Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МЕЧ И ТРОСТЬ": Отец Виктор Потапов обиделся за Путина


На собрании 22 августа 2005 г., посвященном обсуждению решений "согласительной комиссии" РПЦЗ(Л) и МП, прихожан Свято-Иоанновского храма РПЦЗ(Л), где настоятелем протоиерей Виктор Потапов, в Вашингтоне был представитель посольства РФ

1. ПОДДЕЛЬНЫЙ ЕПИСКОПАТ МОСКВЫ

"Грубой провокацией "Голоса Америки" назвало моё выступление там 17 августа 2005 г. близкое к Московской патриархии интернет-агентство "Русская линия". Так знакомо пахнуло от этих слов семидесятыми годами прошлого века, когда я, молодой советский разведчик, работал в ТАСС и редактировал там точно такие же фразы.

"Русская линия" обвиняла меня в том, что я поливаю грязью епископат МП. А я всего лишь сказал, что в советский период все епископы назначались коммунистическим государством – и по церковным канонам подлежат извержению из сана.

Но с кем в таком случае собирается объединяться Зарубежная Церковь под руководством Синода митрополита Лавра? С чекистами? Да, именно с ними. Это я и хотел подчеркнуть.

– Не прекращаются попытки торпедировать процесс воссоединения Русской Церкви! – грозно предупреждает "Русская линия", словно вопрос окончательно решён.

Но это не так, и движение протеста набирает силу во всём мире. События могут пойти совсем не по сценарию Москвы, что происходит теперь всё чаще.

Однако в Москве неофициально считают Зарубежную Церковь с нью-йоркским синодом уже присоединённой, осталось лишь подписать несколько бумажек, предназначенных для отвода глаз русской эмиграции.

"Расстрелять и оформить через трибунал!" – как любил выражался маршал Жуков. А оказывается, что расстрелянный позволяет себе трепыхаться. Непорядок!

Собственность Зарубежной Церкви уже распределена между серьёзными дядями, которые шутить не любят. Если они пронесут ложку мимо рта, кое-кто в Москве может получить пулю в лоб. Поэтому всякое упоминание о такой возможности вызывает паническую реакцию.

В августовской передаче "Голоса Америки" участвовал настоятель вашингтонского Свято-Иоанно-Предтеченского собора РПЦЗ(Л) протоиерей Виктор Потапов. И хотя он ратовал за объединение, Москва заподозрила его в нелояльности и потребовала решительно отмежеваться от меня, как в сталинские времена. Отец Виктор поспешил сделать это, опубликовав статью "Грех огульности".

"Должен возразить уважаемому Константину, когда он огульно говорит, что все епископы Русской Православной Церкви в России – агенты КГБ, – писал он. – Прежде всего следует сказать, что с тех пор, как Советский Союз развалился в 1991 году, было свыше ста хиротоний новых епископов. А это постсоветское время, когда уже КГБ не решал, кто может, а кто не может стать епископом..."

И тем не менее, агенты ГБ есть и среди них. Например, епископ Феофан (Ашурков), чья связь с разведкой широко известна. (История сего гебешного клирика МП в виде одного из главных персонажей -архимандрита ОВЦС МП Феогена (Шкуркина) - документально описана в романе В.Черкасова-Георгиевского "Опер против святых отцов" ("Святые деньги"), М., Вагриус, 1999. - Прим. МИТ.) Долгие годы он был правой рукой митрополита Кирилла (Гундяева), председателя Отдела внешних церковных сношений МП, агента КГБ под кличкой "Михайлов". Есть среди новых епископов и другие секретные сотрудники КГБ, завербованные в молодости.

"Кроме того, – продолжал в своей статье о.Виктор, – даже в тёмное советское время Василий Фуров, заместитель председателя Совета по делам религий в адресованном в ЦК КПСС секретном докладе, который попал на Запад, ещё в 1973 году писал, что есть три группы епископов. Есть епископы, которые действительно сотрудничают [с КГБ]. Есть епископы, которые сотрудничают наполовину. И есть епископы, которые вовсе не сотрудничают, а являются врагами Советского Союза. Так что даже тогда было много епископов, которые отказывались сотрудничать, а может быть, только делали вид, что готовы сотрудничать".

Но ведь Фуров характеризует третью группу епископов совсем по-другому! Он пишет так: "Третья – это та часть епископата, у которой в разное время проявлялись и проявляются попытки обойти законы о культах; некоторые из них религиозно консервативны, другие - способны на фальсификацию положения в епархиях и сложившихся отношений к ним органов власти, у третьих замечены попытки подкупа уполномоченных и клеветы на них и на должностных лиц местных органов власти". (Настоящий лик Московской Патриархии. Издание братства преп. Иова Почаевского Нью-Йоркской и Канадской епархий Русской Зарубежной Церкви, Нью-Йорк–Монреаль, 1991. С. 8).

Да, видимо, это люди с тяжёлым характером, склочники или, наоборот, правдолюбцы. Но никак не антисоветчики. Более того, Фуров специально отмечает, что "многолетние наблюдения, глубокое изучение настроений правящих архиереев ещё раз подтверждают, что епископат лояльно относится к Советской власти". Никаких "врагов Советского Союза" тут нет и в помине! Как же так, отец Виктор?..

Статья о.Виктора создаёт милый сердцу западного читателя образ Церкви, которая хотя и зависела от государства, но всё же сама решала, кому становиться епископом. А разве может быть иначе? Мол, да, порой КГБ приставал к епископам с вербовкой. Одни отказывались, другие нет, – ну что ж, все люди грешны…

Однако в СССР действовал обратный порядок! Требовалось сначала стать агентом КГБ, а только потом – епископом. Но не наоборот. Ведь епископам полагалось встречаться с иностранцами и даже выезжать за границу. Могли ли они делать это, не будучи агентами КГБ?

Секретный доклад Фурова в семидесятые годы передал на Запад отец Глеб Якунин, получивший за это тюремный срок. Он тоже выступал в той передаче "Голоса Америки" в августе и сказал так:

– Любой монах, который хотел стать епископом, должен был сначала дать подписку о сотрудничестве с КГБ и выбрать себе агентурную кличку. Только после этого он мог стать епископом!..

Или о.Виктор с ним тоже не согласен?

"Временный патриарший Священный Синод" митрополита Сергия (Страгородского) тоже был сформирован на Лубянке. В 1927 году ОГПУ предлагало священномученику архиепископу Углическому Серафиму, управлявшему Русской Церковью сто дней, взять этот синод, но тот отказался и выдвинул свой, за что был взят под стражу. А митрополит Сергий этот чекистский дар принял. Он захватил церковную власть незаконно, с помощью ОГПУ, при живом местоблюстителе Петре, находившемся в заключении. Какие после этого могут быть сомнения в чекистском происхождении Московской патриархии?

Тема вербовки священников и сейчас волнует российское духовенство. Недавно дьякон Андрей Кураев заявил, что в семидесятые годы он считал бы нормальным сотрудничество с Лубянкой, потому что это помогало бы укрепить единство СССР.

Но тогда эта цель не считалась главной. Она характерна для наших дней, когда России реально грозит распад. Этим заявлением о.Андрей Кураев призывает российское духовенство к сотрудничеству с Лубянкой в наши дни.

2. СОВЕТСКИЙ ПАТРИОТИЗМ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ

Проводники унии с Москвой оказались в глупейшем положении. Для того чтобы показать, что в лице Патриархии они сливаются вовсе не с советским учреждением, им приходится задним числом нахваливать Советский Союз, хотя в советское время они его поносили. Им приходится доказывать, что там существовала хоть в чём-то независимая Церковь, хотя как раз тогда они это начисто отрицали. Путин возвращает РФ в советское прошлое, и наши объединители ведут нас туда вместе с ним.

На приходском собрании нашей общины, состоявшемся 22 августа 2005 г., посвященном обсуждению решений "согласительной комиссии" РПЦз(Л) и МП, в Свято-Иоанновском храме РПЦЗ(Л) в Вашингтоне, его настоятель о.Виктор Потапов также был очень добр к стране Советов.

– Тогда было больше порядка, – напоминал он, – отсутствовала порнография.

И хотя в советское время он говорил по-другому, его слова были истинной правдой. Но ведь на это упирает и путинская пропаганда! И делает логический вывод: развал Советского Союза был исторической ошибкой, все наши нынешние беды начались после этого. СССР надо возрождать…

Но ведь вся стратегия эмигрантских объединителей зиждится на вздохе облегчения от того, что Советский Союз рухнул, а в России произошли "огромные изменения". А идут-то они в обратную сторону! Путинская Россия сейчас напоминает брежневскую, только тюремные сроки в ней удлинились.

Просоветская политика Путина выбивает табуретку из-под ног наших объединителей, лишает их аргументов. Они вынуждены или отрицать советизацию РФ, или объяснять её случайными оговорками больших начальников.

Патриарх краснеет вместе с Путиным. Он не только не протестует против возвращения в коммунизм, но и обеспечивает ему идеологическую поддержку. Встречаясь в августе с молодёжью в Калуге, Алексий Второй прямым текстом восхвалял "моральный кодекс строителя коммунизма", который якобы соответствует христианским нормам. Сколько копий было сломано в девяностые годы, чтобы доказать, что это не так!

А это значит, что московские батюшки, которые понаедут на Запад после объединения МП и РПЦЗ(Л), будут рассказывать добродушной эмигрантской молодёжи о том, как хорошо жилось в Советском Союзе. Желающие узнать подробности смогут обратиться в посольство РФ к товарищу такому-то. А следующим этапом станет вербовка на "идейной основе". Коммунистическая идеология и шпионаж тесно связаны.

Наше приходское собрание о.Виктор начал с критики противников унии, и в первую очередь – "газетёнки "Наша Страна". В частности, за то, что она опубликовала мою статью "Лавр и чекисты" (в редакции "Меча и Трости" – "Глава РПЦЗ(Л) Лавр и чекисты" ЗДЕСЬ – Прим. МИТ). Эта статья обессмысливала наше собрание, посвящённое обсуждению решений "согласительной комиссии" РПЦЗ(Л) и Московской патриархии.

В статье я раскрыл тайну о том, что под Москвой уже давно действует подворье Джордавилльского монастыря РПЦЗ. Оно было выстроено в 2000 году, когда и речи не было о евхаристическом единстве. Значит, вопрос этот был решён ещё тогда, по-советски келейно, "в узком кругу ограниченных лиц", как выражаются малограмотные провинциальные чекисты. Значит, и все переговоры об объединении РПЦЗ(Л) и МП, начавшиеся с 2003 года, были ни чем иным, как пусканием пыли в глаза русской эмиграции.

Зачем обсуждать заведомую ложь? Словно это были действительно переговоры, а не игра в одни ворота. Словно по обе стороны стола не сидели игроки одной и той же "команды Ридигера". Словно они не старались совместить несовместимое – критику митрополита Сергия (Страгородского) с его восхвалением, осуждение экуменизма с членством патриархии во Всемирном совете церквей. Словно подписанные там двусмысленные бумажки адресованы верующим как Зарубежья, так и России.

Но наши богомольные старушки в них ни слова не поймут! Впрочем, на них они и не рассчитаны, а предназначены только для усыпления блительности русских эмигрантов. "Экспортным вариантом сергианства" назвал их Благочинный Московского округа РПЦЗ(В), настоятель московского храма во имя Святителя Тихона, Патриарха Московского, Исповедника Нового и храма в честь Казанской иконы Божией Матери в г.Алексине Тульской области иеромонах Тихон (Козушин).

Однако о.Виктор не уставал повторять, что зарубежники чего-то требовали от московских коллег, ставили им какие-то условия, словно их весовые категории были равны. Но чего может требовать командир взвода от командующего армией? Какие условия может ставить кошка мышке, собирающейся её съесть? Да и можно ли представить, чтобы архиепископ РПЦЗ(Л) Марк (Арндт) отстаивал интересы своей Церкви, если он их всегда только сдаёт?

Но о.Виктор приводит железный аргумент: под нашим давлением патриархия в 2000 году прославила новомучеников!

– Как могла Зарубежная Церковь надавить на патриархию, если никаких переговоров тогда ещё не велось? Только архиепископ Марк налаживал закулисные контакты, – заявил мне Благочинный Московского округа РПАЦ протоиерей Михаил Ардов, настоятель храма Святого Царя-Мученика и всех Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище в Москве. – Патриархия пошла на это под давлением российской паствы, начавшей стихийное прославление новомучеников, распространение их иконописных образов. Но и здесь патриархия смешала овец и козлищ, прославив так же и сергиан, по вине которых новомученики погибли, – подчеркнул он.

– Этот пример скорее свидетельствует о том, как патриархийные епископы готовы менять своё мнение по приказу, – прокомментировал по телефону отец Тихон (Козушин). – Ведь незадолго до этого архиерейский собор МП почти единогласно проголосовал против прославления новомучеников, и в первую очередь – Царской Семьи. Епископы выступали с просоветскими речами. И вдруг – такой поворот. Архиепископ Марк негласно переубедил их? Нет, это Путин начал прибирать к рукам русскую эмиграцию!

3. ПУТИН В ПОДРЯСНИКЕ

А ещё в статье "Лавр и чекисты" я рассказал, по какой методике КГБ будет отбирать Свято-Иоанновский собор в Вашингтоне после объединения РПЦЗ(Л) и МП. Расположенный недалеко от Белого дома, он должен будет стать символом недостижимой русской победы над Америкой, личной церковью Путина. Для этого масса чекистов вольётся в ряды прихожан и проголосует за передачу собора России.

Отец Виктор Потапов старался высмеять эту идею как абсурдную. Но разве Москва никогда не отбирала храмов у Зарубежной Церкви? Отбирала, и грубо. Так что моя мысль, сколько её ни высмеивай, не кажется столь несбыточной.

– А почему тогда ваши коллеги из посольства не вступают толпами в наш приход? – с шутливой улыбкой обратился о.Виктор к молчаливой женшине, сидевшей в соседнем ряду, назвав её по имени-отчеству.

Та, оказавшаяся сотрудницей посольства РФ, не ответила на вопрос и лишь молча записала его в блокнот.

И такая особа была на нашем собрании! Вот те на! Нас, противников объединения, обвиняют в излишней политизированности, а о.Виктор приглашает на приходское собрание сотрудницу посольства РФ. Но ведь объединения РПЦЗ(Л) из Русского Зарубежья и МП из РФ ещё не было!

Как остроумно предположил потом в разговоре со мной протоиерей Михаил Ардов, российская дипломатка хотела проследить, в каком ключе о.Виктор будет вести собрание и не пора ли ему подыскивать замену в Москве? Желающих на его вашингтонское место будет хоть отбавляй!

– Ты поосторожнее пиши об этой дипломатке! Может быть, она наша прихожанка. В церковь, знаешь, путь никому не заказан, – говорили мне друзья из прихода.

Так-то оно так, да ведь иностранный дипломат, куда бы ни пошёл, хоть в баню, его везде можно подозревать в сборе данных. Такая у него работа – быть глазами и ушами своего правительства. А нынешнее правительство России находится на Лубянке.

Может ли российский дипломат быть прихожанином Зарубежной Церкви? Разумеется, да, но у его начальства это может вызвать вопросы. Ведь Зарубежная Церковь пока ещё остаётся иностранной и антисоветской. Да, её приходы есть и в РФ, но власти их гонят, закрывают при каждом удобном случае. Эти "зарубежные" приходы и мечтать не могут о льготах Московской патриархии.

В несанкционированных посещениях российским дипломатом Зарубежной Церкви можно усмотреть намёк на некоторую нелояльность и даже вызов власти. Для дипломата это губительно.

"Если дипломатка РФ за границей ходит в эмигрантскую церковь, то, значит, сама собирается стать эмигранткой? Но как тогда ей доверять государственные тайны? Может ли она оставаться на дипломатической работе?" – такими глубокомысленными вопросами вполне могут задаться контрразведчики из посольства РФ в Вашингтоне. Думаю, что визиты нашей гостьи согласованы со Службой внешней разведки ФСБ РФ – головной организацией по разложению Зарубежной Церкви.

– Почему вы говорите, что Путин не верит в Бога? Это может знать только Бог! – обрушился на меня на собрании о.Виктор, в его голосе клокотала искренняя обида.

Да, я действительно сказал так по "Голосу Америки". И даже раскрыл главную тайну Путина: что он начинал карьеру вовсе не в разведке, а в "пятой линии" Ленинградского УКГБ, работавшей также против церкви. Путин тщательно скрывает это обстоятельство от иностранных церковных деятелей. В официальных биографиях президента РФ вы его не найдёте.

Я напомнил о.Виктору о путинской лживости, мстительности, жестокости, которых не должно быть у верующего христианина. Но какое всё это имеет значение, если у нас церковь отделена от государства?

Миф о религиозности Путина важен для сторонников унии. Он позволяет представить его этаким православным императором Константином, принимающим под своё царственное крыло погибающую Зарубежную Церковь. За эту милость к нему надо простирать руки со слезами благодарности. А вот если он не верует, то зачем лезет в церковные дела? Значит, им руководят мирские мотивы. А какими они могут быть у предводителя "питерских чекистов"? Только такими, как отъём собственности и шпионаж, ничего другого они не умеют.

Как отблагодарил Брежнев председателя КГБ Семичастного, который привёл его к власти, свергнув Хрущёва? Уволил в первый же день. Как отблагодарил Путин российских олигархов, сделавших его президентом? Натравил на них ФСБ. Почему он должен поступать иначе с теми, кто помог ему покорить Зарубежную Церковь? Кто может его заставить?

Но о.Виктор сказал, что объединяться всё равно надо, и даже мягко пригрозил, что поезд может уйти, и мы прозеваем своё счастье. А я даже знаю, как называется этот поезд – третий путинский срок президентства. Он не понравится на Западе, но подготовка к нему уже началась.

Отец Виктор напомнил, что на каждой литургии мы молимся "о единении всех". Поэтому надо объединяться с Московской патриархией. Она теперь освободилась, переродилась, в РФ действует много новых храмов и семинарий. Он особо выделил Свято-Тихоновский богословский институт, прекрасное учебное заведение.

Но ведь храмы Московской патриархии по-прежнему принадлежат государству! О какой её независимости может идти речь?

Отец Михаил Ардов разъяснил мне:

– Мы молимся не для того, чтобы объединяться с кем попало. Смысл этого моления в том, что еретики должны войти в православие через покаяние. Еретическая Московская патриархия, покаявшись, должна войти в Зарубежную Церковь, сохранившую истинное православие. Открытие новых храмов – это не перерождение. Патриархии просто расширили функции, –продолжал он. – Все новые семинарии – сергианские. Патриархия не освободилась, а раскрепостилась. Ею правит "олигархиерей" митрополит Кирилл, чьё состояние оценивается в миллиарды долларов. Должность настоятеля московского прихода стоит до 50 тысяч, а митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор заплатил за свой белый клобук 750 тысяч долларов.

Отец Глеб Якунин отметил в интервью со мной:

– Патриархия не может существовать без государственной поддержки. Ведь истинно-православных в России мало, не более двух процентов населения. Беда патриархии – пустые храмы, но она продолжает захватывать новые. У неё чрезмерно развит хватательный рефлекс, и МП приложит все силы к захвату по всему миру храмов Зарубежной Церкви. Надеюсь, что под угрозой исчезновения РПЦЗ у ее прихожан возобладает трезвый взгляд. Но как бы это отрезвление не пришло слишком поздно, – подчеркнул он.

Прихожане нашего Свято-Иоанновского собора РПЦз(Л) также оказались весьма скептичны.

– Мы, дети белых воинов, не верим Путину, возвращающему Россию в советские времена. Не верим и патриархии. Я – против объединения, – заявила на собрании одна из прихожанок.

– А если наш Архиерейский Собор всё же решит объединиться? – быстро переспросил о.Виктор.

– Я не приму этого решения, – твёрдо ответила прихожанка.

Разочарованный о.Виктор дал понять, что старая эмиграция исчезает, а новая тяготеет к Московской патриархии. Но как раз новые эмигранты и не хотят иметь с ней ничего общего! Они её слишком хорошо знают.

Это мнение выразила одна из новых эмигранток из РФ:

– Я – дочь священника из МП, и потому прошу вас – не верьте Московской патриархии! Нам нельзя объединяться, потому что Зарубежная Церковь – единственная, Которая осталась чистой. Только здесь я нашла истинное русское православие, – сказала она, сравнив патриархию с бочкой мёда, на дне которой лежит дохлая крыса сергианства.

Но о.Виктор заверил её в том, что патриархия отказалась от сергианства в материалах "согласительной комиссии" МП и РПЦЗ(Л), осуждает его, и в этом даже можно усмотреть "какое-то покаяние".

– Ничего себе покаялись! – возмутился о.Глеб Якунин, выслушав мой рассказ. – Так и Иуда мог сказать: я осуждаю свой поступок, примите меня обратно!

– Нельзя покаяться просто так, в каком-то непонятном документе или интервью, – объяснил мне о.Михаил Ардов. – Надо пойти в кремлевский Успенский собор и сделать это прилюдно, как каялись в "смутное время" за грехи русского народа патриархи Иов и Гермоген! И даже митрополит Сергий (Страгородский), выйдя из обновленческого раскола, каялся вовсе не в интервью "Комсомольской правде", а принародно, в храме, – подчеркнул он.

Отважится ли Алексей Второй на такой поступок? Ведь он перечеркнёт весь советский период, а Путин призывает им гордиться. Выйдет ли МП из Всемирного совета церквей в знак раскаяния в экуменизме?

Наоборот, МП сейчас там прибавилось работы! В Европе путинский облик тускнеет, и его надо срочно подновить церковной позолотой. В РФ нет свободы слова и выборов? Зато есть свобода для патриархии! Тут как раз пригодился бы о.Виктор со своим рассказом о Свято-Тихоновском богословском институте.

Выступая, прихожане критиковали МП, но о.Виктор неизменно принимал её сторону:

– Когда патриархия отбирала наш монастырь в Хевроне, палестинская полиция грубо волочила пожилых монахинь по лестницам? – Зато теперь Москва может послать туда много монахинь, да и принадлежит монастырь всё-таки русским людям! Когда Патриархия отобрала храм в итальянском городе Бари, молодой священник Зарубежной Церкви скончался от переживаний? – Но он и до этого болел!

Прихожане напомнили о.Виктору о том, что Алексий Второй недавно поздравил Вьетнам с 30-летием победы над США, по-коммунистически назвав его "братским". Но о.Виктор сразу же принизил роль патриарха в этом деле, который де не сам поздравил, а просто подписал текст, какой составили другие. Ведь ему приносят на подпись сотни бумажек! Дескать, что ему ни принесут, то он и подмахнёт... В ГБ такой "полемический" приём называют "переводом стрелок".

А ведь не так уж давно тот же патриарх требовал от американских властей увольнения о.Виктора с "Голоса Америки" за антисоветские передачи. Да, с тех пор о.Виктор перековался, но патриарх-то и не думал менять свои убеждения. Что если он припомнит о.Виктору его антисоветское прошлое на второй день после объединения, чтобы отобрать у него настоятельство в вашингтонском соборе?

Когда на нашем собрании о.Виктор совсем уж не находил аргументов для защиты МП, он указывал на промахи РПЦЗ.

– Наш митрополит Анастасий отправил благодарственное письмо Гитлеру! – произнёс он с благородным негодованием в голосе, не впервые прибегая к этому аргументу.

А сколько писем отправил Гитлеру Сталин? Причём письмами дело не ограничилось. Германская армия возрождалась в СССР в тридцатые годы. Гитлер и Сталин заключили военный союз для борьбы против демократического Запада.

Недавно Путин полностью возродил сталинскую трактовку Второй мировой войны, и готов из-за неё перессориться с соседями. Патриархия её полностью одобряет, разъясняет с пеной у рта бестолковым иностранцам. Бичуя за поддержку Гитлера РПЦЗ, но не Советский Союз, протоиерей Виктор задним числом обеляет образ сталинской империи, куда его отец отказался возвращаться после 2-й мировой войны из плена.

Потом о.Виктор нарисовал сладостную картину процветания Зарубежной Церкви под пятой Московской патриархии. Получалось, что та хочет присоединить зарубежников только для того, чтобы дать им свободу, которая у них и так есть.

Но кто будет гарантом этой идиллии? Куда жаловаться, если Москва её разрушит? Увы, на всей земле нет такого учреждения, куда можно пожаловаться на Путина.

– А вы-то сами верите Московской патриархии? – осведомились у своего настоятеля прихожане.

Отец Виктор признался, что тоже не очень верит, но объединяться всё равно надо. Но зачем же тогда было созывать это собрание по обсуждению решений Согласительной комиссии РПЦЗ(Л) и МП? О, сколько тайн в этом объединении! А тайна – признак участия спецслужб.

Сторонники объединения указывали на расцвет церковной жизни в РФ:

– Что плохого в том, что расцвет придёт и к нам, в Америку? – удивлялись они.

– Плохо то, что патриархия слишком тесно связана с государством, а это угрожает и национальной безопасности США, и каждому из нас. Под церковным прикрытием в Америку придёт Путин в подряснике, – объяснял я.

Отставной профессор истории Джорджтаунского университета заявил, что объединение МП и Зарубежной Церкви исторически неизбежно. Это был чисто материалистический довод. Ведь один Господь знает, что неизбежно, а что нет. Ешё совсем недавно говорили об исторической неизбежности объединения братских народов России и Белоруссии – где оно? Похоже, белорусский диктатор Лукашенко убоялся той "широкой автономии", которую сулил ему Путин.

Но противники объединения с МП выступали чаще. И это была отнюдь не кучка экстремистов, а самые уважаемые и давние члены вашингтонского прихода. Отец Виктор выглядел заметно расстроенным – советского "поддерживаем и одобрямс" не получилось.

Протоиерей Виктор Потапов наставил на путь истинной веры очень многих эмигрантов из Советского Союза и РФ. Он и его матушка Мария там помогают больным и бедным. Но отец Виктор оказался перед тем же выбором, что и священники в Советской России в 1927 году – присягать ли митрополиту Сергию (Страгородскому)?

Константин Преображенский

"МЕЧ И ТРОСТЬ", 19 сентября 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования