Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
08 декабря 2008, 16:09 Распечатать

АРХИВ: Новый Патриарх - новые проблемы. К избранию митрополита Алексия главой РПЦ МП


Итак, свершилось: 10 июня 1990 го­да в Богоявленском кафедральном соборе Москвы взошел на горнее ме­сто, под величальное пение "аксиос", новоизбранный Патриарх, уже вру­чены ему патриарший куколь и жезл, и все храмы Москвы огласи­лись словами традиционной литурги­ческой формулы: "О Святейшем От­це нашем Алексии, Патриархе Мо­сковском и всея Руси, Господу помо­лимся"...

Итак, Алексий II, непосредствен­ный преемник в Бозе-почившего Пат­риарха Пимена и своего тезоимени­того собрата — Патриарха Алексия, которого отныне придется именовать Алексием I.

Патриарх как таковой, являющий­ся первоиерархом и первосвятителем Поместной Церкви, безусловно, явля­ется носителем особой харизмы, как бы ни оценивать его личные недо­статки идостоинства.

В пресловутом отчете заместителя председателя Совета по делам рели­гий В.Фурова членам ЦК КПСС ("Вестник РХД", №130, IV-1979) митро­полит Алексий поименован в соста­ве первой группы иерархов, "кото­рые на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патрио­тичность к социалистическому обще­ству, строго соблюдая законы о куль­тах, и в этом же духе воспитывают приходское духовенство, верующих, реально сознают, что наше государ­ство не заинтересовано в возвыше­нии роли религии и церкви в обще­стве и, понимая это, не проявляют особенной активности в расширении влияния православия среди населе­ния".

Не будем поддаваться ложным ис­кушениям и придавать этому доку­менту какое-то самодовлеющее зна­чение: источник мутный, и доверия едва ли заслуживает. Отметим толь­ко одно немаловажное, на наш взгляд, обстоятельство. Парадоксаль­но, но факт: события последних лет перестроечного фазиса, особенно по­сле празднования 1000-летия Креще­ния Руси, позволяют с достаточным основанием утверждать, что совет­ское государство проявляет явные признаки заинтересованности в воз­вышении роли религии и Церкви в обществе, в поисках действенного выхода из создавшегося кризиса (можно, конечно, сказать: утопаю­щий хватается за соломинку).

В критике отца Георгия Эдельштейна ("РМ" №3831) митрополита Алек­сия много горькой правды, но нам представляются несправедливыми слова о том, что "он десятилетиями активно сотрудничал с безбожника­ми во всех гонениях на Церковь и ве­рующих".

Но в одном отец Георгий, безусловно, прав: с выборами Патриарха по­спешили. Надо было дождаться хотя бы истечения положенных 40 дней траура. Ведь не случайно православ­ная традиция поминовения усопших столь важное духовное значение придает сорокоусту.

Однако думается, что не следует сейчас останавливаться на тех "про­ходных" официозных заявлениях и заверениях, которых, увы, не избе­жал митрополит Алексий, восхваляя, например, проект "брежневской" конституции или личность самого по­койного генсека. (Любопытных ото­шлем к интервью корреспонденту Всесоюзного радио 26.2.1977 и другим соответствующим текстам, напр., "Журналу Московской Патриархии", 1977, №5; 1977, №10, 1983, №4).

Что касается отчетов, которые пи­сали (да, вероятно, и пишут) члены Синода в Совет по делам религий, та­кая практика, увы, типична для ис­тории Русской Церкви не только в со­ветское время, но и в период право­славного самодержавия.

Не могу согласиться с утверждени­ем отца Георгия, что "бессмысленно делить членов Синода на какие-то группы" и что разница между тремя последними Патриархами — Сергием, Алексием I и Пименом — "разве что в степени владения французским язы­ком". Если мы можем без колебаний отвергнуть политику "сергианства", то личность самого Патриарха Сер­гия еще не сводится к этому общему знаменателю.

Что касается Патриарха Алексия (Симанского), человека редкой духов­ности, глубокого богослова и аристо­крата в самом лучшем смысле этого слова, то совсем недавно мы могли узнать из доклада иеромонаха Сер­гия Гордуна (Минская Духовная се­минария), сделанного на основе ар­хивных материалов, как много уси­лий предпринимал Патриарх Алек­сий, чтобы встретиться с Н.С. Хруще­вым и остановить процесс массового закрытия храмов в начале 60-х годов. О подобных же усилиях митрополи­та Алексия в Эстонии, не сомнева­юсь, нам станет скоро известно. Но инерция "сергианства" весьма замет­ным образом сказывается на самом характере его экклезиологического мышления.

В докладе "Филокалия (добротолюбие) в русской аскетической мысли", прочитанном митрополитом Алекси­ем при вручении ему диплома докто­ра богословия гонорис кауза Бого­словского факультета имени Яна Амоса Коменского в Праге 12 ноября 1982 года, он сделал обзор аскетиче­ской мысли в творениях русских бо­гословов и показал ее преемствен­ность от опыта святых отцов ранне­го христианства. Отмечая, что пра­вославное учение о красоте образа Божия в человеке имеет не умозри­тельно-философский, а назидатель­но-практический характер, митропо­лит Алексий не преминул при этом подчеркнуть, что русские подвижни­ки благочестия были великими граж­данами своего земного отечества. Это один из излюбленных его лейтмоти­вов, свидетельствующий о принципи­альной, как бы запрограммирован­ной лояльности, своеобразное прояв­ление "сергианства".

Митрополит Алексий отличается, однако, внутренним динамизмом, го­товностью к переоценке ценностей, умением перестраиваться и идти в но­гу с эпохой.

Новые мотивы возникли в докладе митрополита Алексия "Миротворче­ство Русской Православной Церкви в обновленном обществе", прочитан­ном на Архиерейском Соборе Рус­ской Православной Церкви в Даниловом монастыре в октябре 1989 года. В этом интересном аналитическом до­кладе митрополит Алексий сместил акценты с внешней деятельности русской Церкви (имевшей явно выра­женный политический оттенок) к внутренним ее задачам. Он сделал го­рестное, хотя и несколько запоздалое признание, что "мир, который, как нам казалось, царит в семье братских советских народов, обусловлен был скорее внешними сдерживающими силами (читай: тоталитарным режи­мом), чем нравственным совершен­ством и духовной жизнью" ("ЖМП", 1990, №1, с.53). Более того, с сознанием всей остроты создавшегося поло­жения митрополит Алексий заявил: "Все наше общество накалено, и в этой атмосфере достаточно искры, чтобы скрытые антипатии, недоверие и ложные представления проявили себя открытой враждой" (там же, с. 54).

Надо отметить исключительную ак­тивность митрополита Алексия, его большие усилия, проявленные в де­ятельности Конференции европей­ских Церквей (КЕЦ), президентом ко­торой он был с 1964 по 1986 год (с 1987 года — председатель президиума и Совещательного комитета КЕЦ). За­долго до перестройки, до провозгла­шения так называемого "нового мышления" и ставших теперь расхо­жими фраз о строительстве общеев­ропейского дома митрополит Алек­сий говорил и действовал в этом на­правлении, призывал к сотрудниче­ству и взаимопониманию "в нашем общем доме, каким для всех нас яв­ляется наш континент — Европа" ("В силе Святого Духа — служение ми­ру". Доклад 6 октября 1979 г. — "ЖМП", 1980, №1, с.54).

Нам импонирует и богословская от­крытость митрополита Алексия, и яв­ная способность к творческому и ди­намичному пониманию современно­го христианства, в частности, воспри­имчивость к идее "литургии после Ли­тургии", то есть внехрамовой литур­гии; этой теме посвящен одноимен­ный раздел упомянутого выше докла­да, в котором сказано:

"В нашу эпоху заповедь Спасителя о служении ближнему (Лк. 10, 36-37) приобретает еще один новый аспект, до XX века, неизвестный, — аспект глобальности, всечеловечности... В широком диапазоне христианского служения "литургия после Литургии" должна находить свое выраже­ние в наших частных и общих усили­ях, направленных к нравственному оздоровлению... при открытой и не­предвзятой информации" (там же, с. 62).

Принципиально важным явилось одно из последних известных нам публичных выступлений митрополи­та Алексия на 2-м Съезде народных депутатов СССР 22 декабря 1989 года, посвященное задачам Церкви в деле духовного обновления общества, раз­вития милосердия и благотворитель­ности, борьбе с ростом детской пре­ступности, с преступностью вообще, включая нравственно-профилакти­ческую работу духовенства с заклю­ченными в советских тюрьмах и ла­герях.

Выступление это, тем не менее, в той его части, где митрополит Алек­сий перешел к вопросу о положении униатов, оставило неприятный оса­док. Я имею в виду сам факт его апел­ляции к властям предержащим — "к руководству правоохранительных органов, к правительству Украин­ской республики"... "принять неза­медлительные меры по пресечению нарушений закона".

Такая двойственность, к сожале­нию, видимо, неизбежна, пока не преодолена полностью зависимость Церкви от государства.

Попробуем взглянуть на новоиз­бранного Патриарха в другом ракур­се, как на правящего архиерея.

Факты свидетельствуют о том, что за последние годы церковная де­ятельность митрополита Алексия за­метно активизировалась. В 1988 году митрополит Алексий совершил 23 иерейских и диаконских хиротонии, освящение часовни блаженной Ксе­нии (на Смоленском кладбище в Пет­рограде), освящение Никольского придела Михаило-Архангельского собора в Ораниенбауме (Ломоносо­ве), храма во имя великомученицы Екатерины в с. Мурине (показанное в телепрограмме "Монитор"), рекон­струированной трапезной в Петро­градской Духовной академии и др.

Событием огромной духовной важ­ности явилась передача мощей свя­того благоверного великого князя Александра Невского 3 июня 1989 г. из Государственного музея истории религии и атеизма Петроградской митрополии в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, то есть возвращение, второе обретение мощей великого заступника земли Русской, Небесного покровителя города Санкт-Петербурга—Петрограда. Митропо­лит Алексий положил немало трудов, чтобы это обретение осуществилось и было совершено должным образом, под колокольный звон всех петро­градских храмов. Он, вместе с еписко­пами Проклом и Львом, подняв ков­чег со святыми мощами, осенил им го­род на Неве на четыре стороны све­та. Мощи святого Александра Нев­ского — поистине общенациональная святыня.

Здесь будет уместно пожелать, что­бы Патриарх Алексий II содейство­вал возвращению исконного имени городу на Неве — хотя бы к 250-лет­нему юбилею Санкт-Петербургской епархии, празднование которого на­мечено на 1992 год. С развенчанием культа личности Ленина и начнется подлинная перестройка, подлинное духовное возрождение России.

В отличие от Патриарха Сергия, ко­торый, в общем, тяготел к конфессио­нальной замкнутости, следует отме­тить как положительный момент обеспокоенность митрополита Алек­сия проблемой христианского един­ства, понимание ее исключительной важности в деле свидетельства истин­ности Евангелия:

"Для тех, кто потерял веру в сегод­няшнем мире, единство было бы луч­шим свидетельством Евангелия, бы­ло бы доступным и убедительным церковным благовестием... Разве до­ходили бы волнения в республиках до такой степени накала по отноше­нию к русскому населению, если бы христиане были по-братски едины?" ("ЖМП", 1990, №1, с. 54).

Подчеркивая наднациональную природу христианства, митрополит Алексий справедливо отмечает, что национализм возникает там, где на­циональное самосознание отрывает­ся от христианского понимания на­ции. Скрытая полемика против "Па­мяти" содержится, на наш взгляд, в критических замечаниях относитель­но недопустимости призыва "к поис­ку носителей злой воли", когда не­просвещенное сознание готово обви­нить весьнарод, хотя лишь от­дельные его представители принима­ли участие в трагических событиях. И здесь митрополит Алексий, по впол­не понятным причинам, говорит сдер­жанно и осторожно, прибегает к эв­фемизмам, подобно тому, как недого­варивает, рассуждая о приоритете общечеловеческих ценностей над групповыми, избегая называть эти "групповые ценности" классовы­ми. Но он был первым из иерархов — постоянных членов Синода, который с полной откровенностью заявил о несовместимости христианской мора­ли с зоологическим антисемитизмом (интервью в "Московских новостях" в 1987 г.).

Патриарх Алексий II сравнительно молод, ему лишь 61 год. Празднова­ние его 60-летия было торжественно отмечено 23 февраля 1989 года в Александро-Невской лавре. В привет­ственном слове от имени клира и паствы Петроградской епархии про­тоиерей Игорь Мазур тогда сказал:

"Мы видим, что в значительной ме­ре оздоровление церковно-государственных отношений в Ленинграде и Ленинградской области обязано Ва­шей святительской деятельности, Ва­шему такту, Вашему умению доби­ваться осуществления подлинной свободы совести. Мы глубоко благо­дарны Вам за все это".

Хочется в заключение пожелать новоизбранному Патриарху, чтобы он был усердным ходатаем и молит­венником за открытие и возрожде­ние всех монастырей и храмов на земле Российской, чтобы он добивал­ся и добился принятия достойного ве­личия Русской Православной Церк­ви законодательства о свободе сове­сти, а также, быть может, во искуп­ление своих прошлых "вольных и не­вольных" грехов — добился упраздне­ния того страшного ярма, воплоще­нием которого является Совет по де­лам религий и которое еще тяготеет над Русской Церковью.

Одна из важных задач, стоящая пе­ред новым Патриархом, — признание канонизации Новомучеников Россий­ских и примирение, соединение с Рус­ской Зарубежной Церковью.

И сие буди, буди!

Валентин Никитин

Источник: "Русская мысль", №3834, 29 июня 1990 г., с.6-7


    В сюжете:

23 января 2009, 17:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: И дым, и слезы, и любовь. Почитание Патриарха Алексия II принимает все более причудливые формы
12 января 2009, 11:12  
Мемориальная доска, увековечивающая память Патриарха Алексия II, будет установлена на Патриаршем мосту рядом с храмом Христа Спасителя в Москве
29 декабря 2008, 13:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Уход Патриарха. Тайные знаки
15 декабря 2008, 18:47  
ДОКУМЕНТ: Письмо супруги президента РФ Светланы Медведевой о роли Патриарха Алексия II в жизни страны
15 декабря 2008, 16:32  
ДОКУМЕНТ: Памяти Патриарха Алексия II. Заявление Московского бюро по правам человека
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования