Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
30 октября 2007, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Прокуратура на страже Новруза. Решением по книге "Новруз и исламская доктрина" прокурорская власть опять превысила пределы своей компетенции


Как известно, прокурор в России больше, чем прокурор. Являясь высшей инстанцией, надзирающей за соблюдением законов, которые в России традиционно исполнялись и исполняются из рук вон плохо, прокуратуры разных уровней все чаще позиционируют себя как верховные надзиратели в целом за движением умов в России во всех сферах. Будь то политика, экономика или даже такая тонкая и интимная материя, как духовная жизнь. Причем "синие мундиры" не только наблюдают, но и активно вмешиваются, принимая или инициируя экспертные решения, от которых основательно отдает некомпетентностью и поверхностностью.

Последний такой пример – предупреждение прокуратуры Самарского района г. Самары имаму и муэдзину местной исторической мечети за распространение брошюры "Праздник Новруз и исламская доктрина". Заключение экспертизы, сделанное в Уфимском центре этнологических исследований, гласит, что указанная брошюра признана способствующей радикализации сознания части мусульманского социума, формированию у мусульман негативного отношения к носителям этнокультурных традиций.

Среднему российскому обывателю (как в рабочей спецовке, так и в прокурорском мундире) известно, что Новруз, ежегодно отмечаемый 21 марта, – праздник мусульманский. Так считают, кстати, и многие обыватели в тех краях, где этот праздник отмечается. И сохранился он на слуху до сих пор еще и потому, что коммунистическая власть милостиво соизволила сохранить из всего досоветского культурного наследия мусульманских народов именно Новруз. Его празднование показывали даже по Центральному телевидению.

Между тем, более или менее практикующему мусульманину известно, что Новруз (по-персидски "новый день") никак не связан с исламом. "Исламских корней никаких этот праздник не имеет", - отметил муфтий Джафар Бикмаев, председатель центрального управления мусульман Ростовской области. Он связан с верованиями древних индо-ариев и праздновался в древнем Иране в период господства там зороастрийской религии. Этот праздник был натуралистическим и символизировал преклонение человека перед силами природы. В зороастрийской традиции это трансформировалось в культ поклонения огню. Новруз имеет и анимистические черты – в этот день древние индо-арии поклонялись "фраваши"- духам предков. В наше время это сохранилось в виде поклонения полуденному духу Рапитвине, несущему свет и тепло.

Все это, наверное, приятно и красиво на слух и взгляд, но не имеет никакого отношения к принципам и практике ислама. И это понимают даже те, чьи знания об исламе исчерпываются уроками в средней школе или том учебном заведении, где на прокурора учат. Строгое единобожие ислама принципиально не приемлет поклонение кому-либо еще, кроме Аллаха Всевышнего, и это принципиальная установка для любого человека, считающего себя мусульманином – будь он ультралибералом или фундаменталистом. И это, если хотите, естественное право любой религии, если она позиционирует себя таковой: отвергать или ассимилировать те черты в других вероучениях, которые не противоречат ее принципам. Это – объективная данность нашего мира, нашей истории, с которой ничего не в силах поделать даже прокуратура Самарского района. Кстати, в брошюре никто не мечет громы и молнии на головы тех, кто празднует Новруз. В ней просто указывается на то, в чем и как он противоречит принципам ислама, что следует избегать тех элементов, содержащих поклонение кому-либо еще кроме Аллаха. Кстати, этот праздник распространен исключительно в турецко-персидском ареале распространения ислама, куда входит и мусульманская часть бывшего СССР. Арабы его не празднуют. А суммируя отношение ислама к нему, можно вспомнить достоверный хадис пророка Мухаммада (САС), в котором основатель ислама говорит жителям Медины, что Аллах заменил вам два языческих праздника, которые вы отмечали тем, что пели и развлекались, на два более полезных – Ураза-байрам (день разговенья) и Курбан-байрам (день жертвоприношения). В исламском Иране, правда, это национальной праздник, но исключительно в силу особенностей ирано-исламской политической доктрины, стержнем которой является ираноцентризм и великоперсидский национализм. Исламские политические власти Ирана с крайним пиететом относятся к доисламскому культурному наследию своей страны. Они ведь даже зороастрийцев ввели в перечень "людей писания", хотя Коран и не упоминает их в качестве таковых.

Вернемся, однако, от персидских мотивов куда-то поближе к Самарскому району, где есть прокуратура. Вспомним, что подобного рода проблема существует и в православии, точнее в РПЦ МП. И речь идет, конечно же, о календарно близком к Новрузу праздновании Пасхи. Известно, что возникшая в советские годы народная традиция посещения кладбищ в первый день Пасхи, представляющая собой смесь каких-то полуязыческих представлений с невежеством советских граждан в религиозных вопросах, прямо противоречит сути праздника светлого Воскресения и его церковному видению как торжества жизни над смертью. Конечно, патриархийный "минздрав" день за днем в преддверии Пасхи предупреждает о вреде подобного подхода для духовного здоровья и полноценной православной веры. Но как-то нешироко, несмело и очень втихую. Может быть, патриархии тоже выгодно поддерживать религиозное сознание на уровне народного, "этнографического" верования? Почему?

Видимо, потому, что это выгодно, и к этому стремится наше государство, и маленькая самарская история – большой пример в подтверждение этому. Глобальный смысл того, почему прокуратура активно засуетилась по поводу праздника Новруз, до которого еще почти полгода, состоит в следующем. Нынешний политический режим стремится обеспечить светскость государства и демократичность общества не путем развития свободы вероисповедания и установлением баланса между различными религиозными группами, а путем сведения религиозной жизни, прежде всего, к культурно-обрядовой сфере. Те же, кто мыслями и действиями стремится к бóльшему познанию своей религии именно как богопоклонению и старается осуществлять такой подход в жизни, не вписывается в желаемую государством картину мира и подлежит прокурорской проверке. С вынесением, для начала, предупреждения. Только вот, в данном случае прокуратура, подобно слону в посудной лавке, влезла в сферу сугубо внутрирелигиозных установок, причем основополагающих, лежащих вне сферы регулирования "светским" законодательством. И сюда ей, по определению, нет доступа, ибо сие находится вне пределов юридической компетенции прокуратуры.

Валерий (Исмаил) Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования