Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРЕСС-АРХИВ": Исламизм, фашизм и терроризм. Части 1 и 2


* От редакции. Чтобы отделить "исламизм" от Ислама как мировой религии, мы определяем это понятие как политическую идеологию, которую ее последователи применяют исключительно в целях политики и обретения власти и которую они пропагандируют через собственную социальную и политическую деятельность.

Часть I

По требованию правительства США 7 ноября 2001 года прокуратура швейцарской конфедерации заморозила банковские счета финансово-консалтинговой фирмы "Нада менеджмент", находящейся в городе Лугано, и выдала ордер на обыск в ее офисах. Полиция также допросила нескольких служащих фирмы. Фирма "Нада менеджмент" являлась филиалом международной группы "ат-Таква" ("Страх Божий"), члены которой, по мнению экспертов из федерального казначейства США, были финансовыми советниками Усамы Бен Ладена.

Среди допрошенных был и некто Альберт-Фридрих Арман Хубер 74 лет, швейцарец, обратившийся в ислам с именем ака Ахмед. Бывший журналист, он являлся членом совета директоров "Нада менеджмент". В этом не было бы ничего удивительного, если бы не одно обстоятельство: Хубер был известен как влиятельный неонацист, вращавшийся в праворадикальных кругах Европы и США. Он называл себя посредником между радикальным исламом и теми, кого он считал "новыми правыми". После 11 сентября протрет Усамы Бен Ладена занял место на стене его кабинета в доме в бернском пригороде Мури, рядом с портретом Гитлера. По словам Хубера, 11 сентября объединило радикальный ислам и "новых правых".

Хубер и прав, и не прав. Он не прав в том, что неонацистов и исламистов объединило 11 сентября 2001 года. История их сотрудничества, основывающаяся на некоторых общих идеях, практических методах и поисках общего врага, насчитывает более 80 лет. "Компаньоны" одинаково ненавидят "упадочничество Запада" (политический либерализм, капитализм), одинаково готовы вести священную войну, в том числе и через акты самоубийства, и буквально охвачены идеей разгрома евреев, Америки и их союзников.

Хорст Малер – когда-то адвокат, в 60-70 гг. член ультралевой вооруженной группировки Баадера-Майнхофф, а в последние годы известный неонацист, - в своем открытом письме по поводу событий 11 сентября фактически объединил позиции радикальных исламистов и нацистов. "США или, если точнее, Мировой Жандарм, – говорится в письме, – продемонстрировали свою уязвимость. Последующая реакция Восточного Берега (под этими словами подразумевались евреи и их союзники - американский истэблишмент) может иметь эффект искры в бочке с порохом. Вот уже несколько десятилетий джихад является способом противостояния исламского мира против "западной системы ценностей". Сегодня она может нешуточно разразиться, и это будет мировая война, которую выиграют кинжалом. Англо-американцы и европейские наемники "глобальных игроков" по всей земле станут, как уже давно говорил Усама Бен Ладен, боевыми мишенями. На них нападут с кинжалами в тот момент, когда они менее всего будут ждать нападения. Но только немногие будут ликвидированы таким образом, а остальные, как зайцы по норам, разбегутся по тем странам, откуда они произошли".

Такая конвергенция воззрений "исламистов" и фашистов берет начало в 20-х годах прошлого века, когда оба этих течения, идеологически сформировавшиеся в 19 веке, оформились в политические движения со своими особыми претензиями на политическую власть и установление в обществе собственной идеологии (фашистам и национал-социалистам удалось реализовать эти цели в Германии и Италии в 20-30 годы, а "исламистам" - только в конце прошлого столетия в Иране и Афганистане). Оба этих течения претендовали быть наследниками неких эзотерических, идеализированно религиозных, либо этнически чистых, общин прошлого ( так, "исламисты" обращались к эпохе первых "праведных" халифов (632-662), прежде всего Умара ибн Хаттаба (633-644), чье правление будто бы явилось воплощением принципа "дин вуа дауля" - единства религии и государства. В случае с нацистами подобная идея арийской "народной общности" выглядит как-то маловразумительно и вряд ли имеет корни в реальной истории. Но в той же реальной истории именно эти две идеологии, по сути, стимулировали рост всех радикальных, утопических и тоталитарных движений. Этого мнения придерживаются многие исследователи.

Движение "Национал-социалистов" сформировалось как реакция на поражение "второго рейха" в Первой мировой войне, на неравноправный и предательский Версальский договор и последовавший за этим общий социальный кризис. Его расистская и корпоративистская идеология нашла свое выражение в книге Гитлера "Майн камф".

Организация "Братьев-мусульман" ("Ихван аль-муслимун"), ставшая "материнской" структурой для многих исламистских террористических организаций, образовалась в 1928 году как реакция на падение последнего халифата – Османской империи, в результате переворота, совершенного в 1924 году Кемалем Ататюрком, который ввел в Турции секулярный общественный строй. Основатель "Братьев-мусульман" египетский школьный учитель Хасан аль-Банна в эти годы писал о безграничной скорби "в связи с той страшной болезнью, которая довела умму до ее нынешнего состояния". Именно эта скорбь подвигла его самого и пятерых его товарищей (многим из которых было чуть за двадцать) – создать организацию, целью которой было возрождение исламского устройства.

Нет смысла далее описывать здесь историю фашизма и неонацизма, принесших миру ужасы Второй мировой войны и Холокост. Неонацизм, неважно в Европе или США, по-прежнему остается террористической угрозой и, как показало участие Ле Пэна в парламентских выборах, – влиятельной политической силой. Но все-таки неонацизм загнан в угол, и у него нет реальных возможностей стать по-настоящему влиятельной силой. Иное дело его идеологический близнец "исламизм", который имеет все шансы для эскалации в мире и наведения вселенского хаоса в силу того, что он пользуется все более растущим влиянием среди более миллиарда мусульман. Сразу вскоре после 11 сентября президент Буш объявил войну терроризму. Но терроризм – это только метод ведения войны. А врагом является "исламизм".

Первоначально "мусульманское братство" аль-Банны ограничивало свою деятельность духовным и этическим реформаторством. В 30-40 гг. шел быстрый рост ее членов, организация провозгласила и политические цели. К концу II мировой войны число членов организации "Братьев-мусульман" только в Египте насчитывало около полумиллиона человек, не считая отделений в других странах Ближнего Востока. Событийная канва того времени, идеология, методы - все это предрекало "Братьям-мусульманам" общественный успех. После войны главным вопросом для Ближнего Востока стало освобождение от английского и французского владычества. И у "Братьев-мусульман" было готово убедительное, религиозно обоснованное решение этой проблемы. Освобождение исламской отчизны от владычества иностранцев и неверных – "кяфиров", восстановление единого исламского государства - халифата. Для достижения этой цели аль-Банна создал солидную организацию со сложной, разветвленной структурой, охватывавшей различные слои общества (крестьян, рабочих, ремесленников, людей высококвалифицированного труда) и включавшей в себя специальные отделения по пропаганде, связями с прессой, переводам, связями с исламским миром, специальные комитеты по правовым и финансовым вопросам.

Причем все это было создано на основе уже существующей сети, включавшей в себя мечети и исламские социально-благотворительные организации. Именно интеграция традиционных мусульманских принципов социальных связей в современные политические структуры явилась коренной причины успеха аль-Банны.

Но "верховный муршид" (официальный титул главы "Братьев- мусульман" - "Портал-Credo.Ru") отлично понимал, что только верой, добрыми делами и количеством членов политической победы не одержишь. По образцу "чернорубашечников" Муссолини (аль-Банна восхищался "дуче" и его духовным братом "фюрер" Адольф Гитлер) он создал парламентскую фракцию, лозунгом которой стали слова "Покорность, подчинение, молчание", развивающие слоган чернорубашечников "Верить, починяться, бороться" (даже поверхностный текстуальный анализ заставляет серьезно усомниться в близости этих двух лозунгов – "Портал-Credo.Ru"), а также секретный аппарат управления (аль-джихаз ас-сирри) и разведку для обеспечения убийств и других террористических операций с целью захвата власти.

В 1948 году, после того, как "Братья-мусульмане" сыграли решающую роль в мобилизации добровольцев на войну против "сионистов" в Палестине с целью предотвратить создание еврейского государства, они сочли себя достаточно авторитетными, политически влиятельными и сильными в военном отношении для того, чтобы свергнуть египетскую монархию. Но этому не суждено было сбыться. Дальновидный визирь Нукраши–паша 8 декабря 1948 года попросту разогнал братьев. Но, увы, он оказался все же недостаточно дальновидным: менее, чем три недели спустя, "братья" убили визиря, после чего 12 февраля 1949 года в отместку последовало убийство правительственными агентами самого аль-Банна.

Часть II

Усама бен Ладен обладает деньгами, несомненными организаторскими способностями, опытом вооруженного сопротивления и харизмой, придающей ему образ глубокомысленного мудреца-алима в глазах его не очень образованных сторонников. Но Бен Ладен не интеллектуал. "Мозгами" аль-Каеды, ее главным идеологом считается египтянин, врач по профессии Айман аз-Заухири. Ему 51 год, он бывший глава египетской радикальной организации аль-Джихад. Вместе с Бен Ладеном он в 1998 году призвал к созданию Международного фронта борьбы с евреями и крестоносцами. Сейчас аз-Заухири - второе лицо в аль-Каеде.

Аз-Заухири - выходец из египетской элиты. Его отец - профессор медицинской школы Каирского университета. Айман также окончил это учебное заведение в 1974 году. Его дед по отцу был великим имамом института аль-Азхар, наиболее авторитетного учебного заведения среди мусульман-суннитов. Его двоюродный дед, Абд –аль-Рахман Азам был первым секретарем Лиги Арабских стран.

Несмотря на такое происхождение, а, возможно, даже и благодаря ему, аз-Заухири еще подростком вступил в организацию "Братьев-мусульман" и первый раз был арестован за принадлежность к ним в 1966 году, когда ему было 15 лет. В эти годы секулярное правительство Гамаля абд аль-Насра (Насера) обрушило волну репрессий на тысячи "братьев-мусульман", причем многие из них были казнены по обвинению в попытках покушения на президента. Одним из казненных был главный идеолог радикального ислама в XX cтолетии Сейид Кутб. Аз-Заухири считал себя последователем Кутба, развивающим послание своего духовного учителя и воплощающим его мысли на практике.

Но без Кутба нынешний "исламизм" как гремучая смесь фашистского тоталитаризма и крайнего религиозного фундаментализма не сможет существовать. Ведь главным достижением этого деятеля было то, что он трансформировал практику "Братьев-мусульман" 30-50-х гг., в том числе сотрудничество с фашистскими режимами и организациями, вовлечение в анти-западные и антиизраильские акции, борьбу за власть в самом Египте, – в демагогически-убедительную для людей форму, основанную на тенденциозных ссылках на исламский закон и писания, которые были при этом ни чем иным, как обманом верующих.

Кутб, в свое время бывший литературным критиком, отнюдь не религиозный фундаменталист, но всего лишь пропагандист a la Геббельс, пропагандист нового тоталитаризма, стоящего в одном ряду с фашизмом и коммунизмом.

Первое время после прихода к власти в 1933 году в Германии Гитлер был с энтузиазмом воспринят в арабских политических кругах различной ориентации. Однако после 12 лет войны и ужасов нацизма появилась надежда, что среди тех, кто нуждался в нацистах как союзниках в борьбе с колониалистами и сионистами, возникнет чувство разочарования и сожаления. Однако многие не чувствуют этой потребности в сожалении, а лишь сухо констатируют факт, что нацистское "окончательное решение еврейского вопроса" таковым отнюдь не оказалось. Но родственные моменты с фашизмом среди части "братьев-мусульман" и в других сегментах арабского и мусульманского общества более глубокие, нежели просто сотрудничество с "врагами наших врагов", и эта общность приобретала крайние формы.

Религиозное обоснование расовой чистоты, идеализация уммы эпохи правления четырех праведных халифов середины VII столетия во многом сходны с арийской народной общностью и другими принципами нацизма, изложенными Альфредом Розенбергом в его книге "Миф XX века", а также в гитлеровской "Майн камф" ( и позднее внедренных в практику), во всех своих существенных моментах смыкаются с принципами "Братьев-мусульман", сформулированными уже после того, как это движение прошло начальную фазу своего становления как группа, выступающая за духовные и этические реформы. Эти принципы охватывают широкий спектр: от неприятия упадочнической политики Запада и экономического либерализма (при этом такие принципы западного происхождения, как "социальное лидерство" и корпоративистская организация экономики, "исламистами" восприняты), до оправдания использования террора и убийств с целью захвата и удержания политической власти и антисемитских фантазий вроде теорий о единстве международной финансовой плутократии и масонства, сионизма и всепроникающего еврейского контроля над миром.

Вполне понятно, что Италия и Германия с целью сокрушить англо-французское господство на Ближнем Востоке пошла в 30-40 гг. на союз с арабскими и исламскими лидерами. Так, во время арабского восстания 1936-1939 годов, адмирал Канарис, глава Абвера (немецкой военной разведки), направлял на Ближний Восток агентов и крупные суммы денег для поддержки восстания против англичан в Палестине. То же самое делал и"верховный муршид" аль-Банна. Ключевой фигурой в фашистско-исламистской оси стал тогдашний муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хуссейнибывший также духовным наставником юного Ясира Арафата.

Переехав в начале войны из Египта в Ирак, аль-Хуссейни активно участвовал в происшедшем здесь в апреле 1941 года пронацистском перевороте, организованном и финансированном из Германии. Правда, уже к июню 1941 года англичанам удалось восстановить контроль над Багдадом. Иерусалимский муфтий вновь ударился в бега. Через Тегеран и Рим он добрался до Берлина, где его встретили как героя. Он оставался в Германии почти всю войну как ценный кадр для разведки и пропаганды, неоднократно встречался с Гитлером, и персонально занимался отбором добровольцев для боснийско-мусульманского легиона СС "Ханджар" ("Сабля").

А вот другой видный активист сотрудничества с нацистами в годы второй мировой – Юсуф Нада, ныне председатель совета директоров группы "ат-Таква", о которой упоминалось в начале, которая действует в Швейцарии, а также в оффшорах на Багамах и в Лихтенштейне и которую американское казначейство обвиняет в финансовой подпитке аль-Каеды. В молодости он был членом тайного руководства "аль-джихаз ас-сирри" ("Братьев-мусульман"), а затем был завербован абвером. Когда после разгрома нацистов муфтий аль-Хуссейни был вынужден бежать из Германии, именно Нада организовал его побег через Швейцарию в Египет, а затем и в Палестину, где муфтий вновь объявился в 1946 году.

Окончание следует.

"ASIA TIMES", ноябрь-декабрь 2002 г.

(с) Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования