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой (Псал. 94, 10–11). Посему если и мы не постараемся исполнить все заповеди Божия, то и о нас будет сказано: "аще внидут в царствие Мое". Но так как те не вошли в землю обетованную, то падоша кости их в пустыни, а если мы не войдем в царство небесное, то и тела и души наши ввержены будут в геенну огненную; каковое наказание много превосходит оных. Ибо в Писании сказано: отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает. Колико мните горшия сподобится муки иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив; ею же освятися, и Духа благодати укоривый (Евр. 10, 28, 29)?

Какие же были препятствия, преградившие оным вход в землю обетованную? Неверие, ропот, осуждение, прекословие, жестокосердие, гордость, блуд. Вот что их погубило. Эти же злые страсти погубят и нас смиренных. Посему будем убегать злых страстей, как огня; не будем неверовать Богу в Его обетованиях, но будем веровать, что Он силен сотворить то, что обещал; не будем роптать, ни осуждать, ни прекословить, ни ожесточаться; ни против будем друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть нам (Ефес. 4, 32), всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще (2 Кор. 4, 10), всегда обновляясь молитвою, молением и слезами, возлетая умом к созерцанию небесных сил. Поживши таким образом, мы войдем, не как они, в землю, кипящую медом и млеком, но в землю кротких, где источник жизни и бессмертия, где красота вышнего Иерусалима, где радость и ликование и осияние блаженной и живоначальной Троицы, о Самом Христе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.


[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 554.

ПОУЧЕНИЕ 88-Е [1].

Во вторую неделю по Воздвижении.

О том, чтобы внимательно и разумно слушать Священное Писание.

Братия и Отцы? Все мы, люди, имеем очи и уши, по не все видим и слышим; только у немногих благопослушные уши и видящие очи. Посему и Господь в Евангелии сказал: имеяй уши слышати, да слышит (Мат. 13, 9). О тех же, которые не слышат, говорит Пророк: даде им Бог дух умиления, очи не видети, и уши не слышати (Рим. 11, 8). Итак, будем слушать чтение Священного Писания внимательно, а не просто и как случится, дабы не подпасть прещению и гневу Божию, но, напротив, дабы мы могли сказать согласно с Писанием: наказание Господне отверзает уши мои (Ис. 50, 5). Кто так слушает, тот разумевает псалом Давидов, в котором сказано: радуйтеся праведнии о Господе (Псал. 32, 1). Таковый все вещи настоящей жизни считает за тень, которая бежит и не стоит, и вменяет вся уметы быти, да Христа приобрящет (Филип. 3, 8). Ибо мы слышим Господа, который говорит ученикам Своим: не оставлю вас сиры: прииду к вам. Еще мало, и мир ктому не увидит Мене, вы же увидите Мя: яко Аз живу, и вы живи будете (Иоан. 14, 18-19). И еще говорит: Аз есмь лоза истинная, вы же рождие (15, 15). И еще: вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам. Нектому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его; вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (15, 14-15). И еще: вы есте пребывше со Мною в напастех моих. И Аз завещаю вам завет вечный, да ясте и пиите во царствии Моем (Лук. 22, 28-30). Слыша это и подобное, боголюбивый человек не только радуется, но и утверждается ежедневно умирать за любовь Христову. Так жили все святые, и таковую показали к Богу любовь. Пророк Иеремия говорил: аз не утрудихся Тебе, Боже мой, последуяй, и дне человека не пожелах, Господи мой (Иер. 17, 16). Давид же говорит: что воздамы Господеви о всех, яже воздаде нам (Псал. 115, 3)? И Апостол Павел говорит: Яко нам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но еже по Нем страдати (Филип. 1, 29). Подобным образом и другие Апостолы, подвергшись биению за Христа, радовались и говорили, что сподобились потерпеть биение и бесчестие за имя Христово (Деян. 5, 41). И словом, каждый из святых говорил подобное, и показывал любовь, которую имел ко Христу.

Будем и мы, братия, благопослушны тому, что говорит Священное Писание, будем любить возлюбившего нас Бога, всегда благодаря за все те блага, которые Он сотворил с нами, так как Он от начала для спасения и освящения нашего восхотел чрез сей благословенный и святый образ сотворить с нами милость, и даровал нам содержат православную веру, и покланяться Ему, и не быть в заблуждении. Ибо как много людей, заблудивших но коварству человеческому? Как много заблудивших по козням и ухищрению прелести! Как много таких, которые терпят голод и жажду, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня, как говорит Божественное Писание (Амос. 8, 11)! А нам, христианам, предложена трапеза, исполненная всяких драгоценных брашен, — это учение святых. И слушая иногда то, а иногда другое чтение, и услаждая наше слово, как бы неким вкусным брашном и украшая оное с одной стороны каким-либо златословесным поведанием из божественного Писания, или с другой — иными Божественными похвалениями, мы поистине должны сказать с Апостолом Павлом: аще Бог по нас, иже Сына Своего Единородного не пощаде, но за нас всех предал есть Его; како убо не и с Ним вся нам дарствует? Кто поемлет на избранныя Божия; Бог оправдаяй. Кто смеющий осуждати нас? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас (Рим. 8, 31–34) пред Богом Отцем, Который да подаст нам и вечное свое царство, ибо Ему подобает всякая слава во веки веков. Аминь.


[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 642.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования