Минувшая неделя вновь прошла под знаком "Доктрины 77" и ее автора, заштатного священника РПЦ МП, успешного бизнесмена, известного актера и несостоявшегося-таки кандидата на пост президента РФ Ивана Ивановича Охлобыстина. Блогеры настолько увлеклись его "штуками", что великие миссионерские поездки Патриарха РПЦ МП Кирилла по епархиям Украины и России остались в глубокой тени славы иерея Иоанна. Поэтому обсуждению явления Охлобыстина мы посвятим отдельный обзор, тем более что обсуждение его персоны и его "доктрины" спровоцировали слишком уж многочисленные и широкомасштабные ссоры и разрывы отношений многолетних друзей и соратников по православным партиям, с публичными отречениями и проклятиями. На многих людей, прослушавших "Доктрину 77" на Большой спортивной арене стадиона в Лужниках, представление произвело удручающее впечатление, но "православные журналисты" по инерции хвалить и превозносить все, что имеет отношение к "муттер-кирхе", чего бы это ни стоило, вновь нашли слова оправдания и придыхания: "Я безмерно уважаю отца Иоанна. Это настоящий юродивый. Предающий себя на поругание по полной программе. Смешивающий себя с грязью и представляющий себя на суд публике в виде одержимого. Только для того, чтобы показать: вся эта политическая ерунда - ничто". На возражение Аркадия Малера: "Маша, юродивый не зарабатывает деньги на юродстве и не работает менеджером в "Евросети". Человек занимается профессиональным эпатажем, при чем здесь всё остальное?", Мария Сеньчукова, не выходя из роли экзальтированной обожалки, отвечала: "Юродивый может делать все, что угодно. лишь бы во славу Христа. я считаю, что вот этот "Чертог Твой" - мог быть блестящей проповедью. но, увы, наш народ не настолько хорошо церковно образован". Представители ИПЦ, наоборот, были циничны: "Реальность в РПЦ МП с приходом к власти эффективного менеджера вскоре будет неотличима от пошлых анекдотов. без слез невозможно смотреть, как искренние чада РПЦ (ссылок давать не буду, это уже совсем ниже пояса, на чужом-то горе) пытаются истолковать акцию на стадионе, проведенную священником своей церкви, и спорят друг с другом, в каком смысле он юродивый, т.е. практически святой. а разгадка одна: духовенство РПЦ от мала до велика оказались менеджерами эффективнее некуда. это была всего лишь банальная рекламная акция". Политолог Марина Литвинович дала ссылку на истинные цели выступления на стадионе Охлобыстина: "Ванечка - не сурковский и не Кремлевский проект. Ванечка не собирается в президенты. Ванечка - совсем другой проект. Ванечка Охлобыстин - это всего лишь промоутер нового тарифа от "Билайна", который так и называется - "Доктрина 77"". Не успели блогеры остыть от обсуждения выступления Охлобыстина, как он дал новый повод поспорить о себе, заявив о выступлении с другими актерами, такими как Борис Моисеев, Борис Галкин, о. Всеволод Чаплин (успевший его осудить): "В калининградской части проекта, помимо временно запрещенного в служении отца Иоанна, примут участие Оксана Федорова, Андрей Малахов, Авраам Руссо, Георгий Лепс, Никита Джигурда, Михаил Леонтьев, Борис Галкин, Борис Моисеев, о. Всеволод Чаплин, рэп-группа из Грозного "Мертвые Дельфины" и другие звезды российского шоу-бизнеса". Все эти звезды собрались лично присутствовать на экспресс-строительстве какого-то очередного "модульного" храма РПЦ МП. Тут начались "волнения в рядах". Некоторые "православные журналисты" уже не были готовы защищать грудью все, что имеет отношение к "муттер-кирхе" (прошу прощения за явный германизм, просто это уже вполне прижившийся в блогосфере термин). Известный публицист Иван Семенов написал по этому поводу: "Мною просто не далее как сегодня была очень обескуражена по-комсомольски бойкая ихняя девушка, которая не могла поверить, что я отказываюсь это освещать, да еще за их деньги, да еще наверняка с банкетом... Сказала: я против сакральных символов. Вот я до сих пор сижу, прикидываю: а вдруг, она права?!" И затем недоумевал в своем журнале: "Звонят и очень удивляются, что я не хочу освещать эти судьбоносные инициативы... На слово "клоунада" обижаются... Может, я чего не понимаю. Может - они...". Потом тот же Семенов, бывший когда-то столпом "церковного пула", насмехался над православными, печалующимися критикой заштатным клириком Екатеринбургской епархии РПЦ МП Вадимом Булатовым их кумира Охлобыстина: "О непоследовательности. Сегта печалуется: "Виртуальный "националист" Вадим Булатов против реального русского патриота о. Иоанна Охлобыстина". Ничего личного, но уж как минимум канонический-то статус у этих двух деятелей культуры - одинаковый!" Журналистка Ольга Щелокова написала юмореску: "Империум два топора". Недовольство Охлобыстиным среди православных блогеров нарастало. Только Кирилл Фролов продолжал чуть ли не в одиночку биться за его честь и достоинство, но тут грянул первый гром: многолетняя соратница и собутыльница, по ее собственному признанию, Фролова Ольга Гуманова официально заявила: "АПЭ больше не существует. Кажется, я оставалась последним человеком на планете, который при упоминании Кирилла Фролова и его АПЭ не хохотал в голос или не смотрел с сожалением, означающим "грешно смеяться надо убогими". Но даже моему дефектологическому терпению пришел конец. После вчерашней атаки деревянных солдат считаю какие-либо контакты с Кириллом Фроловым и армией его клонов вредными для своей души и буду стараться их избегать. К сожалению, в Кирилле Фролове победило злое и разрушительное начало, хотя все могло быть иначе". Это сообщение тем более поразило многих, что долгие годы именно Ольга Гуманова преданно защищала Кирилла Фролова в самых нелепейших ситуациях от всех и вся, порой противореча сама себе. Вспомним характерную историю, когда ей напомнили об известном всем в православной блогосфере факте доноса Фроловым на игумена Агафангела (Белых): "Вот как дружок Оленьки Фролов проглючился на предмет того, что о. Агафангел собирается "анаксиос" кричать, Святейший сразу же пригрозил в запрет навечно с гибелью души вкупе. Ну и поехал отче просвещать летчиков и тюленей". На это Гуманова отвечала: "Петя, справедливости ради позволю себе заметить, что мой лучший друг Фролов был практически единственным, кто до последнего защищал игумена Евмения, когда все прочие батюшку уже слили и даже помянуть боялись. Об этом факте Вы почему-то очень скоро забыли. Если же вы считаете, что по слову Кирилла Фролова Патриарх может священника куда-то сослать, то Вы очень далеки от церковных реалий, увы. Лестно, конечно, что у Вас о Фролове такое высокое мнение, но он не так влиятелен, как Вам кажется". В другой раз она сама писала Михаилу Зеленому, посмевшему критиковать Фролова: "Вы решили вступить в ряды борцов с Кириллом Фроловым? Думаете, это что-то новое, до Вас неизвестное? Давайте-давайте. Добро пожаловать в теплую компанию с "Кредо.ру", Сергеем Бычковым, Советом муфтиев, Гинзбургом, Глазычевым и прочим антицерковным легионом. Хоть бы головой подумали, что Фролов ни слова от себя не говорит, а любое его заявление всегда очень строго совпадает с официальной точкой зрения Патриархии. Разве что высказывается в более резких выражениях.:)". В связи с этим особенно непонятен поступок Гумановой: то ли она перестала считать, что любое заявление Фролова совпадает с официальной точкой зрения патриархии, то ли, о ужас, она более не считает нужным соглашаться с официальной точкой зрения патриархии... Сама Гуманова так описала суть конфликта: "Дело было так. В комментах к тому посту Яна Амелина написала, что ей "Доктрина" Охлобыстина не понравилась. Я поставила "+1". И из-за этого-то плюсодина все и началось. На меня накинулась армия деревянных солдат и начала в грубой форме принуждать любить Охлобыстина. Понимаешь, в АПЭ так заведено - если пахан что-то похвалил, то и все его шавки должны то же самое хором хвалить в едином порыве. Кстати, мне до сих пор очень нравился Охлобыстин. И я его яростно защищала во всех дискуссиях, где его ругали. Но "Доктрина" мне не понравилась так сильно, что это был просто шок какой-то. Пришлось выпить водки и закусить салом". Впрочем, у Кирилла Фролова остались еще верные соратники. Один из них, Игорь Голиков из Орла, немедленно парировал: "Ольга Курова (Гуманова) была яркой церковной журналисткой. Её статьи и записи в блоге было интересно читать. В 2009 году её труды высоко оценил Святейший Патриарх Кирилл. Мы помним и её посты по Боголюбовской проблеме. К сожалению, Боголюбово фактически стало её "лебединой песней" в православной журналистике. После избиения неизвестными возле своего дома в ноябре 2009 года она сникла. Да, Гуманова писала ещё какие-то статьи на "Правде.ру", но они уже не были столь яркими и способными зажечь кого-либо. Да и сама Ольга жаловалась на "профессиональное выгорание". Как автор, Гуманова сильно "сдала". Её инволюция привела к тому, что последнее время Ольга пишет в основном только тексты про "бухалово" в своём блоге. А в минувшие выходные, на Усекновение главы Иоанна Предтечи, она рассказала о том, как... возле магазина "аскала" деньги на водку. Печально видеть угасание некогда яркого и талантливого автора... И вот, после очередного возлияния Гуманова заявила о том, что "АПЭ больше не существует", назвав нас "деревянными солдатами". Ольга, спасибо за комплимент! "Солдат" - это почётное звание. Да, мы солдаты. Не жалея сил и личного времени, мы вынуждены защищать Церковь, Её достойных людей, приводящих ко спасению миллионы людей, от нападок миссиофобов, перфекционистов и антиклерикалов. Продолжает свою работу в АПЭ член президиума Межсоборного Присутствия Екатерина Орлова, соавтор получившего высокую оценку Священноначалия доклада "Третий Рим. Суверенная модернизация" Кирилл Логинов, действует мощный филиал АПЭ в Белоруссии, в Днепропетровске активную работу ведёт отец Евгений Максименко, в Ужгороде - выдающийся просветитель русинского народа протоиерей Димитрий Сидор, не прекращают своей деятельности и многие другие известные люди Церкви. Что же касается Ольги Гумановой, то здесь единственно возможным мне кажется только одно средство - молитва. Буду в храме - закажу молебен о рабе Божией Ольге. Быть может, Господь помилует её...". Позже он изменил этот текст, как он признался, по телефонной просьбе Фролова, в ответ на что Ольга Гуманова поинтересовалась: "А Вам нравится быть человеком, лишенным собственной воли? Приказал Фролов меня обосрать - обосрали. Приказал извиниться - извинились. А если завтра он Вам повеситься прикажет - повеситесь, не раздумывая? Игорь, я знакома с Фроловым 16 лет и прекрасно себе представляю, как все было на самом деле". Эта дерзость послужила импульсом для лавинообразного выражения разными людьми давно накопившегося возмущения в адрес Кирилла Фролова. Игумен Никанор (Лепешев) из Хабаровска написал: "К сожалению, АПЭ - это диагноз. сами по себе эти люди, наверное, очень хорошие. но как только включается у них "режим АПЭ" - фффсё...". Православный публицист Егор Холмогоров тоже отвел душу: "Здесь общаются не те люди, которые хоть в чем-то против Кирилла Фролова, а которые ради его поддержки поссорились с половиной своих знакомых. Вот совершенно верно. Я переругался с массой народа и получил массу совершенно незаслуженных клейм из-за защиты тех 10 % правды, которые были в обычном гоне Кирилла. Но терпение и в самом деле кончается, поскольку, увы, по факту, столько, сколько он сделал для того, чтобы очевидное всем понятие миссии стало ругательством, - никто не сделал". Аркадий Малер, чей уход из АПЭ стал особенно знаковым и даже положил конец другому, глубоко внедрившемуся в церковный лексикон термину-диагнозу "фроллеры" (т.е. ФРОлов и МаЛЕР), оставил в комменатариях более пространное заявление, раскрыв кухню АПЭ: "Сам факт вашего вопроса не предполагает на него ответа с моей стороны, равно как и ни с чьей другой. Но я также не отвечал на этот вопрос прежде только потому, что, в отличие от вас, люблю и жалею Кирилла Фролова, которому вы принесли столько зла. Но раз вы сами нарываетесь, то отвечу, "что я сделал для Церкви". Надо признать, я сделал одну не до конца обдуманную вещь: например - создал АПЭ, то есть, расшифровываю специально для вас: 1. придумал саму идею АПЭ как альтернативу СПГ, чтобы у Кирилла Фролова, наконец, была своя организация, 2. придумал само название АПЭ (Кирилл предлагал "ассоциацию православных политологов", а я ему объяснял, что для широты его задач это название очень узко), 3. написал манифест АПЭ и КПД, 4. нашел помещение для презентации и собрал на неё людей, 5. страничка на Катехоне.ру долгое время была фактически сайтом АПЭ и КПД, где были её манифест, репортаж о презентации, списки всех членов (заметьте, нигде до сих пор этой информации нет, за два года существования АПЭ у неё не появилось даже собственного сайта), 6. ну и по мелочи - отводил от критики в сторону АПЭ многих влиятельных людей и вел многочасовые разговоры с людьми, которые хотели уйти из АПЭ, чтобы они этого не дали. В ответ получил "атаку клонов" в вашем лице и лице Кирилла Логинова. Следовательно, ни во мне, ни в любом другом, хоть сколько-нибудь уважающем себя человеке АПЭ не нуждается. Так что вы дальше спрашивайте - ответы будут всё более интересными. Но вообще вы молодец – вы своего добились. Кирилл знал о моем возмущении вашими и Логинова комментариями, и не нашел ничего лучше, как всего-навсего стереть их. Он также заверил нас с Аленой, что общался с вами на эти темы. Теперь, я так понимаю, что он либо не общался с вами, либо общался так, что вы все равно продолжаете ему мешать (именно ему, а не мне). Я не хотел выходить из АПЭ и уж точно не хотел обнародовать свой выход. Но после того как вы не сделали никаких выводов, я понимаю, что АПЭ ничем не изменится, и теперь я вынужден обнародовать свой уход из организации, которую я сам зачем-то создавал". А затем Малер сделал уже официальное объявление в своем журнале: "Во избежание различных недоразумений, вынужден сообщить о том, что с сегодняшнего дня я не являюсь членом "Ассоциации православных экспертов" (АПЭ). Причина моего выхода из АПЭ – это давнее и принципиальное несогласие с той методологией самопрезентации и политической полемики, которой руководствуется АПЭ. Заверяю также, что об этом моем несогласии в самом АПЭ знали всегда и все, кто хоть немного интересовался её политикой. Поскольку в результате внутренних и публичных дискуссий в АПЭ возобладали сторонники этой методологии, моё пребывание в АПЭ стало для меня бессмысленным и контрпродуктивным. Также подтверждаю, что мой выход из АПЭ не объясняется каким-либо личным или идеологическим конфликтом с Кириллом Фроловым, с которым я готов продолжать сотрудничать по тем или иным конкретным вопросам на благо Православной Церкви и православной миссии, подобно тому, как я в этих же целях готов сотрудничать со всеми адекватными людьми. Просто лично я больше не переживаю за АПЭ и не имею к этой организации никакого отношения. P.S. Со всеми членами АПЭ, кроме Кирилла Логинова, Игоря Голикова, Владимира Букарского, я сохраняю хорошие отношения и готов к дальнейшему сотрудничеству. Никого из них я не призываю выйти из АПЭ". На это последовала жесткая отповедь со стороны бывшего партийного соратника Владимира Букарского: "А вот кто вошёл в похоронную команду (отметившись в комментариях у Малера и Куровой): - бывший поп-расстрига Вадим Булатов - сторонник ухода с Кавказа и оккупации России войсками НАТО; - власовка Ксения Лученко; - сторонник "малых форм миссии" о. Агафангел (Белых); - кочетковец Дмитрий Вайсбурд; - белорусский католик и самостийник kurt_bielarus; - фанат Саакашвили, любитель гей-парадов и ярый враг России Ираклий Тапириани. Господа Аркадий и Елена Малеры, вам не стыдно за такую компанию?" Внес свою лепту во взаимный обмен любезностями и виновник столь масштабной ссоры - сам Иоанн Охлобыстин, в своем Твиттере - как человек импульсивный и эмоциональный, он выбрал из всех социальных сетей именно Твиттер в качестве средства лаконичного выражения своих эмоций: "Неуважаемому г-ну Холмогорову. Уже в самом вашем желании критиковать единомышленника, есть порок. Однако просвещу вас, чтобы вы не заигрывались. Нельзя забывать, что фраза - мы же выиграли войну, в качестве довода превосходства, неуместно. Наши предки - идеалисты, которых мы недостойны, ее выиграли. Так говорить себе могут позволить, только ученые фанатики, которые за 4000 руб в месяц реально переворачивают наши представления о строении мироздания, либо офицеры спецназа, с выработанным рефлексом, подставлять свою грудь под пулю, чтобы прикрыть солдата, либо монах схимник, но ни как ни упитанные граждане, с маслянными рожами педофилов, члены парламенских дебатов, паразитирующие на патриотизме, но при этом даже не постигающие такой простой мысли, что настоящим национал-патриотам ни перед кем оправдываться не надо". Андрей Нефедоров, для "Портала-Credo.Ru" |