Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Г. М. Керимов. Шариат. Закон жизни мусульман. Введение


 В изучении ислама как религиозной системы зна­ние основ шариата - систематизированного свода му­сульманских законов - имеет первостепенное значение.

Обоснование правовых норм тем или иным веро­учением всегда было характерным и распространенным явлением. В этом отношении мусульманская юриспру­денция не является исключением. И тем не менее, ша­риат не имеет себе аналога в других религиозных законодательных системах.

Иногда шариат ошибочно отождествляют с му­сульманским правом. В действительности же шариат охватывает более широкий круг вопросов. В шариате освещаются с точки зрения ислама как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую сис­тему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нор­мы морали и этики, мусульманские обряды и праздни­ки и многое другое, определяющее поведение верую­щих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских правоведов, шариат и его зако­ны должны охватывать жизнь и деятельность мусуль­манина от колыбели до могилы.

Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата. В шариате определяются нормы сель­скохозяйственной деятельности, условия аренды и составления земельного кадастра, рассматриваются вопро­сы производства и потребления продуктов питания, взимания налогов с мусульман и иноверцев, нормы, ре­гулирующие финансовые и торговые операции. Сюда же включены правила убоя животных, охоты и рыбо­ловства. При этом все проблемы рассматриваются в шариате с позиций ислама. В мусульманских странах даже такие акты, как договоры о купле и продаже, об аренде земли и домов, о займе денег и т.д., заключа­лись у духовных судей-казиев. Благодаря этому влияние религии на общественную и частную жизнь было зна­чительно сильнее, нежели в христианских странах или в странах Дальнего Востока, где государственное, уго­ловное и гражданское право не зависело от религии и где законы издавались светской властью.

Мусульманское право суннитского направления представлено в шариате четырьмя юридическими шко­лами, возникшими в VIII- Xвв.: ханифитской, мали-китской, шафиитской и ханбалитской. Имущественное, наследственное и уголовное право, институт адвокату­ры, правила и формы принятия присяги, клятвенных обещаний, вопросы поручительства и гарантии, указа­ния о вакфах разработаны на основе четырех юридиче­ских школ суннитского толка и шиитского права.

Отличия шиитской редакции шариата, как правило, не носят существенного и принципиального характера. Так, шииты в отличие от суннитов узаконили времен­ный брак. В шиитском шариате есть официальное предписание посещать могилу халифа Али, его сына Хусейна и имама Резы. В призыве верующих к молит­ве, в подаче милостыни, в оформлении молитвенных домов, в толковании основ мусульманского государства и положении о его верховном правителе шиитская трактовка также несколько отличается от ортодоксаль­ной суннитской. Высказывания и поступки членов се­мейства Пророка Мухаммеда, особенно изречения две­надцати имамов, в правовых нормах шиизма имеют юридическую силу.

Источниками шариата и мусульманского права яв­ляются Коран, сунна (изречения и деяния Мухаммеда), кияс (аналогия), иджма (согласованное мнение крупных правоведов и богословов), фетвы (юридические заклю­чения высших духовных лиц), адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих ислам). Со­гласно исламским традициям главные источники шариа­та - Коран и сунна, и все прочие источники не долж­ны им противоречить. Поэтому мусульманские правове­ды ограничены в своих действиях и самостоятельно могут решать юридические вопросы на основании дру­гих источников, только если по данным вопросам нет указаний в Коране и сунне. В то же время, поскольку в Коране и сунне нет непосредственных ответов на не­которые вопросы, касающиеся регулирования жизни общины верующих, именно шариату принадлежит глав­ное место в решении этих вопросов.

Принципиальное отличие шариата от христианско­го права и других религиозных законодательных систем заключается в том, что последние, хотя и функциони­ровали на протяжении многих веков, никогда полно­стью не заменяли сосуществовавших с ними светских правовых норм, тогда как мусульманский мир с момен­та возникновения ислама (VIIвек) и вплоть до конца XIXв., по существу, не знал других законодательных систем, кроме шариата. Следует, однако, отметить, что в середине XIXв., в период танзимата, в судоустрой­стве и судопроизводстве Османской империи была сде­лана попытка отделить светские по форме дела от ша­риатских. Однако в функциях и компетенции двух ти­пов судебных органов не было четких разграничений. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования