Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
18 февраля 2008, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Дело сделано, дядя... Национал-клерикальный подход к провозглашению независимости Косово может иметь самые негативные последствия


В минувшую пятницу на стене гостиницы, расположенной на одной из центральных улиц косовской столицы Приштины, появилось белое полотнище с портретом национального героя косоваров Адема Яшари, зверски убитого в 1998 году сербскими спецназовцами в родном селе вместе с семьей и многочисленными родственниками. Под портретом подпись: "Bac! Ukry!" ("Дело сделано, дядя!"). Так называли Яшари его соратники по национально-освободительной борьбе.

Теперь уже точно, дело сделано – провозгласила полную независимость страна, которую немногочисленные противники именовали "очагом исламского фундаментализма в Европе". Но тогда вопрос – почему движению к независимости этого самого "фундаменталистского очага" активно способствовали не только "однополярные" США, но также и Евросоюз, в том числе и некоторые "православные" его члены, такие как Греция и Румыния? Почему Сербию, уже давно потерявшую на Балканах былое могущество и влияние, поддерживает только Россия притом, что главным аргументом в пользу сохранения Косово под управлением Белграда является исключительно "символическая", духовно-мифологическая роль, которую когда-то (но не в XX и XXI веках) играл этот край в религиозной истории сербского народа? При нынешнем подчеркнутом "прагматизме" внешней политики России это едва ли ни единственный пример подобного рода "романтических" мотиваций. Не рискует ли Россия, демонстрирующая на примере поддержки Сербии свою "православную идентичность", утратить контроль за реальным положением дел в Европе, принеся его в жертву клерикально-националистической мифологии?

Действительно, серьезных, прагматических аргументов в пользу Сербии в косовском вопросе у России нет. Их недостаток компенсируют фантомы. Вот, например, в аналитической справке, подготовленной авторитетным Российским информационным агентством "Новости", содержится утверждение, что сербы обосновывают свои претензии на Косово "историческим правом" (в городе Пече, ныне оказавшемся на территории Косово, до 1767 года располагался престол сербского Патриарха). Но дело в том, что нет в юриспруденции такого понятия, как "историческое право". Если бы оно существовало, ой как много границ пришлось бы перекроить, а территории государств сплошь и рядом накладывались бы друг на друга...

Весьма слабыми представляются алармистские утверждения о том, что будто бы косовский прецедент разрушает всю существовавшую с послевоенных лет международно-правовую архитектуру, и делают ненужным ее важнейший орган, главного международного арбитра – ООН. По правде говоря, "послевоенная архитектура" была разрушена с распадом СССР и социалистического лагеря, с исчезновением "двуполярного" мира. Кроме того, сегодня в формате пока еще не кодифицированного до конца правового обычая все более легитимизируется принцип прямого народного волеизъявления, народного суверенитета, имеющего примат над многими внутренними и международными правовыми актами. Европа до принятия этого феномена "прямой демократии", судя по всему, идеологически, юридически и культурно дозрела. А вот Россия остается верна старым и малопонятным даже в славянских странах панславистским стереотипам эпохи Русско-турецких войн.

В самом Белграде, в отличие от Москвы, которая, похоже, больше самой Сербии переживает об "утрате Косово", клерикально-националистические заявления звучат из уст маргинальных политиков и не самых высокопоставленных религиозных деятелей. Хотя призыв епископа Рашко-Призренского Артемия к России либо прямо вмешаться в косовский конфликт военной силой, либо послать добровольцев, на фоне истории России последних двух столетий выглядит не столь уж безобидными. Под аккомпанемент подобной истерии возникали великие трагические войны, в том числе Первая мировая.

Предположим, что в контексте косовской ситуации во внешне- (и не только) политической жизни России будет сделан акцент именно на клерикальную логику как принцип. Но это неизбежно приведет Россию к довольно опасным выводам. Например, опираясь на принцип "сохранения духовно-исторического единства", ей придется поставить под сомнение независимость Украины, в результате которой за рубежами РФ осталось "русское Косово" - мать городов русских Киев, теперь столица другого государства. Однако с независимостью украинской державы сегодня, похоже, смирились даже самые радикальные национал-клерикалы.

Провозглашенное вечером в воскресенье, 17 февраля, новое европейское государство Косова (именно так звучит его название на языке основного населения страны – албанцев) довольно четко обозначает свою приверженность светскому пути развития. На своем флаге эта страна отказалась от какой-либо символики, связанной либо с религиозной идентичностью, либо с национально-исторической традицией албанцев (флагом Косово стал сокращенный вариант флага Евросоюза - на синем фоне желтые звезды и контуры страны). Но, однако, имеется расхожее поверье, что если что-то упорно повторять, о чем-то постоянно напоминать, то это обязательно материализуется. Например, если воспринимать Косово как очаг ваххабизма в центре Европы и обструкционистски действовать в этом направлении, то очень скоро исламский фундаментализм здесь станет реальностью. Предположим, Белград блокирует снабжение Косово энергией и сырьем (что он, кстати, и намеревается сделать). На первое время готова помочь Албания, но у нее самой с энергоресурсами проблема. И вот тогда-то, наверняка, свои услуги предложат богатые на ресурсы Саудовская Аравия и Иран. Разумеется с соответствующей духовной подпиткой и геополитическими видами.

Так что сегодня мировому сообществу, и России в том числе, следует принять как данность независимость Косово де юре, ибо де факто она существует, и действовать совместно для того, чтобы новое государство не превратилось в политического уродца с криминализованной экономикой, что, увы, куда более реально, чем мифический "Косовский эмират". И для православных граждан страны в эти первые дни независимости лучше, следуя призыву того же владыки Артемия, с которым он выступил в соборе города Косовска-Митровица, отсидеться в своих домах и монастырях, "независимо от того, что Господь дозволит сделать врагам нашим".

Действительно, чего зря суетится. Ведь дело сделано.

Исмаил-Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

27 августа 2015, 12:39  
Епископ Рашко-Призренский Артемий (Радославлевич), отлученный от Сербской патриархии, намерен совершить новую архиерейскую хиротонию
02 июня 2015, 21:01  
Архиерейский Собор Сербской патриархии заявил о церковном отлучении независимого епископа Артемия (Радославлевича)
29 мая 2015, 17:56  
Архиерейский Собор Сербской патриархии предъявил трехдневный ультиматум епископу Артемию (Радославлевичу), выступающему против экуменизма
28 апреля 2015, 14:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сербский владыка Артемие рукоположил себе помощника хорепископа Николая. Который без его ведома и разрешения не может рукополагать ни в диакона, ни в пресвитера
26 июня 2011, 12:02  
Сотни сербов собрались на литургию, которую "в полевых условиях" совершили опальный сербский епископ Артемий и поддерживающее его духовенство
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования