Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
12 сентября 2011, 14:50 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Вселенский Собор будет, а пентархия – вряд ли. Председатель ОВЦС МП митрополит Иларион (Алфеев) рассказал о подготовке Всеправославного Собора и своем понимании пентархии


Пресс-конференция председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) состоялась 9 сентября в Москве, в РИА "Новости". Она была посвящена Собору предстоятелей первенствующих патриархатов и автокефальной Церкви Кипра, прошедшему 1-3 сентября в Стамбуле под председательством Патриарха Константинопольского (Вселенского) Варфоломея. Но прежде глава ОВЦС поведал про обсуждавшуюся на Фанаре в числе прочего подготовку к созыву Всеправославного Собора, которая, по мнению митрополита, будет идти еще не меньше двух лет, а при худшем раскладе - и все 50.

Такой неспешности не следует удивляться, ведь со времени последнего, Седьмого Вселенского Собора минули уже столетия. Идея провести вновь нечто подобное родилась после Второй мировой войны, "когда значительно интенсифицировались контакты между православными Церквами", сказал Иларион.

В ходе трудного, полувекового процесса согласований Церквам наконец удалось договориться, что одной из главных тем Всеправославного Собора будет "каноническое устройство православной диаспоры" там, где уже "сосуществуют разные православные юрисдикции" - в Западной Европе, Америке и Австралии. Обсудят также вопросы церковного календаря, унификации церковных постановлений о посте, поговорят о препятствиях к браку, об отношении православия к остальному христианскому миру и о порядке предоставления церковной автономии, а еще - об экуменизме, политике и социальных проблемах.

Но остались и до сих пор "несогласованные" вопросы. Это вопрос о том, "кто и каким способом" предоставляет Церкви автокефалию, то есть самостоятельность. Митрополит пояснил, что, "как правило, автокефалия вообще не предоставлялась – ее та или иная Церковь объявляла, а потом уже задним числом, иногда несколько десятков лет спустя, эта автокефалия признавалась Константинопольским патриархатом и другими поместными православными Церквами". Но бывали и такие случаи, как с Польской Православной Церковью, которой "автокефалия была предоставлена дважды – сначала Константинополем, а потом Московским патриархатом" (В настоящее время, правда, Польская Церковь отказалась от "московской" автокефалии, привезенной в Польшу танками Красной армии). Чтобы избежать путаницы, сошлись на том, что впредь для предоставления автокефалии необходимо согласие всех поместных православных Церквей. Но как именно будет фиксироваться "межправославное согласие" и подписываться "Томос об автокефалии", договориться Церквам пока не удалось.

Другой "несогласованный" вопрос – о диптихах, то есть о порядке следования Церквей друг за другом в официальных списках и при литургическом поминовении. По словам Илариона, "все Церкви признают первые пять мест – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский патриархаты", а дальше каждый патриархат по-своему располагает Церкви в своих диптихах. У Константинополя, например, Грузинская Церковь стоит на девятом месте диптиха, а у Москвы – на шестом.

Может ли состояться Всеправославный Собор, пока остаются эти вопросы? РПЦ МП относится к тем, кто готов "принимать участие в Соборе по 8 темам, которые уже согласованы", а прочие темы - оставить "на послесоборный период".

Рассказывая о своей поездке в Стамбул, митрополит Иларион подчеркнул, что Собор предстоятелей ближневосточных Церквей (так это мероприятие называют в Москве) важен именно сейчас, когда политические перемены в том регионе (например в Египте) "ставят под угрозу само существование христианства в целом ряде стран, где христиане на протяжении веков жили и сосуществовали с мусульманами". Западные державы, помогая арабским революциям, не очень хорошо представляют себе дальнейшее развитие таких стран, как Ливия и Сирия. "Собираются ли они вообще обеспечивать там безопасность христиан?" - недоумевает иерарх. "В Ираке при Саддаме Хусейне около 1,5 миллионов христиан мирно уживались с мусульманами, сегодня там не осталось и половины от этого числа", - сокрушается он. При этом митрополит Иларион не отрицал, что "весной Европейский парламент принял резолюцию, касающуюся положения христиан в различных регионах мира". От Европарламента не отстает и РПЦ МП. В самом конце весны она тоже сделала заявление по этому поводу.

Собор в Стамбуле продолжает цепочку встреч, посвященных этой тематике. Первая была в Иордании, вторая - на Кипре. В Соборе участвовали предстоятели Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Кипрской и Антиохийской Церквей.

Касаясь подготовки к Всеправославному Собору, предстоятели высказали пожелание, "чтобы прежде этого Собора состоялась встреча предстоятелей поместных православных Церквей с целью рассмотрения регламента работы межправославных подготовительных комиссий и с целью возможного пересмотра способа принятия решений". Проще говоря, собираются посягнуть на "метод коненсуса". "Если решения будут приниматься простым большинством голосов, тогда, конечно же, любая Церковь может оказаться в таком положении, когда будет принято решение, противоречащее ее позиции. Разумеется, это радикальным образом скажется на всей ситуации межправославных отношений", - пояснил митрополит. Он обозначил резко отрицательное отношение к этому со стороны Московского патриархата: "Каждая Церковь, хотя и не имеет права вето, но должна иметь право отстаивать и защищать свою позицию". У РПЦ МП нет никакой корысти в "методе консенсуса". Ей была бы даже выгодна опора на простое большинство, ведь РПЦ МП, по мнению Илариона, "включает в себя около 150 миллионов верующих в разных странах мира, а это больше, чем совокупная численность всех других поместных православных Церквей".
И чтобы еще раз "дать почувствовать разницу", митрополит предположил, сколько представителей РПЦ МП могли бы приехать на Всеправославный Собор: "Я считаю, на него должны съехаться все епархиальные архиереи из всех поместных православных Церквей, со всего мира - так, как это было на Вселенских Соборах. По моим очень предварительным подсчетам, речь идет примерно о 500 человек. А в Русской Православной Церкви сегодня 222 архиерея". Иларион считает это важным моментом. По его мнению, Собор не сможет быть представительным, если от каждой Церкви будет только по 5-10 делегатов.

Таким образом, фактор количественного перевеса все же оказался на первом месте. А чтобы ни у кого не возникало мысли искать здесь противоречия, митрополит предупредил: "Очень важно, чтобы никто не пытался раскачивать лодку мирового православия или вбивать клин между отдельными Церквами… Ни одна Церковь не должна пытаться навязать свое мнение другой, и мы должны в духе солидарности и соработничества совместно готовить святой и великий Собор Православной Церкви". "Все равно консенсуса об отмене консенсуса не будет", - подытожил он, имея в виду предстоящую встречу предстоятелей, предваряющую Всеправославный Собор.

Среди заданных журналистами вопросов был и такой: "Попадает ли РПЦ МП в возрождающуюся пентархию?" На это Иларион ответил сначала историческим экскурсом: "Пентархия – это церковно-политический концепт, который существовал в Византии во второй половине I тысячелетия. Суть этого концепта заключается в том, что Вселенская Церковь управляется пятью Патриархами – Римским, Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Именно вот эти патриархаты на тот момент существовали и реально действовали. Была, кроме того, автокефальная Кипрская Церковь, которая не входила в эту пентархию, потому что, по-видимому, членами пентархии считались только Патриархи. Первым по чести в этой компании из 5 человек был предстоятель Римской Церкви. Причем надо сказать, что члены пентархии не встречались между собой в полном составе. То есть сам по себе этот концепт был достаточно умозрительным, и фактически он перестал существовать, когда произошел печальный разрыв между Римом и Константинополем, когда на Западе от этой пентархии остался только один член, а на Востоке осталось четыре. Может быть, следует еще пояснить, откуда взялось первенство Константинополя на Востоке после разрыва с Римом? Ведь исторически первой Церковью, основанной Самим Христом, была Церковь Иерусалимская. И если бы при выстраивании диптихов опирались на принцип древности, тогда, конечно, первое место заняла бы она. Но сами диптихи выстраивались в IV веке, когда Рим был столицей империи, а Константинополь стал второй столицей империи – Новым Римом. И отцы Второго Вселенского Собора из уважения к Новому Риму как новой столице империи на Востоке приняли решение о том, что епископ Константинополя должен занимать второе место по чести после епископа первого Рима. А Иерусалимский патриархат оказался на четвертом месте, потому что Иерусалимская Церковь де факто прекратила свое существование после разгрома Иерусалима в 70 году и возобновилась только в IV веке, когда император Константин решил воссоздать Иерусалим на его историческом месте. Таким образом, второе место Константинополя в диптихах было продиктовано исключительно политической ситуацией в Римской империи, и так называемая пентархия сложилась в силу исторических обстоятельств, и идея заключалась как раз в том, что под пентархией подразумевается вся Вселенская Церковь. После разрыва с Константинополем эта концепция исчезла так же, как исчезли многие другие исторические и историософские концепции".

"Сегодня, - продолжил митрополит, - возрождение пентархии было бы возможно, наверное, только в том случае, если бы произошло воссоединение между Римом и Константинополем. Но такой вопрос не стоит на повестке дня. Что касается внутреннего устройства православной Церкви, то сегодня существует 15 поместных православных Церквей, целый ряд Церквей считает, что существует их 14, потому что не признают автокефалию Православной Церкви в Америке, но, так или иначе, их не 4 и не 5. И вот именно эти Церкви составляют полноту вселенской православной Церкви. И никто сегодня не может сказать, что какие-либо 5 предстоятелей являются более важными".
"Поэтому, - обратился иерарх к недавним событиям, - когда 1 сентября в Стамбуле был созван синаксис, или собрание, 5 предстоятелей, речь, конечно, никоим образом не шла и не могла идти о возрождении пентархии, потому что первое место в ней занимал Рим, и в историческую пентархию никогда не входила Кипрская Церковь. Речь шла просто о том, что Патриарх Варфоломей созвал предстоятелей ближневосточного региона для обсуждения ближневосточной проблематики".

Митрополиту задали вопрос об опасениях, что Всеправославный Собор может оказаться антихристовым. Иларион ответил, что весь процесс подготовки Собора "прозрачен" и "если по каким-либо причинам окажется, что предполагаемые решения этого Собора будут противоречить интересам или самопониманию Русской Церкви, то она просто не будет в нем участвовать, но пока процедура консенсуса обеспечивает нам возможность по любому вопросу высказывать наше мнение и не включать в повестку дня тот вопрос, по которому мы не согласны с той или иной Церковью". "Процедура консенсуса как раз и является гарантом того, что Собор не станет антиправославным", - подытожил митрополит.

Он разъяснил также, что "календарь не является священной коровой, которую нельзя трогать", и что "Церковь вправе менять календарь, если она сочтет это нужным". Другое дело, что на это нет "согласия церковного народа". Хотя, по мнению иерарха, было бы желательно христианские праздники праздновать по одному календарю, тем не менее, ситуация разных календарей "позволяет православным Церквам сосуществовать и совместно совершать богослужения".

Корреспондент РИА "Новости" Андрей Золотов, ранее известный как религиозный обозреватель газеты "The Moscow Times", заметил, что лично ему "эти хитросплетения очень интересны". "И наверно, в мире есть несколько сотен или тысяч таких людей. Но я с ужасом думаю о том, как это можно объяснить какому-то более широкому кругу читателей. Какое все это имеет отношение к свидетельству о Христе, к миссии Церкви и вообще к животрепещущим вопросам современности?" - спросил он.

"Если мы будем обсуждать только технические вопросы предоставления автокефалии и порядка диптихов, то, конечно, Всеправославный Собор не произведет того эффекта, который должен был бы произвести, - согласился митрополит Иларион. – Мы должны собраться для того, чтобы заявить о нашем единстве и обратиться к окружающему миру с посланием, связанным с жизнью людей, а не с какими-то чисто административными внутренними вопросами". Это послание, помимо того, что внесет вклад в "дело выживания христиан" во враждебном окружении, о чем уже говорилось на недавней встрече в Стамбуле, но также Церковь заявит и о том, что "она находится в диалоге с окружающим миром, и с инославными христианскими конфессиями, и с иными религиями, и готова выступать в этом диалоге с консолидированной позицией".
Последний вопрос касался запланированной на эту осень поездки Патриарха РПЦ МП Кирилла в Сирию и Ливан. "Я бы не исключил такой возможности, - сказал митрополит Иларион, - хотя и не стал бы рассматривать такую возможность слишком оптимистично. В нынешних условиях, наверно, разумнее было бы отложить поездку на более позднее время".

Феликс Шведовский,
"Портал-Credo.Ru"

Фото - "Православие и мир"  


    В сюжете:

15 сентября 2011, 15:22  
Глава Кипрской Церкви Хризостом II посетит Грузию по специальному приглашению Илии II
14 сентября 2011, 13:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Возрождение пентархии, или Кто главный в мировом православии? Участники Собора 1-2 сентября сделали серьезную заявку на переформатирование современной системы Поместных Православных Церквей
13 сентября 2011, 16:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Пентархия» - инициатива с прицелом на будущее. О хитросплетениях греческой церковной политики в интервью РНЛ размышляет аналитик Андрей Рогозянский
12 сентября 2011, 18:34  
МЫСЛИ: Димитрий Саввин. ЭЛЛИНИЗМ ГОЛОВНОГО МОЗГА. Украина – главный камень преткновения для неопентархии
12 сентября 2011, 14:50  
РЕПОРТАЖ: Вселенский Собор будет, а пентархия – вряд ли. Председатель ОВЦС МП митрополит Иларион (Алфеев) рассказал о подготовке Всеправославного Собора и своем понимании пентархии
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования