Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Алауди Мусаев. ШЕЙХ МАНСУР, - М.: "Молодая гвардия", ЖЗЛ, 2007, - 297 с.


Руководитель восстания против России на Cеверном Кавказе в 80-е гг. шейх и имам Мансур является одной из центральных фигур в истории чеченского народа и всего Северного Кавказа. Именно в силу этой причины его имя замалчивалось в русскоязычной советской историографии. В первые годы национального движения в Чечне в 90-х гг. прошлого века имя шейха Мансура стало символом нового этапа возрождения народа. Тогда в честь шейха были названы аэропорт и бывший центральный проспект. В настоящий момент это имя по ряду причин вновь не на слуху.

Книга известного московского юриста, профессора Алауди Мусаева дает возможность самым широким кругам людей, читающих по-русски, ознакомиться с биографией такой замечательной личности, как шейх Мансур. Он был, в первую очередь, духовным лидером народа для своего времени - и именно  духовный авторитет шейха определял его авторитет как военно-политического лидера.

Очень сильной стороной данной книги является обширный и подробный экскурс в историю Чечни и ее духовной культуры, ибо без широкого исторического контекста значение личности шейха Мансура просто не будет по-настоящему понято.

В книге излагается т.н. "хурритская версия" происхождения чеченского и родственных ему народов, ведущая генеалогию современного коренного населения Чечни фактически от шумерской цивилизации. Справедливости ради заметим, что автор не "зацикливается" на этой, мифологизированной, гипотезе, но излагает также и другие теории этногенеза, в частности, происхождения от неолитических племен Передней Азии, расселившихся здесь в IV-III тысячелетиях до н.э

Особого внимания заслуживают страницы, посвященные религиозной истории вайнахов. Когда-то чеченцы, как и многие другие народы, были язычниками, однако еще в древности у них были ярко выраженные элементы монотеизма­: они верили в единого Бога-Творца-Дела. В дальнейшем вайнахи испытали большое влияние христианства, а также ислама в его суфийской интерпретации. Также большое влияние оказали этические традиции родоплеменного общества. Например, главным качеством мужчины считалась терпение и выдержка ("собар"). Это слово совершенно очевидно происходит от арабского слова, упоминаемого в том числе и в Коране - и также означающего "терпение".

Христианство проникало из Грузии в горные районы расселения вайнахов и оставалось господствующей религией вплоть до XVI cтолетия. О христианском прошлом свидетельствует, в частности, предание о том, что предки чеченцев были "керестанами" (искаженный вариант слова "христианин") - так и до сегодняшнего дня в чеченском языке обозначаются последователи немусульманских религий, верующие в единого Бога. И хотя в XVI-XVII cтолетиях идет активный и тотальный процесс исламизации чеченского народа, в котором участвуют суфийские проповедники, прибывшие из дагестанских земель, и процесс исламизации шел синхронно с переселением чеченцев с гор в долины и на равнины, живое присутствие христианства сохраняется вплоть до конца XVIII века (а последний ингушский аул вообще обратился к исламу лишь 1864 году).

В конце XVIII века, то есть во времена шейха Мансура, в горах существовали поселения Тхаба-Ерды и Аби Ерды, в которых еще тогда можно было обнаружить фрески и христианские рукописи. А в горах возле древней церкви жил почитаемый всем народом, в том числе и мусульманами, старец Цани Саг (чистый муж), к которому обращались за советом и помощью. При этом сохранились также и остатки язычества. Все это формировало на чеченских землях религиозный синкретизм, одной из форм проявления которого стал отход от норм ислама в обыденной жизни. Следует добавить, что чеченцы, как и многие (но не все) другие горские народы, были этнополитическими и этнокультурными интравертами и не допускали установления над собой влияния не только России, но и религиозно близких стран - Персии и Турции.

Именно в условиях принявшего массовый характер отпадения от исламских правил и началась в 1785 году проповедь шейха Мансура, с рождения известного как Ушурма. Есть сведения, что в возрасте 17-18 лет он обучался в одном из медресе в Дагестане, однако основное религиозное формирование будущего шейха чеченцев и предводителя других кавказских народов шло под руководством одного из суфийских шейхов-муршидов.

Ушурма-Мансур явно обладал какой-то специфичнской харизмой, ибо имя его в народной традиции до сих пор окружено преданиями, сходными с теми, что существовали вокруг имени пророка Мухаммада - в частности, о пришествии к нему в детстве ангелов и чудесном перенесении. Публично Мансур говорил так: "Я не святой, не пророк, но мне повелено от Бога утверждать народ в законе Его". Предание гласит, что тайну своей миссии шейх Мансур открыл лишь двум кади (шариатским судьям), после чего те сказали народу, что не могут о том говорить публично, иначе всякий, кто узнает эту тайну, будет поражен смертью.

Большая часть повествования посвящена восстанию против русских войск под руководством шейха Мансура. Автор показывает, что в данном случае религиозная харизма шейха Мансура наложилась на проблему очень жестокой для местного населения, привыкшего к свободной жизни горцев, колонизаторской политики Екатерины II. Дается ответ на вопрос, почему именно Чечня стала сердцевиной движения шейха Мансура. Это произошло потому, что в Чечне по сравнению с соседнями территориями менее всего были развиты отношения феодальной зависимости и большинство вайнахов были абсолютно свободными людьми. Как позитивный момент следует отметить то, что автор - сам чеченец по национальности - воздерживается от односторонне эмоциональных оценок этой драматической истории.

Большую познавательную ценность этой книги как исторической работы придает публикация в заключительной части следственного дела шейха Мансура, скончавшегося в 1794 году в заключении в Шлиссельбургской крепости.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования