Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

ПРЕСС-АРХИВ: Исламизм, фашизм и терроризм. Часть 3


Итак, исламизм или фашизм с "исламским лицом" берет свое начало с созданием организации "Братьев мусульман". Эта организация явно подтвердила, что использует фашистские практики, перед и во время Второй мировой войны. Еще яснее эта общность подтвердилась через сотрудничество с откровенно нацистской организацией "Миср аль-фатах" ("Молодой Египет"), основанной в 1933 году адвокатом Ахмедом Хусейном, скопировавшим структуру своей организации с гитлеровской НСДАП, а также с военизированной организацией "зеленорубашечников", скопировавшей нацистское приветствие вскинутой рукой и практиковавшей арабоязычные варианты некоторых нацистских слоганов.

Кстати, среди членов "Молодого Египта" было два будущих президента страны - Гамаль абд-аль Наср и Анвар Садат.

В последующие годы "Братья-мусульмане" были репрессированы при аль-Насре, которого они пытались убить, и при Садате, которого они-таки убили (Халед аль-Исламбули, конечно, вдохновлялся многими идеями "братьев", однако не имел с ними организационной связи - Портал-Credo.ru). Но до насеровского военного переворота 1952 года отношения между "Братьями" и "нациствующими" офицерами были самые теплые.

Вот что записал в своем дневнике летом 1940 года Анвар Садат:

"Однажды я пригласил Хасана аль-Банна, лидера "Братьев-мусульман", в военный лагерь, где я проходил службу в войсках связи, и попросил его провести беседу на различные религиозные темы. За несколько дней до его планируемого приезда в "особом отделе" мне было сказано, что его приезд запрещен Генеральным штабом, а я сам был допрошен. Через некоторое время я пришел к "Братьям-мусульманам" и участвовал в нескольких их собраниях. Я воистину был восхищен Хасаном аль-Банна".

Пока до конца не ясно, аль-Банна, бывший в контакте с германскими агентами с 1936-39 гг,  или кто-то другой свел Садата и прочих "свободных офицеров" c агентами абвера, но летом 1942 года африканский корпус генерала Роммеля стоял в 100 км от Александрии и готовился к маршу на Каир. Садат, аль-Наср и их соратники при участии "Братьев-мусульман" были на связи с наступающими немцами и готовились поднять антибританское восстание в египетской столице. Тайное соглашение с немцами предусматривало гарантии независимости Египта в обмен на присоединение последнего к прогерманской коалиции. Садат, кстати, тогда обещал, что ни один британский военный не уйдет из Каира живым. Однако после того, как Роммель потерпел поражение под эль-Аламейном, Садат и несколько его единомышленников были арестованы и предстали перед военным трибуналом.

Исламистско-фашистское сотрудничество отнюдь не завершилось с окончанием Второй мировой войны. У короля Фапука в качестве советников служили бывшие офицеры гитлеровской армии и разведки. Однако многие из них, видя, что трон египетского монарха шатается, установили тайные контакты с аль-Насром и его "свободными офицерами", которые, в свою очередь, имели контакты
с "Братьями-мусульманами" . Общей целью для них было свалить короля.

Вскоре после переворота 23 июля 1952 года еженедельник "Ньюсуик" писал: "Наиболее интригующий во всем этом вопрос - участие немецких советников египетской армии в свержении короля Фарука. Очевидно, что они разрабатывали его тактику".

И еще один интересный момент. В 1951 году директор ЦРУ Кермит Рузвельт (внук президента Теодора Рузвельта), организовавший в 1953 году свержение в Иране реформистского правительства доктора Моссадыка и восстановление на престоле династии Пехлеви, раскрыл содержание переговоров с аль-Насром. Тогда по договоренности с ЦРУ было решено усилить египетские спецслужбы и армию еще несколькими  ценными немецкими кадрами. Одним из них стал штандартенфюрер СС Отто Скорцени, создавший в конце войны сеть ODESSA для переправки высокопоставленных нацистов за границы Германии, прежде всего в перонистскую
Аргентину и Египет. Последний стал особенно комфортабельным местом для беглых нацистов после того, как Скорцени поступил на службу к аль-Насру.

Времена и нравы в отношении "Братьев-мусульман", очевидно, активно менялись. Сыгравшие активную роль в приходе аль-Насра к власти, они после убийства основателя государства Хасана аль-Банна, под руководством радикала Сейида Кутба, стали требовать введения в стране шариатского права. Это вызвало резкое неприятие новой республиканской власти, и аль-Наср в свою очередь сам стал мишенью для возможного убийства. С помощью ЦРУ и немецких "советников" египетскому президенту удалось избежать этой печальной участи. В феврале 1954 года организацию "Братьев-мусульман" запретили. Четыре тысячи ее участников было
арестовано, шестеро-казнены, а многие другие были вынуждены уехать в Сирию, Иорданию, Саудовскую Аравию, Ливан. В то же время, когда Наср в своей борьбе против Англии и Франции за контроль над Суэцким каналом обратился к Советскому Союзу, ЦРУ стало поддерживать оппозиционных ему "Братьев-мусульман".

Однако прервем здесь наше повествование и обратимся к личности человека, ставшего духовным вдохновителем политического исламизма новейшего времени.

Одним из лидеров "Братьев-мусульман", арестованных в 1954 году, был Сейид Кутб. Десять лет он провел в тюрьме Джарах близ Каира, где за это время написал труды, ставшие руководством и  настольными книгами для исламистов всего мира (интересно, что переводы на язык фарси трудов Кутба были в свое время сделаны  нынешним лидером революции аятоллой Али Хаменеи). После того, как Кутб был осужден Египетским судом, другие лидеры Братьев оказались в Саудовской Аравии, где получили работу в местных университетах и финансовую поддержку от короля. Среди них был брат Кутба Мухаммад и некто Абдулла аль-Аззам, радикальный палестинский проповедник ("эмир Джихада"), организовавший позднее в пакистанском городе Пешаваре т.н. Мактаб аль-Хидамат или Дом Служения, который стал основой для формирования будущей сети аль-Каеды. Будучи студентом университета короля Абд аль-Азиза в Джидде, Усама Бен Ладен, сын Мухаммада Бен Ладена, главного и самого успешного строительного подрядчика
королевства и личного друга короля Фейсала, стал учеником Мухаммада Кутба и аль-Аззама.

Сам Сейид Кутб родился в 1906 году в маленьком селении в Верхнем Египте. Он обучался в светском учебном заведении и впоследствии работал инспектором школ в Министерстве образования. В 30-40-х годах ничто в его биографии не указывало на то, как неожиданно повернется его судьба в дальнейшем. Он писал литературно-критические эссе, днями болтался в кофейнях и написал роман, который с треском провалился. Интересно, что его обращение к радикальному исламу произошло во время учебы в США в 1948-52 гг. Он буквально воспылал ненавистью ко всему американскому, называл церкви "развлекательными центрами и
площадками для сексуальных игр", был буквально шокирован уровнем эмансипации женщин. Немедленно после возвращения в Египет Сейид Кутб вступил в организацию "Братьев-мусульман" и стал главным редактором их газеты.

В тюрьме Кутб написал 30-томный тафсир (комментарии) к Священному Корану, но его главным трудом стала изданная в 1965 году (после выхода из тюрьмы годом ранее по состоянию здоровья) книга "Маалим фи-иль тарик" (Указатели пути). В этом труде он пересмотрел идеи основателя "Братьев-мусульман" аль-Банна о том, что исламское государство возникнет в Египте мирным путем, через исламизацию всей нации, и выступал за захват власти в фашистско-большевистском стиле неким исламским авангардом, который проведет исламизацию сверху. Беспокойство вызывало то, что это предложение нарушало один из основополагающих принципов шариата, запрещающий насильственное свержение мусульманского правителя.

Кутб нашел разрешение этой дилеммы в трудах близкого ему по духу пакистанского современника Сейида Абу аль-Моудуди (1903-1979), основавшего в 1941 году движение Джаммат-е-Ислами, характеризовавшего современное ему политическое устройство в мусульманских странах как частичную джахилийю, тем самым сравнивая проявления дикости, невежества и идолопоклонства в этих странах с доисламским арабским обществом. Но Кутб пошел дальше. Он утверждал, что в современном исламском государстве господствует никакая не частичная, а самая что ни на есть полная джахилийя (язычество): "Общество, чья юридическая система не основывается на божественном праве… не может считаться мусульманским, даже если его отдельные члены провозглашают себя мусульманами, совершают намаз, держат пост, и отправляются в хадж… В таком обществе джахилийя принимает формы исключительного права на создание общественных ценностей, принятие законов и правил общественного поведения, образа жизни, при этом никакого отношения не имеющего к тому, что предписано Всевышним".

Лишь бескомпромиссная реставрация того идеального симбиоза религии и государства, который существовал в VII веке в эпоху первых "праведных" халифов, сделает ислам завершенной системой-образом жизни, не нуждающимся ни в каких добавлениях, идущих от человеческого ума. И любой правитель, мусульманский, либо иной, если он стоит на пути установления такого порядка, может быть лишен власти, и это будет совершенно справедливо.

Эти размышления явно относились к президенту аль-Насру и другой неудавшейся попытке покушения на него в 1965 году. Кутб был вновь арестован и после долгих допросов и пыток приговорен к смертной казни. Его повесили 29 августа 1966 года. Характерно, что главным обвинением, выдвинутым против этого мусульманского фундаменталиста,  стала "попытка установления в стране марксистского режима". Но аль-Наср отлично понимал, что реальная опасность для его режима исходит от кутбовских определений существующего режима как джахилийи, а вовсе не от содержащихся в "Маалим фи-иль тарик"  призывов к созданию бесклассового общества, в котором эгоистический индивидуализм и эксплуатация человека человеком будут упразднены. Именно на этих моментах строились основные обвинения против Кутба.

Труды этого новомученника ислама мгновенно завоевали широкую популярность в арабском мире, особенно после поражения арабов в Шестидневной войне с Израилем, ставшего показателем всей глубины той пучины порочности, в которую погрузились правящие режимы в мусульманских странах.

Марк Эриксон
"ASIA TIMES", ноябрь-декабрь 2002 г.
(с) Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования