Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Топорковские отроки


 

О монахинях Голутвинского монастыря, что в Коломне, рассказывают много чудесного. То начнут разводить в обители собак алабаев, то выгуливают на веревке вокруг дрессированного верблюда. Но это скорее диковины. А богоугодное вот: уже восемь лет за высокими монастырскими стенами содержат насельницы приют для беспризорных мальчишек. Первые его воспитанники уже закончили школу и, как один, поступили учиться в вузы. Это стопроцентное попадание вчерашних оборвышей в институт настолько обрадовало наместника Троице-Сергиевой лавры Феогноста, что он бил земной поклон сестриям: приидите ко мне в Сергиев, распространяйте передовой опыт. И отправились сестры в чужой монастырь. В мужской.
 Церковь редко вмешивается в мирские дела, но если делает это, то метко. В средней России можно насчитать пять-шесть сиротских церковных приютов. В Подмосковье их два. Для мальчиков в Голутвине и в Хотькове, у матушки Олимпиады для девочек. Православный интернат в Топоркове, который за последние два года обустроила лавра, надо признать образцовым. Здесь есть все. Попечитель проекта, федеральное МПС, провело в заброшенном пионерлагере одного из закрытых НИИ такой ударный евроремонт, что хоть транспарант вешай "Спасибо за наше счастливое детство". Полы с подогревом, прочие интерьерные навороты — не скажешь, что сиротское заведение.
Ну а направлять сложный процесс перековки малолетнего контингента — в интернате сейчас 96 мальчиков в возрасте от 4 до 14 лет — лавра призвала голутвинских женщин. У них это получается.
— Мы не готовим из мальчиков ни священнослужителей, ни монахов, как многие думают, — сразу предупредила мать Елена. — Наша цель — вернуть их к нормальной человеческой жизни.
Мы приехали в Топорково, когда в школе заканчивались занятия. В холле перед иконой преподобного Сергия, чье имя носит приют, — молитвенный хор.
— Господи помилуй, господи помилуй!
Молитвой здесь заканчиваются уроки. И начинаются тоже. После уроков обеденный перерыв. Молитва перед трапезой, молитва после нее.
— Православное воспитание — это когда надо много креститься и прощения просить, — пояснил словоохотливый отрок лет восьми-девяти. — А провинишься, бить поклоны перед иконой.
Распорядок дня в необычном интернате такой. Подъем в шесть сорок, молитва, на четыре часа в школу, вкушение трапезы, послушание (работа в мастерских, уборка территории, помещений), затем полдник, снова занятия в школе, свободное время, сон. В воскресенье церковная служба, в субботу — лекция на православную тему. Учебные программы в остальном не отличаются от обычных. С той только разницей, что в топорковской школе нет домашних заданий и в классе не больше 15 человек. Ребята настолько отстали в учебе, что с каждым учитель занимается индивидуально.
Да, и еще. Каждый должен причащаться и исповедоваться, а также заниматься самоанализом: рассказывать воспитателю в конце дня о дурных и хороших делах. Некоторым эти порядки кажутся слишком строгими, кто-то на дух не воспринимает веру.
— Убегают, конечно, — признается директор Елена Валентиновна Кораблева, кандидат технических наук, в миру специалист по вычислительной технике. — Особенно трудно с подростками, хлебнувшими "воли". На вокзалах и улицах они успешно зарабатывали на жизнь. Без трех-пяти сотен как минимум в кармане не оставались. А тут, оказывается, нужно учиться, работать.
Стремлению беспризорников беспризорничать интернат противопоставляет глобальные начинания. Недавно здесь появились компьютеры. Будет построен бассейн, спортивная, музыкальная школы. Есть мастерские — столярная, по металлу, керамическая. Единственное, чего лишены топорковские отроки, так это привычного телевизора: ТВ, по которому секс и насилие, есть абсолютное зло. А чтобы не возникало соблазна, в Топоркове не подключили антенну. Так и живут. Ничего!

Ольга Власова

"Московский Комсомолец" от 16 декабря 2002 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования