Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
05 октября 2006, 16:26 Распечатать

СПРАВКА: История оперы Дмитрия Шостаковича "Балда"


Государственный театр оперы и балета республики Коми поставил к 100-летию Дмитрия Шостаковича его оперу "Балда" по сказке А. Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде". Но Д. Шостакович такой оперы для театра не писал. В списке его произведений под № 36 значится музыка к мультипликационному фильму по сказке Пушкина для "Ленфильма", который так и не вышел на экраны. Режиссером этого мультфильма был Михаил Цехановскиий.

Фильм задумывался как мультипликационная опера. Начало работы над этой музыкой датируется маем 1933 г. Шостакович писал музыку по сценарию, как оперу, а затем уже соответственно музыке и тексту художники-мультипликаторы выстраивали зрительный ряд. Таким образом, первичным в этой киноленте должна была стать музыка.

К 5 ноября 1934 года было уже готово 15 номеров. По стилю музыка была не характерна для Шостаковича. Как пишет С. Хентова, "мелодический стиль цепи эпизодов-номеров был необычен и нов для Шостаковича: народно-балаганный, карусельный, ярмарочный, с красками русских лубочных картинок. <...> Калейдоскоп народных по духупопевок-"образов" чередовался в живописной сцене "Деревня": крестьянка доила корову, в грязи увязала телега, шел толстый чванливый поп, весело шагал Балда под музыку марша с темой у фагота. В сцене "Карусель" деревянные играли типично шарманочный вальсик с темой у флейт; медведь плясал под другую шарманочную музыку; Балда играл на балалайке".

Из-за несовершенства тогдашней техники звукозаписи в кино Шостаковичу пришлось пойти на сокращенный состав оркестра и использовать специфический его состав, в который вошли "главным образом деревянные и медные духовые, а также ударные. В отдельных номерах подключались балалайка, саксофон, гитара, реже – струнные".

Работа над фильмом продвигалась медленно – художники не поспевали за композитором и уже 18 июля 1934 года договор на выпуск фильма расторгли. Позже авторам дали срок с 15 мая 1935 года по 15 ноября 1935 года для завершения работы над фильмом, который, тем не менее, так и не был закончен. Шостакович создал сюиту из музыки к фильму, которая исполнялась в Ленинграде к 18 годовщине Октябрьской революции. Сюита была также исполнена на Ленинградском международном музыкальном фестивале под управлением А.Ш. Мелик-Пашаева.

Отснятые четыре части фильма хранились на складе "Ленфильма", который сгорел в начале Великой Отечественной войны. В. Цехановская, жена режиссера, которая оставалась вместе с мужем в блокадном Ленинграде, сохранила 60 метров пленки – сцену базара, которую показали в 1967 году на V Московском международном кинофестивале и в августе того же года – на Всемирной выставке в Монреале в рамках фестиваля советского искусства.

Рукопись партитуры долго хранилась у М. Цехановского, который позже отослал ее Д. Шостаковичу. Потом она хранилась в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Работа над музыкой к фильму "Сказка о попе и работнике его Балде" привела Д. Шостаковича к замыслу создать полноценную оригинальную кинооперу, расширяющую возможности оперной драматургии. Композитор позднее высказался в печати: "Меня давно занимает мысль о написании новаторской оперы для звукового кино. где доминировать будет работа композитор". Этот замысел Шостаковичу реализовать не удалось.

Таким образом, спектакль, показанный в Сыктывкаре, поставлен на музыку к несостоявшемуся мультфильму. Это подтвердили и в дирекции Театра оперы и балета республики Коми. Партитуру они получили из Малого театра оперы и балета им. Мусоргского в Санкт-Петербурге (бывший Малегот). Составителем партитуры стала музыковед Софья Хентова. Позже ее отредактировал и расширил по авторским эскизам ученик Д. Шостаковича Вадим Биберган.

В 1999 году на фрагменты из этой партитуры в Большом театре к юбилею Пушкина Владимиром Васильевым был поставлен балет "Балда", который продержался на сцене год и был снят вернувшимся ненадолго в Большой Юрием Григоровичем.

По материалам двухтомника С. Хентова. Шостакович, т. 1.

Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


    В сюжете:

09 февраля 2017, 13:15  
В России рано или поздно случится межрелигиозная война, считает известный российский режиссер Александр Сокуров
07 февраля 2017, 18:33  
Более 50 российских кинематографистов выступили в поддержку фильма «Матильда»
30 января 2017, 14:14  
Режиссер Алексей Учитель удивлен непрекращающимися нападками на фильм "Матильда", который "еще никто не видел"
30 января 2017, 14:04  
Бывший прокурор Крыма направила в Генпрокуратуру РФ повторный запрос о проверке фильма «Матильда» на "оскорбление чувств верующих"
25 января 2017, 13:37  
Около 20 тысяч "православных активистов" поставили свои подписи под петицией о запрещении фильма "Матильда"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования