Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
14 декабря 2011, 18:00 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, кандидат философских наук МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ о религиозно-политических уроках 4-10 октября и перспективе появления российской «партии Паликота»


"Портал-Credo.Ru": На днях в своей публикации на "Портале-Credo.Ru" Вы высказали мысль о том, что впервые в постсоветской истории религиозное событие (поклонение поясу Богородицы в российской столице) предшествовало стремительным политическим изменениям и стало, по сути, своеобразной демонстрацией протеста. Вместе с тем, ни религиозно окрашенные, ни антиклерикальные лозунги на митингах протеста против фальсификации выборов не звучат. Наверное, здесь следует сделать оговорку: "пока не звучат". Однако, РПЦ МП слишком сильно зависит от действующей власти и, в целом, сложившийся постсоветский режим "имитационной демократии" привык обходиться без реальной конкуренции политических акторов. Удастся ли РПЦ МП и далее оставаться "вне политического процесса"?

Михаил Жеребятьев: То, что мы не слышим сегодня на площадях каких-то религиозных лозунгов - вполне естественно, ведь в России (кто бы и чего бы ни говорил) религия всё же принадлежит к сфере частной жизни, то есть не имеет полноценной субъектности гражданских отношений. Да, за последние 20 лет она стала достаточно важным элементом, но, в первую очередь, частной жизни. Религия стала достоянием каждого человека, при этом её "выход" за рамки частной жизни затруднён.

Вместе с тем, другой поток - "сверху вниз" (исходящий от власти и "титульной Церкви") – стремится определять идеальный облик религии, религиозно-общественных отношений, некой нормативной (а в действительности - выхолощенной в угоду понимания власти и церковного истеблишмента) религиозности.

Частная религиозность конфессионально помечена как православная и даже юрисдикционно промаркирована РПЦ МП, но от этого она не перестаёт оставаться тем, чем является, и другой в одночасье, по взмаху волшебной палочки или чьему-то желанию, не станет. Таким образом, соединения нового качества из простого арифметического сложения великого множества частных религиозностей не образуется. Соответственно, говорить о собственном солидаристском потенциале религии в России едва ли возможно.

А вот её "метка" и "маркировка" - это как раз результат воздействия "сверху". Не всегда это воздействие приносит нужные плоды "верхам" (светским и церковным) и, уж тем более, не "перебивает" стереотипы частной религиозности. Да и как может "перебить", если в аморфной частной религиозности не за что зацепиться? Поэтому, влияет Патриарх на результаты голосования или не влияет, не знает в России до сих пор достоверно никто. Я уже не говорю о таких мелочах, как безрезультатные попытки иерархии и рядового духовенства РПЦ МП отучить россиян посещать кладбища непосредственно в Пасхальное воскресенье.

- Какова, по-Вашему, причина такого положения дел?

- Частная религиозность в силу своей природы не имеет полноценного институционального измерения, общественные и общезначимые её проявления ситуативны. Сорганизуются носители частной религиозности лишь извне, как это было в случае с паломничеством к афонскому поясу.

Паломничество - то ключевое слово, через которое определяется существо феномена частной религиозности. Такое определение укладывается в характеристику типов религиозного поведения, проанализированных культурантропологом Виктором Тёрнером. Согласно Тёрнеру, "паломники" не прибиваются ни к одному "берегу" - они уже не здесь, но ещё не там, куда стремятся. "Паломники" пребывают в вечном движении (перемещении), в вечном поиске, не оставляют устойчивых институтов, уж тем более сознательно их не продуцируют.

- И это несмотря на очевидное присутствие религии в российском общественном пространстве?

- Я бы сделал одно уточнение: не в общественном, а в публичном. Поскольку оба понятия в рассматриваемом нами случае нетождественны. Поясню. Публичная сфера, сложившаяся в постсоветской России, есть продолжение политики действующей власти. Поэтому публичный религиозный дискурс и массовая частная религиозность пересекаются в очень специфических точках. Воздействие "сверху" представлено главным образом разными способами "научения", начиная от электорального поведения до собственно вероучительных вещей (правда, им уделяется меньше всего внимания).

Но сама эта ситуация встречи "высокой" религии и "низкой" религиозности крайне парадоксальна в силу разности своих "природ". Раз частная религиозность признаётся РПЦ МП (пускай и с некоторыми оговорками) православной, то уместен ли здесь вообще мотив "научения"? Кого учить, чему и зачем? Не станет ли само учение "лишним соблазном" для послушной паствы, предлогом для ее отпадения в "непослушание", в "рассуждение"? Но и массовая религиозность не откликается на прямой призыв. Пробуксовка ОПК - как бы ни относиться к этой инициативе РПЦ МП – проблема того же порядка, отдельное проявление общей закономерности.

Здесь - заколдованный круг, который не разомкнуть, не выходя за его пределы.

Чтобы положение дел изменилось, необходимо перейти к иной шкале измерения религиозной жизни.

- Какими Вам видятся эти "иное измерение" и иная шкала?

- Ещё раз повторю: мы сейчас обсуждаем условия преодоления разрыва между массовой частной религиозностью и институциональной религией, представленной РПЦ МП.

Так вот, изменения в российской религиозной жизни невозможны без повышения статуса институциональной религиозности "титульной Церкви".

Не обязательно институциональная религиозность должна "физически" преобладать в религиозной жизни и общества в целом, да и внутри РПЦ МП. Такого нет ни в современной Европе, ни в крупнейших современных европейских Церквах. Но там норма - высокий статус институциональной религиозности, что, между прочим, соответствует способам общественной организации европейских национальных социумов. Церкви никак и ничем не выбиваются из общего строя общественной жизни. Таким образом, любая социальная или политическая проблема неизбежно оказывается религиозной или морально-религиозной. Только при таком сценарии можно ожидать хоть сколько-нибудь общественно значимого соединения массовой религиозности с институтом-носителем.

В сегодняшней России институциональная религиозность воспринимается с подозрением, как очередное "сектантство". Такое восприятие преобладает и в обществе, и внутри РПЦ МП. Правда, на этом фоне, в руководстве "титульной Церкви" вроде бы как ждут увеличения числа воцерковленных.

- Патриарх Кирилл год назад, например, говорил, что недалёк тот час, когда воцерковленные составят 40 % от населения России.

- Я думаю, что Его святейшество имел в виду, в первую очередь, увеличение числа приходящих на исповедь и причащающихся, но никак не реально участвующих в жизни общины и РПЦ МП в целом.

- Какими Вам видятся последствия такого "переформатирования" религиозной жизни?

- Оно позволит уйти от преобладания в России частной религиозности, повлечёт за собой укрепление вероисповедных форм религии, сделает юрисдикционные и конфессиональные границы, с одной стороны, более чёткими, а с другой, в конфессиональных "стенах" появятся окна для наблюдения за происходящим внутри Церквей. Для рядовых людей станут понятными и морально оправданными правила вероисповедных конвертаций.

- Какова вероятность появления в России аналога "партии Паликота", ставшей сенсацией недавних польских парламентских выборов?

- Россия вступает в длительный процесс противостояния общества и власти. Предстоящая путинская шестилетка очень будет напоминать период правления позднего Пиночета в Чили (1980-е гг.) и Чон Ду Хвана в Южной Корее (1979-1988). Нечто похожее происходило в Польше при Ярузельском с 1981-го по 1990-й.

Власть в определённые периоды вынуждена будет делать уступки группам протеста и обществу в целом. Предметом торга в первую очередь станет способ формирования правительства из числа партий, победивших на парламентских выборах. Во-первых, это связано с разрешением институционального кризиса власти (держателем всех российских политических институтов сегодня является президент, и такая ситуация создаёт массу неразрешимых проблем). Во-вторых, Путин именно такого третьего срока, каким тот обещает стать, сам не захочет нести ответственность за абсолютно все текущие управленческие и распорядительные дела. Поэтому вероятность досрочных парламентских выборов весьма и весьма высока. И, скорее всего, выборы пройдут по закону 90-х или его аналогу с множеством участников и довольно низким проходным баллом.

- Это было бы очень логично, ибо задача такого парламента, формирующего правительство, - создание адекватного представительства общества.

- Да. Сегодня оба взаимосвязанных решения (правительство формирует парламент, и выборы проводятся с максимально возможным представительством партий) видится многим лидерам российского гражданского общества способом разрешения электорального кризиса 4 декабря. Требования, в общем, уже сформулированы.

Но в отличие от 90-х сегодняшний российский политический спектр уже не мыслим без аналога "партии Паликота". На неё существует общественный запрос, нравится это кому-то или нет. Так что при развитии нынешних политических тенденций в России велика вероятность ремейка "партии Паликота", а если по-настоящему свободные выборы прошли бы прямо сейчас, то такая партия имела шанс повторить "польское чудо" - получить до 10 % голосов.

- Почему?

- Конечно, победа - это во многом результат предвыборных технологий, но такая партия, определённо, будет выделяться на общем фоне однотипных программ и требований.

Вместе с тем, в нынешних российских условиях подобная партия не будет столь радикальной, как её польский прототип. "Очиститель веры" атеист Александр Невзоров, безусловно, найдёт себе место в такой партии, как и, возможно, кто-нибудь из "Здравомыслия". Но представить себе Невзорова и ЛГБТ сидящими на одной парламентской скамейке, согласитесь, трудно. То же самое можно сказать и об отношении к ЛГБТ других потенциальных представителей списка из конфессионального спектра.

Такой партией будут озвучены антиклерикальные требования, связанные с упорядочением государственно-конфессиональных отношений в соответствии с духом и буквой Конституции и установлением реального равноправия участников религиозного процесса. Бесправные умеют договариваться между собой.

- Каким Вы видите электорат такой партии?

- Массово могут за нее голосовать городские слои, активная молодёжь, как это было в Польше. И, конечно, верующие. В этом как раз состоит отличие от Польши.

Большие партии в России всегда будут решать, в первую очередь, вопрос о власти, а потому подумают о меньшинствах, религиозных в том числе, даже не во вторую и не в третью очередь. В числе меньшинств, не говоря уже о протестантах, у нас оказываются и мусульмане, и православные, если не считать, конечно, православными всех подряд по признаку этнической принадлежности.

У верующих и живущих религиозной проблематикой (тех же демо-христиан) в России в ближайшее время не будет самостоятельного парламентского представительства. Просто ни одна политическая сила в России в обозримой перспективе не пойдёт на отмену запрета на создание партий с конфессиональным названием.

Так что единственный шанс верующим быть услышанными даёт "издание" "партии Паликота" на российский манер.

Беседовал Антон Свиридов,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

15 декабря 2011, 11:34  
МОНИТОРИНГ СМИ: АПЭ, Россия и Запад. Против вражды России и Запада
14 декабря 2011, 18:00  
ИНТЕРВЬЮ: Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, кандидат философских наук МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ о религиозно-политических уроках 4-10 октября и перспективе появления российской «партии Паликота»
14 декабря 2011, 15:37  
Клирик Днепропетровской епархии УПЦ МП прот. Евгений Максименко назвал "трусливыми шелудивыми котами" клириков РПЦ МП, поддержавших протесты против фальсификации выборов
14 декабря 2011, 14:17  
МОНИТОРИНГ СМИ: Протоиерей Геннадий Беловолов: «Это экзамен на политическое чутье нашему тандему». Священник РПЦ МП о массовых протестных акциях в связи с итогами думских выборов
14 декабря 2011, 12:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: РПЦ вносит свой влиятельный голос в призывы в пользу избирательной реформы. Еще недавно было невозможно представить, чтобы священники РПЦ МП высказывались с симпатией о народном гневе в связи с махинациями на выборах
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования