Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Откуда эта Очередь?! И куда? Патриарший обморок, истерия вокруг ХХС, растерянность в руководстве патриархии – обзор блогосферы


Торжественно отмечаемое в конце ноября 65-летие Патриарха Кирилла (Гундяева) и приуроченное к этому событию прибытие в Москву ватопедского пояса Пресвятой Богородицы стали темой горячих дебатов в "Живом журнале" на прошедшей неделе.
Скандал по поводу дня рождения Кирилла начался раньше даты его рождения, с появлением в СМИ поздравительных текстов от священства.

Даниил Струве из Парижа, процитировав избранные отрывки из текста Луганского протоиерея Александра Авдюгина, прокомментировал: "При всем уважении к автору этих строк, делается не по себе от таких текстов. Думаю, что на территории бывшей страны всепоглощающего культа личности следовало бы соблюдать как можно большую сдержанность в публичных излияниях любви к вождям и прочим большим начальникам.
Истинная любовь скромна и стыдлива
".

Запись спровоцировала множество комментариев с цитированием разнообразных стихотворений о Ленине, а епископ Григорий (Лурье) из РПАЦ заметил: "Очень многие любят начальство искренне.
им хочется отдаться ему до конца.
чем человек искренней, тем он бесстыдней.
об этом у Фромма популярно написано
".

Блогер krutitsy, вдохновенный текстом прот. Александра, процитировал у себя в журнале стишок:
"Добрый и ласковый Ленин
Смотрит с портрета на нас –
Как мы рисуем, как мы играем,
Как хорошо нам сейчас".

Накануне значимых событий в церковной жизни РПЦ МП - прибытия пояса Богородицы и празднования дня рождения Патриарха - в ХХС было тоже нескучно. Там проходили разнообразные VIP-празднования. Блогер 3ilot процитировал светскую журналистку Божену Рыньску, попав в дайджест LJTimes, что с православными блогерами случается крайне редко: "Гламур и РПЦ.
РПЦ все гламурнеет и гламурнеет.
Пишет светская львица, только в одной записи о гламурных тусовках два упоминания:
"Во вторник мы были на презентации Vertu, которая проходила в ХХС. Там прямо в цоколе. Было там шумно. Давка. Мне с похмелья было очень хреново.
У Оли чудесное платье, вышитое. Но сама она напряженная, конечно. Сидела, развлекала батюшек, которых ей подсунул Федя Бондарчук".
Что это за поп, никто не знает?
http://msk.mainpeople.com/photo/3/Den_rozhdeniya_restorana_Vanil/1337354
".

"Попом" оказался никто иной, как "потерявшийся" еще летом архимандрит ПЦА Закхей (Вуд), бывший официальный представитель американской Церкви в Москве, запрещенный в служении. После его отказа покидать Москву, священноначалие ПЦА потеряло архимандрита из виду.

Даниил Струве писал: "В Интернете были опубликованы снимки архим. Закхея Вуда, бывшего настоятеля  храма св. Екатерины на Всполье (Американское подворье) и главы представительства Православной Церкви в Америке при Московской патриархии. Фотографии были сняты 17 ноября 2011 на вечере по случаю 10-летия московского ресторана "Vаниль". В июле этого года официальный сайт ПЦА сообщил, что священнослужитель отправлен в отпуск и отозван в США с запрещением совершать богослужения. Тем не менее архимандрит Закхей задержался в Москве, сославшись на здоровие. Позже сайт Правмир сообщил, что 21 августа архимандрит совершил воскресное богослужение в храме св. Екатерины на Всполье с разрешения митрополита Ионы и что он проходит реабилитацию в одном из подмосковных санаториев".

И, наконец, наступил тот день, 20 ноября. Самый популярный в "Живом журнале" блогер Артемий Лебедев задал тон возмущению очередями к поясу Богородицы в ХХС, поместив карту с изображением перекрытия московских улиц в связи с возникновением и движением очереди. Сергей Чапнин в своем "Фейсбуке" пытался шутить: "Э-э-эх! Хорошие сегодня были пробки. Постоял на славу!
...и что, надо готовиться, что так будет всю неделю?
"

Епископ Григорий (Лурье) поместил в своем журнале научную справку об истории культа Пояса Богородицы в Константинополе, заметив в комментарии: "Конечно, для веры в "настоящесть" такого позднего артефакта (сужу по фотографии) нужно иметь чистую душу, нетронутую образованием. но в этом ничего страшного нет".

В большинстве СМИ сообщения о поясе сопровождались гневными или ироничными комментариями, равно как и сообщения о том, что Патриарху Кириллу стало плохо во время торжественной службы в свой день рождения. Фотограф Митя Алешковский телеграфировал в своем "Твиттере" с места событий: "Судя по тому, что было видно, в алтаре все забегали. Операторы, снимавшие службу, предупредили, что больше ничего не будет и сказали, что патриарху Кириллу стало плохо" и затем добавил: "А теперь серьезно. Я бы задумался, на его месте, что он делает не так, если бог останавливает его в храме, перед речью в день рождения".

Фотограф Илья Варламов поместил в своем ЖЖ фотографии очереди в первый день появления пояса в ХХС, вызвав множество возмущенных комментариев.

Блогер uliana1975 написала: "Про пояс Богородицы. Что новодел - понятно. Что поклонение языческое и безобразное - тоже.
А ведь самое обидное, для "отстоявших", что Бог и так даст, если человеку надо. Он же не жлоб. Он дает, если полезно. А не полезно, так хоть обцелуй шкатулочки.
Богу ж отношения нужны, а не стойкость оловянного солдатика на морозе. Живи, говори с Ним, ищи. А что еще то надо
?"

Ольга Никитина из РПЦЗ(В-В) писала: "День рожденья - грустный праздник.
Как мне сообщили из Сестрорецка, сегодня московский патриарх Кирилл (Гундяев) праздновал день рожденья (что это с монасями?!) и во время литургии ему стало плохо. Ну что ж, всякое бывает, я вообще удивляюсь, как ему до этого дня было хорошо, столько трудов. Вот тут прочла: Он делал все, чтобы православное мировоззрение стало, грубо говоря, конкурентно способной альтернативой в секулярном обществе. Стоит ли удивляться, что с его интронизацией в Русской Церкви запахло весной? Ну, а весна – это, как известно, не только почки-цветочки… Это и нечистоты, которые проступают из-под снега, и потоки грязи, и авитаминоз, и многое другое, отнюдь не вдохновляющее, но, что поделать, неизбежно сопутствующее приближению лета.
Протоиерей Игорь Прекуп
http://www.pravmir.ru/chelovek-kotoromu-bolshe-vsex-nado/.
В фенологические заметки на фоне деньрожденника, так сказать, хорошо бы добавить, что после лета будут осень, зима и снова весна, вообще тема неисчерпаема. А уж про конкурентно способную альтернативу секулярному обществу - это уже и не день рождения, и не именины сердца - это пир духа, господа!
Что бы такое сказать в заключ..., чур меня, в завершение главного события этого дня? Соответствующее. Ага, вот, "минздрав предупреждает: курение опасно для Вашего здоровья!"

Вообще события вокруг дня рождения Патриарха многих вдохновили к творчеству. Блогер igigumen написал "Гимн современных миссионеров, навеянный торжествами в ХХС в день 65-я Святейшего Патриарха (на мотив "Взвейтесь кострами")".

Публицист и драматург Владимир Голышев, изучив фотографии торжественных мероприятий по поводу дня рождения Кирилла, пришел к конспирологическому выводу, что на некоторых из них находится "двойник", в точности, как он предсказывал в своей пьесе: "Как известно, торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя было прервано из-за внезапного ухудшившегося состояния здоровья патриарха. Официальные представители РПЦ признают этот очевидный факт, но при этом подчеркивают, что речь идёт о незначительном недомогании, которое не помешало юбиляру выступить на банкете.
Конечно, сама по себе эта история выглядит несколько странно. Патриарх Кирилл – человек волевой и целеустремлённый. Трудно представить, чтобы он отказался от дальнейшего участия в торжественным богослужении из-за мигрени или насморка. Причина должна быть очень серьёзной. В то же время, его появление на банкете (да еще с пространной благодарственной речью!) указывает на обратное
".

Блогера kot-pafnusha посетило кощунственное подозрение, что протодиакон Андрей Кураев в одной своей записи про торжества в ХХС тонко издевается над Патриархом Кириллом: "Что бы это значило?
Это протодиакон Кураев так тонко над патриархом стебется
- или всУрьез пишет комплимент?
http://diak-kuraev.livejournal.com/246472.html#comments
На приеме под Храмом Христа Спасителя публике пришлось пережить миссионерский культуро-шок:
часть трапез шла под бубны, песни и пляски камчадалов. Причем первые звуки мизансцены, представленной государственным ансамблем Корякского автономного округа, явно воспроизводили вой волков.
Эстетическое чувство православных было заметно покороблено. Но миссионерско-пастырский расчет говорит, что Церковь не должна быть школой русификации (или эллинизации) и она не должна быть закрыта от национальных культур. Римского папу в разных странах встречают местные этнические ансамбли. Почему же с нашим патриархом должно быть иначе?
"

Минский протоиерей Александр Шрамко недоумевал по поводу одного распространенного замечания о прибывшем в Москву поясе Богородицы: "Я один чего-то не понимаю?
По вере Церкви этот пояс является истинным, тем самым поясом, даже если его и соткали в Средние Века".

Некоторые православные недоумевали и по поводу всеобщего возмущения событиями вокруг Ватопедского пояса. Блогер greenbat попробовала объяснить, чем они вызваны: "Почему так качнулось отношение к церкви и околоцерковной сфере от доброжелательно-равнодушного, а то и сочувственного - к сильнейшему раздражению и злости.
Потому что церковь в России последние годы страшно запачкалась. На иерархов стыдно смотреть. Их стыдно слушать. Перечислять примеры не буду, ты сама это все знаешь. Можно говорить, что они не имеют отношения к вере и т.д., но факт остается фактом - верховные иерархи определяют церковную политику. И при этом, точнее именно благодаря этому - ее поддерживает власть. Спонсирует, раздает ей различные блага и сует во все дыры.
Наверное, несправедливо, что в результате огребают верующие, но как еще относиться, если все, имеющее отношение к культуре, унижается и размазывается мордой об стол, а православие, которое сейчас демонстративно противопоставляет себя культуре, столько же демонстративно осыпается розами.
Это одна из причин, конечно.
У меня полно друзей верующих, есть пара священников, поэтому я молчу по мере сил и не выступаю в жж. Но раздражение - оно да, есть
".

Блогер alniks опубликовал список: "14 мест, где как святыню хранят пояс богородицы".

Журналист Александр Богдановский из Афин писал: "Ватопедские бизнесмены.
Что ватопедские монахи славятся предпринимательской жилкой, давно известно. Напомню, именно из-за их бизнеса, а вовсе не из-за поддельной экономической статистики, слетело греческое правительство в 2009 году. Вот тут Майкл Льюис блестяще рассказывает об этой истории - как в обмен на исповедь можно построить финансовую империю.
И в России монахи Ватопеда делают бизнес не в первый раз. Вспомнил я историю, которую нам в МГУ рассказывал выдающийся специалист по русско-греческим связям и палеограф Б.Л. Фонкич. Вот здесь она подробно изложена уважаемым thapsinos. Вкратце: ватопедские монахи привезли в 1655 году царю Алексею Михайловичу для поклонения честную главу Иоанна Златоуста, царь ее не отдал обратно и постановил выплатить 2000 рублей (сумма астрономическая). Сын Алексея Михайловича Петр в 1693 году подтвердил, что голову отдавать не будут, и постановил платить за нее 500 рублей раз в четыре года, каковые выплаты продолжались как минимум до середины XVIII века. Вообще Афон столетиями жил на русскую помощь, это хорошо известный факт.
Честная глава Иоанна Златоуста осталась в Кремле, сейчас она вроде бы в храме Христа Спасителя. Но в Ватопеде чудесным образом возникла вторая голова, и там ей поклоняются ничуть не меньше, чем той голове в России. Какая из двух голов Иоанна Златоуста подлинная (или лучше сказать первоначальная), никто не знает. Каким образом реликвия Богородицы, жившей в 1 веке, могла дойти до наших лет в руках ватопедских монахов, тоже неизвестно. Самые старые реликвии известны со средневековья, никак не раньше. И процесс их замены, подмены и размножения вполне естественный и неостановимый.
Но, как я уже сказал, вопрос не в этом, важна вера в исцеление. Вопрос о подлинности в культе реликвий вообще не кардинальный, что бы там ни говорили. Главное, чтобы в своих поездках эти две головы не пересекались. Поэтому в следующий раз из Ватопеда мы можем ожидать какую угодно святыню, но не главу Иоанна Златоуста.
UPD. Коллеги из ИТАР-ТАСС сообщают, что госслужащих на машинах со спецномерами к поясу Богородицы пропускают без очереди. Ну кто бы сомневался. Как писал Пелевин, "Солидный господь для солидных господ"
".

Ксения Собчак в своем "Твиттере" поместила скан VIP-билета в ХХС к поясу Богородицы: "http://s1.ipicture.ru/uploads/20111124/JNUnFjdv.jpg а вот и пропуск для "особо" верующих:) за гранью добра и зла. и РПЦ еще отрицает!!
Все сходится! ХХС был выбран не случайно! там все входы-выходы для "випов" продуманы. чтоб без шума. чисто Пелевинщина какая то
".

Блогер dodododo заметила по этому поводу: "рпц мп и заповеди.
а протоиерей Всеволод Чаплин оказался прорицателем.
помните, он говорил: "Мы любим и уважаем Ксению Анатольевну Собчак, она очень умный человек. Надеюсь, что мы доживем до тех лет, когда она будет бороться за нравственность".
и наконец это время настало. интересно, что ответит Чаплин и другие представители РПЦ на ее вопрос:
Ксения Собчак
http://www.kommersant.ru/news/1823534 рпц опровергла наличие вип пропусков. А как же заповедь "не лги"??"

Она же заметила отсутствие первоиерарха РПЦЗ МП на торжественном богослужении по поводу дня рождения Патриарха Кирилла. Митрополит Иларион (Капрал) сослужил в то же самое время с архиереями Константинопольского патриархата, полностью проигнорировав праздник Кирилла:
"дружба дружбой, а табачок врозь.
упс, кажется, что-то не склалось в новой семье соединившихся блудных братьев из РПЦ МП и РПЦЗ МП.
видимо, потому, что каждый из братьев был уверен, что именно он праведный, и принимает великодушно блудного без покаяния.
а оно вон как обернулось... в грядущем марте заканчивается пятилетка, которую назначила РПЦ, верная принципам, методам и канцеляриту КПСС, в качестве "переходного периода".
приучать зарубежников начали еще до объединения.
вот я писала о стадиях инициации, по которым РПЦ грамотно провела РПЦЗ(Л), еще в 2004 году.
а нынче, на пороге окончания пятилетки и полного слияния, что мы имеем в сухом остатке?
старший брат не удосужился даже позвать младшего брата на свой день рождения, широко отмечаемый в кругу двоюродных братьев и третьей воды на киселе.
хотя младший специально подъехал поближе из далекой Америки, чтобы робко напомнить о себе.
но, увы, не пригласили...
конечно, можно еще предположить, что это был провокационная выходка со стороны младшего брата: специально не поехать по приглашению и служить в приходе троюродного брата, с которым старший брат в перманентной войне.
но не думаю, что митр.Иларион способен решиться на такой вызов.
его банально не позвали.
еще раз показали место?
повторенье -- мать ученья. чтоб не забывали
".

Патриарший блогер, вслед за первоиерархом РПЦЗ МП и протодиаконом Андреем Кураевым, вдруг показал Патриарху Кириллу свои клыки: "Сдается мне, что "глядите, какой у нас народ православный" было так и задумано. Вспомни позапрошлый День Славянской Письменности, когда на именины Святейшего приезжал патриарх Варфоломей. Какую тогда массу народа нагнали к ХХС на демонстрацию. Зато в этот День славянской письменности ничего такого особо и не было. Зато было 65-летие Святейшего. И был приезд сюда нескольких глав и представителей Православных Церквей. И необходимость подписания коммюнике, направленного отчасти и против некоторых попыток Фанара перекроить всеправославные отношения. И тут возникает Очередь как способ демонстрации числа православных в России. Конечно, это просто совпадения".

Блогер krutitsy на замечание "что-то многовато вышедших из-под контроля вокруг "святейшего"", ответил: ""Акела промахнулся"".

Андрей Нефедоров,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования