Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕСТНИК": В защиту доброй памяти архиепископа Антония Женевского. По поводу статьи С. Таубе : "Жертвы и воины эпохи"


От Редакции :

В день памяти Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, оба после продолжительной болезни, скончались долголетний Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, епископ Антоний (Граббе) и Южно-Американский епископ Александр (Милеант). Да упокоит Господь Бог души новопреставленных рабов сих. По случаю их кончины, на сайте "Portal-Credo", Сергей Таубе, в виде "Комментария дня", предложил свои размышления ["Жертвы и воины эпохи. Какую эпоху погребает Зарубежная Церковь вместе с двумя архиереями, умершими в один день"], в которых в очередной раз на Интернете читаем мы вымышленные характеристики личности нашего незабвенного, святительствовавшего в нашей Западно-Европейской Епархии в течении 35 лет, приснопамятного Архиепископа АНТОНИЯ (Бартошевича). Не знаем – по злонамеренности или неведению распространяется такое мнение, порочащее память великого и верного столпа Зарубежной Церкви. Сочли долгом, для тех, кому небезынтересно знать истину о том, кто по сей день остаётся душою нашей Епархии, хоть частично восстановить правдивое представление о нём.

Естественно – мир праху обоим новопреставленным архиереям.

Мы не намерены обсуждать по пунктам статью Сергея Таубе, скажем только, что в одном с ним вполне согласны : по сравнению с еп. Александром (Милеантом), еп. Антоний (Граббе) "был настоящим мастодонтом и коренным зарубежником". Но, в остальном, ошибочно было бы считать эту статью научной. С. Таубе захотелось как-то связать смерти этих двух столь противоположных личностей, дабы предложить своего рода ключ к пониманию истории Зарубежной Церкви. Но для построения своей теории пришлось немного "подогнать факты" в нужное направление. Для сего, в очередной раз выдвигается клеветническое утверждение о выдуманных "левацких стремлений" покойного, истинного гиганта духа, Женевского Архиепископа Антония (Бартошевича). Знаем, что в распространении этой характеристики немало усилий приложила несчастная (из-за недавнего тяжелого падения с лестницы) А.Г. Шатилова, родная дочь приснопамятного Вл. Григория (Граббе) и родная сестра покойного еп. Антония.

Беда сегодняшней "эпохи" в том, что мало кто способен понять, что взвешенная позиция, или взвешенное мнение, не являются абсолютными синонимами отступничества. На этой "взвешенности" и зиждется ведь Зарубежный "царский путь", заповеданный нам Бл. Митрополитом Антонием. Но сегодня хорошим тоном считается игра в – "Кто более православный", и на этой почве, как из пулемёта, вменяется каждому в обязанность стрелять в соседа. Собеседников больше нет, остались одни противники, предатели, злодеи, которых следует всякими способами, а именно всякими правдами и неправдами, уничтожать. Только тогда вы докажете, что вы истинный православный, тот самый о котором сказано, что в последнее время останется всего лишь один епископ, один священник и один мiрянин.

Никто не будет утверждать, что покойные Архиепископ Антоний и Епископ Григорий во всём были согласны. Как веский аргумент противного, С. Таубе говорит об "опубликованной теперь переписке" между ними. Не запрещено, между прочим, задать вопрос : предназначена ли вообще частная переписка для опубликования ? А вопрос этот далеко не праздный в сегодняшнее время, ибо мало кто способен уразуметь, что интеллигентные, воспитанные, благородные личности могут обмениваться различными мнениями, не соглашаться, но тем не менее быть существенно едиными в самом главном, т.е. в данном случае – в принадлежности к единой Церкви. Итак, не побоимся сказать : Архиепископ Антоний и Епископ Григорий, несмотря на различия подходов, были истинными столпами Зарубежной Церкви и за это глубоко уважали друг друга.

Чтобы не быть голословными, приведём факты. Когда в 1986 году, после полувека служения в Синоде, Вл. Григорий был отстранён от дел, то тут же, на заседании Синода, Вл. Антоний официально лично пригласил его переехать в его Западно-Европейскую Епархию в Леснинский монастырь, где настоятельствовала его родная сестра, Игуменья Магдалина, и где он и остался бы вероятно до конца жизни, но нормандский климат ему этого не позволил. Помним, как Вл. Антоний с возмущением говорил : "Какой позор, вчера ещё все перед ним трепетали, а сегодня никто слова утешения даже не промолвил" ... Вспоминаем, как ещё при Первосвятительстве Митрополита Филарета, не помним точную дату, мы были у Вл. Антония. Вдруг звонок – Вл. Григорий : он должен лечь в больницу для операции, а Митрополит, поехав то ли в Сан-Франциско, то ли в Южную Америку, там серьёзно разболелся (воспаление лёгких?). Вл. Григорий в панике умоляет Вл. Антония : "Это катастрофа, Синод совершенно пустой, никого нет, приезжайте непременно" ... Вл. Антоний ведь не самый близкий от Нью-Йорка был, тем не менее именно в сторону Женевы, как сознательный Секретарь и страж Зарубежной Идеи, Вл. Григорий бросал спасательный круг. Как-то мало вяжется, не правда-ли, с той примитивной картиной, в которую нас убеждают верить ...

Знают ли все рассуждающие о будто "розовеньком" Архиепископе Антонии, что именно наш приснопамятный Владыка был редактором многих соборных и синодальных Посланий, в частности знаменитого Послания 1987 г. в ответ на письмо Московской Патриархии ? Слышали ли все рассуждающие о будто "розовеньком" Архиепископе Антонии, его пламенные, переворачивающие душу проповеди о русской голгофе ? Встречались ли вообще когда нибудь с ним, чтоб с таким апломбом, и так глупо, о нём говорить ?

Руки валятся, глазам своим не веришь, читая, что в СССР будто "ставка была сделана на "партию Антония", на победу "объединительного процесса"... Думать, и в этом убеждать других, что приснопамятный Архиепископ Антоний, как тайный предатель, стоял во главе партии за слияние с советской церковью, – это уже не глупость, а преступление против здравого смысла и памяти покойного достойнейшего Архиерея. На такой теории, из лёгкого пера С. Таубе, еп. Александр (Милеант) оказывается чуть ли не духовным сыном Вл. Антония, который с ним, по всей вероятности, никогда и не встречался и вероятно никогда даже и не был в переписке. Но, ради теории, можно ведь себе позволить некоторую вольность по отношению к фактам, к правде.

Для красного словца, С. Таубе лишний раз считает нужным "проехаться" по Вл. Антонию и говорит, что "после фактического ухода Граббе в оппозицию" (по всей вероятности речь тут идёт об Епископе Григории), Вл. Антоний счёл нужным для вида поднять "ослабевший /.../ зарубежный дух, то контактами с Солженицыным, то кампаниями в защиту священников-диссидентов", в чём лишний раз проглядывает безосновательность подобных утверждений и теорий. Владыка Антоний, честь и слава ему, на самом деле в конце 60-ых и в 70-ых годах, и в самом начале 80-ых, открыто выступал в защиту православных исповедников из числа диссидентов и поддерживал контакты с Солженицыным, когда выдающийся писатель проживал в Швейцарии. Отметим только, что Вл. Григорию пришлось покинуть Синод в 1986 году, т.е. когда ни Солженицыным, ни диссидентами Владыка Антоний уже не занимался.


Помолимся о двух почивших новопреставленных Еп. Антонии и Еп. Александре, как и о двух зарубежных столпах приснопамятных Архиепископе Антонии и Епископе Григории. И помолимся также о вразумлении всех, кто в наше тяжёлое время, своими поведением и поступками, вместо созидания занимается распрями и разжиганием страстей.

Протодiаконъ Германъ Ивановъ-Тринадцатый

Секретарь Западно-Европейской Епархiи РПЦЗ(В)

14 сентября 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования