Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
24 апреля 2012, 20:13 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Стационарная изоляция: прогноз ближайшего будущего для РПЦ МП. Несколько предварительных напоминаний


Для кого-то из, как принято сейчас говорить, "экспертов" штормовое нанозапыление РПЦ МП стало полной неожиданностью. Таким людям можно рекомендовать сделать критические выводы о своей способности к анализу событий религиозной жизни и впредь заниматься каким-нибудь более подходящим для себя делом. Тестом на адекватность способности к прогнозированию должна была стать, по крайней мере, активность В.М. Гундяева еще в 2009 году, особенно на стадии собственного избрания в патриархи, или уж, в самом крайнем случае — для наиболее непонятливых, — первые разговоры о введении новых законов по наделению РПЦ МП недвижимостью из государственного кармана (не позднее 2010 года). Нужно было увидеть заранее, к чему это приведет. В российских условиях любое значительное богатство дает не независимость, а закабаление госчиновниками и втравливание в подковерные бульдожьи бои. С такими данными на руках тенденции развития мог не видеть только слепой.

Для всех остальных аналитиков вопрос был только в сроках. И даже еще более конкретно: до выборов Путина 4 марта 2012 года или после? Очевидно, что сам Путин предпочел бы "после", причем, даже не "сразу после", и эти сроки обсуждались довольно широко в околовластных кулуарах еще в 2011 году. Но на деле получилось "до", так процессы не были полностью подконтрольными.

Еще в 2003 году, во время очередного обострения возни вокруг патриаршего престола РПЦ МП, мы написали статью "Каков им подобает архиерей…", где предупреждали на случай избрания нынешнего руководителя патриархии: "Под патриаршим куколем российская государственная власть может обрести — в лице Кирилла, ставшего Патриархом, — какого-нибудь очередного Ментимера Шаймиева… Пожалуй, именно Шаймиева: не Джохара Дудаева, конечно, но именно такого, вроде Шаймиева, "неудобного, но в границах терпения", субъекта". В общем-то, эта оценка соответствовала и мнению Путина еще на момент старта последней патриаршей гонки в конце 2008 года, но в последний момент Путин поддался влиянию небольшой, но активной партии московского духовенства, действовавшей через цепочку "жена Медведева—Медведев—Путин", — о чем вскоре и пожалел. Сейчас, в критический для себя момент, нынешний Патриарх РПЦ МП награждает в Морском соборе в Кронштадте Светлану Медведеву каким-то церковным орденом I степени, а блогеры принимают это за пожалование ее саном Владычицы морской. Между тем, тут все более прозаично: В.М. Гундяев вновь взывает к той силе, которая вознесла его на патриарший престол, теперь зашатавшийся, — авось, поможет.

Впрочем, мы сейчас не будем заниматься анализом причин и поводов происходящего вокруг РПЦ МП, а займемся только прогнозом, причем, в основном, — прогнозом краткосрочным.

Новое место для РПЦ МП

Нужно сразу сказать, что никакого масштабного раскола или хотя бы "откола" в ближайшие месяцы не будет. И Патриарх останется прежний. РПЦ МП сорвалась со склона политического Олимпа, но летит вовсе не в бездну, а всего лишь к подножию горы — поднимая много пыли и треска, теряя привлекательный товарный вид, но не раскалываясь (подробно о перспективах движений людских потоков из РПЦ МП на ближайшее время мы написали здесь). Долетев до низу, РПЦ МП предстанет взорам прохожих, — когда осядут клубы нанопыли, — в виде грязноватой и обшарпанной, но по-прежнему большой глыбы. На самом деле, внутри этой глыбы будут довольно значительные повреждения внутренних органов, из-за чего она станет еще менее поворотливой и еще более похожей на неодушевленный предмет. Главное же из заметных внешнему взору изменений — радикальная перемена положения этой глыбы в социальном пространстве.

Такое состояние можно назвать стационарным: оно похоже на равновесное, но в действительности не является таким же устойчивым, а характеризуется всего лишь торможением процессов, способных его изменить. Степень этого торможения может оказаться разной. Если сама РПЦ МП не даст в ближайшее время новых и ярких информационных поводов (вроде бы, не должна, но с ней происходит еще и нечто иррациональное и неподвластное прогнозам, поэтому я бы окончательно не исключал), — то к июлю уже наступит ее временная стабилизация. Если же в течение ближайших месяцев новые яркие поводы все-таки будут возникать, то тогда стабилизация окажется не такой уж стабильной, и РПЦ МП будет потряхивать до самого начала нового политического сезона грядущей осенью (когда, — и это уже в любом случае, — потихоньку начнутся ее более серьезные трансформации).

В чем специфика того нового положения в социальном пространстве, к которому катится, дребезжа и подпрыгивая, РПЦ МП?

Мы много слышали от ее лидеров разговоров о том, что, мол, "Церковь отделена от государства, но не отделена от общества". При этом мы понимали, что в действительности все ровно наоборот: РПЦ МП все более отделяла себя от общества, делая ставку на государство. Но если так, то и вести себя надо было иначе — не выпендриваясь перед прочими госчиновниками. А теперь получили сложности сразу и с государством, и с обществом. Причем, сейчас и само государство косвенно позаботилось, чтобы сложности с обществом усилились. Коррупционно-бюрократическое российское государство, как, впрочем, и Московская патриархия, не умеет ни с кем сотрудничать на равных, а требует только подчинения. Поэтому претензии РПЦ МП на самостоятельный ресурс общественной поддержки — это, в глазах государственной власти, своего рода, экстремизм, который воспринимается, в лучшем случае, как демонстративное оскорбление лучших государственных чувств. Что, разумеется, наказуемо.

Теперь вокруг социального объекта, который мы пока неточно и условно назовем РПЦ МП, будет выкопан санитарный ров, засыпанный хлорной известью. Чиновники будут опасаться лишний раз подходить близко, а для общества этот объект превратится во что-то антисанитарное. Тут, впрочем, необходимо внести уточнение — в каком смысле мы тут сказали о "РПЦ МП". Мы тут говорим не о всех верующих и клириках РПЦ МП, а только о ее правящей корпорации и тех, кто подчиняется корпоративной этике этой корпорации (не путать с христианской моралью). Ведь не секрет, что даже тех, кого нынешний Патриарх РПЦ МП назвал "предателями в рясах", — то есть клириков, что-то запомнивших из Евангелия и готовых этому верить, — в РПЦ МП довольно-таки много, а еще больше тех, кто не имеет ряс, но, как правило, представляет себе Евангелие гораздо лучше, чем большинство тех, кто имеет.

Для власти новое изолированное положение РПЦ МП — это временная мера, чтобы дать ей "вылежаться", а потом, глядишь, сменить Патриарха и заново встроить ее в государственную машину, но уже на общих чиновничьих основаниях. При этом государство не имеет специальных сил и возможностей, чтобы внимательно следить за внутренними процессами в РПЦ МП и влиять на них как-то исподволь и мягко, как могла делать советская власть через свой Совет по делам религий. Нынешняя власть уделяет внимание РПЦ МП только от случая к случаю и крайне грубо: дали по голове, подождали, чтобы клиент слегка ожил, заменили батарейку (Патриарха) и отправили снова гулять…

Но теперь эта схема, которая у российской государственной власти готова по умолчанию для всех случаев жизни, вряд ли сработает. В обществе разбужен серьезный интерес к РПЦ МП. Она интересует, главным образом, одним — как источник опасности (в частности, мы говорили об этом здесь). Общество серьезно озаботилось проблемой сосуществования с РПЦ МП (как свидетельствует, например, вот этот недавний документ). И оно будет решать эту проблему независимо от государственных инициатив. А если независимо — то, очень может быть, что успешно.

Видимо, через несколько месяцев можно будет ожидать, что общество перестанет лишь пассивно отбиваться от "корпорации РПЦ МП", а возьмет на себя инициативу в наконец-то завязавшемся диалоге. Целью этого диалога, скорее всего, станет попытка выяснить, возможна ли РПЦ МП отдельно от "корпорации РПЦ МП".

Епископ Григорий (Лурье),

для "Портала-Сredo.Ru"


    В сюжете:

23 мая 2016, 14:56  
В спортзале одной из школ Новосибирска появились иконы
18 мая 2016, 17:46  
Александр Невзоров удивлен легкомыслию тех, кто собирается вкладывать деньги в возведение в Крыму гигантской статуи Христа
13 мая 2016, 10:56  
МОНИТОРИНГ СМИ: "У человека, в отличие от дьявола, нет дна". Интервью с режиссером Александром Сокуровым накануне лекции в Израиле
12 мая 2016, 18:07  
По данным правительственной российской газеты, рейтинг доверия к РПЦ МП в России снизился на три процента
12 мая 2016, 15:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: За убийство в 26-м отделе можно спросить батюшку. В Красногвардейском суде Петербурга начался процесс над бывшим оперативником, обвиняемым в убийстве информатора
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования