Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ASIANEWS": Ислам - христианство. Встреча, конфронтация и … обращение


Несколько дней назад мы отметили очередную годовшину событий 11 сентября. Для многих эта дата стала началом солкновения цивилизаций, Востока и Запада, христианства и ислама.

Но существует ли в реальности война цивилизаций? Действительно ли ислам ведет войну против христианства? C появлением известной книги Сэмюэля Хантингтона "Конфликт цивилизации" кажется, что все общество жестко раскололось на два лагеря - тех, кто за, и тех, кто против такой войны. Конечно, очевидный факт, что у Запада - своя цивилизация, в исламском мире - своя. И в этом плане я могу утверждать, что определенный конфликт между ними существовал всегда. Другое дело, что в мире терроризма слова "конфликт" и "столкновение" становятся синонимами слова "война". Мусульманские фундаменталисты определяют "западников" как "крестоносцев". Это вошло в активный обиход, например, в Саудовской Аравии, где в бытовом лексиконе слова "крестоносец" и "европеец" стали синонимами в течение последних 15 лет.

Исламский фундаментализм определяет столкновение цивилизаций как религиозную войну ислама против христианства. Но можем ли мы определять Запад понятием "христианский". Я полагаю, что нет. Во-первых, потому, что сам Запад таковым себя не определяет. Он, конечно, в определенной степени продукт христианства, но современный Запад от этого активно дистанцируется. Поэтому "ответ Запада" не может быть сформулирован как война против ислама. Он может вести войну с  терроризмом, с исламским фундаментализмом, но никак не с исламом. Хотя можно заметить тенденцию в определенных кругах в Италии или Америке, которые пытаются представить ислам как антихристианскую цивилизацию, но это неправильно.

Встреча и конфронтация

Что нужно для того, чтобы противостоять углублению конфликта, конфронтации, споров, критике ислама. На мой взгляд, столкновение и конфликт между христианством и исламом точно такое же, как и между всеми другими культурами, будь то исламская, китайская, индийская. Но подобная конфронтация вполне может быть трансформирована во встречу двух культур, их взаимообогащение.

На протяжении всей истории человечества цивилизации сталкивались и враждовали друг с другом. В этом нет ничего трагического: любые группы людей, встречаясь друг с другом что-то принимают от своего визави, а что-то отвергают. Но такие взаимные встречи должны проходить в контексте полной ясности и понимания друг друга… Да, что касается ислама, в Коране мы можем найти призывы к насилию, но одновременно и призывы к миру. Но при этом надо честно и однозначно признать, что призыв к насилию выражен сильнее, нежели призыв к миру.

К сожалению, многие католические интеллектуалы из соображений "уважения к исламу" стараются скрыть эти "неудобные" моменты в мусульманском писании, и тем самым сослуживают плохую службу как истине, так и исламу. Да, конечно, можно сказать: примеров насилия сколько угодно и среди христиан. Это верно, но при этом насилие никоим образом не обосновывается Евангелием. А вот в священном писании мусульман Коране мы найдем подобные обоснования. И для того, чтобы очистить данное в Коране Божественное послание от различных наслоений, мусульмане должны четко разделять духовное ядро Корана, сосредоточенное в сурах, ниспосланных в Мекке, от второстепенных, ниспосланных уже в Медине. Но для этого, Коран следует рассматривать как историческое писание, с точки зрения "западной" разделенности светского и религиозного, веры и современной жизни.

Вестернизированный ислам

Я полагаю, что надежда на лучшее для исламского мира может прийти только в форме ислама, адаптированного к реалиям Запада, прежде всего, современной Европы. Единственной возможностью для ислама занять достойное место в современном мире для ислама может стать восприятие последним современных реалий с их духом критицизма, разделением религии и политики, разума и чувств. И такая "вестернизация" вовсе не означает отказа от веры.

Есть множество мусульман, которые пытаются "вестернизоваться", но до полной вестернизации им очень далеко. Они пока еще не понимают, что вера должна быть обоснована глубоким внутренним выбором. И к сожалению, если мусульмане окажутся неспособными соединить свою веру и современные реалии, они неизбежно попадут под влияние фундаменталистских мулл.  Но может ли Запад помочь исламу в модернизации?

Часть западного общества придерживается принципа тотальной закрытости от исламского мира. В ответ на насилие со стороны мусульман, они попросту "отгородились" от любого диалога с мусульманами, тем самым толкая последних в объятия фундаментализма.

Наконец, на Западе есть еще и атеисты. Но если мусульмане начнут искать помощи и поддержки среди атеистов, которые считают, что религия отнюдь не значимый фактор нашей жизни, то они однозначно ее не получат. Но если мусульмане в своих поисках выйдут на западных христиан, таких, для которых религия - точка опоры во взглядах на современный мир, то последние могут оказаться именно теми, кто призовет этих мусульман найти свой путь интеграции в современность.

Христианин, обретший для себя гармонию между верой и современными реалиями,  может помочь ищущему мусульманину сделать тоже самое. Но я должен откровенно сказать, что возможен и иной путь. Если мусульманин не сможет достичь такой гармонии в рамках своей религии, он вполне может принять решение стать христианином. В результате такого обращения, мусульманин обнаружит, что христианство также объединяет небесное и земное, божеское и человеческое, религиозную культуру и культуру научного знания. Такое обращение даст возможность мусульманину понять, что в христианстве нет противостояния между божеским и человеческим. Конечно, в этом соотношении возникают проблемы, но возможен также и синтез этих двух начал.

Обращение в христианство

Итак, молодой мусульманин может столкнуться с дилеммой: стать "западником -атеистом" или мусульманином, не приемлющим Запад. Но возможен и третий путь: стать христианином.

Такое обращение было бы наиболее оптимальным и духовно ценным путем разрешения многих проблем. К сожалению, мне очень часто приходилось сталкиваться со священниками и даже епископами, которые и думать об этом боялись, исключая возможность таких шагов, во имя ложного уважения между религиями. Получается, что епископы и священники вроде бы  недопонимают того, что в христианство - есть полнота любого другого религиозного пути. Именно любовь и уважение к человеческой личности и ее борьбе за сохранение своей веры в современном мире призывает меня проповедовать Евангелие.

И прежде всего я постараюсь помочь мусульманину найти единство между современностью и верой в его исламской религии. Но если это окажется трудным или невозможным, тогда я предложу ему христианство…. Ведь существует нечто большее, чем отрицание современного мира во имя веры, либо наоборот веры во имя мира, есть путь гармонии этих двух начал, предлагаемый христианством и провозглашаемый  и проповедуемый христианами.

Профессор арабской истории и исламоведения университета Сен-Жозеф в Бейруте
Самир Халиль Самир, SJ

"ASIANEWS", 16 сентября 2005 г.

(c) Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования