Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Тьма не накрыла громадный город... Ультраортодоксальный кандидат Меир Поруш потерпел поражение на муниципальных выборах в Иерусалиме


Хотя муниципальные выборы состоялись 11 ноября почти в двухстах населенных пунктах Израиля, большинство взглядов было приковано к избирательным баталиям в священной столице - Иерусалиме. И не только потому, что этот город – столица, просто нынешние выборы в Святом Граде были не просто политической баталией, но и, в значительной степени, противостоянием двух миров. Поскольку главными кандидатами в израильские лужковы оказались светский бизнесмен Нир Баркат и бывший заместитель министра, строитель, раввин-ультраортодокc Меир Поруш.

Как мы уже писали, мэр-ультраортодокс в Иерусалиме уже был – Ури Луполянский, убедительно выигравший прошлые выборы у того же Барката. Однако перед тем, как пересесть в кресло мэра, Луполянский многие годы проработал в муниципалитете, несколько лет фактически был и.о. главы города (номинальный мэр Эхуд Ольмерт, впоследствии ставший премьером, был слишком занят большой политикой, чтобы серьезно вникать в городские проблемы), и заслужил репутацию крепкого хозяйственника, умеющего учитывать интересы всех горожан, в том числе и светских. С Порушем же была "совсем другая история" - за долгую политическую жизнь он приобрел однозначную репутацию "секторального политика", представляющего исключительно свою общину.

Не все знают, что во время предвыборной кампании Поруш столкнулся с серьезными проблемами в собственном лагере. Ведущие раввины далеко не сразу дали согласие поддержать именно его кандидатуру. Кое с кем из них Порушу так и не удалось договориться - например, с Гурскими хасидами – одной из самых многочисленных и влиятельных ультроортодоксальных группировок (по словам наблюдателей, часть этих хасидов даже проголосовала за Барката). Более того, в последний момент дорогу Порушу едва не перебежал Арье Дери – легендарный израильский политик, возглавлявший в прошлом партию ШАС, однако ушедший из большой политики после отсидки по обвинению в коррупции. Как только А. Дери заявил, что желает бороться за место городского головы, большинство раввинов тут же заявило, что именно он является идеальным кандидатом от религиозного лагеря. Однако в последний момент на помощь Порушу пришел светский суд, постановивший, что бывший взяточник все еще не может занимать никаких выборных должностей.

Среди противников Поруша оказались также ультраортодоксы-радикалы, в принципе отрицающие легитимность сионистского государства. Накануне голосования в религиозных кварталах появились плакаты, призывающие бойкотировать "богопротивные сионистские выборы". А непосредственно 10 ноября радикалы даже устроили беспорядки, дабы не дать благочестивым гражданам исполнить свой гражданский долг.

Тем не менее, накануне выборов Поруш был твердо уверен в успехе. Ибо, как показывала практика, религиозный электорат традиционно голосует дисциплинированно и массово, тогда как светская публика, напротив, не слишком интересуется муниципальными баталиями.

Впрочем, в штабе Поруша понимали, что силами одних единоверцев победить будет сложно, и попытались привлечь хотя бы часть светских избирателей. По городу были развешены плакаты, с которых нерелигиозные бизнесмены и адвокаты внушали гражданам, что лучшего мэра, чем Поруш, им не найти. Специально для светских избирателей, а ультраортодоксы почти не пользуются Интернетом, был создан предвыборный сайт http://porush.co.il/Default.aspx. Кроме того, пиарщики бывшего замминистра рассудили, что лицо длиннобородого раввина в кипе может оттолкнуть нерелигиозных избирателей. Поэтому на всех плакатах ультра-ортодоксального кандидата изображали в виде эдакого мультяшного санта-клауса.

Не обошлось и без черного пиара. Накануне выборов улицы города покрылись плакатами, утверждающими, что Баркат поддерживал в свое время программу размежевания, а сегодня якобы готов передать полгорода арабам. Для пущей наглядности на плакатах была изображена Стена Плача, расколотая надвое и объятая пламенем.

Однако все эти усилия оказались тщетными. Нир Баркат одержал уверенную победу, получив 52 % голосов и опередив своего конкурента почти на 9 %. Ибо светские иерусалимцы, вопреки своему обыкновению, на этот раз массово и дружно устремились к избирательным урнам, чтобы поддержать своего кандидата. А точнее – чтобы не допустить победы его соперника-ортодокса.

Что же так испугало светских иерусалимцев? Ответ на этот вопрос довольно четко озвучила известная израильская блоггерша, обычно далекая от политики, однако в день выборов опубликовавшая призыв голосовать за Барката: "Я бы этого не писала, но плакаты, в каком виде нам можно появляться на улице ИХ города, уже висят и в нашем районе. А история со школами коснулась и меня. Я не считаю, что религиозные школы это плохо. Наоборот. Я просто считаю, что у меня должен быть выбор. И я видела в этом году, как муниципалитет пытался закрыть нашу школу. С формулировкой "мало детей в районе", только вот до записи пол района вдруг перестало относиться к нашей школе. То есть 30 лет относилось, а тут как отрезало. Повезло нам с директором. Через неделю все стало, как раньше. И, кстати, нерелигиозных детей в этом году в нашем районе стало больше, чем в прошлом. Хотя муниципалитет не был готов принять эту точку зрения".

И действительно, традиционные ультраортодоксальные кварталы давно уже не могут удовлетворить квартирные потребности растущей общины. Поэтому ультраортодоксы массово переселяются в соседние светские кварталы, постепенно вытесняя их прежних жителей, не испытывающих восторга от новых соседей с иными ценностями и иным жизненным укладом, к тому же не отличающимся терпимостью и готовностью к компромиссам.

Как видно из приведенной записи, даже при "толерантном" Луполянском ультраортодоксальные муниципальные власти нередко способствовали исходу светского населения со спорных территорий - в частности, через закрытие или "укрупнение" нерелигиозных школ (подобные жалобы мне доводилось слышать и от других иерусалимцев). И мало кто сомневался, что при Поруше, если бы он победил, подобные тенденции лишь усилились.

Еще один вопрос, волновавший иерусалимцев – распределение городского бюджета, а также выделение участков под жилищную застройку. Мало кто сомневался, что при Поруше ультраортодоксы получат львиную долю, особенно в земельном вопросе, поскольку еще со времен работы в минстрое Поруш наладил прочные деловые связи с ультраортодоксальными подрядчиками.

Еще одна проблема – работа, которой в Иерусалиме почти нет, особенно для людей с образованием. Так что сотни "белых воротничков" вынуждены работать в Тель-Авиве и окрестностях, ежедневно тратя на дорогу по несколько часов (из-за пробок и отсутствия нормальной железной дороги). Разумеется, на муниципальном уровне эта проблема не решается. Однако все понимали, что Поруш, чьи избиратели в хай-теке почти не работают, этим вопросом не будет заниматься вовсе.

Однако, в первую очередь, иерусалимцы голосовали не за программу, а за образ. Нир Баркат стал для них символом открытого светского общества, в котором религиозные и нерелигиозные смогут жить бок о бок, не указывая друг другу, кому как жить и во что верить. Поруш же, напротив, олицетворял ультраортодоксальное "гетто", в котором нет места для "не-своих". И этот образ оказался достаточно непривлекательным и пугающим, чтобы заставить политически инертных горожан все-таки встать и дойти до избирательной урны.

Евгений Левин,
для "Портала–Credo.Ru",
Иерусалим.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования