Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Архив сетевого навигатораКаталог ссылок | Архив публикаций ]
 Распечатать

Борьба с огнем как "миссиофобство", выдуманные истории о. Кураева и вечная проблема языка. Обзор православной блогосферы за неделю после 9 мая


В канун советско-российского Дня победы модератор сообщества ЖЖ-юзеров "Устав" выступил с критикой церемонии зажжения Вечного огня, и задался вопросом: "Огнепоклонничество на марше. Интересно, насколько скоро начнут от этого огня зажигать свечи и лампады?"

На что получил справедливый, но оставшийся без ответа, упрек от игумена Виталия (Уткина), члена "Ассоциации православных экспертов" из Иваново-Вознесенской епархии: "То есть Вы, Игорь, обвиняете в "зороастризме" всех Патриархов послевоенного периода, которые из года в год, как Вам известно, возлагали венки к Вечному огню?"

Впрочем, немедленный отпор последовал сразу же и со стороны "политправославных". Владимир Бухарский выступил с возмущенным заголовком: "Сегодня они гасят Вечный Огонь, завтра - лампаду в храме?" "Некоторые псевдоправославные "ревнители" охамели вконец, - утверждает он. - Некий gasloff называет почитание Вечного Огня - огнепоклонничеством на марше.

Вы понимаете? Патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II и Кирилл, равно как и большинство епископов Русской Православной Церкви, возлагающие венки к Вечному Огню - оказывается, по Гаслову, "огнепоклонники". "Зороастрийцы".

Это всё очень серьёзно на самом деле. "Огнеборцы" нам скоро запретят зажигать свечи и лампады в храмах - как "пережиток зороастризма". Но дело даже не в этом, а в том, что отдельным скотам очень не хочется, чтобы Русская Православная Церковь вместе со всем народом праздновала День Победы. Гасловы очень хотели бы увидеть Церковь на противоположной стороне. Не выйдет".

Разумеется, эта "миссиофобская выходка" не прошла незамеченной мимо внимания Кирилла Фролова (орфография и пунктуация сохранены): "Ну и не обошлось без подлостей. Я имею ввиду абсурдные обвинения господина Гаслова в адрес замечательного миссионера, секретаря Иваново- Вознесенской епархии игумена Виталия (Уткитна), который участвовал в церемонии перенесения  "вечного огня". Дело в том, что "вечные огни" в память о погибших в Великой Отечественной Войне не имеют никакого религиозного значения и смысла. А подлость нападок на о. Виталия в том, что нападки на него, это, по сути, нападки на Святейшего Патриарха Кирилла 200 московских священников, участвовавших вместе со Святейшим в церемонии возложения венков к могиле Неизвестного Солдата, на которой также зажжен "вечный огонь". Повторюсь, он не имеет никакого религиозного значения, параллели с адским пламенем надуманны. Показательно, то Игорь Гаслов в этих нападках оказался вместе с ЖЖ юзером из антицерковного сайта "кредо", кажется, его фамилия Храмов.

Конечно, мы хотим видеть на Могиле неизвестного солдата и во всех местах братских захоронений храмы, но чтобы это стало так, необходимо воцерковление нашего народа, в том числе ветеранов, армии. Но чтобы этого воцерковления добиться, необходимо не бороться с имеющимися мемориалами в честь погибших на Великой Отечественной Войне, но идти путем Патриарха Кирилла и его верного последователя о. Виталия (Уткина), чья вера и верность кому -то не дает покоя".
Тема Дня победы занимала в эти дни православных пользователей ЖЖ в той же мере, что и остальных. Блоггер la-cruz поделилась житейской историей под названием "Единство и борьба...": "Бабушка. 90 лет. Фронтовичка, медали, комната завалена поздравлениями к 9 мая, цветы и открытки.

Внук. 28 лет. Изготавливает и продает фашистскую символику и атрибутику - свастику, подделки под награды, закупает и перепродает ССовскую форму.
Живут в одной квартире. Бок о бок.

Сюжет для книги или телевидения. А рассказал мне об этом парень, который убирается у меня в квартире. Он же сказал, что расторг договор об уборке с этим внуком. "Я боюсь не выдержать и дать ему в морду"".

Ксения Лученко, православный обозреватель, написала в своем журнале:

"Конечно, воскресным утром христиане должны быть на литургии, и тогда никаких искушений. Но так уж сложилось, что мы с детьми сегодня смотрели парад. 
Наверное, это естественное желание хотя бы раз в год любить свою страну не в индивидуальном порядке, а вместе с согражданами. Столько дней мы невольно были втянуты в репетиции парада - то набережную перекроют и домой не попадешь, то перед Академией Фрунзе все перегораживают и к метро приходится огородами пробираться, то выйдешь на Волхонку - а над тобой семейки вертолетов (впереди вертолет-папа с флагом, а чуть поотдаль - такой же большой вертолет-мама и за ним пять маленьких вертолетиков стайкой). 

Конечно, светлый день. И хочется от души гордиться, и всех поздравлять, и поминать погибших дядю Ваню-Витю-Сережу, отцов моих любимых двоюродных теть, бабушкиных братьев. 

И, включая телевизор, думаешь, что вот как прекрасно - союзники пройдут, на самолеты посмотрим. И видишь логотип - красную звезду. И слышишь: "Товарищ, министр обороны!" и "Поздравляю, товарищи!". А потом гимн Александрова. И о том, что на дворе не 80-е, напоминает только виднеющийся Казанский собор. Никакого русского воинства - одна краснознаменная советская армия. Можно сколько угодно твердить с самых высоких трибун о победе народа, а не государства, но все эти слова перечеркиваются полной амнистией коммунистической символики под соусом некой исторической реконструкции. За 20 лет так и не возникло убедительной символики новой России. Потому что нет на то ни политической воли, ни запроса снизу. Все страны бывшего СССР уже давно ушли вперед. А мы все еще мним себя обломком советской империи и на этом строится вся национальная идентичность. Грустно. И обидно. Патриотизм под красными знаменами. 
Я не знаю, как должно быть. Но явно не так. И как хорошо, что Патриарха на параде не было, несмотря на то, что кто-то предрекал его присутствие. Потому что в этой стилистике его появление было бы, мягко говоря, неуместным.

И только белый ахал-текинец был безоговорочно прекрасен и своим силуэтом и выучкой напоминал о славном российском прошлом. Если забыть, что ехал на нем представитель союзной Туркмении [на самом деле Туркменистан не является союзником РФ, провозгласив "вечный нейтралитет" - Ред. Портала]. 

А после того, как весь парад прошел под звуки попурри из советских фильмов, включая комедийные ("Первым делом, первым делом - самолеты"), что роднит его с каким-нибудь карнавальным шествием, только на танках, под занавес сыграли-таки "Славься" и "Оду к радости" Бетховена. Эклектичненько так".

В тот же день, 9 мая, скончался епископ Якутский и Ленский РПЦ МП Зосима. Протодиакон Андрей Кураев написал в своем журнале по этому поводу: "Успение владыки Зосимы.

Сегодня, 9 мая скончался Якутский епископ Зосима.Он отслужил Литургию в кафедральном соборе, причастился - и отошел... Для меня его праведная кончина особенно значима: он был из числа тех юношей, которым в конце 80-х я по мере своих сил и азарта помогал воцерковиться... А вот отозваться на его приглашение и приехать в Якутск я так и не успел. Вечная память владыке Зосиме".

На эти умилительные слова духовная дочь почившего владыки, пользовательница ihtisss, заметила: "Владыка воцерковлялся с 10 лет своей жизни. а в 18 определился за постриг."

"Покровительственная" запись Кураева вызвала возмущение и других православных пользователей, которые отмечали, что протодиакон всего на полгода старше почившего владыки и учился на факультете научного атеизма в то время, когда будущий епископ Зосима уже служил чтецом и пономарем.

Блоггер egor-prokudin написал  по этому поводу: "Некий протодиакон пишет меморандум на смерть Владыки, в котором невзначай указывает, что Владыка "был из числа тех юношей, которым в конце 80-х я по мере своих сил и азарта помогал воцерковиться" - http://diak-kuraev.livejournal.com/96695.html.

Владыка Зосима родился 12 сентября 1963 года.
Некий протодиакон родился 15 февраля 1963 года
Вопрос - как называется подобное высказывание некоего протодиакона в простонародье и чем оно мотивировано?"

Также блоггер 3ilot выразил свое недоумение: "Протодьякон Андрей Кураев пишет о новопреставленном "он был из числа тех юношей, которым в конце 80-х я по мере своих сил и азарта помогал воцерковиться...".

На официальном сайте патриархии другая, мягко говоря, информация: "В 1968 г. вместе с родителями переехал в Москву, где в 1980 г. окончил среднюю школу. По ее окончании поступил в Московское художественное училище; в это же время стал исполнять обязанности чтеца и пономаря в храме вмч. Феодора Стратилата (Антиохийское подворье)".

И кто там на сайте патриархии пишет с такими ошибками? Будто бы он в 80-ом уже был чтецом и пономарем, хотя Кураев активно его воцерковлял только в конце 80-х...".

На следующее утро протодиакон счел за лучшее спрятать неудачный панегирик из широкого доступа.

Пользователь krutitsy сообщил об открытии нового сайта, посвященного "богословско-канонической проблематике экуменизма и антиэкуменизма". Впрочем, все темы этого сайта дублируются в ЖЖ автора и не получили пока никаких откликов от известных антиэкуменистов из РПЦ МП.

Насколько их молчание связано с недавним выступлением священноначалия на тему "Настало время предпринять совместные шаги к единству", - пока трудно судить, но, скорее всего, именно с ним и связано. Протоиерей Дмитрий Карпенко однозначно заметил по поводу послушания священноначалию у себя в журнале: "А пребывание в послушании у священноначалия говорит о том, что у пребывающих в послушании есть чувство Церкви, чего нельзя сказать о тех, кто в этом послушании не пребывает".

Сообщение на эту тему в журнале krutitsy также осталось проигнорированным.
Гораздо большим успехом пользовалась на минувшей неделе тема "неообновленчества", начатая Евгением Павленко, который написал: "Смешное из репертуара неообновленцев, предлагающих (в данном варианте - постепенную) реформу богослужебного языка:

церковно-славянский язык очень возвышает язык, это верно, но иногда и занижает, путает, а то и порождает своеобразный церковный юмор. Например, знаменитое. Вопрос: "Почему священники такие полные?" Ответ: "Живота просиша у Тебе и дал еси им". А, может быть, это лишь отчасти шутка? И то, о чем мы молимся (все равно ведь думаем-то мы на русском), Бог нам и дает? Человек может один раз в год прийти в храм. На Пасху. Он может не достоять до конца службы. Конечно, он услышит и поймет, что празднуем мы Воскресение Христово. Но насколько он поймет, что оно значит для его жизни, почему оно так важно? Почему? Да потому что жизнь истинная, жизнь вечная открыта для всего человечества, для живых и сущих во гробех. Вот, правда, услышит он опять про живот. И подумает: "Какие странные люди. Празднуют то, что Христос дал мертвым живот. Хорошо. И я ему подражать буду. Когда там автобус на кладбище? Надо по кусочку кулича на могилки своим положить. Самому напиться до полусмерти и наесться. Пусть и мне Христос животик даст".

Но несмотря на смехотворность такого рода аргументов, недооценивать опасность со стороны церковных обновленцев все же не стоит. Сторонников и противников богослужебных реформ разделяет не просто разный взгляд на какие-нибудь церковные мелочи, как может показаться с первого взгляда, а разный взгляд на сами основы церковной жизни".

Сторонники реформы не преминули отреагировать. Игумен Агафангел (Белых) задался крупным вопросом: "НЕООБНОВЛЕНЧЕСТВО, НЕООБНОВЛЕНЦЫ"? – "Столкнулся с невозможностью, - признается он, - получения такого определения этого понятия, которое можно было бы назвать общецерковным. Частных мнений - множество (включая мое, собственное), а вот согласия нынешних отцов не наблюдается, увы. Что полнота Церковная глаголет по названной теме-то?

Дисклеймер: интересует не частное мнение, а именно общецерковное понимание термина. Спрашиваю единственно с целью легитимации/делигитимации этого выражения в собственном словаре".

Протоиерей Дмитрий Карпенко также недоумевал: "нео-обновление. У о. Агафангела развернулась дискуссия о понимании новоявленного термина "неообновленчество". Что бы там кто не говорил по поводу этого наименования, но в любом случае оно носит достаточно ярко выраженный негативно-оценочный характер. Точнее сказать - диагноз.

В связи с этим вопрос, а не грех ли молиться Господу словами "и обнови нас"? Нужно ли обновление православным христианам и если нет, то зачем тогда на каждой литургии молимся об этом?"

В результате обсуждений игумен Агафангел резюмировал: "нео-обновленцы. по итогам обсуждения. Нет такого серьёзного термина "неообновленцы", есть чьи-то "предчувствия", которые "витают в воздухе" и крайне эмоциональное, почти ругательное употребление этого слова в полемике. Вычеркиваем из словаря научных дискуссий. Место ему в маргинальных тусовках, наряду с "миссиофобами" и прочими "либеральными опричниками"".

На что блоггер krutitsy резонно заметил: "Нет термина - нет проблемы)".

Игумен Арсений из Португалии поднял тему преследования протоиерея Геннадий Фаста в Красноярске его правящим архиереем: "Перед Пасхой протоиерей Геннадий Фаст указом своего правящего архиерея был переведён из Енисейска в Красноярск, с назначением настоятелем Архангело-Михайловской церкви краевого центра и с назначением председателем епархиального Отдела по религиозному образованию и катехизации. Архангело-Михайловскому приходу епархиальной властью был придан статус катехизаторского. Отец Геннадий остановил в нём требный конвейер и ввёл в храме катехизацию (об этом - недавнее интервью с ним: http://www.chudo-v-honeh.info/content/view/1127/1/).

И вдруг, внезапно, новый архиерейский указ - о возвращении протоиерея Геннадия обратно в Енисейск. Как это понять? Есть ли какое-то логичное этому объяснение? Человечно ли так обращаться с немолодым уже священником и его семьёй?
Прошу всех друзей поддержать молитвой доброго пастыря протоиерея Геннадия, а также помолиться о божественном вразумлении администраторов, принимающих такие вот, мягко говоря, загадочные решения.
Перепост приветствуется"
.

Просьбу игумена действительно поддержали некоторые читатели. Сам о. Арсений приводит их список с соответствующими цитатами: "Игумен Агафангел (Белых) (Тикси): "Я батюшку чту и его духовных чад уважаю, а они считают, что необходимо писать об этом" (http://rev-agafangelos.livejournal.com/321850.html).

Протоиерей Александр Классен (Томск): "Защитить священника от произвола архиерея - задача нетривиальная. Почти невозможная. Тут только Божье вмешательство может помочь. О чём и молюсь"  (http://orthodoxfrisian.livejournal.com/7723.html).

Иерей Алексий Зырянов (Енисейск): "Сстрррашное и непонятное, нелогичное и необъяснимое, и еще загадочно-конвульсивное - вот какие ощущения испытывают священнодинозавры жж к концу этой недели..."  (http://therunoffff.livejournal.com/10359.html).

Диакон Андрей Белоус (Ангарск): "Странные события у наших соседей... Комитет защиты миссионеров нам, похоже, действительно нужен" (http://andrej-belous.livejournal.com/276919.html).

Андрей Десницкий (Москва): "...давайте попробуем подумать, что тут реально можно сделать. Получается в очередной раз, что клирик бесправен, бессилен, безгласен. Если еще и мы все молчим..." (http://ailoyros.livejournal.com/679907.html).
Александр Архангельский (Москва): "Очень всё это печально"  (http://arkhangelsky.livejournal.com/135606.html?thread=4549814#t4549814).
Сайт Вознесенского прихода Московского Патриархата (Малага, Испания): http://orthodox-malaga.com/content/blogcategory/0/30/"
.

Затем игумен из Португалии перешел к критике самой Красноярской епархии РПЦ МП: "Вот такая в Красноярске "катехизация": http://www.kerpc.ru/qa/qas/060321_9 - офиц. сайт епархии;
http://www.chudo-v-honeh.info/content/view/109/149/ - сайт храма, настоятелем которого был назначен прот. Геннадий Фаст и через сорок дней отставлен (см. предыдущие сообщения). Такой "катехизация" в Красноярске была тридцать лет назад. Такой она остаётся сегодня. Такой она будет всегда?"

В сообществе города Белгорода опубликовали документ, свидетельствующий о заботе местного православного губернатора о "духовной безопасности" жителей вверенной ему области.

Протоиерей Александр Авдюгин из Луганска (Украина) докладывает о тотальном игнорировании клириками УПЦ МП указа Патриарха Кирилла о перенесении службы Троицкой субботы: "полный игнор. Никто не переносит родительскую Троицкую субботу на завтра, как это благословляется Патриархом в календаре РПЦ.
В календаре УПЦ об этом переносе - ни слова.

Похожая ситуация и с переносом службы святителю Николаю в храмах никольских.
Типик в большинстве наших Свято-Николаевских приходах будет игнорироваться"
.

Андрей Нефедоров,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования