Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

М.А. Новоселов. Письма друзьям. Письмо 18


16 мая 1926 г. Преп. Феодора Освященного

Я осуетился, и заленился я очень, мои дорогие. Сколь­ко прошло времени от последнего моего письма к вам! А ведь иногда очень тянуло перекинуться словечком, и все-таки не мог взяться за перо, хотя мысленно не раз беседо­вал с вами. На днях я очутился в желанном и давно иско­мом сельском уединении, и ничто не возбраняет теперь мне возобновить общение с вами. Сегодня я отстоял утре­ню и литургию, после которой молился за молебном пре­подобному Серафиму, Михаилу и Феодору, решив под их молитвенным покровом начать так давно прерванную бе­седу с милыми друзьями. Кстати: преп. Феодор был выда­ющийся духоносец, воистину "бог по благодати" [1]: читая о нем замечательное письмо епископа Аммона к папе алек­сандрийскому Феофилу [2], испытываешь не только вели­чайшее благоговение, а изумление и священный трепет перед этим "избранным сосудом" [3], вмещавшим невырази­мое обилие благодати. Если Господь благословит, я когда-нибудь познакомлю вас с этим письмом епископа Аммо­на, ярко рисующим чудный образ избранника Божия. Кое-что вы уже знаете об этом писании Аммона и препо­добном Феодоре из моего пятнадцатого письма к вам.

Итак да почиет благословение трех великих Отцов на нашей беседе, которая, согласно моему обещанию, должна иметь своим предметом то, что я назвал святоотечностью.

Кому приходилось присутствовать при совершении так называемого чина Православия в первую неделю Ве­ликого поста, тот должен был услышать следующие веле­гласно изрекаемые слова, относящиеся к нашей правос­лавной вере: "Сия вера Апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди" [4].

Итак, вера Христова именуется не только верой Апос­тольской, но и верой отеческой. И это не напрасно. Есть много людей, которые стремятся замкнуть веру Христову Евангелием и писаниями Апостольскими и этим исказить подлинный лик ее, исказить, истолковывая и слово Еван­гельское, и слова духоносных Апостолов Христовых своим плотским умом и отвергая благодатные толкования богоносных Отцов наших. Между тем для нас, верных чад Церкви Христовой, согласие со святыми Отцами совершенно необходимо, если мы хотим воистину не изменять матери Церкви и не лишиться ее благодатного покрова.

Вселенские Соборы, когда нужно было составлять вероопределения, после Священного Писания всегда обра­щались к отеческому учению, делали более или менее об­ширные выписки из отеческих писаний и в основание своих вероопределений всегда поставляли отеческое предание. Знакомые с деяниями Соборов знают, что выраже­ния: "последующе божественным Отцем вси единогласно поучаем", или: "по учению святых Отцев", или: "последую­ще богоглаголивому учению святых Отцев" — эти выражения — одни из самых обычных и употребительных, как на поместных, так и на Вселенских Соборах [5].

В деяниях 3-го Вселенского Собора, созванного в 431-м году для суждения относительно ереси патриарха Нестория [6], мы читаем: "Дабы нынешние определения относи­тельно кафолической веры сохранили всегдашнюю твер­дость, нужно, в пример потомству, оставить неизменным и неприкосновенным все то, что в прежние времена утвер­ждено святыми Отцами. Ибо, если кто хочет своим опре­делениям относительно кафолической веры сообщить всегдашнюю твердость, то он должен подтверждать свое мнение судом древних Отцев, а не основываться на собст­венном авторитете, дабы таким образом видно было, что он, подтверждая свое мнение определениями частию древних, частию новейших, утверждает, проповедует и со­держит единую истину Церкви, хранимую от начала до настоящего времени в простоте и чистоте, с непоколеби­мою твердостию и достоинством" [7].

В деяниях 5-го Вселенского Собора, созванного в 553-м году, читаем такое исповедание силы и значения свято­отеческих писаний: "мы во всем следуем святым Отцам и учителям Церкви, Афанасию, Иларию, Василию, Григо­рию Богослову, Григорию Нисскому, Амвросию, Августи­ну, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Льву, Проклу, и приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков. Приемлем также и прочих святых Отцев, которые безукоризненно до конца жизни своей проповедывали правую веру в святой Церкви Божией.

Итак, поелику в святой Кафолической и Апостольской Церкви Божией должно быть сохраняемо и проповедуемо это правое исповедание, то если кто-либо удаляет себя са­мого от него, мудрствуя противное ему, такой человек, как удаляющий себя самого от правой веры и вступающий в общение с еретиками, справедливо осуждается и анафематствуется святою Церковию Божиею" [8] .

Согласно 19-му правилу 6-го Вселенского Собора, "предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам бла­гочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пре­делов и предания богоносных Отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писа­ниях" [9].

А вот свидетельства, утверждающие авторитет святых Отцов, идущие от 7-го Вселенского Собора:

"В десяти своих посланиях ты, как и следовало импе­ратору-христианину, - читаем в послании св. Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину, - давал доброе и благочестивое обещание постоянно соблюдать и хранить все наставления наших святых Отцов и учите­лей... Но ты отрекся от святых Отцев и учителей наших, хотя и дал собственноручное письменное обещание пови­новаться и следовать им. Наше писание, наш свет и спа­сительная сила наша, это — святые и богоносные Отцы и учители наши; об этом засвидетельствовали нам и шесть бывших о Христе Соборов, но ты не принял их свиде­тельств" [10].

"Феодор, святейший епископ Мирский, сказал: "все мы, слыша учение Отцов наших, умилились душею и оп­лакали прошедшие годы; возблагодарим же Бога, что, бла­годаря учению святых Отцов, мы пришли в познание ис­тины" [11].

Святейший патриарх (Тарасий) изрек: "стражи кафо­лической Церкви, святые Отцы наши, постоянно бодрст­вующие над мысленными стенами ее, провозгласили (свое мнение об этом предмете). Они отогнали всякое нес­троение и пустословие и, сохранивши ее нерассеянною, прогнали все полчища неприятелей и мечем духа уничто­жили как древние ереси, так и заблуждение новой лжи" [12].

"Святой Собор провозгласил: "да исправят нас учения богоглаголивых Отцов. Почерпая из них, мы напоились истиною; следуя им, мы прогнали ложь; быв научены ими, мы с любовию приемлем честные иконы. Отцы про­поведуют, а мы остаемся послушными чадами и хвалимся пред лицем матери преданием кафолической Церкви... Мы следуем древнему законоположению кафолической Церкви. Мы соблюдаем заповеди Отцов <...>.

Святые Отцы наши, исполняя божественное повеле­ние Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, не скрывали под сосудом дарованного им (И. Хр.) светильника божест­венного знания, но ставили его на подсвечнике самого по­лезного дела — учительства, чтобы он светил всем находя­щимся в дому, то есть рожденным в кафолической Церк­ви, дабы кто-либо из благочестиво исповедующих Господа не наткнул когда-либо своей ноги на камень еретического злословия. Они изгоняют всякое заблуждение еретическое, а всякий гнилой член, если он заболеет неизлечимо, отсе­кают. Имея веялку, они очищают гумно; при этом пшени­цу, то есть, питательное слово, укрепляющее сердца чело­веческие, они складывают в кладовой кафолической Церк­ви, а плевелы еретического злословия, сожигают огнем не­угасимым... Мы же, во всем держась учения этих богоносных Отцев наших, проповедуем это учение едиными уста­ми и единым сердцем, ничего не прибавляя и ничего не убавляя из того, что предано нам; а, напротив, утвержда­емся и укрепляемся в нем" [13].

В согласии со святыми Вселенскими Соборами, Пра­вославная Церковь и теперь не перестает вместе с древни­ми церковными песнописцами именовать святых Отцов самыми возвышенными, самыми многозначительными именованиями:

"Храм всесветел трисолнечныя зари", "таинник неиз­реченных" (св. Василий Великий) [14];

"Светильниче многосветлый Божественныя зари", "источниче догматов высоких", "цевнице Боговещанная", Троицы обителище" (св. Григорий Нисский) [15];

"Трость скорописца наострена Духом", "православия наставниче", "вселенныя светильниче", "отеческаго преда­ния Божественное семя" (св. Максим Исповедник) [16];

"Таинник Боговидцев", "Богословия источниче", "пре­мудрости реко", "струя Божественнаго разума", "звездо светлейшая", "благочестия поборниче", "нечестия прогонителю", "столп Церкве", "таинник Триипостаснаго Единона­чалия" (св. Григорий Богослов) [17];

"Мысленный светильник всемирный", "храм Троицы", "храм Духа", "Церкве основание незыблемое" (св. Ефрем Сирин) [18];

"Богодохновенный орган", "догматов пучина неисчер­паемая", "ум Небесный", "Христовы уста", "премудрости глубина" (св. Иоанн Златоуст) [19];

"Орган Святаго Духа", "пламень молнии, попаляющий демонов полки", (св. Антоний Великий) [20];

"Столпе света", "богословия трубо златая" (св. Афана­сий Великий) [21];

"Проповедник истинной и непорочной веры Христо­вой" (св. Макарий Великий) [22];

"Око благочестия", "православия наставниче", "учите­лю благочестия и чистоты", "светильниче вселенныя" (св. Лев Великий) [23];

"Божественного сияния светоприемник" [24], "песнописец и честный Богоглагольник", "Церкве учитель", "врагов сопротивоборец" (св. Иоанн Дамаскин) [25] (взято из месячной минеи).

Призывая нас к молитве за архипастырей и пастырей и весь причет церковный, святая Церковь влагает в наши уста следующее прошение: "Спаси, Господи, и помилуй святейшия вселенския патриархи со всеми благочестивы­ми архиереи, и весь освященный чин и причет церков­ный, и даруй им цело, безмятежно, благоверно, право, по преданию святых Апостол и святых Отец, на Вселенс­ких Соборах Духом Святым узаконенному, исправляти слово Твоея истины" (Иерейский молитвослов, акафист Иисусу Сладчайшему, молитва ко Господу нашему Иисусу Христу) [26].

У меня под руками оказались давнишние краткие вы­держки из статьи, посвященной выяснению значения свя­тых Отцов и оправданию их вселенского авторитета. По недосмотру я не отметил в свое время ни заглавия статьи, ни имени ее автора. Если не изменяет мне память, статья принадлежит перу архимандрита Порфирия Успенского [27]. Считаю уместным предложить упомянутые выдержки ва­шему вниманию.

"Спаситель, посылая Апостолов на проповедь, запове­дал им возвещать Евангелие, но не возложил на них обя­занности написать такую полную богословскую систему, которую бы не нужно было ни объяснять, ни дополнять никому из их преемников. Посему нельзя сказать, чтобы в писаниях апостольских были прямые, ясные и полные от­веты совершенно на все вопросы, имеющие отношение к делу нашего спасения. Отсюда следует, что в деле религии необходимо руководство предания; и при пособии Писа­ния невозможно созидать догматы веры на одном основа­нии собственных рассуждений и соображений, без свиде­тельства апостольского предания. А если так, то никто не мог быть более способен и ревностен в охранении чисто­ты апостольского предания, как святые Отцы" [28].

Эту мысль архим. Порфирий объясняет сперва со сто­роны более внешней, со стороны исторических условий, которые способствовали свв. Отцам быть наилучшими хранителями и истолкователями Христовой истины, а за­тем освещает дело по существу, объясняя те внутренние данные христианской жизни, которые делают святых От­цов всех веков единственными верными блюстителями, истолкователями и выразителями вечных истин христи­анства.

Близость святых Отцов к Апостолам

"Верному сохранению и сообщению другим по преда­нию принятого от Апостолов учения много могла содейст­вовать и одна близость св. Отцов к Апостолам по времени жизни. Мужи апостольские были учениками и сотрудни­ками св. Апостолов. А Отцы второго века были учениками мужей апостольских. Кому же после сего лучше знать тай­ны веры с постижимой их стороны, как не сим Отцам, ближайшим преемникам Апостолов? Здесь невольно при­ходят на память слова св. Иринея: "Апостолы, если имели некие сокровенные тайны, то особенно преподавали сии тайны тем, кому вверяли самые церкви: ибо будущих сво­их преемников желали сделать совершенными и во всем неукоризненными" [29]. Затем и Отцы всех последующих ве­ков, по самому преемству апостольского служения, вели­чайшую свою славу и честь поставляли не в изобретении своеобразных воззрений на учение веры и предания, но в точном сохранении всех тех постановлений и преданий, которые сообщены им были ближайшими преемниками Апостолов, в объяснении Христова учения из тех основа­ний и начал, какие заключены в писанном слове Божием. При этом они не дозволяли себе без нужды и по произво­лу делать изменения и в тех учреждениях церковных, ко­торые преданы древними уважаемыми пастырями Церк­ви в примере и практике церковной. "Кто отступает от единодушного согласия Отцов, - говорит блаженный Ав­густин, - тот отступает от всей Церкви". "Все, имеющие здравый смысл, - писал еще св. Кирилл Александрийс­кий, — стараются следовать учению свв. Отцов" [30].

Образование святых Отцов

"Для верности сохранения и сообщения другим пре­данного Апостолами учения нужно (вернее: может способствовать - прим. М. Новоселова) и образование <...>, и большая часть св. Отцов Церкви <...> обладали всеми возможными в их время средствами к полному образова­нию и действительно имели такие обширные сведения в науках, что изумляли современников. Св. Климент Римский, св. Ипполит Портуанский, св. Григорий Двоеслов, св. Павлин Ноланский прежде призвания к служению церковному были сенаторами; а этого звания никто (вернее: редко кто достигал - прим. М. Новоселова) не мог дос­тигнуть без образования [31]. Св. Иустин Философ не без при­чины, как известно, почтен именем философа [32]. Григорий Чудотворец имел такого учителя, обширности сведений которого равно удивлялись ученые во все времена [33]. Васи­лий Великий, Григорий Богослов, Златоустый, блаженный Августин и блаженный Иероним получили образование в лучших училищах своего времени [34] и с равною основа­тельностью изучали все преподаваемые в их время науки, так что заслужили высокие похвалы и от таких наставни­ков, для которых небезопасно было хвалить их по самому различию религиозных верований. Для <язычника> Ливания, конечно, не было никакой выгоды льстить Васи­лию Великому, между тем он не усомнился сказать о Ва­силии: "Это Гомер, это Платон, это Аристотель, который все знает". <...> И ко многим другим Отцам, как нель­зя более, идут слова блаженного Иеронима: "не знаешь, чему более дивиться в них: глубокому ли постижению сло­ва Божия, или светской учености" [35].

Святость жизни

Обращаясь затем к тому, что было для дела и мысли свв. Отцов определяющим — к их святости (благодатности), архим. Порфирий говорит: "Это такое пособие в деле религиозного знания, которое часто заменяет самых луч­ших талантливых наставников и наделяет с избытком та­кими сведениями, которых вовсе нельзя сыскать даже в пресловутых училищах современной мудрости. Не нап­расно сказано: в злохудожну душу не внидет премудрость (Прем. Солом. 1, 4), и: чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Не напрасна вера [36], что усердною молитвою испрашиваются все дары благодати. Несомненно, что истина су­щественно открывается и познается лишь теми, кто, поучаясь в законе Господнем день и ночь, сообразует с нею всю свою жизнь, вплоть до готовности на самые тяжелые жертвы, что мы и находим у Отцов Церкви, нередко пола­гавших жизнь свою за опознанную истину.

Неоспоримо и то, что тайны духовной жизни, сла­дость сокровенного о Христе подвижничества всего лучше может изобразить тот, кто узнал это собственным опытом. И мудрые советы для борьбы со врагом спасения или с греховными помыслами, конечно, успешнее и надежнее могут преподать те, которые много лет провели в подвигах спасения, чем те, которые рассуждают о сем только по тео­рии и которые вовсе чужды заботливости об искоренении в себе порочных помыслов и суетных желаний. Поэтому даже не получившие школьного образования свв. Отцы и учители Церкви должны быть признаны наиболее надеж­ными путеводителями к истине и руководителями в ду­ховной жизни [37].

Благодатные дарования свв. Отцов

"В связи со святостью Отцов стоят их сверхъестествен­ные благодатные дарования, которые представляют силь­нейшее ручательство за их способность верно понять и пе­редать богооткровенное учение. Многие из них обладали даром прозорливости и предведения будущего и силою чудотворений; тем менее возможно, чтобы они лишены бы­ли Духа премудрости и разума, как такого дара, который всего более необходим был для защищения веры против дерзости, бесстыдства и ухищрений врагов Церкви. Силь­нейшее подтверждение сим словам можно находить в из­вестных всем свидетельствах древности о том, что некото­рые из Отцов были удостоены особых благодатных вра­зумлений и наставлений. Так св. Григорий Чудотворец от самих Апостолов в сонном видении удостоился получить символ веры [38], как надежнейшее пособие для отличения истинного апостольского учения от распространившихся в это время лжеучений еретических. Есть свидетельство очевидца, и, следовательно, первостепенного свидетеля, и о том, что преп. Антоний в случае недоумений о каком-ни­будь месте Писания, обращался с молитвой к Богу и полу­чал чудесное разрешение своих недоумений. Так, напри­мер, когда братия его просила объяснить для них какие-то слова из книги Левит, Антоний, по свидетельству Аммона, отошел на далекое от них расстояние и, став на молитву, воззвал громким голосом: "Боже! пошли Моисея, и он объяснит мне слова сии". Ответом на это был голос, вразу­мивший его [39].

Недаром, конечно, и св. Ефрему Сирину усвоено было современниками название "пророка сирского". О нем было видение одному старцу, что Ангел, блистающий небесным светом, однажды вложил в уста его таинственную книгу, сказав притом, что никто из известных старцу сирских подвижников не был достоен принять сей дар, как св. Еф­рем [40].

Известно еще сказание св. Прокла о видении апостола Павла при Златоусте, во время составления им толкова­ний на Павловы послания [41].

Неоспоримо также и то, что диакон Петр, друг и сослужитель cв. Григория Двоеслова, видел голубя, как бы вну­шающего что-то св. Григорию в то время, как сей святи­тель изъяснял с церковной кафедры пророка Иезекииля [42].

Нельзя отвергнуть достоверности переданного диако­ном Павлином, жизнеописателем св. Амвросия Медиоланского, повествования о том, что он видел огонь, исходящий из уст св. Амвросия при объяснении 43-го псалма [43].

Такие видения должны, конечно, иметь соответствен­ный им таинственный смысл.

Все это показывает, что церковные песнотворцы в <созданных ими> церковных канонах не без основания именовали свв. Отцов "богоглаголивыми", "богомудрыми", "гуслями Св. Духа" и даже "богодухновенными" [44]. Такие на­именования усвоены были Отцам Церкви <...> и на Вселенских Соборах [45]. Отцы Церкви силою своего живого и письменного слова обратили ко Христу многие тысячи душ, а сего не могло бы быть, если бы благодать Св. Духа не была присуща их словам. <...>

Озарения Духа Божия особенно просвещали свв. От­цов, по требованию нужды, при борьбе со врагами спаси­тельной веры.

Итак, <...> с уверенностью можно сказать, что <Отцы Церкви>, как богопросвещенные учители веры и благочес­тия, обладали исключительным даром разуметь дух Евангельского учения" [46].

Эта их богопросвещенность, которую они обильно со­общали другим, ищущим спасения, и, таким образом, раждали последних к новой во Христе жизни, и давала им право именоваться Отцами. Великий Апостол языков писал коринфянам: "Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1 Кор. 4,15). Эти слова Апостола мог­ли бы повторить и свв. Отцы, обращаясь к многочислен­ным чадам своим духовным, и не только к тем, которых они родили при жизни своей, но и к тем, которые рожда­лись по кончине их и рождаются доселе под могучим вли­янием благодатных писаний отеческих и таинственного молитвенного воздействия, исходящего из оного мира, ку­да преселились духи этих праведников, достигших совершенства (Евр. 12, 23).

Вместе с Апостолами святые Отцы являются как бы стержнем тела церковного, и к ним, как и к Апостолам, от­носятся следующие глубокомысленные рассуждения священномученика Мефодия, отца Церкви III-го века.

"Совершеннейшие по степени преуспеяния составляют как бы одно лице и тело Церкви. И подлинно лучшие и яс­нее усвоившие истину, как избавившиеся от плотских похотей чрез совершенное очищение и веру, делаются Цер­ковью и помощницею Христа, как бы девою, по словам Апостола [47], соединяясь с Ним и уневещиваясь Ему, чтобы, приняв чистое и плодотворное семя учения, с пользою со­действовать проповеди для спасения других. А несовер­шенные и еще начинающие спасительное учение возрас­тают и образуются, как бы в материнском чреве, от бо­лее совершенных, пока они, достигнув зрелости возрожде­ния, приобретут величие и красоту добродетели, и потом по преуспеянии сами, сделавшись Церковию, будут содейст­вовать рождению и воспитанию других детей, во вмести­лище души, как бы в утробе, непреложно осуществляя во­лю Слова" [48].

Эту мысль свою св. епископ-мученик поясняет приме­ром ап. Павла.

"Так следует рассуждать, — пишет он, — и о бывшем с приснопамятным Павлом. Когда он еще не был совер­шенным во Христе, то наперед раждается и питается мле­ком от Анании, который проповедал ему и обновил его крещением, как говорится в Деяниях (9, 7-19). А когда он возмужал и благоустроился, достигнув духовного совер­шенства, и сделался помощником и невестою Слова, вос­приняв и возрастив в себе семена жизни, тогда, бывший прежде младенцем, стал церковию и матерью, раждая и сам уверовавших чрез него во Христа, доколе в них не ро­дился, изобразившись, Христос: "дети мои, — говорит он, - для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос" (Гал. 4, 19) [49].

Итак, усовершившиеся, по слову священномученика Мефодия, "делаются церковью и помощницею Христа", "невестою Слова", составляют как бы одно лицо и тело Церкви", - и "сделавшись Церковью, содействуют рожде­нию и воспитанию других детей".

Эти глубокие и для многих необычайные (а, может быть, и странные) мысли святого Отца приводят нас к следующим вопросам: 1) что такое представляет собою та церковь, которою делаются христиане, "подлинно лучшие и яснее усвоившие истину"? Ведь и до этого совершительного момента в их жизни они были членами Церкви, как и все во Христа крестившиеся? 2) какое место занимают и какое значение имеют в деле разумения, утверждения и распространения истины Христовой преемники Апосто­лов, предстоятели Церкви, "которых, - по Слову Божию, - Дух Святый поставил... пасти Церковь Господа и Бога" (Деян. 20, 28)? Как должны мы относиться к ним в поисках церковной истины? 3) Наконец, где и по каким признакам искать русло Церкви и как идти по этому рус­лу, чтобы не выпасть из него?

Вопросы эти для нас не новы. Они с разных сторон рассматривались и в предыдущих письмах. Сейчас — лишь продолжается их уяснение. Что касается пер­вого вопроса, то я просил бы вас вспомнить о том, что го­ворилось мною во втором и особенно в пятом письме от­носительно Церкви-Организма и церкви-организации. Ес­ли вы хорошо помните сказанное там по этому предмету, то, может быть, и не требуется дальнейших рассуждений для уяснения смысла слов св. Мефодия, Считаю, впрочем, не лишним поделиться с вами, мои дорогие, несколькими краткими выписками из моей записной книжки, могущи­ми содействовать большему углублению и раскрытию воп­роса. Вот что занесено было мною в нее 21-23 февраля:

"Следует различать Церковь-Организм и церковь-ор­ганизацию. Только к Церкви-Организму применимы та­кие именования Церкви, какие мы встречаем в Слове Божием, например: "славная, святая, беспорочная" (Еф. 1, 4), "не имеющая пятна или порока" (5, 27), "Жена Агнца (Откр. 19, 7; 21, 9), "Тело Христово" (Еф. 1, 23; Кол. 1, 24 и др.), "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15) и многие другие. К церкви-организации эти понятия неприложимы (или приложимы с большими ограничениями) и законно приводят людей в недоумение и отвергаются ими.

Церковь-Организм одна и та же во все века, ибо она вечна по существу, а церковь-организация зависит от исторических условий своего существования.

Церковь-Организм - чистая "невеста" Христова, "укра­шенная для мужа своего" (Откр. 21, 2), а церковь-организа­ция имеет все недостатки человеческого общества и носит всегда отпечаток немощей человеческих.

В Церковь-Организм не входит ничто нечистое, а в церкви-организации пшеница и плевелы растут ря­дом - и должны расти, по слову Господню, до скончания века сего [50].

Церковь-организация нередко преследует святых Божиих, а Церковь-Организм воспринимает их в свою серд­цевину. Насколько не совпадают церковь-организация и Церковь-Организм, видно из множества примеров: св. Афанасия Великого, св. Иоанна Златоуста, св. Максима Исповедника, св. Григория Паламы [51] и др. Церковь-орга­низация извергает их из своей среды, лишает епископских кафедр и т. д., а в церковном организме они являются и вечно пребывают славнейшими членами.

Если бы кто сказал, что гнали этих святых стоятелей за истину Христову еретики, а не церковь, то на это следу­ет заметить, что Златоуста, например, явно преследовала православная церковная организация. Но и в других вы­шеуказанных случаях - не сразу внешне определялось и явно отделялось от ствола православия еретическое об­щество: оно до времени являлось как законная церковная организация, преследовавшая однако святых членов Тела Христова.

Церковь-Организм есть "столп и утверждение истины", а церковь-организация подвержена заблуждениям, преис­полняется ересями. И бывает, как это видно и из предыду­щих писем, что малая часть церкви-организации удержи­вается при Церкви-Организме, при Теле Истины, а боль­шая часть ее отщепляется, и истина продолжает жить в меньшей части.

В видимой церкви (организации) находятся, по сло­вам митрополита московского Филарета, невидимое Тело Христово, или невидимая Церковь, Церковь "славная, не имущая скверны, или порока, или нечто от таковых" (Еф.5,27), которой "вся слава... внутрь" (Пс.44, 14) и которой, поэтому, мы чисто и раздельно не видим... Облекающая же невидимую, видимая Церковь частью открывает чисто­ту невидимой, дабы все могли обретать и сию, и соеди­няться с нею, частью сокрывает ее славу" [52].

К церкви видимой (организации) можно принадле­жать внешне, а к Телу Христову (Организму) — непременно внутренне, и мера принадлежности, определяемая ме­рою святости, обусловливает степень причастности чело­века Истине — Христу.

Только в тесном благодатном союзе с Телом Христа, Который, по слову преп. Исаака Сирина, есть "полнота Истины" [53] , мы естественно становимся причастниками Истины, и чем теснее этот союз, тем яснее ощущается и открывается для христианина Истина Церкви, ина­че - Сам Христос, вечная Истина и Жизнь.

Таким образом, Церковь - Тело Христово и Цер­ковь — столп и утверждение истины, — сливаются в живом духовном опыте: Христос, возглавляющий Тело Церкви, будучи само-Истиной, сообщает Себя истинным членам Своего Тела.

Отсюда религиозный авторитет отдельной личности покоится в Православии — на ее мистической связи с те­лом Церкви: чем глубже и подлиннее эта связь, тем силь­нее и благонадежнее авторитет".

К этим выпискам из записной книжки следует приба­вить следующее. Хотя в земной жизни христианского че­ловечества церковь-организация и Церковь-Организм и являются нередко противоположными друг другу и как будто себя взаимно исключающими, однако в действи­тельности они неотделимы друг от друга: о них можно сказать, что они неслиянны и нераздельны [54]. Их неслиянность видна, как показано было выше, из: а) неприложи­мости к церковной организации многих терминов, прила­гаемых Словом Божиим и Отцами к Церкви-Организму, б) из отвержения организацией многих почетнейших чле­нов Организма (выше указаныи другие доказательства неслиянности - прим. М. Новоселова). С другой стороны, о их нераздельности свидетельствует то обстоятельство, что достойнейшие чле­ны Тела Христова, являющиеся стержнем Церкви, ядром Организма, все вышли из церковной организации, кото­рой неуклонно держались всю свою жизнь, и отщепление от которой считали величайшим грехом, несчастием и ги­белью.

Вот вам, мои дорогие, ответ на первый поставленный нами вопрос. Полагаю, что теперь ясно для вас, о какой церкви говорит св. Мефодий, раскрывая свою мысль о усовершившихся на пути Господнем, которые "делаются церковью".

Второй вопрос, возникший при чтении ранее приведенных слов св. Мефодия, это — вопрос о иерархии, о тех, "которых Дух Святый поставил... пасти церковь Господа и Бога. Какое место они занимают и какое значение име­ют в Церкви, частнее сказать - в церкви-организации и в Церкви-Организме? Подобно всем православным христи­анам, они непременно принадлежат к церкви-организа­ции, даже больше — составляют в известном смысле стержень ее; но это нисколько не обеспечивает их принад­лежности к Церкви-Организму. Что касается этой принад­лежности, то она обеспечена им не больше, чем прочим членам церковной организации: на иконах Страшного Су­да духовные лица одними из первых направляются в область гееннскую. "Не мню многих во иереях спасающих­ся, - изрек Златословесный учитель, - но множайших по­гибающих" [56]. Достаточно вспомнить о печальной роли иерархии в деле порождения и распространения ересей, чтобы не удивляться словам св. Златоуста.

Иначе обстоит дело по отношению к церкви-организа­ции: здесь иерархия является, как сказано, стержнем, без коего немыслима Церковь. А так как Церковь-Организм рождается, живет и возрастает в церкви-организации, то отсюда с несомненностью вытекает бесспорное, неизмери­мо-важное, можно сказать — абсолютное значение иерар­хии.

Об этом значении много, ярко и сильно говорит священномученик Игнатий († 20 дек. 106 г.), епископ Антиохийский, ученик св. Апостола Иоанна Богослова и слуша­тель св. Апостола Петра. Он является первым по времени и авторитетнейшим по своей близости к Апостолам разъяснителем церковного учения о епископе, как вершине священноначалия и центре церковной организации (я не говорю о Дионисии Ареопагите, с именем которого связыва­ется замечательное сочинение "О церковной иерархии", не говорю в ви­ду споров, которые доселе ведутся около ареопагитских писаний [57] - прим. М. Новоселова). Уяснение и установка иерархического начала в Церкви - цен­тральная, можно сказать, тема посланий св. Богоносца. Настойчивость и непререкаемость, с которыми он разви­вает эту тему, поистине изумительны - и свидетельствуют о важности предмета, многочастно и многообразно трак­туемого славным мужем апостольским.

Можно было бы изложить в некоторой системе инте­ресующие нас мысли священномученика Игнатия, но я предпочитаю, чтобы эти сделали вы сами, а я предложу их вам в том порядке, в каком они извлечены были мною из творений св. Игнатия, с указанием посланий и глав, от­куда заимствованы цитаты. Начинаю с послания к Ефесянам.

"Вот я, во имя Божие, принял многочисленное общес­тво ваше в лице Онисима, мужа несказанной любви, ва­шего во плоти (т. е. епископа видимого, представляющего власть невидимого епископа - Христа - прим. М. Новоселова) епископа" (гл. I).

"Следует всячески славить Иисуса Христа, Который прославил вас, для того, чтоб вы в единодушном повино­вении были утверждены в одном пухе и в одних мыслях, и все вы говорили одно, чтобы, повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всем" (гл. II).

"Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находят­ся в мысли Иисуса Христа" (гл. III).

"Посему и вам надлежит согласоваться с мыслию епископа, что вы и делаете" (гл. IV).

"Если я в .короткое время возымел такое дружество с вашим епископом — не человеческое, а духовное, то сколь­ко, думаю, блаженнее вы, которые соединены с ним так же, как Церковь с Иисусом Христом и как Иисус Христос с Отцем, дабы все было согласно чрез единение. Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия. Если молитва двоих имеет великую си­лу (Мф. 18, 19), то сколько сильнее молитва епископа и це­лой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гор­дым противится (Притч. 3, 34; Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 4). Поста­раемся же не противиться епископу, чтобы нам быть покорными Богу" (гл. V).

"И чем более кто видит епископа молчащим (т. е. видит его не вступающимся за оскорбление или пренебреже­ние его достоинства - прим. М. Новоселова), тем более должен бояться его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего (см. Мф. 24, 25). Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на Самого Господа" (гл. VI).

"Если Иисус Христос, по вашей молитве, удостоит меня и будет воля Его, то я в другом послании, которое на­мерен написать к вам, раскрою только что начатое мною домостроительство Божие относительно нового человека, Иисуса Христа, по вере в Него и по Любви к Нему, чрез Его страдание и воскресение, - особенно, если Господь мне откроет, что все вы до единого, без исключения, по благодати Божией соединены в одной вере и в Иисусе Христе, происшедшем по плоти от рода Давидова, сыне человеческом и сыне Божием, так что повинуетесь еписко­пу и пресвитерству в совершенном единомыслии, прелом­ляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только пре­дохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Иисусе Христе" (гл. XX).

"Я удостоился видеть вас, — пишет св. Игнатий магнезийцам, — в лице богодостойного епископа вашего Дамаса, и достойных пресвитеров Васса и Аполлония, и сот­рудника моего, диакона Сотиона, которого я желал бы иметь при себе, потому что он повинуется епископу, как благодати Божией, и пресвитерству, как закону Иисуса Христа" (гл. II).

"Как Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров" (гл. VII).

"Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Хрис­тос повиновался по плоти Отцу и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное" (гл. XIII).

"Каждому из вас, — назидает Траллийцев священно-мученик, - особенно же пресвитерам, следует покоить епископа, в честь Отца, Иисуса Христа и апостолов" (гл. XII).

"Укрепляйтесь во Христе Иисусе, и будьте покорны епископу, как заповеди Божией, равно и пресвитерству" (гл. XIII).

"Приветствую ее <церковь Филадельфийскую> кровию Иисуса Христа, которая есть вечная и непрестающая радость для верующих, особенно если они находятся в единении с епископом и его пресвитерами и диаконами, поставленными изволением Иисуса Христа, которых по благоволению Своему Он утвердил непоколебимо Святым Духом Своим" (Вступление).

"Которые суть Божий и Иисус-Христовы, те с еписко­пом" (К Филад. гл. III).

"Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге (гл. IV).

"Находясь между вами, я громко возвещал, сильным голосом говорил: "внимайте епископу, пресвитерству и ди­аконам" (гл. VII).

"Дух возвестил мне, говоря так: "без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он - Отцу Своему" (гл. VII).

"Всем кающимся Господь прощает, если они возвра­щаются к единению Божию и к собору епископа" (гл. VIII).

"Все последуйте епископу, как Иисус Христос - От­цу, - увещевает св. Игнатий Смирнян, - а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Бо­жию" (гл. VIII).

"Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви" (гл. VIII).

Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это" (гл. VIII).

"Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь" (гл. VIII).

"Не позволительно без епископа ни крестить, ни со­вершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Бо­гу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно" (гл. VIII).

"Прекрасное дело - знать Бога и епископа. Почитаю­щий епископа - почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа — служит диаволу" (гл. IX).

"Ничего не должно быть без твоей воли, — поучает Иг­натий своего ближайшего ученика, еп. Поликарпа (впос­ледствии священномученика), - но и ты ничего не делай без воли Божией" (послание к Поликарпу, гл. IV).

"Кто может в честь Господа плоти пребывать в чисто­те, пусть пребывает без тщеславия. Если же станет тщес­лавиться, то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно" (гл. V).

"Те, которые женятся и выходят замуж, должны всту­пать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Госпо­де, а не по похоти" (гл. V).

"Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я — жер­тва за тех, которые повинуются епископу, пресвитерам и диаконам. И пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними" (гл. VI).

"Желаю вам всегда укрепляться о Боге нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и епис­копом" (гл. VIII) [58].

Выписал я мысли св. Игнатия, и мне очень захоте­лось свести их к некоему духовному единству, к тому мистико-догматическому основанию, на котором они покоят­ся, но это слишком бы удлинило мое письмо, об оконча­нии которого пора уже подумывать, а потому я предостав­ляю вам самим, мои дорогие, внимательно вдуматься в слова великого Святителя, чтобы уяснить себе их глубо­кий внутренний смысл. Со своей стороны я отмечу в них лишь те черты, которые имеют ближайшее отношение к нашей беседе.

Бегло читая то, что св. Игнатий говорит о значении иерархии вообще и епископа в особенности, можно поду­мать, что в сознании священномученика значение это имеет абсолютный характер, что епископ является каким-то автократом в Церкви, что вера его непогрешима и по­виновение ему безусловно: "где епископ, там должен быть и народ", - утверждает Богоносец (гл. VIII к Смирнянам) [59]. Эта мысль красной нитью проходит, как мы видели, во всех писаниях еп. Игнатия. Такая категоричность в сужде­ниях св. Отца объясняется, с одной стороны, тем, что ав­торитет епископа в Церкви, в известном смысле (как пока­зано было раньше в этом письме), действительно безусло­вен, с другой - св. Игнатий, так похваляющий современ­ных ему епископов (см. вышеприведенные цитаты), видел в них утешительное совпадение канонического авторитета с духовным, что и является идеалом епископского служе­ния. Этот идеал св. Игнатий ясно выражает в нескольких словах, обращенных к еп. Поликарпу: "ничего не должно быть без твоей воли, - пишет он своему ученику и дру­гу, - но и ты ничего не делай без воли Божией" (см. вы­ше). Сим кратким начертанием идеала епископского служения св. Богоносец пролагает путь к другому священно-мученику, еп. Иринею Лионскому, жившему век спустя после св. Игнатия.

Если задачей священномученика Игнатия было, глав­ным образом, раскрытие и установка верховного автори­тета епископа в созидавшейся юной Церкви Христовой, если он утверждал и укреплял иерархическое основание Церкви, без коего она не может существовать, поскольку каноническое достоинство и тайноводственное значение епископа в принципе необходимы и неоспоримы, а охра­на и передача истинного благовестия Христова составля­ют его прямую обязанность и дело благодатных даров, ему подаваемых, то у св. Иринея эта задача осложнялась тем, что он жил в то время, когда Церковь, осознавшая себя и свою структуру, была обуреваема всякого рода лжеучения­ми [60], которые исхищали овец из ограды церковной и но­сителями коих были нередко лица, принадлежавшие к священноначалию. Справедливые и существенно-важные мысли св. Игнатия о епископском авторитете необходимо было восполнить некоторыми соображениями и указани­ями, которые и оставил нам в назидание и руководство епископ Лионский.

В согласии с основоположником учения о занимаю­щих престолы апостольские, св. Игнатием, св. Ириней ут­верждает их преемственный авторитет, но ограничивает следование за ними, отличая пастырей от волков (нося­щих личину каноничности) и этим утверждая духовно-нравственный авторитет в недрах самого священнонача­лия. Кроме того он указывает на апостольское предание и на хранителя его - целокупный состав верующих, а не на один епископат, ибо сам епископ таинственно связан (об­ручен) в этим составом и вне его не мыслится. Словом, у Иринея мы находим подтверждение тем мыслям, кото­рые развиваются нами на протяжении почти всех писем. Послушаем теперь подлинную речь самого св. Отца.

"Не должно, — пишет он, — искать у других истины, ко­торую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относит­ся к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни (Откр. 22, 17). Она именно есть дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание исти­ны. Что же? Если бы возник спор о каком-нибудь важном вопросе, то не надлежало ль бы обратиться к древнейшим церквам, в которых обращались Апостолы, и от них полу­чить, что есть достоверного и ясного относительно настоя­щего вопроса? Что если бы Апостолы не оставили нам писаний? Не должно ли было следовать порядку преда­ния, преданного тем, кому они вверили церкви?

Этому порядку следуют и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание... Таким-то образом, вследствие того древнего апостольского предания, они да­же не допускают в ум свой чудовищной речи еретиков, так как у них <еретиков> не было ни (церковного) собрания, ни установленного учения" [61].

Указав на значение церкви-организации и ее предсто­ятелей, как хранителей "всего, что относится к истине", св. Ириней не останавливается на вышеприведенных сужде­ниях, а продолжает развивать свою мысль так:

"Надлежит следовать пресвитерам (под пресвитерами здесь разумеются, как видно из следующей фразы, епископы - прим. М. Новоселова) в Церкви тем, ко­торые <...> имеют преемство от Апостолов и вместе с пре­емством епископства по благоволению Отца получили из­вестное дарование истины, прочих же, которые уклоняют­ся от первоначального преемства и где бы то ни было со­бираются, иметь в подозрении или как еретиков и лжеучи­телей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины <...>

А те, которые почитаются многими за пресвитеров <см. предыдущее примечание>, но служат своим удо­вольствиям и не предпоставляют страха Божия в сердцах своих, а ведут себя с презрением к прочим и гордятся сво­им председательством, и делают втайне злое, говоря: "никто нас не видит" [62], будут обличены Словом, Которое судит не по видимости и смотрит не на лицо, а на сердце <...>

Ото всех таковых надлежит удаляться; держаться же тех, которые, как я выше сказал, и хранят учение Апосто­лов, и вместе с чином пресвитерства <см. предыдущее примечание> ведут здравую речь и бессоблазненную жизнь к утверждению и исправлению прочих <...> Тако­вых пресвитеров <см. предыдущее примечание> питает Церковь" <...>

"Итак, - заключает св. Ириней, - где находятся даро­вания Господни, там надлежит учиться истине у тех, ко­торые имеют преемство церковное от Апостолов, здравую и неукоризненную жизнь и неискаженное и неповрежден­ное учение" [63].

В религиозном сознании великого Отца Церкви смы­каются, как мы видим, Церковь-Организм и церковь-орга­низация в их нераздельности и неслиянности. С одной стороны, русло православия строго определяется у него линией канонического преемства иерархии, определяется, так сказать, механически и юридически, видимо для внешнего глаза, с другой - им выдвигается духовный мо­мент: "дарования Господни" с "неукоризненной жизнью и неповрежденным учением" ("Надлежит нам, возлюбленные, жизнь святых Отцов, исполненную добрых дел и назидания, приводить на память, чтобы утвердить мудрова­ние наше" [64] - прим. М. Новоселова).

Итак, преемники Духа Святаго чрез Апостолов явля­ются и богопоставленными хранителями преподанной Духом истины, но это — не простое (организационное) преемство кафедр, а именно преемство Духа, о чем гово­рили почти все Апостолы перед своей кончиной, предос­терегая верующих от волков в овечьей шкуре, вносящих в Церковь Христову всяческое нечестие (если следовать за простым преемством кафедр, то в 4-м веке мы, вместе с папой Либерием и подавляющим большинством преемников апостольских, преклонились бы пред арианством [65] . В VII-м веке мы вместе с патриархом Сергием, папой Гонорием и патриархом Киром не разобрались бы в монофелитстве [66] , а в эпоху иконоборчества иконо-борчествовали бы с огромным большинством иерархии. Чтобы не прет­кнуться, необходим был выбор: следовало идти за Афанасием Александрийским и Антонием Великим, Патриархом Софронием и Максимом Исповедником и т. д. Этим не отрицается значение соборного голоса епископов, утверждающих своим иерархическим авторитетом опознан­ную истину, которая, чтобы получить зрелость и полноту, вселенскую завершенность, должна найти для себя завершительное выражение чрез тот орган, которому Бог вверил ее закрепление - прим. М. Новоселова) (см. Деян. 20, 29 и послания Апостольские [68]).

Если мы под Церковью будем разуметь лишь иерар­хию вообще и фактическое церковное общество, то исто­рия Церкви, по мысли св. Златоуста, может предстать пе­ред нами заполненною мертвыми телами. В беседе 27-й на 2 Кор. Святитель говорит: "я вижу, что многочисленные чада Церкви повержены ныне долу, подобно мертвому телу. И как в теле, недавно умершем, хотя можно еще видеть и глаза, и руки, и ноги, и шею, и голову, однако ни один член не исправляет своего дела, так и здесь" [69]. Из­лишне говорить, что эти страшные, но справедливые сло­ва великого святителя относятся не только к мирянам, но и к представителям иерархии.

Ясно, что русло Церкви, как живого, богочеловеческого организма, указуется и определяется, как сказано, не простым лишь преемством епископских кафедр (как ни существенна эта преемственность), не только видимой плотскими очами исторической церковной организацией (как ни необходима последняя для роста Тела Христова), не, тем более, линией соприкосновения этой организации с государством (линией, изменяющейся в зависимости и от церковной организации, и от государства), а "златой цепью", звенья которой составляют духоносцы, друг-другоприимательно получающие и передающие сокровища Ду­ха Истины, не всегда члены церковной иерархии, но всег­да и непременно причастники Тела Христова — благодат­ные насельники таинственного "дома Божия, который есть церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15).

Вот что говорит об этой богочеловеческой "цепи", свя­зующей небо с землею, Главу Церкви с ее членами, нача­ло Церкви с концом ее - богоносный отец наш Симеон Новый Богослов:

"Христос есть начало, средина и конец. Он есть и в первых, и в средних, и в последних, - и как есть в первых, так и во всех. Для Него нет разности между сими, как несть у Него ни варвар, ни скиф, ни Еллин, ни Иудей, но вся­ческая и во всех Христос (Тал. 3, 28).

Святая любовь, проникая всех от первых до послед­них, от головы до ног, всех с собою сочетавает, сцепляет, связывает и единит, и делает их крепкими и непоколеби­мыми. Будучи познаваема, она открывается каждому из них одною и тою же. Она есть Бог, с Коим и последние бы­вают первыми, и первые (по времени - прим. М. Новоселова) как последние.

Как мысленные чины небесных Сил освещаются Бо­гом по порядку, так что Божественное светолитие прони­кает из первого чиноначалия во второе, из этого в третье и так во все: так и святые, будучи освещаемы святыми Анге­лами, связуемы и соединяемы союзом Святаго Духа, дела­ются равночестными с ними и подобными им. Затем свя­тые, - которые являются из рода в род, от времени до вре­мени, после святых, предшествовавших им, - посредст­вом исполнения заповедей Божиих прицепляются к ним, - к тем прежним и, получая благодать Божию, осияваются подобно им, - все же последовательно составляют таким образом некую златую цепь, каждый будучи особым звеном сей цепи, соединяющимся с предыдущим посредс­твом веры, добрых дел и любви, - цепь, которая, утверж­даясь в Боге, неудоборазрываема есть.

Кто не изволяет со всею любовию и желанием в сми­ренномудрии соединиться с самым последним (по време­ни) из всех святых, имея к нему некое неверие, тот никог­да не соединится и с прежними и не будет вчинен в ряд предшествовавших святых, хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым. Он будет извержен из среды их, как не изволивший в смире­нии стать на место, прежде век определенное ему Богом, и . соединиться с тем последним (по времени) святым, как предопределено сие ему Богом .

О звеньях сей таинственной златой цепи, смыкающей в духовном единстве прошлое, настоящее и будущее св. Церкви, побеседуем, если Господь благословит, в следую­щем письме.

К сожалению, настоящее письмо писалось с больши­ми перерывами и очень запоздало выходом в свет, а глав­ное — писалось при весьма разнообразной обстановке и таких же настроениях: естественно вытекающие отсюда недостатки его. Простите великодушно и помолитесь о не­достойном друге и брате вашем...

[1] Выражение "бог по благодати" резюмирует святоотеческое учение об обожении человека как его конечной судьбе и предназначении: Бог "соделался человеком, чтобы в Себе нас обожить" (Послание Афанасия к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. Ч. 3. 2-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. С. 306). Говоря о почитании святых в Церкви, св. Иоанн Дамаскин называет их богами "не по природе, но потому, что они <...> сделались по благодати тем, что именно Бог есть по естеству" (Книга 4-я, глава 15 (О чествовании святых и их мощей) // Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. С. 232). - 242

[2] См. прим. XV, 21. - 242

[3] Деян. 9, 15. - 242

[4] См. прим. 1, 24. - 242

[5] См. ниже с. 243-245. - 243

[6] Несторианство утверждало раздельное и параллельное функцио­нирование в Богочеловеке Христе двух природ: Божеской и человечес­кой. - 243

[7] Деяния Вселенских соборов. Т. 1. 3-е изд. Казань, 1910. С. 259; цита­та представляет собой отрывок из послания не смогшего прибыть в Ефес на III Вселенский собор карфагенского епископа Капреола, зачи­танного на соборе и включенного в его Деяние 1-е. - 243

[8] Деяния Вселенских соборов. Т. 5. 4-е изд. Казань, 1913. С. 33-34. -244

[9] Правило 19-е VI Вселенского Собора // Книга правил. М., 1901. С. 89. - 244

[10] Деяния Вселенских соборов. Т. 7. 2-е изд. Казань, 1913. С. 15, 16. -244

[11] Taм же. С. 118. - 244

[12] Там же. С. 169. - 244

[13] Там же. С. 169-170. - 245

[14] Минея. Январь. Ч. 1. М., Издание Московской Патриархии, 1983. С. 15. - 245

[15] Там же. С. 339, 348. - 245

[16] Минея. Январь. Ч. 2. 1983. С. 204, 206, 214. - 245

[17] Там же. С. 330,336,348. - 245

[18]Там же. С. 407, 409, 413, 413. - 245

[19] Минея. Ноябрь Ч. 1. 1980. С. 385, 385, 385, 402, 385. - 246

[20] Минея. Январь. Ч. 2. 1983. С. 42, 54. - 246

[21] Минея. Май. Ч. 1.1987. С. 59. - 246

[22] Минея. Январь. Ч. 2. 1983. С. 111. - 246

[23] Минея. Февраль. 1981. С. 594, 595. - 246

[24] "Божественного осияния сподобися Свет прияти" - см. следующее примечание. - 246

[25] Минея. Декабрь. Ч. 1. 1982. С. 124, 131. - 246

[26] Иерейский молитвенник. М., 1913, 145 об. - 246

[27] Архим. Порфирий (Успенский). Об авторитете св. Отцов Церкви и важности их писаний // Прибавления к творениям святых отцов. Ч. 22 1863. С. 1-59. - 246

[28] Там же. С. 8-9. - 247

[29] Обличение и опровержение лжеименного знания. Книга 3-я, гл. 3 (Опровержение еретиков на основании предания апостолов, хранящего­ся в Церкви) // Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского. СПб., 1900. С. 222 (Новоселов приводит цитату в другом переводе). - 247

[30] Архим. Порфирий. Цит. соч. С. 9-10. - 247

[31] Св. Климент Римский был знатного происхождения, но не сенатор (Поснов М. Э. История христианской церкви. Киев, 1991. С. 161); не был сенатором и св. Ипполит Портуанский. - 248

[32] Св. Иустин Философ получил языческое философско-риторическое образование; обратившись в христианство, он стал странствующим христианским философом, а затем открыл христианскую школу в Риме; написал несколько апологетических произведений, одно из которых ("Разговор с Трифоном") направлено против иудейства. - 248

[33] Учителем Григория Чудотворца был Ориген. - 248

[34] Василий Великий учился в Кесарии Каппадокийской, Константи­нополе (у Ливания) и в Афинах; его друг Григорий Богослов - в двух Кесариях (Каппадокийской и Палестинской), Александрии и Афинах, Иоанн Златоуст - в Антиохии (у того же Ливания и других); Авгус­тин - в Карфагенах; Иероним - в Риме. - 248

[35] Архим. Порфирий. Цит. соч. С. 10-11. - 248

[36] У Порфирия: "не напрасно уверяют". - 248

[37] Там же. С. 11-12. - 249

[38] Св. Григорий получил свой символ веры в ночном видении от ап. Иоанна Богослова (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга третья (но­ябрь). 2-е изд. М., 1905. С. 449-450). - 249

[39] См. прим. XV, 17. - 250

[40] Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Че­тьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга пятая (январь). Ч. 2. М., 1904. С. 411-412. - 250

[41] Цит. соч. Книга третья (ноябрь). 2-е изд. М., 1905. С 449-450. - 250

[42] Цит. соч. Книга седьмая (март). М., 1906. С. 282. - 250

[43] Цит. соч. Книга четвертая (декабрь). М., 1903. С 232. - 250

[44] См. настоящую книгу. С. 245-246. - 250

[45] См. настоящую книгу. С. 243-245. - 250

[46] Архим. Порфирий. Цит. соч. С. 12-14. - 250

[47] 2 Кор. 11, 2. - 251

[48] Пир десяти дев или О девстве. Речь III. Фалия; гл. 8 // Святы и Ме-фодий, епископ и мученик, отец церкви III-го века. Полн. собр. его творе­ний. 2-е изд. СПб., 1905. С. 52. - 251

[49] Там же. С. 52-53. - 251

[50] Мф. 13, 24-30. - 253

[51] Все перечисленные святые были гонимы при жизни; о святых Максиме Исповеднике и Григории Паламе см. письма XIV и XII. - 253

[52] Архим. Филарет Дроздов. Разговоры между Испытующим и Уве­ренным о православии Восточной Греко-Российской Церкви. СПб., 1815. С. 129. - 253

[53] Cм. прим. XV, 4. - 254

[54] Имеется в виду аналогия с принятым на IV Вселенском соборе в Халкидоне догматом о характере соединения двух природ - Божеской и человеческой - в Иисусе Христе: "неслитном" (против ереси монофизитов) и "нераздельном" (против ереси несторианства). — 254

[55] Деян. 20, 28. - 255

[56] В своих "Словах о священстве" св. Иоанн Златоуст детально пере­числяет трудности и опасности пастырского служения (особенно в Слове III), и хотя в начале своего рассмотрения говорит, что "много есть та­ких священников, которые избегли этих сетей, и их гораздо более, чем уловленных" (III, 10) , но затем приходит к выводу, что "немногие <...> переходят на подвиги священства; и из них большая часть оказываются неспособными, падают духом и испытывают неприятные и тяжелые последствия" (VI, 7), и даже что "нужна душа как бы божественная, что­бы не предаться ненависти и не впасть в уныние" (V, 8). - 255

[57] Возражения против подлинности сочинений, подписанных име­нем обращенного в христианство проповедью ап. Павла (Деян. 17, 34) первого афинского епископа Дионисия Ареопагита, были высказаны уже в XV в. (Балла, Эразм Роттердамский и др.). В России ареопагитские споры велись во 2-й половине XIX в., в частности, между проф. Киев. Дух. Акад. К. И. Скворцовым, опубликовавшим в 1871 г. книгу "Исследо­вание вопроса об авторе сочинений, известных под именем Дионисия Ареопагита", и еп. Порфирием (Успенским). В настоящее время можно считать твердо установленным, что эти сочинения ("Ареопагитики") на­писаны не ранее 2-й половины V в. — 255

[58] Писания мужей апостольских. М, 1862. С. 374-430. - 259

[59] 'Там же. С. 417. - 259

[60] Главный труд св. Иринея, полное название которого "Опроверже­ние и низложение лжеименного знания", посвящен критике гностицизма (см. прим. V, 9). - 260

[61] Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского. СПб., 1900. С. 225-226. - 261

[62] Дан. 13, 20. - 261

[63] Ириней Лионский. Цит. соч. С. 389. - 261

[64] Древний Патерик. С. 367. - 262

[65] Арианство - рационалистическая ересь IV в., отвергавшая несотворенность Бога Сына и Его единосущие с Богом Отцом; по учению Ария Христос сотворен Отцом и лишь по благодати сделался Богом. -262

[66] См. прим. на с. 177. - 262

[67] Движение против почитания икон (объявленного идолопоклонст­вом), начатое византийским императором Львом Исавром (716-741), продолжалось до правления царицы Ирины (775-802), восстановившей иконопочитание; иконоборческое гонение вновь было воздвигнуто Львом Армянином (813-820); окончательно иконопочитание было утвер­ждено при Феодоре (843). - 262

[68] Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада" (Деян. 20, 29).

"Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, кото­рые введут пагубные ереси" (2 Пет. 2, 1).

"Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, по­тому что много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4, 1).

"Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана прини­мает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11, 13-15). – 262

[69] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго. Т. 10, книга 2-я. СПб., 1904. С. 704. - 262.

[70] Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские гла­вы, §§ 155-158)//Добротолюбие. 2-е изд. Т. V. С. 51-52. - 264


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования