Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Г. М. Керимов. Шариат. Закон жизни мусульман. Глава 4


 ГЛАВА 4 ЗАПРЕТЫ ШАРИАТА
ЗАПРЕТЫ В ТОРГОВЛЕ И ФИНАНСАХ

Исключительно важное место занимают в изучении торгово-финансовых сделок ислама запреты, порицаемые и неодобряемые шариатом установки. Изучение торговых запретов ислама дает возможность понять характер торговых сделок и связанных с ними юридических норм шариата на мусульманском Востоке. Незнание этих законов может принести, в частности, ущерб при заключении торговых договоров со странами мусульманского Востока, ибо некоторые запреты шариата касаются также торговли между мусульманами и немусульманами.

В шести случаях шариат запрещает торговые сделки. Это купля и продажа "нечистот" (к числу "нечистот" шариат относит свинину, алкогольные напитки и т. п ); купля и продажа узурпированных товаров; купля и продажа предметов, не являющихся собственностью продающего (например, не пойманного хищного животного); торговое дело, связанное с запретной, азартной игрой (кумар); сделка, в которой имеется момент ростовщичества (риба); продажа "смешанных" товаров, отделить которые друг от друга невозможно (например, масла, смешанного другим жиром).

Запрещено также продавать вещи, испачканные грязью. Если человек продает, например, грязные вещи, в которых покупатель собирается совершать молитву, он обязан сообщить об этом последнему. Если с грязью смешано масло и отделить его невозможно, шариат запрещает продавать его для приготовления пищи, но оно может продаваться как топливо. Во всех случаях продавец должен предупредить покупателя о том, что товары "смешанные".

Если ходовые лекарства или парфюмерные изделия привезены из немусульманских стран и неизвестно, использовались ли при их приготовлении "нечистоты", с точки зрения шариата их купля-продажа допустима. Однако  запрещено  торговать животным маслом и жиром, купленным в стране "неверных" или у "неверного". Торговля ими допускается лишь в том случае, если масло или жир, купленные в немусульманских странах или у "неверного", извлечены из животного, зарезанного по правилам шариата. Если лиса убита не по правилам шариата или подохла сама, купля-продажа ее шкурки запрещена. Купля-продажа мяса, жира или кожи допустима, если они получены из рук мусульманина. Однако если мусульманин получил их из рук немусульманина и не знает, извлечены ли они из животного, зарезанного по правилам шариата, торговать ими с точки зрения шариата нельзя..

Купля-продажа алкогольных напитков также запрещена. Недействительна и продажа вещей, отнятых насильно (касаб). Так что если кто-то продал вещь, отнятую у другого человека, то выручку он должен вернуть владельцу. Купля-продажа музыкальных инструментов (даже детских) запрещена. Недопустимой считается и покупка съедобного с целью производства "запретного", например, винограда на вино. Запрещенная (недействительная) торговая сделка называется "батил". Запрещена и купля-продажа статуй и памятников. Продажа некоторых товаров (мыла, например) с изображениями на них живых существ допустима, поскольку учитывается, что при пользовании ими изображение сотрется. Как отмечает французский исламовед А. Массэ, некоторые законоведы допускают также изображение животных на предметах, которые топчут и мнут (ковры, подушки). Но, как правило, в мусульманских странах избегают изображать живые существа на пищевых продуктах, на коробках и сосудах с пищей (абсолютно недопустимо изображение нечистых с точки зрения шариата животных - собак, свиней и т. д.).

Продавать и покупать что-либо, выигранное в азартную игру или украденное, запрещено, и если кто-то купил такой товар, он должен вернуть его настоящему владельцу.

В законах шариата по торговым делам кроме конкретных и строгих запретов существуют порицания и осуждения, связанные с делами хотя и не "запретными", но такими, которые вызывают презрение окружающих. Таких порицаемых занятий семь: маклерство; профессия мясника; продажа саванов (кафанов); заключение торговых договоров с презренными и подлыми людьми; заключение торговых сделок в период между утренним азаном и восходом солнца; чрезмерное увлечение делом продажи и купли пшеницы, ячменя и других подобных товаров; стремление купить вещь раньше другого покупателя.

На мусульманском Востоке, как и в других странах мира, в торговых делах существенную роль играют посредники, скупщики. Они, как правило, получают деньги за счет производителей продуктов и промышленных товаров. Особенно отличаются этим городские скупщики, покупающие товары или продукты по низкой цене и перепродающие их по завышенным ценам, получая большие прибыли. Хотя в правилах шариата на этот счет нет конкретных указаний, но весь дух его пропитан призывом, чтобы торговлей занимались сами производители, как можно меньше прибегая к услугам маклеров и скупщиков. Это объясняется тем, что шариатские законы только зафиксировали действительное отношение к этой категории людей со стороны масс, которые они всегда беззастенчиво обирали.

Торговля была одним из самых почетных и важных занятий курейшитов Мекки. Первоначально (до пророческой деятельности) Мухаммед также занимался торговым делом. И тем не менее ислам запрещает давать в торговых делах религиозную клятву. Алчность и склонность торговцев к обману настораживала исламских деятелей. Нередко торговцы давали ложные клятвы, когда это было им выгодно.

У мусульман существует также деловое соглашение (сульх). которое не имеет прямого отношения к торговым сделкам, но по своему характеру оно очень напоминает куплю -продажу. Такое соглашение может быть заключено между сторонами, одна из которых предоставляет другой часть своего богатства, какое-то имущество, а доходы они делят на взаимовыгодных условиях. Например, владелец овец поручает чабану пасти их и доить с тем, чтобы получать от чабана определенное количество масла и сыра. Непременное условие этой сделки -возраст овец должен быть не менее года. В зависимости от договоренности владелец может и ничего не брать от чабана. Расторжение такого рода соглашения также производится по правилам шариата о купле-продаже. Получать ростовщический процент (риба), как и продавать фальшивое золото, строго запрещается. По этому поводу имеется хадис, где утверждается, что заниматься ростовщичеством и получать процентную надбавку по тяжести греховной равно семидесяти зина (прелюбодеяниям) [35] . Шариат допускает товарообмен с условием, что там не будет иметь место ростовщичество. Допускается брать риба с кяфира, не находящегося под защитой ислама. Характерно, что шариат допускает получение процентной надбавки также в сделках, происходящих между родителями и детьми и между супругами.

Эта юридическая уловка практически не применяется, ее чаще всего используют родители, чтобы привлечь детей к торговым делам, так что в конечном итоге полученная процентная надбавка перекочевывает из одного кармана в другой в пределах семейного круга.

О запрете взимания процентов в Коране говорится во многих сурах. Но поскольку Коран и шариат поощряют торговлю, которая фактически является взиманием процентов в виде торговой прибыли, можно уверенно сказать, что взимание процентов возможно осуществлять в прикрытой форме. Еще в раннем средневековье под видом торговли получали процентную надбавку. И поэтому Коран обрушивается на торговцев: "Они говорили, ведь торговля - то же, что рост", а Аллах разрешил торговлю и запретил рост: "Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню" (2:276-277). Коран обвиняет евреев за то, что они взимают процентную надбавку и занимаются ростовщичеством: "... из - за того, что они брали в рост, хотя это было им запрещено, и пожинали имущество людей попусту, мы и приговорили неверным из них мучительное наказание" (4:159).

Вопрос о запрете взимать процентную надбавку остается одной из главных проблем многих современных международных исламских форумов, так как в наше время нет ни одной мусульманской страны, не производящей кредитных операций с немусульманскими государствами. Данный запрет ислама тормозил развитие кредитно-экономических отношений и создание национальных банков в мусульманских странах. Вопрос о процентной надбавке (риба) был одним из главных для развития национальных экономик получивших политическую независимость мусульманских государств. Было разработано несколько теорий, касающихся банковского дела, займов и ссуд, производимых по нормам шариата.

Почти все они осудили взимание риба с одолженного капитала как проявление эксплуатации человека человеком. Однако в них всесторонне рассмотрены возможности эксплуатации самого капитала.

Известный египетский реформатор ислама шейх Мухаммед Абдо еще в начале XX в. в своей фетве об иностранных банках юридически обосновал допустимость получения процента от капитала. Фетва Мухаммеда Абдо способствовала организации национальных банков в Египте и в других мусульманских странах.

Итак, во всех мусульманских странах богословы и исламские идеологи ведут полемику по вопросу о взимании процентов. Что же касается деловых финансовых кругов мусульманских стран, то они спокойно ведут (между собой и иностранными банками) кредитные операции и получают процентную надбавку. Нефтяные короли Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна. Ирана и других мусульманских стран держат свои капиталы в крупнейших банках Европы и Америки и получают процентную прибыль. Они утверждают, что сам капитал дозволено эксплуатировать, и что шариат не запрещает мусульманам вкладывать денежные средства в банки и получать проценты, и что такая операция не является ростовщичеством.

ЗАПРЕТЫ ИНОВЕРЦАМ ВСТУПАТЬ В СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ИСЛАМА

Среди запретов ислама особое место занимает недопущение к священным местам иноверцев.

Классическому исламу неведомо разрешение посещать молитвенные дома и другие священные места туристам, тем более немусульманам. Молитвенные дома - мечети - первоначально назывались "бейт - иллах" ("дом Аллаха"). Такое название закрепилось и сохранилось до наших дней лишь в отношении мекканской мечети - Бейт-иллах аль-Харам (Запретный дом Аллаха). Но еще в раннем средневековье мечети в Медине (Мечеть Пророка) и в Иерусалиме (мечеть аль-Акса) также назывались "харам" (запретная).

Мечеть в исламе имеет строгое назначение - только для молитвы и служения Богу. Заходить в мечеть без дела категорически запрещается.

Естественно, в наши дни эти запреты до определенной степени ослабились. Сейчас многие мечети - грандиозные архитектурные и исторические памятники ислама - превращены в объекты туристских посещений. Посещение мечети туристами -немусульманами запрещено лишь в день общественной молитвы (по пятницам) и в праздничные дни.

Однако священную область Саудовской Аравии - Хиджаз, где находятся священные города ислама Мекка и Медина, и некоторые мечети в других местах и в наше время немусульманам строго запрещено посещать.

Предполагать, что запрещение посещать мечети немусульманам имеет целью укрытие от немусульман каких-то магических тайн или обрядов ислама - ошибочно. В основе этого запрета лежат две вещи: понятие о "нечистоте" и "осквернении" и запрещение для молитвенных домов получать какие-либо доходы.

Немусульманам, в том числе христианам и иудеям, хотя они по исламу являются последователями единого Бога -"людьми Священного писания", запрещено входить в мечети, так как они употребляют алкогольные напитки, свинину (кроме иудеев), занимаются ростовщичеством и т. д. и поэтому считаются "оскверненными" с точки зрения ислама.

Поскольку в представлении мусульман немусульмане являются "нечистыми", считается, что они могут осквернить мечеть своим посещением. Искоренение немусульманских верований в Аравии и запреты немусульманам иметь постоянное место жительства на территории Хиджаза связаны также с известным изречением Мухаммеда: "В земле арабов не будет двух религий".

Туристы - немусульмане своим посещением исторических памятников ислама, в том числе и мечетей, приносят доходы государству. Классический ислам считает этот доход запретным. Сейчас этот запрет снят. Мекка и Медина, а у шиитов гробница имама Хусейна в Кербеле (Ирак), имама Резы в Мешхеде (Иран), имама Али в Неджефе (Ирак), святой Масумы в Куме (Иран) и некоторые другие места составляют исключение.

Посещение Мекки и Медины немусульманами запрещается особенно строго. Не случайно, что название этих двух небольших городов, как уже говорилось, включает особый эпитет "аль-харамейн" (два запретных). Портовый город Джидда в Саудовской Аравии является последним пунктом, дальше которого немусульманам запрещено проезжать в сторону Мекки и Медины.

Строгое запрещение немусульманам посещать Мекку как бы бросало вызов и увеличивало число отчаянных европейцев, которые стремились заглянуть внутрь священной Каабы. Одни искренне хотели познакомиться с религиозной и духовной жизнью арабов и мусульман, других привлекали коммерческие дела, третьих - миссионерство. Все, кто проникал в Мекку, выдавали себя за мусульман. Когда кто-то из них попадался в руки полиции, он подвергался строгому экзамену на знание арабского языка, обрядов паломничества, молитвы и Корана. Если иноверца опознавали, разъяренная толпа разрывала "осквернителя" Каабы на куски. Даже законы ислама, запрещающие проливать кровь в этом священном месте, не могли остановить возмущенную толпу. Нередко полиция пыталась не допустить пролития крови, но далеко не всегда она была в состоянии спасти человека, которого толпа разоблачала как иноверца.

В 1842 г. под арабским именем Хаджи Омара в Мекку проник француз Леон Рош. Он был опознан как немусульманин (причиной явилась оплошность с его стороны во время предмолитвенного омовения) и спасся чудом. Также чудом избежал смерти известный голландский востоковед Снук Хюргронье, который под арабским именем Абдул Гаффара находился в Мекке в 1883 г. Хюргронье покинул Мекку до того, как туда дошел слух о том, что под арабским именем скрывается христианин, намеревающийся увезти из Аравии ценные камни с таинственными надписями. Ульрих Гаспар Зетцен, который посетил Мекку в 1810 г., несмотря на его прекрасное знание арабского языка и мусульманских обрядов, погубил себя чрезмерным увлечением наукой. Его коллекция змей, законсервированных в винном спирте, ботаническая и минералогическая коллекции вызвали у арабов подозрения (его приняли за опасного колдуна), и в 1814 г. по пути из Мекки в Маскат он был убит. Английский востоковед Джон Фрайер Кин, который проник в Мекку в 1872 г. под именем Хаджи Мухаммеда Амина, избежал смерти только благодаря своей ловкости и знанию сложных арабских ругательств.

И в наше время немусульман, попавших в запретные зоны священных городов ислама, подстерегает опасность. Во время урагана два голландца, ехавшие на своих машинах из Эр-Рияда в Джидду, заблудились и по ошибке попали в Мекку. Они отделались легко - двухмесячным заключением. Правда, прежние строгие запреты сегодня в определенной степени смягчены. Так, американцы, служащие морских и воздушных портов и промышленных предприятий, живут в Эр-Рияде и Джидде. В Саудовской Аравии в наши дни проживает довольно много иноверцев, и, хотя им запрещено выезжать в Мекку и Медину, они спокойно ездят в окрестностях этих городов, где раньше иноверцев ждала смерть.

Одной из главных причин истребления иноверцев, проникавших а Мекку, была миссионерская деятельность некоторых из них. Именно они ставили чаще всего под удар своих единоверцев, которые действительно старались получить объективные сведения об обычаях, нравах, религиозных верованиях арабов и других народов Ближнего и Среднего Востока. Посещая Мекку под видом мусульман, христианские миссионеры писали лишь о дикости, фанатизме и религиозной нетерпимости последователей ислама.

Нередко европейские колонизаторы, особенно английские и французские, использовали обращение в ислам соотечественников в своих колониалистских целях. Так, упомянутый уже обращенный в ислам француз Леон Рош (Хаджи Омар), который был личным другом национального героя Алжира Абдул Кадера, во время путешествия в Мекке, Египте и Тунисе добился от влиятельных мусульманских улемов фетвы (богословско-юридическое заключение), где разъяснялось, что если "неверные" уважают религию и обычаи арабов-мусульман, то Для последних вполне допустимо жить под властью иноверцев.

Эта фетва была составлена более 130 лет тому назад. Под термином "неверные" здесь подразумеваются французы. Остановимся на этом термине, как его понимает шариат. Как уже говорилось, согласно исламу христиан нельзя называть "неверными". По Корану, христиане и иудеи являются последователями единого Бога и "людьми священного писания". Однако если христиане и иудеи оккупируют мусульманскую страну или пытаются искоренить ислам, то по мусульманскому праву они приравниваются к "неверным". Поэтому-то в упомянутой фетве французские колонизаторы именуются "неверными".

Мусульманские богословы нередко издавали подобные фетвы и сотрудничали с колонизаторами. В период английского господства в Индии английская колониальная администрация добивалась такой же фетвы от мусульманского духовенства в Индии. Фетвы такого рода, с одной стороны, в определенной степени уменьшали фанатизм в отношении европейцев, а с другой - отрицательно сказывались на национально-освободительном движении.

Многие исследователи приходят к выводу, что во время паломничества нельзя составить себе достоверное мнение о нравах, обычаях жителей Мекки, Медины, Джидды и других населенных пунктов, где в это время накапливается огромное число паломников. В этот период Мекка превращается в огромный людской муравейник. Все местные жители обслуживают паломников, которые заполняют все гостиницы и частные дома. За короткий период паломничества жители названных городов собирают средства на целый год жизни. По окончании этого периода Мекка и Медина как бы погружаются в 10-месячный сон. Люди, прибывающие сюда в это время, находят местных жителей - арабов гостеприимными, щедрыми и справедливыми.

Район этот является колыбелью трех мировых религий -иудаизма, христианства и мусульманства. Восточные корни христианства, библейские истоки находятся в этих местах.

ЗАПРЕТЫ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПОСТЕ

Мусульманский пост является самым строгим из исламских обрядов. Это признают и основатели ислама, и известные богословы. Аль-Газали, крупнейший богослов-философ XI в., говорил, что пост имеет целью дать возможность мусульманам проверить свою силу воли и терпение перед Всевышним и является средством для "обуздания страстей" [36].

Мусульманский Пророк сравнивал пост с налогом закят. Он говорил: "Ас-суум - закят аль-джасат" ("пост является закя-том тела").

От постящихся требуют отказа от всего, что могло бы нарушить пост. Чтобы верующие не нарушили предписаний поста, шариат установил ряд запретов и порицаний. В период поста запрещается капать лекарство в глаза и сурьмить брови, потому что запах лекарства или сурьмы может дойти до ноздрей и горла и принести удовольствие постящемуся. Все, что ослабляет тело - донорство, посещение бани, нюханье табака, цветов, нахождение в воде, применение душистых веществ, удаление зубов, - и все другое, что может привести к появлению крови ("нечистоты") во рту (чистка зубов влажной палочкой), порицается. Целовать жену и заниматься любым делом, которое может привести к возбуждению тела, также порицается.
Шариат разрешает во время поста принимать лекарства, если здоровью угрожает опасность, но если можно потерпеть, рекомендуется отказаться и от принятия лекарства.

Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан обязательно. Трудность этого обряда логически обоснована в самом шариате тем, что пост является одним из наказаний за нарушение мусульманских законов и видом искупления. Например, если мусульманин совершил какой-либо проступок, не заплатил налог закят, обманул в торговых делах и т.д., в виде наказания ему назначают наряду с другими видами искупления также Дополнительный пост.

Соблюдать дополнительный пост в дни праздников курбан-байрам и ураза-байрам запрещено.

Женщине запрещается соблюдать дополнительный пост, если это ущемляет права мужа и мешает его делам, для проведения поста она должна получить согласие мужа. Дети также не имеют права соблюдать дополнительные посты без разрешения родителей.

Бывает так, что очень слабые пожилые люди, не слушая совета врача, принимают решение поститься и подвергают свое здоровье опасности, причем одной из причин соблюдения поста слабыми пожилыми людьми является боязнь общественного мнения. По шариату больные и немощные люди освобождаются от поста.

Для соблюдения дополнительных постов шариат установил особый график: исключается дополнительный пост в месяце рамадан, в "запретные" и "порицаемые" дни, во время праздников и т. д. Пост одобряется в следующие дни: в первый и последний четверг месяца, в первую среду после истечения первых 10 дней месяца, 13, 14 и 15-го числа, в любые дни в месяцы раджаб и шаабан, дни с 4-го по 9-й месяца шавваль, 25 и 29-го числа месяца зуль-када, 1-9-го числа месяца зуль-хиджжа, в день арафата (9-й день месяца зуль-хиджжа, когда паломники пребывают у горы Арафат в Мекке) в день мубахил (день проклинания идолов), 1, 3 и 7-й дни месяца мухаррам, день выступления Мухаммеда со своей миссией (27-го раджаба). Это неполный график дней для дополнительных постов, предлагаемый шариатом правоверным для покаяния и проявления силы своей веры перед Богом.

Составители шариата учли, что строгость и тяжелое бремя поста могут привести к его нарушению. И для этого шариат определил формы и методы искупления грехов за нарушение предписаний поста. В нем говорится, что, если кто-либо нарушил пост в месяце рамадан (хотя бы один день сознательно не постился), он обязан искупить свою вину. Если же нарушивший пост не в состоянии искупить свою вину указанными для этого средствами, шариат предлагает обратиться для отпущения грехов к Богу, произнеся на арабском языке формулу "астахфирулла" (букв. "Боже сохрани").

Как уже говорилось, один из видов искупления за нарушение поста в месяце рамадан - это соблюдение дополнительного поста в течение двух месяцев. Разрешается дополнительно поститься 31 день подряд, а оставшиеся 29 дней можно поститься в любое другое время в течение года. Шариат строго запрещает интимные отношения между мужем и женой по время поста. Нарушившие запрет должны дать искупление, правила которого шариат излагает весьма подробно.

К числу дополнительных постов относится и обязательный пост када, который совершается в случае, когда верующий не постился в месяце рамадан и дал обет соблюдать пост в другое время. Такой обет не может быть нарушен. В случае если человек, давший обет, умирает, его наследники (старший сын) должны поститься за него.

Хотя шариат и разрешает не соблюдать пост некоторым категориям людей (больным, женщинам, имеющим менструацию, и т. д.), по выздоровлении они должны выполнить предписания поста.

Шариат порицает соблюдение дополнительных постов в дни отдыха, установленные для последователей трех религий: в пятницу (день мусульман), воскресенье (христиан) и субботу (день иудеев).

ЗАПРЕТЫ ИСЛАМА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

Запрещение шариата изображать живые существа (человека, животных, птиц, насекомых и т. д.) выдвинуто исламом прежде всего во избежание идолопоклонства и из опасения многобожия. Мухаммед и его последователи ревностно уничтожали идолов в Мекке и в других местах. И запрет этот в Ко-Ране прямо относится именно к идолам. "Вот,-сказал Ибрахим отцу своему Азару, - неужели ты идолов превращаешь в богов? Я вижу, что ты и твой народ - в явном заблуждении" [6:74].

Другая причина запрещения изображений живых существ по шариату - не допустить человека своим творчеством конкурировать с Богом. Ислам считает, что создание живого существа - дело Бога, который является Творцом. Человек же, если и изображает живое существо (скульптура или портрет), то он никогда не может одушевить его и привести в движение. Бог -вот "кто придает вам форму в утробах, как пожелает" [3:4]. На основе указанных и других стихов Корана, в которых отсутствует прямое запрещение изображения живых существ, эта идея позже была развита в сунне и хадисах. И в итоге появилось запрещение изображать живые существа. Изображать растения, вещи и геометрические фигуры ислам разрешает.

Правда, полный отказ от создания образов живых существ на мусульманском Востоке так и не был осуществлен. Львиный фонтан Альгамбры в Гренаде, лазурное изображение солнца и льва в Самаркандской медресе (эпоха Тимуридов) и другие поражают своей красотой. Одной из вершин исламского искусства являются миниатюры в рукописях с изображением персонажей литературных произведений, для иллюстрирования которых они создавались.

Запрет ислама изображать живые существа пагубно сказался на развитии изобразительного искусства в странах мусульманского Востока. Именно следствием этого запрета является то, что мы не имеем представления о том, как выглядели многие известные поэты, средневековые философы, правители, полководцы. В начале. нашего века египетский реформатор ислама шейх Мухаммед Абдо издал фетву, где говорилось, что мусульмане могут заниматься изобразительным искусством и скульптурой, что опасность поклонения идолам миновала. В настоящее время запрета на изображение живых существ практически не существует. Рисование портретов или фотографирование человека просто порицается, что никого ни к чему не обязывает.

Мусульмане уже давно привыкли к иллюстрированным газетам и журналам, издаваемым в их странах, к кинофильмам и телевидению. Однако еще существуют страны, где кинотеатры отсутствуют. Это прежде всего относится к Саудовской Аравии, фейсал, еще будучи принцем, хотел открыть кинотеатр в столице Саудовской Аравии. Шейхи, вожди племен, мусульманское духовенство, узнав об этом, заявили королю, что покинут страну, если будет открыт "дом шайтана". Появление на экране человеческого лица приводило последователей строгого ваххабитского учения в ужас.

Мусульманские страны под сильным воздействием науки и киноискусства перешагивают запреты ислама в области изобразительного искусства. Однако спорных, нерешенных вопросов все еще много. Дискуссия в каирской печати относительно экранизации истории начального этапа ислама была весьма бурной. Один из главных вопросов дискуссии касался возможности показывать Пророка Мухаммеда, его сподвижников и семейство на экране. Богословы высказывали самые разные и противоречивые мнения. Одни утверждали, что экранизация жизни и деятельности основателей ислама неправомерна с точки зрения шариата, другие - высказывали противоположное суждение. В частности, один из известных шейхов университета Аль-Азхар, Ахмад Хасан, говорил, что показывать на экране сподвижников Мухаммеда допустимо с условием, что актеры должны отличаться хорошей репутацией, быть правдивыми, честными и богобоязненными. Этот шейх также высказал мнение, что актеры, сыграв роли сподвижников Пророка, должны затем отказаться от актерского дела до конца жизни. Другое, мнение высказал доктор Мухаммед Фаххам, который заявил, что, если церковь в Европе позволяет показывать на экранах пророков и исторических деятелей своих религий, это ее дело, но не пример для мусульман.

Дискуссия мусульманских богословов в Египте на тему "Ислам и киноискусство" завершилась решением, что неправомерно показывать на экране Мухаммеда, его сподвижников и жен, и вызвала фетву управления по делам Аль-Азхара, запрещавшую экранизацию жизни Мухаммеда и его окружения, но Указывавшую, что запрет отнюдь не распространяется на экранизацию истории ислама.

Как уже отмечалось, запрет изображать живые существа наиболее подробно изложен в хадисах Мухаммеда, послуживших основой для его закрепления в шариате. Приведем некоторые из них. Мухаммед говорил: "В Судный день великому мучению будут подвергнуты художники", "Дом, в котором имеются портреты, - не войдут туда ангелы".

Говоря о запретах шариата изображать живые существа, мусульманские богословы часто ссылаются на известный хадис, где говорится, что всех тех, кто будет заниматься изображением живых, "в день Последнего суда ждет страшная кара: изображенные сойдут с картин, потребуют, чтобы им дали душу, и, если художник не выполнит это требование, он будет гореть в вечном пламени".

Иконоборческая тенденция ислама основывается на отрицании возможности изображения божества. По мусульманскому учению Бог абсолютно един, Его нельзя видеть, нельзя осязать или обонять. А в 112-й суре Корана о Нем говорится: "Он -Аллах - един, Аллах вечный, не родил и не был рожден и не был Ему равным ни один" [112: 1-4]. Из всего этого мусульманские богословы делают вывод, что Бога нельзя представить материально и тем более изобразить. В дальнейшем же эта иконоборческая тенденция привела к отрицанию и запрету изображать любые живые существа. Однако эти запреты ислама и шариата никогда не были абсолютными. Они касались, главным образом, общественных, в частности, культовых зданий, в которые нельзя было помещать изображения людей, а также Корана и богословских книг, где допускались лишь орнаментальные изображения.

Запреты ислама в области искусства, в том числе запреты изображения живых существ, связаны прежде всего с тем, что ислам как монотеистическая религия возник и развивался в жесточайшей борьбе с идолопоклонством и язычеством. Ислам выдвинул данный запрет во имя избежания идолопоклонства и из опасения отклониться от служения единому Богу. Эта идея легла в основу запрета изображать любое живое существо.

В настоящее время делаются попытки доказать, что изображение живого существа никогда не было полностью запрещено. Для доказательства этого часто цитируется изречение Мухаммеда из достоверного сборника хадисов аль-Бухари, известное под названием "Штора с рисунком". В хадисе рассказывается, как однажды Пророк Мухаммед, совершая молитву в комнате своей жены Айши, увидел на шторе рисунок птицы и распорядился убрать штору. Айша сняла штору и сшила из нее наволочку для "митакка" (круглая восточная подушка), против чего Пророк не возражал. Турецкий идеолог Мехмет Шукрю Сёзер объясняет это так: главное - во время молитвы не иметь перед собою рисунка живого существа. На современном этапе для многих верующих мусульман обычными стали портреты, скульптура, рисунки и фотографии живых существ.

ЗАПРЕТЫ В СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ВОПРОСАХ

Ислам запрещает мужчинам вступать в брачный союз с определенными категориями женщин. Жениться на матери, родной сестре, теще - запрещено. Также запрещено жениться на женщинах, которые являются для мужчины махрама. Кто является для мужчин махрама? Если он заключил брачный договор, то еще до того, как супруги стали близки, предки жены женского пола (мать, бабушки по отцу и матери и дальше) уже считаются родственницами мужа; после того, как брак стал уже реальным, все потомки жены женского пола (дочь, внучки, правнучки и дальше, в том числе и те, которые родятся после) становятся для мужа - махрама (родственницами), на которых ему запрещено жениться. Любой аналогичный предок и потомок мужского пола со стороны мужа становится махрам (родственником) для жены.

Если мужчина вступил в брачный союз, даже если он не имел со своей женой близости вплоть до расторжения брака, он не имеет права жениться на ее дочери от другого мужа, на ее тетках по матери и по отцу. Он также не имеет права жениться на сестре жены. Если мужчина дал жене развод раджаа (т.е. оставил за собой право вернуть себе жену), то он также не имеет права жениться на ее сестре. Муж не имеет права жениться на двоюродных сестрах жены без согласия последней, если же она согласна, то такой брак допустим.

Следует отметить, что в обыденной жизни на мусульманском Востоке нередки случаи, когда бесплодные женщины сами женят мужей на своих двоюродных, троюродных сестрах, чтобы семья имела продолжателей рода. Но часто такой поступок кончается трагически для женщины. При этом первая жена или сохраняет свое главенствующее положение среди других жен, или добивается, чтобы муж дал развод другой жене после появления детей, но она может и потерять свое положение и даже получить развод от мужа.

Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж ни за кяфира ("неверного"), ни за "человека Священного писания" (христианина или еврея). Мусульманин имеет право жениться на христианке и иудейке, надеясь, что эти женщины примут в дальнейшем мусульманство, но шариат не заставляет христианок и иудеек отречься от своих религий, если они становятся женами мусульманина. Однако ханбалитский (самый жесткий) толк суннизма запрещает мусульманину жениться на немусульманке, не говоря уж о "неверной". Шиитское учение также запрещает мусульманину иметь жен из кяфиров, но разрешает заключать временный брак с христианкой и иудейкой.

Заключать брачный договор с замужней женщиной запрещается. И даже если все-таки такой союз заключен, шариат требует его расторжения. Если женщина изменила мужу, она не становится для него запретной, но если она продолжает связь и после покаяния, мужу необходимо дать ей развод и вернуть калым. Для наказания женщин за измену мужу в шариате существует специальное правило, о котором говорилось выше. Если женщина или мужчина облачены в ихрам, запрещается вступать в брак.

Если мужчина обручен с несовершеннолетней девочкой и имел с ней половое сношение, необходимо, чтобы он до конца своей жизни больше с ней не встречался. Шариат не одобряет, чтобы она после этого акта стала его женой. Женщина, которая получила от мужа трехкратный талак, становится для него запретной (харам). Как уже говорилось, муж может вернуть ее к себе лишь после того, как она выйдет замуж за другого и разведется.

Запреты шариата в семейно-брачных вопросах отличаются особой строгостью. Эти запреты преследуют цель защиты устоев ислама и укрепления стабильности в семье.

ЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БЫТУ ЗОЛОТЫХ ИЗДЕЛИЙ

Говоря о социально-бытовых запретах шариата, нельзя не упомянуть о запретах на использование золотой и серебряной посуды, на некоторые виды золотых украшений, шелковые и золототканые одежды и т. д.

Принимать пищу из сосудов, изготовленных из костей собаки, свиньи или мертвечины, использовать эти предметы для ритуального омовения или чистки бытовых вещей запрещено, так же как пить и есть из золотой и серебряной посуды, использовать ее для украшения жилища или даже просто держать. Если кто-то имеет золотую и серебряную посуду, то по шариату он должен разломать и деформировать ее так, чтобы уж никак нельзя было больше считать эти предметы посудой. Изготавливать золотую и серебряную посуду, получая за это плату, также запрещено, как запрещены и купля-продажа такой посуды и обмен на что-либо. Шариат не запрещает изготовления и использования золотых и серебряных подстаканников при условии, что они не будут использованы в качестве посуды (без стакана) и не будут называться посудой. Покрывать лицевую сторону посуды золотистой и серебряной краской дозволено. Шариат допускает и изготовление посуды из смешанных металлов - с золотом и серебром при условии, что недрагоценный металл составит большую часть и такие изделия нельзя будет назвать золотыми или серебряными.

Если пища находится в золотой или серебряной посуде, она не считается нечистой и ее можно принимать, но лишь переложив в обычную, дозволенную посуду.

Допустимо изготовление из золота колец для кальянов, ножен для сабель, кинжалов или ножей, футляров для Корана. Однако шариат требует воздержаться от изготовления золотых и серебряных флакончиков и коробок для духов или сурьмы.

Шариат допускает использование драгоценной посуды, если неизвестно точно, из какого металла она изготовлена. Изготовление посуды из золота и серебра допустимо лишь в чрезвычайных обстоятельствах: по принуждению, под угрозой жизни и имуществу мусульманина и т. д. Однако категорически запрещается использовать эту посуду для ритуального омовения.

О запрете принимать пищу и пить из золотой и серебряной посуды существуют и хадисы. В одном из них говорится: "Кто выпил воду из золотой и серебряной посуды, тот наполнил свой желудок адским огнем". [37]

Запреты шариата распространяются и на многие другие стороны быта мусульман. Строго запрещается, например, брить бороду. В свое время шариат запрещал также носить европейскую одежду. Сейчас эти запреты соблюдаются лишь в отдельных мусульманских странах, а также в сельской местности. Ношение бороды строго соблюдается лишь служителями мусульманского культа: имамами, хатибами, муллами и др. Что же касается запрета носить европейскую одежду, то он почти не соблюдается. Этому помогли также фетвы влиятельных мусульманских богословов. Еще в конце XIX в. египетский реформатор ислама шейх Мухаммед Абдо дал фетву, в которой говорилось, что мусульманам не запрещается носить европейскую одежду. Он утверждал, что чалма и аба не являются символами веры.

Духовные отцы шариата установили запреты и в деле присвоения имен новорожденным. Шариат категорически запрещает давать детям имена христианских апостолов Иоанна, Павла, Петра, Матфея. Исключением являются имена пророков из Ветхого Завета: Авраама, Моисея, Давида, Соломона и др., а из Нового завета - Иисуса и Марии, причем указанные имена допустимы лишь в арабском — кораническом - произношении: Ибрагим (Авраам), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус), Марьям (Мария) и т. д.

Запреты шариата на использование в быту золотых изделий вытекают из общих доктрин ислама, порицающих чрезмерное увлечение земными благами и богатством. По мнению мусульманских богословов, земное богатство отвлекает и ослабляет стремление верующего к исполнению религиозных обязанностей и любовь к загробному миру. Золотые украшения, драгоценная золотая утварь всегда были доступны лишь имущим и состоятельным слоям мусульманского общества и вызывали зависть и раздражение среди масс неимущих. Пророк и его сподвижники считали, что такое положение может привести к разладу в мусульманском обществе. Обладать золотыми украшениями с древних времен было невыполнимой мечтой бедных. В арабском шедевре литературы "1001 ночь" немало сказок о нахождении и приобретении золотых украшений и других драгоценностей. Эта мечта народов Ближнего и Среднего Востока сбывалась не в реальной жизни, а в сказках. И запреты шариата на использование в быту золотых изделий были направлены на смягчение отношений между имущими и неимущими слоями населения в мусульманском обществе.

Запреты шариата во всех областях жизни мусульманина призваны ослабить привязанность верующего к земной жизни и ее удовольствиям, ибо любовь к земному таим в себе опасность
пренебрежения религиозными обязанностями.

Судьба запретов шариата в современных условиях определяется следующим образом. Часть этих запретов снята мусульманскими богословами в связи с развитием науки и техники, изменением сознания и быта верующих. Запреты изображать живое существо, носить европейскую одежду, получать процентную надбавку на одолженный капитал, принимать мясо дозволенного животного, зарезанного немусульманами, и другие - официально сняты фетвами ведущих богословов в конце XIX - начале XX в.

ПИЩЕВЫЕ ЗАПРЕТЫ И МУСУЛЬМАНСКИЙ ЭТИКЕТ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ

Пищевые запреты ислама разработаны в шариате очень подробно. Большинство этих запретов уходят своими корнями в доисламскую эпоху. Например, запрет употреблять свинину существовал еще в Древнем Египте и среди иудеев. О пищевых запретах говорится во многих сурах Корана. Имеются также десятки хадисов, излагающих такие запреты. В одном из хадисов читаем: "Бог запретил употреблять в пищу кровь, мертвечину, алкогольные напитки, свинину", в других : "Любой напиток, который содержит хмельное, запрещен" и "вино - совокупность грехов, женщина, шайтанова петля и любовь к земному – основа всех грехов". [38]

В шариате пищевые запреты систематизированы, выделены конкретные и категорические запреты, то, что одобряется и не одобряется, что порицается. Так, употреблять мясо сокола или удода запрещено, а мясо журавля - нет. Запрещено отрывать для пищи куски мяса от живых животных, например, курдюк от барана. Из мяса съедобных животных шариат запрещает в пищу: кровь, экскременты, половые органы самки и самца, матку, гланды, щитовидные железы - душул, массу напоминающую опухоль, шарикообразную массу внутри головного мозга животного, спинной мозг, жир с обеих сторон спинного мозга, желчный пузырь, селезенку, мочевой пузырь, зрачок глаза и ядовитые вещества - так называемые зат аль-ашадже.

Съедать и пить отталкивающие, вызывающие брезгливость вещества, типа навоза, мочи, слюны и т.п., запрещено. Но если в еду примешано небольшое (незаметное) количество указанных веществ, их можно употреблять в пищу. Есть землю шариат запрещает (шиизм делает исключение для небольшого количества земли из могилы имама Хусейна в Кербеле).

 Допускается съедать немного глины для лечения. Проглатывать слезы, мокроту не запрещено. Шариат не запрещает проглатывать остаток пищи, застрявший между зубами. Есть конину, мясо мула, осла порицается, но не запрещается. Последнее в шариате появилось под влиянием тюркских и монгольских племен. Арабы и персы почти не едят конину, тогда как у древних турок и монголов конина широко употреблялась в пищу. В современных условиях казахи, узбеки, татары, монголы, уйгуры употребляют в пищу конину и кумыс (лошадиное молоко), а арабы, персы, современные турки, азербайджанцы и часть туркмен конины не едят.

Пить вино и другие алкогольные напитки шариат строго запрещает и считает величайшим грехом. Если кто-либо из мусульман утверждает, что вино не запрещено шариатом, он считается кяфиром. Одно из изречений Мухаммеда (у шиитов этот хадис передается через уста имама Джафара Садика) гласит: "Вино является явным корнем и источником грехов, и кто выпил вино, теряет рассудок. Он не знает Бога, не свободен от грехов, никого не уважает, не признает прав родных и близких, не отворачивается от явно дурных поступков. Его тело покидает Дух веры и благочестия, остается в нем дух мерзости и порочности, который далек от милости Бога. Его будут проклинать Бог, ангелы, пророки и правоверные. Сорок дней его молитва не будет принята. В день Страшного суда лицо его будет черным, язык будет висеть изо рта, слюна стекать на его грудь. От жажды поднимется вопль из его груди". [39]

Сидеть за столом (у скатерти), где пьют вино, и при этом есть что-либо мусульманам запрещено.

Запрет на алкогольные напитки в исламе не является случайным. Алкоголизм у арабов был известен за много веков до возникновения ислама. Арабы умели делать из фиников и других ягод настойку, крепость которой достигала 50 градусов, и не случайно, что термин "алкоголь" арабского происхождения ("аль-Кухул" - "спирт"). Несмотря на запреты Мухаммеда принятие алкогольных напитков было довольно широко распространено еще в начальный период ислама, особенно среди арабской аристократии. Об этом упоминается в известной книге сирийского араба XII в. Усама ибн Мункыза "Книга назидания" [40].

Склонность к употреблению алкогольных напитков была сильно распространена еще при грозном и строгом халифе Омаре ибн аль-Хаттабе (634 - 644), так что он сам занимался искоренением этого порока.

Нарушение запретов ислама в отношении хмельных напитков строго каралось по законам ислама. Специальные надзиратели - мухтасибы и их агенты следили, чтобы эти нарушения не допускались. Особенно строго наказывали тех, кто появлялся на улице в нетрезвом виде или пытался разговаривать с посторонними женщинами. Однако соблюдение запретов ислама скорее было обязательным для рядовых масс, нежели для властей. Во дворцах халифов, эмиров и султанов принимали алкогольные напитки. В то же время на улицах, в общественных местах появляться в нетрезвом виде было опасно и для вельмож.

Визирь сельджукского правителя XI в. знаменитый законодатель Низам аль-Мульк приводит в своей книге "Сиасетнамэ" забавную историю из времен правления Султана Мухаммеда Газневида: "Султан Махмуд всю ночь пил вино с приближенными и надимами, опохмелялся. Али Нуште-гин и Мухаммед Араби, которые были сипах-саларами Махмуда, присутствовали на этом собрании, пили вино всю ночь, бодрствовали. Когда день уже подошел ко времени завтрака, Али Нуштегин захмелел, бодрствование и излишества в вине произвели на него свое действие. Он попросил разрешения у Махмуда отправиться к себе домой. Махмуд сказал: "Неудобно ехать тебе при ясном дне в таком виде. Отдохни здесь до дневного намаза, потом протрезвеешь и отправишься. А не то мух-тасиб увидит тебя в таком состоянии и накажет, твое достоинство потерпит поношение, я буду печалиться, а сказать ничего не смогу"".

Нуштегин гордо сказал: "А я все-таки поеду". Махмуд сказал: "Тебе виднее, пустите, чтобы он ушел". Али Нуштегин сел верхом, отправился в свой дом в сопровождении великого поезда из конницы гулямов и слуг. Мухтасиб его увидел. Он был с сотней всадников и пехотинцев. Увидав Али Нуштегина этаким пьяным, он приказал, чтобы его сняли с лошади, спешился сам и побил его собственной рукой без всякого снисхождения, так что тот землю кусал... На другой день Али Нуштегин, обнажив спину, показал ее Махмуду, - она была вся в ссадинах. Махмуд засмеялся и сказал: "Сделай зарок никогда не выходить из дома пьяным" [41].

Запрещение шариата употреблять хмельное исходило не только из нравственных побуждений, но прежде всего из опасения, что алкоголизм окажет отрицательное влияние на исполнение религиозных обрядов. Поэтому Коран предостерегает правоверных: "О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны" (4:46).

Закон шариата, запрещающий алкогольные напитки, особо строго соблюдается в таких монархических государствах, как Саудовская Аравия. За употребление или ввоз в страну спиртных напитков полагается смертная казнь. Запрет на ввоз в Саудовскую Аравию спиртных напитков осуществляется в основном в Хиджазе, где находятся священные города мусульман Мекка и Медина, в торговом городе Джидда и в других местах. Немусульмане, проживающие в Саудовской Аравии, принимают спиртные напитки в своих кругах, не показываясь в общественных местах. Жесткие законы в этом отношении действуют в Иране, Ливии и ряде других государств.

Пищевые запреты ислама имели настолько сильное влияние, что даже крайние суфии - мусульманские мистики, нередко попиравшие мусульманские обряды и традиции, не могли освободиться от их влияния. Рассказывают, что, когда суфию Абу Йазиду Бастами (X в.), которого ортодоксальный суннизм считал еретиком, покупали пшеницу, он спросил: "У кого купили?" Ему ответили: "У неверного". Он сказал: "Отдайте назад, ибо эта пшеница принадлежит тому, кто не знает Бога" [42].

Что касается свинины, то шариат не только запрещает употребление ее в пищу, но также куплю и продажу ее. Вот что говорится по этому поводу в своде законов ханифитского толка ортодоксального ислама: "Продажа свинины незаконна. Пророк запретил употребление ее в пищу. Он запретил и продажу ее или покупку съестного на вырученные за нее деньги. Свинья не составляет имущества мусульман" [43]. Свинья еще до ислама у арабов и в древнем Египте считалась нечистым животным. Арабы в доисламскую эпоху, хотя и не ели свинину, однако подкармливали ею (жареной) своих лошадей. От такого калорийного корма лошади становились буйными, выносливыми и быстроходными. С возникновением ислама мусульманам было запрещено не только самим есть свинину, но и использовать ее в качестве корма для домашних животных, а также разводить, покупать и продавать свиней. Законы ислама не допускают, чтобы что-либо запретное стало имуществом мусульманина. Некоторые мусульманские правители доходили до такой крайности, что препятствовали разведению свиней даже немусульманами. Например, сирийский халиф Йазид II (720 - 724) дал распоряжение об уничтожении свиней на всей территории халифата.

Интересно отметить, что ранние христиане, находившиеся под значительным влиянием иудаизма, также считали свинью нечистым животным. Легенда о том, что якобы Иисус вселил бесов двух одержимых в стадо свиней, после чего все стадо бросилось в море, приводимая в Евангелии от Матфея, является подтверждением этого, хотя в Палестине, как и в Аравии, никогда не разводили свиней.

Мусульманские богословы доказывают, что запрещение шариата принимать в пищу свинину согласуется с наукой, поскольку свинина может быть поражена трихинозом. Свиное мясо очень жирное, плохо переваривается. В жарком климате оно очень плохо хранилось и быстро портилось.

В Коране и сунне имеются любопытные высказывания относительно осла и петуха. В то время как от использования осла в качестве вьючного животного мусульмане не отказываются, голос осла, по Корану считается самым отвратительным. На Востоке осел с давних времен считается глупым и ленивым животным, а рев его - символом самого худшего голоса. В отличие от ослиного, крик петуха считается на Востоке приятным и благородным. Петух с древних времен заменяет здесь часы. В сельской местности он рано будит людей для работы в поле, для отгона скота на пастбище. Утренний крик петуха обычно совпадает с временем начала утренней молитвы или раздается перед ее началом. Хадис определяет с точки зрения ислама, что означают крик петуха и рев осла. Мухаммед говорит: "Если вы услышали рев осла, произносите "Аузубиллах мин аш-шайтан" ("Прибегаю к Господу от сатаны"), потому что он увидел шайтана, и если услышите пение петуха, просите Бога о Его благодеянии, потому что он увидел ангела" [44]. Итак, по воззрениям ислама, как явствует из хадиса, пение петуха есть признак появления ангела, а рев осла - появления шайтана.

Пищевые запреты усиливают религиозность, а с другой стороны, - воздержание от принятия некоторых видов пищи и питья воспитывает чувство воздержания в целом от земных благ.

Мусульманская этика принятия пищи. Шариат во многом заимствовал этические нормы арабов и других народов Ближнего и Среднего Востока в области соблюдения правил и ритуалов во время принятия пищи. Он освящает эти обычаи, давая им исламскую религиозную окраску. Многие этические нормы шариата, относящиеся к принятию пищи, являются общечеловеческими.

Этические нормы принятия пищи по шариату включают в себя ряд запретов (харам), одобрений (мустахиб), порицаний (макрух) и т.д. Назовем основные:

1. До и после еды полагается мыть руки и вытирать их полотенцем, причем в отличие от Запада на мусульманском Востоке гости не удаляются в специальное место или помещение для мытья рук, но сидящим гостям подают воду в специальном изящном сосуде и тазик. Гости моют руки, не вставая с места. Этикет мытья рук предполагает следующий порядок: после того, как помыл руки первый из гостей, вторым моет руки сидящий от него с правой стороны. И так до конца. Воду подают и после еды. Тот, кто вымыл руки последним перед едой, после еды полощет руки первым. Как правило, воду поливают на руки гостям прислуга или дочери и сыновья хозяина дома, не достигшие совершеннолетия. Почетным гостям в знак особого уважения воду подносит сам хозяин. Если высокопоставленный вельможа окажется в гостях у человека ниже его по рангу, хозяин сам подносит ему воду для мытья рук. На современном этапе этот обычай сохраняется в отдаленных провинциальных и сельских местностях мусульманского Востока.

2.  Хозяин дома должен раньше всех начать и позже всех закончить еду.

3.  Перед началом еды произносят имя Бога ("Бисмиллах"). Если подают разные блюда, то при появлении каждого имя Бога произносится отдельно.

4.  Есть полагается правой рукой.

5.  Брать пищу - тремя (или больше) пальцами, но никак не двумя. (Как видим, канонический шариат предлагает принимать пищу руками, но поскольку он не запрещает, а вернее, ничего не говорит о том, можно ли пользоваться ложками и вилками, то сегодня принято принимать пищу с их помощью). Употребление столовых приборов вошло в обычай мусульман под европейским влиянием.

6.  Если несколько человек едят пищу из одной тарелки, то каждый должен брать кусок, лежащий перед ним.

7.  Брать пищу следует небольшими кусками.

8.  Сидеть за столом (у скатерти - в каноническом шариате отсутствует представление об обеденном столе и стульях) нужно долго и растягивать еду.

9.  Пищу полагается прожевывать хорошо.

10. После еды  произносятся слова:  "Альхамду лиллах" ("Слава Аллаху").

11.  Пальцы облизываются.

12. Можно пользоваться зубочисткой. Но не ковырять зубы палочкой из гранатового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки.

13. Если пищу принимают дома, после еды желательно собрать рассыпанные остатки пищи со скатерти (каждый свои) и съесть. Если же принимают пищу в поле, остатки пищи оставляют птицам и животным.

14. Следует воздержаться от принятия пищи перед утром и вечером, в середине дня и середине ночи.

15. После еды хорошо полежать на спине, закинув правую ногу на левую.

16. В начале и после еды следует принимать небольшое количество соли.

17. Прежде чем есть фрукты, их моют (в отличие от Запада на Востоке фрукты и соки подают перед обедом).

Перечисленные этические нормы принятия пищи шариат относит к числу одобряемых. Порицается во время еды следующее: 1. Есть, прогуливаясь. 2. Обжорство. 3. Смотреть в лицо человека, когда он принимает пищу. 4. Есть горячую пищу. 5. Дуть на еду во время еды и питья. 6. Ждать чего-либо после того, как подали хлеб. (В отличие от Запада на мусульманском Востоке как только подадут хлеб, его начинают медленно есть, не дожидаясь подачи обеда. Хлеб на Востоке считается священным, и во время обеда его подают раньше всего). 7. Порицается резать хлеб ножом (на Востоке бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, Бог урежет пищу. Кроме того, этот обычай связан с тем, что на Востоке не пекут толстый хлеб, но в основном - лепешки и лаваш, которые удобнее ломать руками). 8. Класть хлеб под тарелку. (Как уже говорилось, хлеб считается священным, на нем дают клятву. Если кусок хлеба упал на землю, топтать его запрещено. Необходимо поднять его и положить в такое место, где бы он стал пищей для птиц и животных). 9. Порицается тщательно очищать и облизывать кость. 10. Снимать кожуру с фруктов (это относится к яблокам, грушам, сливам, а не к таким фруктам, как гранат, апельсин, банан и др., кожуру которых не едят). 11. Пить много воды. 12. Пить воду после жирной пищи. 13. Также порицается пить воду, держа сосуд левой рукой.

В отношении питья воды шариат установил особые правила. Одобряется пить воду, аккуратно всасывая ее, а не шумными большими глотками. Днем нужно пить воду стоя, а ночью сидя. Пить воду желательно тремя глотками и с охотой. Перед началом питья следует сказать: "Бисмиллах" ("Во имя Аллаха"), а по окончании - "Альхамду лиллах" ("Слава Аллаху").

ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧИСТОТЫ И ОПРЯТНОСТИ И МЕТОДЫ  ОЧИЩЕНИЯ ОТ НЕЧИСТОТЫ

В изучении мусульманской религии чрезвычайно важным является изучение исламских понятий "чистого" и "нечистого" в природе и мире живых существ. С ними связан ряд исламских запретов, порицаний, неодобрений и т.д. Исламское понятие "чистого" и "нечистого" оказывает глубокое влияние на быт и сознание верующих мусульман.
Шариат считает кяфира нечистым наравне с собакой и свиньей. А в Коране говорится : "О вы, которые уверовали! Ведь многобожники - нечистота" (9:28). В быту мусульмане часто отождествляют христиан и иудеев с многобожниками, называя их кяфирами. Как верно отметил французский востоковед А. Массэ, под влиянием приведенной суры Корана мусульмане-шииты тщательно избегают всякого соприкосновения с немусульманами, доходя до того, что разбивают посуду, к которой те прикасались [45].

Запрет ислама принимать в пищу свинину и отказ от алкогольных напитков - не просто следствие вкуса. Ни Коран, ни шариат не дают какого-либо объяснения, откуда эти запреты. С точки зрения религии то, что запрещено Богом, само собой очевидно. В Коране мы встречаемся только с отрывочными утверждениями о том, что алкогольные напитки отвлекают верующего от исполнения религиозных обязанностей. И, лишь обратившись к исламскому учению о чистоте и нечистоте, мы можем найти ответ на вопрос о появлении запретов. Свинину и алкогольные напитки шариат относит к категории нечистого. В сознании же верующего мусульманина откладывается, что если свинина и алкогольные напитки являются нечистыми, то и те, кто их употребляет в качестве пищи, также становятся нечистыми. В нашей литературе отсутствуют какие-либо исследования этих вопросов. Естественно, не зная мусульманского учения о чистом и нечистом, трудно понять психологию верующего мусульманина. Ислам же не только выдвигает концепцию чистого и нечистого, но и разрабатывает способы очищения.

Не все, конечно, что касается шариатских понятий чистого и нечистого, как и способов очищения, заключает в религиозную оболочку то, что задолго до его появления считалось в народе чистым и нечистым. Шариат использует и достижения и медицинских, и химических наук своего времени, опыт народной медицины. Таким образом, ислам свел в одно, соединил народные представления о чистоте и гигиене с религиозным понятием чистого и нечистого (угодного и неугодного Аллаху). Так, к числу нечистого причислены им как животные отходы, так и неверующий человек.

По шариату к нечистому (наджасат) относятся: 1) моча, 2) кал, 3) сперма, 4) мертвечина, труп, 5) кровь, 6) собака, 7) свинья, 8) кяфир, 9) вино, 10) пиво и другие хмельные напитки, 11) пот, 12) пот животных, которые питаются нечистотами.

Предубеждение шариата против человеческих и животных отходов не ново, оно было свойственно людям задолго до возникновения ислама. Правила гигиены в шариате получают интерпретацию, связанную с религиозным их обоснованием.

Шариат особо предупреждает мусульман, чтобы они опасались крови как одной из главных нечистот. Кровь человека и животных считается нечистой. Ягнята и овцы, которых подкармливали молоком свиней, также считаются нечистыми. Из запретов шариата известно, что до возникновения ислама в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока лошадей подкармливали жареной свининой, а ягнят - молоком свиней. Этот обычай был запрещен шариатом.

Если при убое животного кровь попала во внутренности, она остается Нечистой, но мясо считается съедобным. Но если кровь обнаружена в яйце, употреблять его в пищу запрещено (если кровь находится в желтке и тонкий слой скорлупы не поврежден, белок яйца считается чистым). Если во время дойки молока в нем окажется кровь, молоко считается нечистым, и чистым его не сделает даже кипячение. Шариат предостерегает даже против проглатывания слюны, если в нее попала кровь из десен. Если от удара произошло кровоизлияние под ногтями или под кожей, синяк этот не связывается с кровью, но если на коже образовался порез, то по возможности требуется очиститься от крови.

Если при приготовлении пищи в нее попадает кровь, то вся пища становится нечистой, и ни кипячение, ни огонь не могут сделать ее чистой.

Относя неверного - кяфира - к числу "нечистот", шариат выдвигает концепцию о том. кого можно считать неверным. Вопрос этот крайне важен, ибо в нашей литературе термин "кяфир" трактуется часто неправильно. По шариату кяфиром считается "тот, кто отрицает Бога или дает ему соучастника (ширк), не считает Мухаммеда посланником и пророком или же отрицает обряды ислама". Шииты добавляют сюда еще признание святости двенадцати имамов.

С точки зрения Корана и шариата христиан и иудеев нельзя считать "неверными". Когда в наших энциклопедических и толковых словарях утверждается, что кяфир - это "неверный", то это правильно. Но когда следует добавление, что кяфир -немусульманин, то это неправильно, поскольку христиане и иудеи тоже немусульмане, но их нельзя считать "неверными" с точки зрения шариата. В первоначальном исламе, особенно в Коране, отсутствует понятие абсолютного неверия, безбожия, атеизма в нашем понимании. Такое понимание появляется в исламе лишь после арабских завоеваний и ознакомления мусульман с древнегреческой, индийской, персидской философией и общественной мыслью других народов. Язычество Коран не считает религией, отсюда и понимание язычников как неверных. Авраам, Моисей и Иисус, по Корану, были ханифитами, т.е. признающими единого Бога. Поэтому христиан и иудеев нельзя считать кяфирами.

Вопрос, в каких случаях христиан и иудеев можно считать кяфирами. восходит к правовым нормам и проблемам войны и мира в исламе. Почему же среди некоторых мусульман бытует представление, будто христиане и иудеи также являются кяфирами?

Здесь нужно отметить следующее. Если в мирное время на основе Корана и канонического ислама проживающие в мусульманских странах христиане и евреи находятся под защитой закона и имеют право свободного отправления религиозных обрядов, именуясь последователями единого Бога и "людьми Священного писания", то в том случае, когда народы этих вероисповеданий ведут войну с мусульманами в целях искоренения ислама и захвата мусульманской территории, мусульманское право приравнивает их к неверным - кяфирам и допускает их истребление.

По шариату, если отец, мать, дед и бабушка ребенка являются кяфирами, ребенок считается нечистым. Если же кто-либо из указанных родственников ребенка является мусульманином, ребенка считают чистым. Но быть "чистым" не означает обязательно являться мусульманином. Если человек сам не знает, кто он, мусульманин или нет, по шариату его считают чистым. Правда, ему запрещено жениться на мусульманке, запрещено хоронить его на мусульманском кладбище. Он может считаться настоящим мусульманином по шариату лишь после перехода в ислам. Шиитский шариат утверждает также, что нечистым является и тот, кто поносит двенадцать шиитских имамов.

По закону шариата нечистыми считаются все алкогольные и хмельные напитки, как и все жидкости, подверженные брожению. В современных условиях шариат допускает использование жидкостей, содержащих хмельное, например, лаков, красок для изготовления мебели. Если виноград или виноградный сок находятся в состоянии брожения, они считаются нечистыми, и их запрещено употреблять в пищу. Сок доведенных до кипения хурмы, фиников, кишмиша считается чистым и пригодным к употреблению в пищу, но лучше по шариату остерегаться и его из опасения, что во время кипения хурма, кишмиш, финики могут прийти в состояние брожения. Хмельной напиток, полученный из ячменя и называемый пивом, считается нечистым. Однако напиток, получаемый из ячменя врачом и называемый ячменной водой, по шариату считается чистым.

За всю историю существования исламу и шариату не удалось добиться строгого соблюдения запретов на хмельное. Мусульмане, обходя запреты шариата, употребляли алкогольные напитки.

Шариатские методы очищения от нечистоты. Выше мы говорили, что, выдвинув концепцию чистоты и нечистоты, мусульманское учение предлагает формы и методы очищения. Эта проблема является очень важной, поскольку шариат соединяет известные человечеству правила гигиены и санитарии с методами очищения от религиозного осквернения. Например, согласно шариату одежда, упавшая в грязь, и неверующий человек одинаково считаются нечистыми. Способы же очищения по шариату таковы. Чтобы очистить загрязненную одежду, ее необходимо вымыть водой или протереть сухим песком, или сделать влажной, а затем высушить под солнцем (вполне понятные и давно известные человеку методы чистки). Что же касается очищения человека, которого шариат причислили к категории нечистых, потому что он неверующий, то этот человек произносит известную формулу: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха" (т.е. принимает ислам), и становится чистым.

Шариат выдвигает 11 способов очищения от нечистоты. "Очистителями" ("мутахарат", от арабского слова "таххара", что означает и "очищение", и "религиозное омовение"), могут служить: 1) вода, 2) земля, 3) солнце, 4) истихале (превращение, метаморфоза), 5) испарение, 6) интигал (перемещение), 7) ислам, 8) природа, 9) исчезновение источника нечистоты. Десятый способ очищения - это очищение животного, которое питалось нечистотой, и одиннадцатый - исчезновение мусульманина [46].

Первым очистителем нечистоты шариат называет воду, и это не случайно. Вода является священной, особенно в условиях Аравии, где огромные территории заняты безводными пустынями. В шариате вода делится на две категории: вода мутлак и вода мудаф. Вода мудаф - это жидкость, являющаяся смесью различных "соков", глинной водой и т.д. Вода мутлак не содержит указанных смесей и делится на пять категорий: 1) вода обильная, 2) скудная, 3) проточная, 4) дождевая, 5) вода из колодца.

Кроме того, шариат часто ссылается на совесть правоверных. Если они утверждают, что вода чистая, им можно верить. Далее в законах шариата утверждается, что если возле текущей речки образовалась стоячая вода и она связана с речкой, вся вода считается проточной и чистой.
Для использования воды как одного из главных средств очищения в шариате разработаны особые методы.

Вода, которая используется для очищения нечистоты, должна быть мутлак (без смеси), чистой и не должна иметь запаха, вкуса, цвета. Испачканную посуду необходимо полоскать три раза в обильной воде и один - в проточной. Посуду, из которой ела или которую облизывала собака, шариат требует тереть песком и полоскать два раза в стоячей воде и один - в проточной. Посуду, в которой содержалось вино, необходимо полоскать семь раз. Вещь, загрязненную мочой грудного ребенка или молоком безбожной женщины, шариат требует полоскать в воде и держать под струей.

Если на поверхности земли имеются нечистоты и нет возможности провести по ней проточную воду, стоячая вода не может очистить ее. Если же на это место насыпать щебенки или песка и стоячая вода поднимется наверх сквозь песок или щебенку, эта вода считается чистой, а оставшаяся под песком и шебенкой - нечистой.

Использование земли и песка для очищения от нечистоты не является изобретением ислама. Арабы и другие народы жарких районов еще в глубокой древности знали очистительные свойства земли, особенно песка, закаленного под лучами солнца, обладающего свойством убивать микробы. И сейчас на Востоке сохраняется обычай мыть посуду песком и пеплом. Закаленный песок используют также для очищения одежды от пятен. Для этого песок должен быть чистым и сухим. Земля и песок является хорошим средством и для чистки пятен на обуви. Для этого шариат рекомендует сделать не менее 15 шагов по нему.

Использование солнечных лучей - один из самых древних способов очищения от нечистоты, существующих на Востоке. Шариат здесь также освящает исламом древнюю традицию.
Для того чтобы солнечные лучи очистили нечистоту, шариат требует загрязненную вещь сделать влажной и затем поставить под лучи солнца. По утверждению шариата сухая нечистота под лучами солнца не становится чистой. Поскольку шариату известны в основном жаркие климатические условия, в его правилах нет намека на то, что сильный мороз также обладает способностью высушивать и уничтожать микробы и очищать нечистоту.

Истихале - переход вещества из одного состояния в другое - также используется шариатом как метод очищения от нечистоты. Этот метод шариата содержит элементы химии и физики. В шариате утверждается, что путем превращения (истихале) вещь или живое существо становятся чистыми. Например, грязная палка под воздействием огня сгорает и превращается в пепел - становится чистой. Если вино само по себе или после прибавления в него соли превратится в уксус, оно становится чистым.

Выше было сказано, что лучи солнца, высокая температура, воздействие огня способствуют удалению нечистоты. Сюда следует добавить и кипячение. Народы с древнейших времен знали, что для того, чтобы сохранить пищу от порчи, необходимо ее прокипятить.

Особое внимание шариат обращает на процесс кипячения винограда. Пока не испарится 2/3 виноградного сока, посуда, в которой варится сок, и шумовка, с помощью которой помешивают кипящий виноград, и все, что прикасается к кипящему винограду, считается нечистым. Если что-либо съестное попадает в кипящий виноград, оно также становится нечистым.
Шариат предлагает еще один способ очищения от нечистоты, также известный из человеческой практики. Это так называемый табиат (природа). Метод этот вытекает из рассуждения, основанного на причинно-следственной связи. Например, посуда, в которой хранится вино (нечистое), считается также нечистой, но если это вино превращается в уксус, то эта же посуда становится чистой.

В число очистителей шариат включил религию - ислам. Так, по шариату кяфир (неверный), только что вымывшийся в бане и надевший совершенно чистое белье и верхнее платье, все равно остается нечистым с духовной точки зрения потому, что он неверующий. Если же тот же человек принимает ислам, то он становится чистым. Но чтобы вся его одежда стала чистой, над ней должна быть совершена ритуальная очистительная молитва.

Правила шариата об очищении от нечистоты учитывают тысячелетний опыт и практику народной медицины и традиции народов мусульманского Востока. Но к этим методам следует подходить так, чтобы не смешивать элементы народной медицины и духовно-исламские представления.

[35] Буруджерди. Указ, соч., вопр. 2080.

[36] Массэ А. Указ соч., 117.

[37] Мин ахадис ан-наби салла-лахи алейхи ва саллам. - Арабская хрестоматия. Составители В.Ф.
Гиргас и барон Розен. СПб, 1912, 12.

[38] Мин ахадис ан-наби, 14.

[39] Буруджерди. Указ, соч., вопр. 2642.

[40] Усама ибн Мункыз. Книга назидания. М., 1958, 84-85.

[41] Сиасет-намэ. Книга о правлении везира XI столетия Низам аль-Мулька. М.-Л., 1949,47-48.

[42] Климович Л.И. Ислам. М., 1962, 179.

[43] Хидая - Аль-Маргинани. Таш, 1893, т.2, 60.

[44] Мин ахадис ан-наби, 15.

[45] Массэ А. Указ, соч., 139.

[46] Буруджерди. Указ, соч., вопр. 149. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования