Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Бог снова дал шанс Pоссии. Из последнего интервью с о. Александром Менем


Сегодня исполняется 15 лет со дня трагической гибели протоиерея Александра Меня. Православный священник, проповедник и богослов был убит неизвестными 9 сентября 1990 года по дороге к храму. Это преступление — первое из чреды громких политических убийств в России.

Это отрывки из последнего интервью отца Александра. Он не слишком жаловал моих коллег, если они приходили к нему в своем профессиональном качестве. К тому времени мы были знакомы с отцом Александром довольно давно, я даже был одним из его духовных детей (к сожалению, не слишком прилежным). Может быть, поэтому он сделал для меня исключение. А спустя несколько дней, 9 сентября 1990 года, его не стало.

— Ныне православие в России переживает как бы второе рождение. Однако большинство моих сограждан бросилось в христианство отнюдь не в стремлении обрести Бога. Одни пришли в Церковь из протеста, другие — следуя моде. Вы так не думаете?

— Мой опыт охватывает лишь сельскую церковь. Тех, кто приходит ко мне, следуя моде, очень мало. Большинство приходит по внутренним причинам. Они остаются, они трудятся — и внутренне, и внешне. А те, кто приходит из протеста, вскоре забывают об этом. Протест проходит, а внутренние проблемы остаются. Для того чтобы отплыть в лодке от берега, надо оттолкнуться от него. Потом берег не нужен. Нужно грести себе и плыть. А от чего оттолкнулся, не столь уж и важно.

— Знаменитые слова апостола Павла "Всякая власть от Бога" — можно ли и нужно ли понимать их буквально?

— Власть как определенная структура социума необходима. Антипод власти — анархия, хаос, а хаос Церковью не признается. Власть как некая абстрактная система — она, конечно, от Бога. А конкретно — это уже совсем другое. Власть может идти против совести людей. В том же Писании сказано, что надлежит более слушаться Бога, нежели человека.

— Да, власть может быть и наказанием для людей…

— Безусловно. Господь устроил так, что есть определенный нравственный мир и порядок. Но если к власти пришли нацисты — это не случайное явление, а зло, принятое волей народа. Народ принял нацистов, с удовольствием кричал "Зиг хайль!". Потом, когда люди спохватились, было уже поздно. Так что принцип, исходя из которого власть необходима, а правительство — явление совершенно закономерное, — этот принцип незыблем. Все остальное — утопия. Можно ли представить огромное общество без власти? Допустим, Россию? Ну вот завтра, к примеру, власть ушла, отправилась в эмиграцию. И что же? Полный хаос. Тогда-то и предстоит нам узнать, что власть от Бога.

— Скажите, всегда ли сохраняется тайна исповеди? Мне известны случаи, когда священники предупреждают некоторых своих прихожан: "К этому батюшке на исповедь не ходи…"

— Я не знаю таких конкретных случаев, но тайна исповеди абсолютно свята и неприкосновенна. И священник, который ее нарушил, согласно правилам Церкви, должен быть извергнут из сана. Это очень серьезно. Я не хочу ни на кого наводить тень, мне лично неизвестны такие случаи, когда что-то просочилось через исповедь.

— Но вы ведь знаете, о чем я говорю? Или делаете вид, что не знаете?

— Прекрасно знаю. Но ничего нового здесь нет. До революции официальные инструкции предписывали священникам доносить на прихожан в случае их политической нелояльности. Как обстоят дела сейчас, я не знаю. Лично мне государственные органы не предлагали нарушить тайну исповеди, и я не знаю случаев, когда это кому-нибудь предлагалось. Если же среди моих коллег есть люди, не заслуживающие доверия, то, вероятно, за этим что-то кроется. Но я знаю, как легко в наше недоверчивое время люди могут подозревать друг друга без всяких серьезных оснований. Словом, это надо тщательно проверять.

— Но вы же понимаете, что проверить это практически невозможно.

— В общем, да. Ну как проверить, нарушает ли батюшка тайну исповеди? Не знаю, у меня нет рецепта, но если человек не доверяет священнику, он может пойти к другому. В целом же мне кажется, что проблемы тут нет. Когда мы приходим на исповедь, мы должны говорить о своих грехах, а грехи — не то, что интересует следственные или другие органы.

— Но мы же говорим на исповеди не только о грехах…

— А надо — только о грехах. Все прочее только мешает.

— В последние годы мне не раз доводилось слышать утверждение: "Русский человек может быть только православным". Что вы думаете об этом?

— Мне неизвестно, чтобы в нашем столетии какая-либо народность обязательно придерживалась какой-то одной конфессии. Сегодня миллионы русских людей ни во что не верят. Миллионы русских людей — баптисты и пятидесятники. Еще какая-то часть — католики. Большинство же исповедует православие.

— Что вы знаете об отношении к обществу "Память" Православной церкви?

— На проблему "Памяти" отреагировали два наших выдающихся иерарха: митрополит Ленинградский Алексий (ныне — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — М.Д.) и управляющий делами Московской патриархии митрополит Владимир. Смысл их высказываний состоит в следующем: патриотизм — вещь прекрасная, забота о сохранении культуры и памятников старины — тоже, но когда все это приобретает характер откровенного шовинизма, то противоречит основам христианства. Русская интеллигенция всегда отличалась терпимостью и отсутствием шовинизма. Достоевский гордился этой чертой, считая русского всечеловеком, открытым ко всем культурам.

— Это сложный вопрос, отец Александр. У того же Достоевского, как вы знаете, антисемитские настроения были довольно сильными…

— Ну и что? В конце концов, это было его право. В целом же русская интеллигентность означает терпимость и доброжелательность ко всем народам, населяющим нашу многонациональную страну. Это благородная, прекрасная черта, ее необходимо поддерживать.

— Какие надежды вы связываете с сегодняшней ситуацией в стране?

— Я надеюсь только на Бога. А нынешнюю ситуацию я приветствую, потому что она — единственный возможный вариант для выхода нашей страны из кризиса — духовного и материального.

— Вы полагаете, теперь будет легче?

— Я ничего не полагаю, это не в моих правилах. Я просто тружусь потихоньку. И не люблю праздных мыслей. Я надеюсь на Бога: что будет, то и будет. И потом, мне даже физически некогда предаваться таким размышлениям.

— Как вы думаете, долго ли продлится нынешний ренессанс русского православия?

— Это забота церковного руководства и самих верующих. Моя забота — выполнить мой долг перед Богом, перед людьми. Кроме того, назвав происходящее ренессансом, вы, по-моему, не совсем точно выразились. Я бы назвал это по-другому: Бог снова дал шанс верующим. Вопрос лишь в том, как мы его используем. Я хочу сказать, что многое зависит от нас. Бог снова призвал нас. Теперь — наш ответ. Сумеем ли ответить? Сможем ли?..

Марк Дейч

9 сентября 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования