Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
29 июля 2009, 12:54 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: "Скрипач не нужен, дарагой". Игумен РПЦ МП Агафангел (Белых) о том, почему он не может поехать на Селигер


Честно говоря, мне как-то неловко за батюшку Всеволода. Я бы и не публиковал эту "Часть 2" если бы не были раньше назначены встречи с людьми и не требовалось бы, во избежание кривотолков, объяснить моё отсутствие.

О том, что я могу поехать на Селигер я узнал от отца Димитрия Карпенко. Я обрадовался, так как в это же время приехала в Россию моя дочь, и был хороший повод слетать мне на пару недель на материк. Я даже договорился с друзьями, что она поживёт там же, на берегу озера в их коттедже в это время. Тем паче, незадолго до того, я сказал ребятам из чудесной костромской команды "Комбабакх", которых звали выступить на Селигер, а они сомневались было – ехать или нет, что там собираются обычные ребята и не стоит лишаться возможности общения из-за предвзятого отношения к этому ежегодному действу. Т. е. моя позиция, надеюсь, понятна – сама идея подобных форумов мне не сильно близка, но мне, - преподавателю миссиологии, эта поездка была интересна, как возможностью общения, так и для анализа того, какая парадигма современного миссионерства предлагается молодёжи. Тем более, что в программе лекций были заявлены такие экзотические темы, как фандрайзинг. В связи с тем, что мы еле наскребли денег на несколько рулонов рубероида для ремонта крыши, мне это было любопытно в особенности.

ЧТО БЫЛО НАПИСАНО ОБ ЭТОМ В ЖЖ:

1. Просто написал о том, что мы с о. Димитрием едем в это место;
2. В блоге Якеменко, ответил отцу Вадиму Булатову, что я еду, как гость;
3. Договаривался о встречах с разными людьми;
4. Обещал очерк и фоторепортаж о православной смене сайту Милосердие.ру
5. Привёл ссылку на официальный сайт православной смены с темой лекций "фандрайзинг". Всё, кажется…

PERSONA NON GRATA

Думаю, что именно моё обещание написать очерк с фотографиями стало одной из решающих причин малопонятного поведения организаторов. За пару дней до отъезда батюшка Всеволод сообщил третьим лицам о своём нежелании видеть меня на Селигере. На следующий день он, в телефонном разговоре сказал,. что "пусть едет, только ничего плохого не пишет - мы же одно дело делаем". Следующий звонок был поздно вечером перед самым отъездом и, в итоге оказалось, всё же, что: "Скрипач не нужен, дарагой" (с). Причиной было названо то, что я "плохо отозвался о Селигере в ЖЖ" и "сам не хотел туда ехать".

ЗАЧЕМ БОЯТЬСЯ ЧЕЛОВЕКА С ФОТОАППАРАТОМ?

Вот, представим, что я бы продемонстрировал делинквентное поведение, недостойное священнослужителя и приехал бы самовольно в строго охраняемый лагерь? Что бы произошло? Я бы пытался тайно проникнуть через три кордона, смешно лез через высокий забор, неуклюже убегал от охранников, опознавших меня в профиль по юзерпику. В поимку толстого монаха с фотоаппаратом включились бы все желающие юные участники, Кауров приехал бы из Киева со своим матюгальником и начал привычно руководить массовыми действиями православной молодёжи по загону и отлову нелегального миссиофоба – сторонника гетто. Всем было бы весело от забавной беготни на свежем воздухе и ликующие крики будущих миссионеров далеко бы разносились над гладью древнего озера . Но я человек послушный и поэтому, увы, три тыщи собравшихся на этот форум были лишены радостных догонялок, а я – бесплатной возможности сбросить пару килограммов.

А что бы случилось – не воспользуйся отец Всеволод совковым "телефонным правом"? Было бы общение единомышленников в братском, христианском духе (я, конечно, идеалист и уж позвольте считать, что было бы именно так). Появились бы на двух больших православных информационных ресурсах фотоочерки с аналитическим текстом, не было бы этой некрасивой ситуации, -- будто организаторы православной смены испугались возможной дискуссии, и решили "не пущать" инакомыслящих любой ценой.  Жаль, что это превращается в тенденцию...

Необходимое отступление: О принципах, которые должны быть положены в основу дискуссий, кстати, упоминал в прошлом году на пресс-конференции Интерфаксу будущий Патриарх, который "…подчеркнул, что православная миссия во многом зависит от единства и взаимопонимания в среде самих миссионеров.

Митрополит Кирилл "очень положительно" оценил сам факт дискуссии о миссии Церкви в современной России - такую дискуссию, по его словам, было трудно представить еще десять лет назад. Однако теперь важно обратить внимание на тон внутрицерковной полемики. Глава ОВЦС призвал "отойти от стилистики бурных и конфликтных 90-х гг., когда любая проблема политизировалась, раскалывая аудиторию, когда использовался язык стереотипов, навешивались ярлыки". Теперь надо ориентироваться на другой образец: "Мы должны стремиться к той общецерковной дискуссии, которая имела место в начале ХХ в. в преддверии Поместного Собора 1917-1918 гг. На повестке дня было множество вопросов…, перечень их был не меньше, чем сегодня. И были острые дискуссии", -- напомнил митрополит Кирилл. Однако тон этих обсуждений очень отличался от сегодняшнего: "Когда читаешь предсоборные дискуссии, то поражаешься интеллектуальному уровню этой дискуссии и ее интеллигентности. Можно было выражать разные точки зрения, но никому и в голову не приходило обвинять друг друга в предательстве православия, в обновленчестве, в криптокатолицизме, в фанатизме – этих слов вообще не существовало!" -- сказал глава ОВЦС.

Сегодня, когда, по его словам, "Русская Церковь стала Церковью всего народа", она должна "учиться говорить с людьми, которые отождествляют себя с разными субкультурами". Но этот поиск общего языка не должен сопровождаться "провокациями внутренних разделений и конфликтов". "Важно, чтобы тема миссии сегодня обсуждалась широко, но чтобы это обсуждение не разделяло Церковь, а консолидировало наши усилия", - подчеркнул митрополит Кирилл."

источник Благовест-инфо 2008

Вот его же чудесные слова: "Апостол Павел говорил: "Надлежит быть и разномыслиям между вами (1 Кор. 11, 19). Для чего?" - "Чтобы открылись искусные". Но если мы с вами психологию внешнего мира принесем в Церковь, то погубим наших людей. Пока то или иное явление в Церкви не осуждено Собором, не предано критике и не отвержено, ни в коем случае не нужно выносить о нем своего критического радикального отношения... Поэтому я очень бы попросил всех тех людей, которые болеют за чистоту православия, понимать следующее: в нашей огромной стране, в нашей огромной Церкви мы никогда не будем иметь единомыслия по всем вопросам. Мы должны научиться жить в единой Церкви с некоторыми элементами разномыслия. Важно уметь отделять овец от козлов, плевелы от пшеницы. И там, где реальные плевелы, давать бой, а где их нет, снисходить любовью".

Какие же "элементы разномыслия" существуют у нас? Всего лишь один -- взгляд на приоритеты в миссионерской деятельности.

Вот цитата из "Строматов": прот. Всеволода Чаплина: "...важно использовать любую возможность, чтобы свидетельствовать о Боге и Церкви через средства массовой информации. И не надо бояться сомнительного контекста – вспомним, что апостолы проповедовали на улицах и в сонмищах язычников, а Сам Господь не чуждался общества грешников, то есть, говоря современными словами, "нерукопожатных маргиналов". И будем заботиться о том, чтобы, уже придя в храм, люди встретили там добрых пастырей и радушных братьев и сестер".

Прекрасные слова. Я считаю точно также, с одной лишь поправкой, - озаботиться наличием радушных братьев и добрых пастырей Церковь должна в первую очередь, а организацией массовых шоу среди "неруопожатных маргналов" - во вторую. Можно было сделать это, например, темой беседы с молодёжью, но проще вышло снять трубочку и набрать номерок. В итоге негативных материалов связанных с Селигером 2009 в сети предостаточно, а позитивные пока только в блоге kirillfrolov.

ОТДЕЛЬНО О КИРИЛЛЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ ФРОЛОВЕ )

Кирюша -- человек вне подозрений. Он тут не при чём. Я вдруг постиг его натуру -- он не провокатор, не наёмник, он -- вдохновенный фантазёр, верящий в свои придумки. Сейчас он успешно проходит кастинг на роль "Жириновского от РПЦ" и, если "сын юриста", наверняка прекрасно понимает who is who, то Кирюша, думаю, серьёзно уверен в том, что он, сам по себе, что-то представляет. Как в старом киношном анекдоте, про то, что все артисты, приглашённые на съёмки фильма "Ночной дозор- 2" знали, что они снимаются в кино и только Анита Цой думала, что пришла на день рождения юного мага Егора.

Для политических игр нашей Церкви -- он фигура необходимая и, думаю, что негласно поддерживаемая. С одной стороны, КАФР -- не числится ни в каких официальных церковных структурах, с другой -- может (именно поэтому) не стесняться в выражениях и методах проводя "политику партии" в жизнь. К сожалению, на моей памяти КАФР несколько раз просто тупо дезинформировал свою крышу внедряя совсем уж безумные фантазии. Одна история с "анаксиосом" в которой оказался замешан, кроме меня, почтенный игумен Симеон (Гагатик) чего стоит.

Я, тогда позвонил о. Всеволоду и услышал, что это обычная сплетня. Хороша же сплетня, дошедшая до Патриарха и вернувшаяся обратно в виде грозного предупреждения о лишении сана, в случае чего. Искренне врать Святейшему – нужно, видимо, какое-то особое состояние души.

Передавший мне патриаршее увещевание протоиерей Андрей Новиков на мой вопрос: "Неужели "избранный и нареченный" митрополит Кирилл серьёзно думает, что кто-то будет там что-то кричать?" -- ответил очень чётко и ясно, -- "Нет, иначе бы вас уже давно бы заблокировали всеми доступными средствами". Очень хочется верить, что доступные средства вот такие – типа телефонных звонков и не более. В этот раз я до о. Всеволода, кстати, не дозвонился.

"ИМЕЕТ ЛИ ПОДСУДИМЫЙ ЛИЧНУЮ НЕПРИЯЗНЬ.."

Увольте. Ну какая неприязнь, если "мы же делаем одно дело"(с). Единственный случай близкого общения с отцом Всеволодом запомнился совместным исполнением революционных песен вперемешку с хитами "Deep Purple". Кажется, особенно нам удавалась моя любимая "Child in Time" что не может не радовать )) Так что – ничего личного.

ТОЧКИ НАД I

"Евангелие обещает, что врата ада не смогут одолеть Церковь, что Церковь непобедима. Но "непобедимое" не означает обязательно "победоносное". Так написано в брошюрке, которую я купил у автора с автографом за 15 рублей в 1996 году на I съезде епархиальных миссионеров. В ней говорилось о нашем поражении в этом мире: "Христиане, оставшиеся только с "социальной доктриной Церкви" в руках и с рассуждениями о "христианском понимании прав человека" не смогут устоять перед силами зла – писал Кураев 13 лет назад. Думаю, что с тех пор ничего не изменилось и он думает также.

Тот курс, который восторжествовал ныне в нашей миссии, позволяет быстро победить в этом мире. Получить рычаги влияния на общество, независимость, популярность и проч. Охватить, воцерковить, внедрить в сознание масс мысль о… ИМХО – это не вполне верный путь. Я бы не хотел таких побед. Смысл миссии я вижу в предложении опыта богообщения, что невозможно вне евхаристической общины. Здесь – приоритет, а не в ознакомительно-зазывательных акциях. Пожалуй не обойтись без поясняющей цитаты:

"Отношения, составляющие экзистенциальное событие Церкви, не расплывчаты и не абстрактны. Это вполне конкретные способы, типы и формы действования, делающие возможной связь с жизнью и существованием. Эти конкретные способы передаются от поколения к поколению как плод и выражение общего опыта. Передается ("передавать" по–гречески — paradido) именно практика опытного участия в способе существования Церкви. Эта передача в опыте называется Преданием (греч. paradosis) Церкви. Предание — это передача опыта, т. е. продолжающееся общение в едином и тождественном опыте: "О том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь… чтобы и вы имели общение с нами" (1 Ин 1:3). Жизнь вечная — не догма и не идеология. Это исторический опыт и восприятие человеком Того, Кто восстал из мертвых, Иисуса Христа, опыт и восприятие конкретного экзистенциального факта, продолжающегося, дабы быть актуализированным и явленным в каждой поместной евхаристии. Без участия в общении людей, познающих жизнь вечную, без непосредственного опыта этого евхаристического способа восприятия и, соответственно, без Предания–передачи практики (типов и форм) этого самого опыта, христианского благовестия, это лишь "бессмысленная болтовня" (Лк 24:11), пустая идеология".

Х. Яннарас.
"Вызов православного традиционализма"

Торжество "миссиофилов" не означает, что сама Церковь идёт неверным путём. За 2 000 лет чего только не было в Её истории. И нынешние иерархи – ангелы, по сравнению с некоторыми византийскими, да и российскими владыками. Однако и тогда Церковь была Святой и Апостольской и сейчас.

Не следует меня записывать и в оппозицию или называть "врагом патриарха", как это уже было однажды сказано моим заклятым другом. Патриарх это не только персона или должность, это Лицо нашей Церкви.

UPD: вот сам Святейший сказал сегодня: "Патриарх — это отец для всех. Вне зависимости от того, какого цвета паспорт в кармане, вне зависимости от того, в каком мы государстве живем, — он отец всех тех, кто принадлежит к Православной Церкви, входящей в единую юрисдикцию, возглавляемую Патриархом". Я добавлю от себя - вне зависимости от  тех "элементов разномыслия", которые по его же слову, неизбежны.

Я ещё в январе написал о том, что все прения однозначно должны прекратиться с избранием Предстоятеля. Вообще, лучше читать первоисточники, а не пересказы возбуждённых фантазёров в стиле "Рабинович напевает песни Битлз". Тогда меньше шансов попасть в дурацкую ситуацию.

О ДУРАКАХ

Очень уважаемый мною иерарх, сказал по поводу всех этих событий, что у меня, похоже "Шизофрения с манией величия и я не слыхал пословицы "Бодался телёнок с дубом". Слыхал, владыка, и даже читал соответствующую книжку Александра Исаича. И, насчёт "шизофрении", в смысле – безумности подобных публичных речей – соглашусь.

Одна прекрасная журналистка, откушивая пиццы в кафешке напротив Храма Христа Спасителя, спросила меня в дни Поместного Собора – "А чего вы, отче, собственно говоря, ожидали? Что вас по головке погладят за ваше хулиганство? Ведь всё закономерно". Ожидал я внутреннего, душевного покоя, который происходит от осознания верности своих поступков. Это главнее всего.

Да, я не имею ни "мудрости змиине" ни "простоты голубине", и пусть я выгляжу инфантильным, глупым телком, бодающимся с раскидистым дубом, но совесть моя не обличает меня в чём-то недозволенном. Лучше быть юродивым дураком и жить спокойно где-нибудь подальше от миссионерских побед века сего.

И насчёт мании величия скажу напоследок )) Я не обольщаюсь насчёт собственной безгрешности. Почему-то у меня существует твёрдое убеждение в том, что все мои оппоненты нравственно чище меня. Я, пожалуй, в сравнении с ними, -- изрядный мешок дерьма, отягчённый страстями, в том числе и тщеславными. И не хочется усугублять это состояние ещё больше. Я лучше анекдот расскажу.

Есть в России две проблемы: дураки и дороги. И если одна из них легко решается с помощью асфальтоукладчика, то остаётся вторая, -- что делать с дорогами?

UPD:  по поводу
kirillfrolov.livejournal.com/618177.html

"ЖИВОЙ ЖУРНАЛ ИГУМЕНА АГАФАНГЕЛА", 28 июля 2009 г.


    В сюжете:

28 сентября 2009, 19:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Селигер и православные. Что будет, если по всей стране устроят такие акции: придуманные под руководством циничных неправославных комиссаров, да ещё и сводящие святые чувства к "приколу"?
07 августа 2009, 18:00  
Одна пара обвенчалась и 14 человек крестились на православной смене на Селигере
29 июля 2009, 12:54  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Скрипач не нужен, дарагой". Игумен РПЦ МП Агафангел (Белых) о том, почему он не может поехать на Селигер
23 июля 2009, 15:15  
Участники православной смены на Селигере будут рисовать аниме и бороться с нецензурной лексикой
05 ноября 2009, 15:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Антицерковный радикализм набирает обороты. Студенческая акция в Санкт-Петербурге - хулиганство или реакция на сворачивание религиозных свобод?
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования