Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Православно-либеральные ресурсы в Рунете


Православно-либеральные ресурсы (ПЛР) в Рунете не очень обильны. Понятие "либеральный" в данном случае предполагает два смысла. В первом "либеральный" имеет политический смысл и означает нечто близкое к "демократический" (свободный выбор религии, секулярная форма церковно-государственных отношений, отрицательная оценка альянса РПЦ МП и государственного аппарата…), а во втором – богословский дискурс, строящийся на анти-тотальной модели христианства, свободном толковании устава и канонов "в меру современного человека", экуменизме (или точнее – филокатолицизме вплоть до тайного интеркоммуниона), своеобрязном харизматическом катехизаторстве и полу-протестантском библие-центризме.

Католические и про-католические ресурсы надо обозревать отдельно, поэтому обратимся сперва к нескольким группам ПЛР. Позиционирование ПЛР происходит в жестком противопоставлении православно-политическому проекту и монархизму с одной стороны, и анти-западной, националистической (в частности антисемитской), тоталитарной и антиэкуменической идеологии – с другой. Вообще говоря, роль богословских и социально-богословских идей на ПЛР несколько выше, чем в православно-монархических ресурсах (ПМР), занятых вопросами "правопреемства", законной династии и "жидовского засилья".

ПЛР исторически делятся на несколько групп. Первую группу можно условно назвать "меневцы", по имени убиенного в 1990 г. протоиерея РПЦ МП Александра Меня, который окормлял интеллигенцию и написал немало книг. И хотя главный медиа-дьякон А. Кураев и назвал о. А. Меня "потерявшимся миссионером", у покойного проповедника и миссионера и сейчас немало последователей. Вокруг отца Александра Меня собиралась публика несколько диссидентского склада, доверие к нему испытывала еврейская интеллигенция, напуганная в конце 80-х – 90-х гг. слухами о грядущих "погромах" и росте антисемитских настроений в РПЦ МП. О. Александр был талантливым катехизатором, нашедшим ключ к интеллигенции, вместе с тем разделявший весьма широкий взгляд на христианство как на некую общую рамку, в которой на равных сочетаются разные конфессии и упования. Сам о. А. Мень симпатизировал католичеству более чем протестантизму. Сайт Андрея Еремина рассказывает о жизни прот. Александра Меня и интересен тем, что Еремин был долгое время негласным секретарем отца Александра.

Последователи А. Меня продолжают по мере сил начатое им дело. Нельзя не упомянуть и "Общедоступный православный университет, основанный протоиереем Александром Менем", который имеет свой сайт, а его программы можно увидеть здесь или тут.

Храм Космы и Дамиана в Шубине имеет свой интересный и информативный сайт, который предоставляет трибуну и о. Александру Борисову, и о. Георгию Чистякову. Другой ученик и последователь Александра Меня свящ. Владимир Лапшин, настоятель храма Успения пресвятой Богородицы на Успенском Вражке фигурирует на сайте этого храма, в котором за службами поются нередко католические песнопения и иногда молятся братья-католики.

Другой ученик и сподвижник прот. А. Меня историк и журналист Яков Кротов, священник Апостольской Православной Церкови (АПЦ), содержит одну из самых крупных и полных христианских библиотек в Интернете. В его библиотеке ориентация на наследие Александра Меня выражена весьма явственно, тем более, что в АПЦ отец Александр Мень почитается как святой мученик.

Среди последователей А. Меня можно особо отметить Библейско-богословский институт апостола Андрея (ББИ) и его сайт. Сайт отражает курс ББИ на академизм, научную библеистику и экуменическую теологию.

Другую группу можно назвать "кочетковцами" по имени иерея Георгия Кочеткова, который был в 1990-х гг. неформальным лидером "духовного возрождения", которое мэйнстримщики РПЦ МП обозвали "нео-обновленчеством". О. Георгий Кочетков создавал несколько структур, но в Интернете он представлен прежде всего "СФИ". Сайт Свято-Филаретовского института, безусловно, является одним из пионеров православно-либерального движения.

Для кочетковцев (как их обозвали недоброжелатели и противники) характерны внимание к миссионерству и катехизаторству, любовь к просветительской работе и сдержанный скепсис в отношении к церковному руководству РПЦ МП, вызванный серией гонений на миссионерскую общину о. Георгия и выдворение его со Сретенки под запрет.

Политический либерализм и православные ресурсы сочетаются не очень хорошо, ибо ПЛР стараются дистацироваться и от государства, и от политики. Поэтому найти среди ПЛР прямой "источник оранжада" практически нереально. В отличие от православных монархистов или политправославных центристов, либерально-православные более замкнуты (мягкие гонения 90-х не прошли для них даром) и более сосредоточены на богословских и чисто духовных проблемах, например построения в России православия толерантного и похожего более на западные исповедания. Но с русским колоритом.

Алексей Муравьев,
для "Портала-С
redo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования