Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Архимандрита-горца Москва не одолела, равно как и священника, которого пыталась вовлечь в агитацию за «партию жуликов и воров». Обзор православной блогосферы за третью неделю ноября


Прошедшая неделя была в основном посвящена обсуждению церковно-государственного конфликта в Северной Осетии, где осетинские верующие и высшая государственная власть протестовали против решения новоназначенного архиепископа РПЦ МП Зосимы об удалении архимандрита Антония, бывшего наставника созданного им монастыря, "православной жемчужины Осетии", в Дагестан. Духовные чада архимандрита громко протестовали, в том числе и в ЖЖ. Другие осетинцы намекали, что истинной причиной "высылки" служат якобы нетрадиционные наклонности архимандрита Антония. При этом архиепископ Зосима постоянно подчеркивал, что в Дагестан о. Антония собираются перевести с повышением в епископы, так как Дагестан "срочно нуждается в миссии". На фоне непрерывно звучащих намеков было не очень понятно, в миссии чего нуждается Дагестан.

На волне этой темы внезапно активировался иерей-миссионер Димитрий Карпенко из Белгорода - важное звено в нововведенном миссионерском чиновничьем аппарате РПЦ МП. Обычно весьма осторожный, он позволял себе на этот раз высказываться не только намеками, которые при необходимости всегда можно двояко перетолковать.

Сначала он републиковал запись иерея Антония из Ставрополья "Оранжевая революция в Северной Осетии", вызвав недоумения комментаторов.

Блогер alpinist удивлялся: "Почему именно "оранжевая"? оранжевая революция была направлена против использования властью адм. ресурса здесь же речь идет о РОВНО ПРОТИВОПОЛОЖНОМ, так что очень даже не в тему". На это последовало возражение блогера georgi_krylov: "Ничего себе противоположном. Владыко пошёл против местной "Единой России" во главе с северо-осетинским президентом и другими чиновниками". Alpinist ответил: "Так значит владыка и есть оранжевый революционер! а я-то не понял, думал, "оранжевые" это чиновники... пардон...".

На этом белгородский клирик не остановился, процитировав Патриарха Кирилла (Гундяева): "А ведь иногда и монаха трудно направить на три года на Чукотку — человека, который дал обеты! Какая разница, где спасаться — на Чукотке или в подмосковном монастыре? Приглашают такого, а он кривляется или ссылается на то, что там "кислорода не хватает". Да какая тебе разница, где Богу душу отдать — там, где больше кислорода или меньше? Ты же постриг принял, ведь твоя главная задача — Царствие Небесное! Никакой миссии у нас не получится, если не будет миссионеров-подвижников". Священник многозначительно добавил: "Чтущий да разумеет", что в данном контексте прозвучали едва ли ни как угроза.

Правда, читатели его не поняли, решив, что это сарказм в адрес Патриарха Кирилла.  Блогер krutitsy написал: ""Какая разница, где спасаться — на Чукотке или в подмосковном монастыре?" - Лучше в Швейцарии, конечно http://chernyaeff.livejournal.com/8151.html". А протоиерей Сергий Бегашов из Бердянска добавил: "Только вот эти слова никак не стыкуется с тем, что патриарх делает". Протоиерей Александр Шрамко из Минска ему с иронией возразил: "Так он жаж ПАТРИАРХ!!! А не какой-то там... монах. Или если монах, то VIP-монах:)
У нас тут недавно на приходе одного нашего прихожанина, которому я благословил причащаться без обязательной исповеди каждый раз, священник не причастил. Прихожанин ему возразил, что, мол, ведь вы, священники, тоже не каждый раз исповедуетесь. На что получил ответ: "Но вы ж не равняйте!". Даже настоятель, вроде недалеко от прочих священников ушел, а не считает зазорным требовать от них того, что не делает сам. Так вот выше, выше, и до патриарха:) ".

Бедному высокому чиновнику от миссионерского аппарата пришлось специально объясняться перед главой "православных экспертов". В ответ на заявление Кирилла Фролово - "Эти слова Святейшего словно адресованы в адрес о. Антония Данилова" – исполняющий "патриарший императив" о. Димитрий поспешил ответить: "Так я не случайно их републиковал".

То же самое достопамятное выступление Патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров РПЦ МП 16 ноября 2010 г. вызвало совсем другие чувства у блогера naficus, который написал: "Митрополитбюро. И во веки веков?
Я, конечно, понимаю, что официальные выступления мало кто слушает, а уж тем более вслушивается в них. Но неужели это высказывание никого не возмутило и не покоробило.
Я вот, например, шокирован цинизмом и пренебрежением к людям. Партийным, как будто вышедшим из хрущевских и брежневских времен отношением к подчиненным.
Понимаю, что многие монахи живут очень странно, порой как сыр в масле, и думаю, какой-то конкретный пример имел в виду Патриарх.
Но сказано было слишком жестко. Фраза "какая тебе разница, где Богу душу отдать", ужасно циничная и обесценивающая и подвиг монашества, и миссионерство. Думаю, многие призадумаются, становиться ли монахами, если ими движет любовь к Богу, а не желание карьеры. Обеты-то даются Богу, а не священноначалию.
Да и предваряющее этот пассаж заявление о том, что нужно догнать и перегнать большевиков по методам и способам в деле строительства "светлого будущего", тоже наводит на грустные размышления
".

Было непонятно, что преобладает во рвении иерея Димитрия Карпенко, активно выступавшего на тему осетинского архимандрита Антония в ЖЖ и ФБ: зависть к миссионеру, которого прихожане любят так, как вряд ли какого иного миссионера или епископа, или обида за своего духовника архиепископа Зосиму, который его рукополагал во диаконы еще в Калмыкии, или и то и другое вместе.

Он написал в журнале "лидера православных экспертов": "Я очень хорошо знаю и люблю владыку Зосиму, не только потому, что он мой духовный отец, крестивший и рукополагавший меня в диаконский сан. По-человечески я переживал за владыку, когда его перевели в Осетию, но понимал при этом, что если такое решение принято, значит так и должно быть", не объясняя при этом, чем Осетия так хуже Калмыкии – причем настолько, что нужно "переживать за владыку".

Сергей Чапнин высказался в "Фейсбуке": "Был я в Осетии лет пять назад, был и в монастыре у о. Антония. Мне трудно представить этот монастырь без него. Епископ принял неудачное решение. Афонские монахи добавили бы к этому и более суровые слова о том, что это канонически недопустимо. Но в России все канонические правила трактуются в пользу епископата". На это о. Карпенко тут же отреагировал: "А что значит "канонически недопустимо"? Вы в курсе насчет того, является ли о. Антоний "каноническим" наместником монастыря или нет?"

Характерно, что канонический аспект этого конфликта (имеется в виду практика неканоничных перемещений епископов Патриархом Кириллом)  практически никто не обсуждал более.

Осетинский блогер avsavr написал в журнале Кирилла Фролова: "Все-таки Вас несет, столько слов столько выводов, в каждой строке.
Я живу в Осетии, всё это происходит на моих глазах. Знаете, никогда не поддерживал тех, кто хает священнослужителей. Но когда я наблюдал картину, когда перед владыкой на колени встали двухметровые дяди, которые одним ударом могут убить, не говоря уже про женщин, и как при этом Владыка повел себя, он просто повернулся к людям, чуть ли не задницей, как будто перед ним вообще никого не было, так, как будто около него паслось стадо баранов, и начал с кем-то о чем-то говорить. Я подумал, что что-то не так в нашей церкви, раз такие служители назначаются укреплять православие. Это получается сжечь дом, чтобы приготовить яичницу, вот как это называется.
"Но люди - не быдло и поэтому в изоляции окажется вы - обманщики."
А это называется мантры, не стоит что-то говорить, если не сведущ в положении дел.
Ваша категоричность просто удивляет, это слегка недалеко".

Звездой части православной блогосферы на время "осетинского конфликта" стал ангажированный священник из Осетии Александр Пикалев. Его даже прорекламировал в своем журнале сам протодиакон Андрей Кураев.

Создается впечатление, что смелость о. Димитрия Карпенко проистекала еще и из убежденности, сквозящей в его многочисленных комментариях по теме, что архимандрит Антоний будет непременно наказан. Когда появилась информация о том, что архимандрит останется служить в Аланском монастыре, протодиакон Кураев, разделявший уверенность прот. Карпенко,  еще хорохорился, написав иерею Пикалеву в своем журнале: "Кстати, врет ваш "любимый" 15-й регион о том, что Патриархия оставляет о. Антония у вас".

Блогер 3ilot при появлении этого сообщения сделал предположение, каким образом будут реагировать все, рьяно выступавшие против архимандрита Антония, в свете решения Патриарха его не перемещать: "Им придется менять свое мнение по поводу ситуации на 180°.
Будем следить, кому это удастся сделать максимально изящно
".

Архидиакон Стефан (Пучков) откликнулся по тому же поводу: "Кое-что об удерживающих, или слив засчитан
http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/11/18/n_2101449.shtml.
Это теперь вл. Зосима вроде как "опущенный" будет считаться штоле? Нет, конечно, нет. Это всё в русле традиции, просто обычно хватает ума не доводить до открытой конфронтации.
Вообще, это поразительная особенность церковной власти: при всей своей заявленной вовне мощи и действительной грозности по отношению к пасомым и сопастырям, она ничто против власти кесаря. Даже кесарька. Или кесарёнка. Ну, где-то там в старинных преданиях всё иначе, конечно. Но и про наше время таких преданий тоже мало не будет, а на самом деле всё то же самое: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Екк 1:9).
Да, а у осетинского народа появился свой "удерживающий", я так понимаю? Кто в курсе, что такое "царебожие", тот оценит
".

Блогер kot_pafnusha, намекая на схожеть мотивов по перемещению духовенства из страны в страну, откликнулся: "Если кто в теме - а не дитя по уму )
По сравнению с недавним случаем срочной высылки Саши Св. Источника в Алма-Аты - сие мелочь )!"

Большой популярностью пользовалась запись иерея Алексия Плужникова из Волгограда. Ее перепечатали разнообразные СМИ: "Звонок в 9 утра: "вас приглашает глава района в 12 часов на встречу...". На вопрос: "зачем" - секретарша ответила: "не уточнили"...
Приняла нас вместо главы его зам по социалке. С места в карьер она нам намекнула, что понимаете... хорошо бы вот, вы же такие хорошие, такие психологи, такие влиятельные... ну там прихожанам намекнуть... что... голосовать надо за ЕДИНУЮ РОССИЮ (!!!).
Я не удержался и сказал пару ласковых про вызов меня как пацанчика за три часа на встречу без объяснения причин... И про их администрацию, которая не может даже мусорку от моего храма отодвинуть...
".

За "отчетный период" блогосфера продолжала обсуждать "сектоведа" Александра Дворкина. Блогер golosptic, ссылаясь на статью Романа Лункина "На север пришла вражда", писал: "Собственно говоря, если кого и привлекать по 282 статье, так это "сектоведа" и шарлатана Александра Дворкина.
Я, вообщем, считаю, что статья 282 омерзительна и должна быть отменена, но нельзя не заметить, что этот персонаж давно и устойчиво под неё попадает - с намного большими основаниями, чем Крылов или Прилепин.
Как раз то, что никто и не думал на него возбуждать уголовное дело - хотя к этому есть сотни отдельных эпизодов, говорит о том, что правоприменение по 282 статье в России не имеет никакого отношения к её официальной диспозиции, и что она попросту используется как предлог для политических репрессий
".

Андрей Нефедоров,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования